- Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
- Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений консультация по логопедии
- Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
- Таблица: задачи артикуляционной гимнастики
- Методика проведения артикуляционной гимнастики
- Картотека упражнений — таблица
- Примеры конспектов занятий
- Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»
- Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»
- Наглядный материал для работы
- Кубики для артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
Наталья Желтобрюхова
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» чётко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление её нарушений.
ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Как правило, упражнять ребёнка не обходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ.
КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики,можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения,в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: а) опущен за нижние зубы – «почистим зубы»; б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка». После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у, округляться (о, обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др., слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в, смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Первый комплекс и включает эти основные упражнения
1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2. Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
7.Чередование положений языка: широкий – узкий.
8. Подём языка за верхние зубы.
9. Чередование движений языка вверх – вниз.
10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.
1. Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а, закрыть.
2. «Заборчик» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» — губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
5. «Иголочка» — рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» — «Иголочка».
6. «Часики» — рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели»— движение языка: нос – подбородок.
Упражнения для губ
«Улыбка» — удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» — рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» — вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» — вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» — зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» — «Бублик», «Улыбка» — «Хоботок».
«Кролик» — зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционныхдвижений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения.Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом.Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.
Артикуляционная гимнастика для детей раннего развития Самомассаж: 1. «Замочек»: — улыбнуться; — спрятать губы – поджать так, чтобы их не было видно («закрыть замочек», расслабить губы, слегка.
Артикуляционная гимнастика для детей 2–4 лет Артикуляционная гимнастика для детей 2-3-4 лет. Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы легкими.
Артикуляционная гимнастика для детей 4–5 лет .
Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3–4 лет Артикуляционная гимнастика для дошкольников Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей.
Артикуляционная гимнастика для малышей Артикуляционная гимнастика для малышей Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы,.
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Название артикуляционного упражнения Техника выполнения артикуляционного упражнения «РУПОР».
Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких» Консультация для родителей детей раннего возраста (до 3-х лет) «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких»Многих родителей волнует.
Презентация «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Данная презентация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей. В последние годы появилась одна сложнейшая.
Занимательная артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста Занимательная артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возрастаПо большому счету, человек разговаривает «головой» — именно в коре.
Источник
Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений
консультация по логопедии
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).
Это важно. Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.
Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.
Таблица: задачи артикуляционной гимнастики
Орган артикуляции | Задачи гимнастики |
Губы | Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции. |
Язык | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д. |
Щёки | Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться. |
Нижняя челюсть | Развивать подвижность нижней челюсти. |
Мягкое нёбо | Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора. |
Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.
Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.
Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.
Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:
- профилактическую;
- коррекционную;
- диагностическую.
Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.
Методика проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:
- статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада;
- динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.
Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.
Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:
- продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
- во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
- гимнастика должна проходить в игровой форме;
- комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
- если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
- всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.
Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).
Требования к детям зависят от возрастной группы:
- младшая — ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
- средняя — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;
- старшая и подготовительная — упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.
Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.
Картотека упражнений — таблица
Название упражнения | Описание упражнения | Стишок для проведения упражнения |
Улыбочка | Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Широка Нева-река И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. |
Хоботок | Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке «у-у-у». |
Домик открывается | Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть. | Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. |
Любопытный язычок | Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз. | Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» — Удивляется народ. |
Лягушка | Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. | Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. |
Зайчик | Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. | Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. |
Горка | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. |
Окошко | Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд. | Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. |
Обезьянка | Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. | За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. |
Чашечка | Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. | Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. |
Вкусное варенье | Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». | Как будто варенье лежит на губе, Слижу его «чашечкой» в ротик себе. |
Покусаем язычок | Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Можно покусать кончик или середину языка. Или покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». | Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. |
Лопаточка | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Поперек улыбки лёг – Отдыхает язычок. |
Примеры конспектов занятий
Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.
Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»
Текст стихотворения | Действия детей |
Котик Рыжик стал скучать – Не с кем дома поиграть. | Зевают. |
Чтоб друзей себе найти, Надо в детский сад пойти! | Улыбаются. |
Рыжик лапки причесал, | «Протаскивают» язык между зубами вперед-назад. |
Язычком их облизал, | Облизывают рот по часовой стрелке. |
Влево-вправо потянулся | Сильно высовывают язык то вправо, то влево. |
И, конечно, улыбнулся. | Улыбаются. |
Мяу! Мяу! Малыши! Веселимся от души! | Хлопают в ладоши. |
Мы достанем с верхней полки Наш веселый, звонкий мяч. | Тянут кончик языка вверх к носу. |
Покатаем мяч по полю, | Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». |
А потом помчимся вскачь! | Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз. |
Круглый обруч мы возьмем И крутить его начнем. | Округляют рот, словно произнося букву «о». |
А теперь, мои ребятки, Поиграем с вами в прятки! | Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз. |
Рыжик целый день играл, Только к вечеру устал. | Дети потягиваются. |
Дома на кроватке Спит котенок сладко. | Дети кладут голову на сложенные ладошки. |
Другой пример гимнастики — сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.
Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»
Текст | Действия детей |
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке. | 1. Открывать, закрывать рот. 2. Высунуть язык. 3. «Лопаточка» на нижней губе. |
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь. А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. | 1. «Иголочка». 2. Язычок во рту, рот закрыт. 3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д». |
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул. | 1. Имитирует лакание молока. 2. «Вкусное варенье», рот открыт. 3. Широко открыт рот. |
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок. | 1. «Часики». 2. Язычок во рту, рот закрыт. |
Наглядный материал для работы
Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.
Кубики для артикуляционной гимнастики
Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.
Источник