Артикуляционная гимнастика для малышей
Наталья Лянгузова
Артикуляционная гимнастика для малышей
Артикуляционный комплекс упражнений
для детей раннего возраста(1,5 – 3 года).
(Перед зеркалом по 2-5 минут каждый день).
К трем годам у ребенка должны быть сформированы следующие звуки речи:
А О У И Ы (И) Э (Е) М П Б В Ф Т Д Н К Г Х (К) С* З* Л*.
1. Улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и целых слов.
2. Усилить речевой выдох.
1. «Дом» — представьте, что ротик малыша – это дом. Постучите пальчиком по щёчке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается: «Дверки дома открылись».Говорим: Пока! Пока!», — и ротик закрывается.
2. «Окошечко» — открываем ротик, произнося звук «О». Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.
3. «Вкуснятина» — приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.
4. «Лопаточка» — широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.
5. «Блинчик» — высовываем язычок и губками «шлёпаем» по нему,проговаривая: «Пя-пя-пя».
6. «Пузырь» — надуваем щёчки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щёчек и сдуваем пузырь.
7. «Волшебные дверки» — укажите малышу на его губки.Скажите: «Раз-два-три», — и губки улыбаются.Затем снова повторяем: «Раз-два-три», — и губки вытягиваются вперёд.
8. «Чистые зубки» — улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по нижним зубам и «чистим» их.
9. «Качели» — широко открываем рот и, улыбнувшись, кладём кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем его за верхние зубы.
10. «Дудочка» — сильно вытянув губы вперёд, поём с малышом: «Ту-ту-ту, ду-ду-ду». Следите, чтобы губы не размыкались.
11. «Слоник» — трубочка (диаметр 1,5-2 см, а затем тонкая) зажимается губами и свободно покачивается.
12. «Ветерок» — подуть через трубочку на ладонь.
13. «Пузырьки» — выдувать воздух из трубочки через воду, чтобы вода забулькала.
14. «Насос» — вдох на наклоне. Нюхаем цветы, грибы… Предметы/картинки выкладываются на полу перед ребенком.
15. «Погончики» — Предметы/картинки выкладываются на плечи.
16. «Кошка» — Вдохи берутся слева и справа на легком наклоне.
Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.
Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.
Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.
Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.
Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.
Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.
Фотоотчет о пальчиковых играх и артикуляционная гимнастике «Птицы» во второй младшей группе Изучая тему «Птицы» мы с детьми провели ряд артикуляционных гимнастик и пальчиковых игр с учителем -логопедом Кадыковой О. В. Предлагаю вам.
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.
«Собирайся детвора». Утренняя гимнастика для малышей Первый вариант Воспитатель Собирайся детвора В лес гулять пойдем друзья Друг за другом все встаем (построение в колонну) Друг за другом.
Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.
Источник
Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста
статья
Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста: польза, советы для родителей, комплекс упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64 Приморского района
Тема: «Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет».
Возрастная группа: группа раннего возраста (2-3 года).
Образовательная область: здоровьезберегающая.
Образовательная технология: игровая.
Автор: Пантелеева Дарья Игоревна
2019-2020 учебный год
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Для выполнения гимнастики необходимо соблюдать определенные правила:
1. Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
2. Артикуляционную гимнастику выполняют только сидя.
3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
5. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и небольшими подгруппами.
6. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд, далее переходят к динамическим. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5-10 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз – разбиваем комплекс на весь день.
7. Комплекс упражнений следует планировать на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжение всей второй недели.
8. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняет до 10-15 раз.
9. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
10. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме и ежедневно.
Польза от артикуляционной гимнастики:
— Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она
подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость
органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная
гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков,
т.е. тем, у которых «каша во рту».
— Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию
речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и
правильно, без помощи логопеда;
— Дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше
подготовлены к занятиям с логопедом;
— Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым
произношением (о таких говорят «каша во рту»);
— Занятия артикуляционной гимнастикой помогут и детям, и взрослым
говорить правильно и красиво.
Упражнения для развития мышц губ:
1. «Улыбнись маме»
— Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
— Сами покажите, как нужно улыбаться.
— Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
— В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
— Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
— После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.
3. Упражнение «Снежинки»
Подготовьте кусочки белой ваты.
— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.
Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:
— Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
— Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
— Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.
Упражнения для языка:
1. «Домик для язычка»
— Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
— Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
— Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
— Убираем язычок, рот закрываем.
— Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Накажем непослушный язычок»
— Попросим малыша приоткрыть ротик.
— Теперь высовываем язычок
— И покусаем его слегка зубками.
3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
— Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
— Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.
— Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
— Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»
4. Упражнение «Часики»
— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.
5. Упражнение «Горка»
— Покажите картинку со снежной крутой горой.
— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
— Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.
6. Упражнение «Лопатка»
— Покажите малышу картинку с лопатой.
— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
— Теперь пробует малыш.
— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.
7. Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.
8. Упражнение «Снежинки»
Подготовьте кусочки белой ваты.
— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам «Сказку о веселом язычке». Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик.
Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Для того чтобы ребёнок стал говорить, у него должны достигнуть определённого уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции. Это созревание анатомическое и .
Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста.
Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста с практическим материалом.
картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста.
Приведен перечень упражнений для развития голосового аппарата детей.
Источник