Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Л] «Путешествие с Лунтиком на сказочную поляну»
Евгения Захарова
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Л] «Путешествие с Лунтиком на сказочную поляну»
Индивидуальное логопедическое занятие
на автоматизацию звука [Л]
в словах, предложениях и связной речи
с использованием ИКТ
Цель:Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях и связной речи.
1. Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л].
2. Закрепить произношение звука [Л] в словах, предложениях и связной речи.
1. Закрепить умение согласовывать существительное среднего рода с числительными.
2. Упражнять в употреблении предлогов.
3. Упражнять в составлении коротких предложений.
1. Развивать целостность восприятия.
2. Развивать мелкую и общую моторику.
3. Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.
4. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
1. Воспитывать усидчивость, самоконтроль.
2. Воспитывать отзывчивость, желание помогать.
Оборудование: Компьютер для демонстрации слайдов, зеркало, игрушка Лунтик, разрезная картинка с изображением Лунтика, сухой бассейн в виде ведёрка с фасолью, картинка- раскраска.
Время реализации занятия: 20 минут.
При подготовке к занятию были использованы возможности программ Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Power Point 2007, ресурсы сети Интернет.
Вид медиа продукта – наглядная презентация (16 слайдов).
Предварительная работа: Постановка звука [Л], закрепление звука [Л] изолированно, в слогах, словах.
План индивидуального логопедического занятия:
1. Организационный момент
Игры с использованием сухого бассейна:
2. Основная часть
-Сообщение темы занятия.
-Уточнение артикуляции и характеристики звука [Л].
-Игра «Лодочка» на закрепление изолированного звука [Л].
-Игра на развитие фонематического восприятия
— Игра на развитие умения согласовывать существительное среднего рода с
числительными «Собери и сосчитай».
— Игра на развитие умения правильного употребления предлогов в, на,за, под, над, около
— Игра на автоматизацию звука [Л] в предложениях «Придумай предложения».
3. Заключительная часть
-Прощание с Лунтиком.
Ход индивидуального логопедического занятия:
1. Организационный момент
Игры с сухим бассейном:
пальчиковая гимнастика, «Собери картинку».
Посмотри, какое у меня есть ведерко, красивое, яркое. Тебе интересно, что там внутри?
(Перед ребенком ведерко, наполненное фасолью (сухой бассейн, в нём спрятана разрезанная на 5 частей картинка с изображением Лунтика).
В этом ведерке среди фасолинок спрятана картинка, которая распалась на части, собери её и узнаешь, кто сегодня вместе с нами будет заниматься.
Ребёнок сидит за столом, перед ним сухой бассейн. Ребенок собирает картинку.
Ты знаешь кто это?
Ответ ребенка: Лунтик.
2. Основная часть
Сообщение темы занятия
(Логопед включает 1 слайд)
Правильно. К нам на занятие сегодня пришел гость, и зовут его Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.
Назови первый звук в имени Лунтик.
Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем закреплять звук [Л].
Ты хочешь побывать на сказочной полянке?
— Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Лунтика!
Наша Маша озорница тянет губки к ушкам.
-Я теперь — Лягушка!
Ребенок выполняет упражнение: «губы в улыбке, зубы не видны»
Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Язык, как блинчик, положи,
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять
улыбается, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Нашей Маше очень смело
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизатьэ
открыт, широким языком обхватывает верхнюю губу и «слизывает» воображаемое варенье вглубь рта. Производит движения язычком не из стороны в сторону, а вперед-назад.
На качелях я катался,
Вверх летел и вниз спускался.
Рот открыт, напряженным язычком тянется то вверх к носу, то вниз к подбородку. Выполняет под счет: «раз-два, раз-два».
Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]
Маша, расскажи, как нужно правильно произносить звук [Л].
Где должен быть язычок?
Ответ ребёнка: Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаем воздух теплый.
Скажи, звук [Л] гласный или согласный?
Ответ ребёнка: Согласный, потому что язычок встречает препятствие, зубки.
А он звонкий или глухой?
Закрепление изолированного произношения звука [Л]
Ну, теперь можно отправляться в путь!
Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё?
Ответ ребёнка: На лодке.
Правильно, нам нужна лодка.
Садимся в лодку плывем «Л-л-л-л»
Ребенок долго произносит звук [Л].
— Вот мы и добрались до полянки!
-Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это?
Ребёнок рассматривает слайд, называет друзей Лунтика
Развитие фонематического восприятия
Мила торопилась в гости к Пчеленку и уронила корзинку с гостинцами, давай поможем ей собрать все обратно.
Игра «Помоги Миле»
Выбирай и называй только те продукты, в названии которых ты слышишь звук[Л] (если ребёнок называет неправильно продукт, то он остаётся на месте, не передвигается)
Ребёнок называет слова: масло, молоко, яблоко, колбаса, клубника, булочка,шоколад.
-Молодец! Помогла Миле.
А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.
«Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать
На цветочки тихо сели
Мы вздохнули и уснули».
Ребенок выполняет упражнения:
скачет на двух ногах;
садится на корточки;
Согласование существительного среднего рода с числительными.
Посмотри, а это кто?
Учительница дала ему задание собрать яблоки в саду и сосчитать, сколько их, давай поможем ему!
Игра «Собери и сосчитай».
Ребенок собирает и считает яблоки (одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок).
Употребление предлогов (в, на,за, под,над, около)
Смотри, полянка. Пока Пчеленок собирал яблоки, Лунтик и Мила играли на ней, потеряли все игрушки, да и сами спрятались, давай вместе с Пчеленком найдем друзей и их игрушки.
Игра «Прятки» (надо найти игрушки и назвать, где они находятся).
Ответ ребёнка: Лопата лежит под столом, кукла стоит на столе, колокольчик лежит в лукошке, Лунтик спрятался за тюльпанами, Мила летает над цветком, лошадка стоит около фиалки.
Автоматизация звука [Л] в предложениях
Лунтик очень хочет научиться составлять предложения.
Давай научим его составлять предложения с парами слов.
Игра «Придумай предложения».
Пары слов: Мила – лодка, Лунтик – луна, пчела — фиалка.
предложения. Примерные ответы:
Мила плывет на лодке. Лунтик прилетел с луны. Пчела села на фиалку.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Ты, Маша, — молодец! Понравилось тебе играть с Лунтиком и его друзьями?
В какие игры тебе больше всего понравилось играть?
Чему ты научила Лунтика?
Лунтик говорит тебе спасибо и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка -раскраска с изображением Лунтика)
Источник
Конспект индивидуального логопедического занятия «Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л]
Оксана Виноградова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л]
Конспект индивидуального логопедического занятия «Лунтик в гостях у ребят»
Цель: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях.
— закреплять навыки произношения звука Л в слогах, словах и предложениях;
— упражнять в определении места звука в слове;
— учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;
— развитие артикуляционной моторики;
— развитие плавного длительного выдоха;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
— развитие слухового внимания и памяти;
— воспитывать усидчивость и положительное отношение к занятиям.
Оборудование: компьютер, игрушка Лунтик, картинка раскраска с изображением Лунтика, мячи разного цвета, корзинки, схема артикуляции звука Л, сигнальная карточка, мыльные пузыри, предметные картинки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент.
-Здравствуй. Какое у тебя сегодня настроение? — Сейчас мы с тобой проведем разминку (ребенок изображает эмоции в соответствии с текстом).
Я люблю, когда ты улыбаешься.
Я люблю, когда ты удивляешься.
Я не люблю, когда ты обижаешься.
Я не люблю, когда ты злишься.
Я люблю, когда ты улыбаешься!
— К нам на занятие сегодня придет гость из мультфильма, а чтобы узнать кто, тебе нужно отгадать загадку.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны-
Знают, любят малыши.
— Лунтик. (появляется игрушка Лунтик)
II. Сообщение темы занятия
— Но наш Лунтик совсем не весел, он потерял звук и не может без него с нами играть.И теперь он говорит так:. ампа,. авка, са. ат, ха. ат, сто., шко. а»(логопед показывает картинки и ребенок правильно проговаривает каждое слово).
— Какой звук потерял Лунтик?
— Это звук Л.
— Поможем ему вернуть звук Л? А для этого поиграем с этим звуком вместе с Лунтиком.
III. Артикуляционная гимнастика.
— А чтобы наш звук получился правильный, нужно выполнить гимнастику для язычка. Выполним ее вместе с Лунтиком и веселыми картинками (картинки выплывают на экране поочереди).
IV. Развитие физиологического дыхания.
— А откуда прилетел Лунтик? – С луны.
— Он прилетел к нам с непустыми руками, а с волшебной коробочкой. Открой и посмотри что там? – Мыльные пузыри. – Ты любишь надувать мыльные пузыри?
— Мы сейчас с ними поиграем.Но в каждой игре есть правила: вдох мы делаем – носиком, а выдох – ротиком, следи, чтобы щеки не надувались.
V. Анализ артикуляции звука.
— Вспомни, какой звук мы помогаем Лунтику вернуть? – Звук Л.
— Расскажи Лунтику по схеме, как нужно правильно произносить звук Л.
— В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук Л? – Зубки? – Где находится язычок? – Что с горлышком? – Значит звук Л какой?
VI. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай Звук Л»
— Сейчас я буду произносить разные звуки. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л: м, п, л, к, т, л, ш, л; Па, ло, му, лы, та, ду, лу, мы, ла.
VII. Автоматизация звука Л в слогах.
— Лунтик любит играть в мячи и хочет чтобы мы с ним поиграли. В корзинах мячи разного цвета.
— Скажи слог ЛА столько раз, сколько у Лунтика красных мячей.
— Скажи слог ЛО столько раз, сколько синих мячей.
— Скажи слог ЛУ столько раз, сколько зеленых мячей.
— Скажи слог ЛЫ столько раз, сколько желтых мячей.
VIII. Автоматизация звука Л в словах.
Игра «Подарки для Лунтика»
— А ты знаешь, лунтик любит цветы. Подарим ему их. Но дарить будем только те цветы, в названиях которых есть звук Л. (Цветы лежат на полу, на каждом цветочке картинки).
Игра «Назови ласково»
— У Лунтика есть волшебная палочка. Вот она. Она умеет превращать большие предметы в маленькие. Поиграй и ты волшебной палочкой. Преврати большие предметы на картинке, в маленькие. (Ребенок волшебной палочкой дотрагивается до картинки и называет большой, а затем маленький предметы).
— Молодец. Ты правильно назвала все предметы и четко произносила звук Л.
Игра «Разложи картинки по коробкам»
Лунтик очень аккуратный. Если поиграл, нужно за собой убрать. Помоги разложить картинки по коробкам. Если в названии картинки звук Л стоит в начале слова, то положи ее в первую коробку, если в середине, то во вторую, а если звук Л в конце слова, то в третью коробку.
IX. Автоматизация звука Л в предложениях. Работа над связной речью.
У Лунтика на Луне есть знакомый волшебник. Он написал ему письмо, в котором все перепутал. Помоги Лунтику. Внимательно послушай предложения, исправь ошибки, скажи правильно, а потом найди подходящую картинку.
— На луне небо. (На небе луна).
— Лук полол Клаву. (Клава полола лук)
— Волны плывут по лодке. (Лодка плывет по волнам)
— На белке сидела елка. (Белка сидела на елке)
— У голубого платья есть кукла. (У куклы есть голубое платье)
(Если у ребенка не получается самостоятельно составить, логопед помогает ребенку)
На столе лежит картинка смайлика. Если ты считаешь что занятие прошло хорошо, и мы помогли Лунтику, то нарисуй смайлику веселую улыбку, а если нет, то нарисуй грустную улыбку.
XI. Итог занятия.
— Наше занятие подошло к концу. Кто приходил сегодня к нам в гости? Понравилось тебе сегодня играть с Лунтиком? Чему ты научила Лунтика?
— Молодец! Ты сегодня хорошо занималась!
— Лунтик говорит тебе спасибо, теперь он может говорить слова правильно, и дарит на память свой портрет. (Картинка-раскраска с изображением Лунтика).
Индивидуальная НОД по автоматизации звука [Л] «Лунтик в гостях» Цели: • Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к своей речи; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап автоматизации звука [Р] в словах» Этап автоматизации звука Р в словах. Тема. Звук Р. Цель: формирование звуковой стороны речи. Коррекционно-образовательная задача: обучать.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука л в словах и словосочетаниях. Цель: закрепление правильного произношения звука л в речи. Задачи: формирование самоконтроля во время произношения звука, закрепление фонематических.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Цели: 1) коррекционно-образовательные Уточнение и совершенствование.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Цели: Коррекционно-образовательные Уточнение и совершенствование.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с] Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно — обучающие: автоматизировать звук [С] в словах и предложениях;.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях». Цель: создать условия для закрепления правильного произношения звука [Ш].
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Тема: «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук [Р] в речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение.
Конспект индивидуального занятия «Путешествие по сказкам» по автоматизации звука «Р» Тема: Автоматизация звука [Р] Цель: Закрепить умение произносить звук [Р] в слогах и словах. Задачи: 1. Закрепить умение произносить звук.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л’] Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] Цель: добиваться правильного звучания изолированного звука.
Источник