Артикуляционная гимнастика при ротацизме

Артикуляционная гимнастика при ротацизме

Правильная артикуляция

Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Рь] даются дошкольникам сложнее всего.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Рь] в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.

При дефекте произношения фонем [Р], [Рь] у детей чаще всего диагностируется горловой (увулярный) ротацизм. При данном нарушении в процессе фонации участвует только мягкий язычок, при говорении слышен рокот, или “французский р”.

Как заниматься

Логопедическая работа по коррекции произношения звука [Р] строится по следующей схеме:

  1. Теоретическая подготовка родителей и детей.
  2. Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
  3. Формирование артикуляционных навыков. На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р], тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем взрослому и ребенку.
  4. Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.

Комплекс упражнений

Итак, формирование навыка произнесения [Р] у детей, постановка и автоматизация звука не обходится без артикуляционной гимнастики. Приведем самые эффективные упражнения, которые включаются в занятия с логопедом. Каждое задание нужно повторять 3-5 раз.

Читайте также:  Тренировка пампинг для мужчин

Парашют

Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.

В процессе упражнения тренируются мышцы языка, щек и гортани, контролируется сила , и направление воздушной струи.

На заметку! Чтобы научить ребенка делать язык “чашкой”, капните на тело язычка 3-4 капли воды. Попросите удерживать жидкость, не проливая, 15-20 секунд. Через 3-4 раза задание будет выполняться максимально правильно.

Шарик

Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.

Орешки

Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали “орешки”.

Вкусное варенье

Упражнение для формирования навыка контроля над положением языка, его мышц, развития гибкости главного речевого органа.

Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.

Маляр

Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.

На заметку! Упражнение “Маляр” отлично подходит для детей с коротко уздечкой. В процессе выполнения следите за напряжением подъязычных мышц для максимальной эффективности гимнастики.

Грибочек

Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.

Гармошка

Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя.

В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбка сохранялась.

Лошадка

Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.

Барабанщик

Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.

Самые сложные для ребенка задания делайте чаще. Для быстрого понимания техники используйте на уроках зеркало, показывайте на картинках и собственном примере.

Дополнительные артикуляционные упражнения

для горлового Р

Представленные ниже упражнения хорошо развивают мышцы мягкого неба и глотки.

Когда полезны упражнения для горла?

  • Если вы произносите Р горлом и подвержены ангине и простудным заболеваниям.
  • При дизартрии, когда мышцы глотки или мягкого неба ослаблены, или имеются парезы этих мышц.
  • При любых нарушениях голоса.
  • При заикании, когда мышцы глотки и мягкого неба находятся в спазме в момент речи.
  • Так же эти упражнения, укрепляя мышечный аппарат горла, делают его менее подверженным простуде и инфекциям.

Упражнения для развития мышц глотки и мягкого неба:

1. Позевать с начала с открытым, а затем и с закрытым ртом. Позевать, широко открыв рот и при этом шумно втягивая воздух.

2. Произвольно покашлять. Затем высунуть язык вперед и покашлять.

3. Имитировать полоскание горла, запрокинув голову назад. После прополоскать горло отваром коры дуба.

4. Глотать воду маленькими глотками, делайте подряд 10-20 глотков.

5. Зажать нос и надуть щеки.

6. Медленно произносите звуки К, Г, Т, Д.

7. Помычать с закрытым ртом, старайтесь при этом максимально поднять мышцы мягкого неба.

8. Высунуть острый язык, как можно дальше вперед и удержать положение в течение 10 секунд.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Проведение артикуляционной имнастики в работе с детьми 5-6 лет

ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ
КОРРЕКЦИЯ РОТАЦИЗМОВ

Опыт работы учителя-логопеда Румянцевой И.В.

Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка , для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, обменивается информацией , выражает свои мысли, чувства, желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Произношение звуков -это сложный двигательный навык, который начинает формироваться с младенчества. В норме формирование правильного произношения заканчивается к 5-6 годам.

Одним из условий нормального становления произношения является полноценная работа артикулярного аппарата. Артикуляция связанна с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. В процессе голосообразования участвуют гортань, трахеи, диафрагма, бронхи, легкие, межреберные мышцы. Не все дети могут овладеть фонетической системой языка самостоятельно. (без специального воздействия и помощи взрослых). Дефекты произношения могут быть выраженными в разной степени. В легких случаях возможна помощь воспитателей, самостоятельное участие родителей в процессе становления звуков речи ребенка. В остальных- требуется квалифицированная помощь логопеда.

Совместная деятельность логопеда, воспитателей и родителей является хорошей предпосылкой для формирования правильного звукопроизношения ребенка. Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно.

Рассмотрим подготовительный этап работы. Его цель-подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На данном этапе логопедическая работа идет по нескольким направлениям:

-Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата

-Формирование правильной воздушной струи

-Развитие мелкой моторики рук

-развитие фонематического слуха

-отработка опорных звуков или артикуляционных укладов, для постановки звуков.

Подробнее рассмотрим раздел

Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

Важными характеристиками арт. движений являются:

их точность, темп выполнения движений, дозировка количества повторений.

Точность движения определяется правильным (заданным) положением речевого органа, его местоположением и формой.

Плавность и легкость- предполагают движение артикуляционных органов без толчков, подергиваний, дрожания.

Движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах, симметрично по отношению к правой и левой стороне лица .

Темп- это скорость движения (может варьироваться в зависимости от успешности овладения тем или иным положениям органа речевого аппарата).

Дозировка количества повторений обязательно должна быть индивидуальной- как для каждого ребенка , так и для данного периода работы с ним .

На начальном этапе рекомендуется проводить гимнастику в течении 2-3 минут постепенно увеличивая количество повторений каждого упражнения. Не следует предлагать детям более 2,3 упражнений. В дальнейшем -к предлагаемым трем упражнениям добавляется 1 или 2 новых.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к сложным. Принципом отбора арт. упражнений служит характер дефекта произношения. Для каждого ребенка логопед составляет индивидуальный комплекс упражнений.

Опыт работы показал, что наиболее распространенным речевым нарушением у детей являются- ротацизм. Поэтому, наиболее важным для себя считаю изучение коррекции данного нарушения.

Ротацизм- ( лат. Rhotacismus, от названия буквы греческого алфавита ro)- расстройство произношения фонем (р) и (рь) которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи, в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка ( участвуют все мышцы языка).

Встречаются ротацизмы следующих видов

1. Картавый ротацизм

-язычковый (увулярный). Вибрирует не кончик языка, а увула (малый язычок )

-нёбный(велярный). Язык участия в артикуляции не принимает. Вибрирует нёбная занавеска.

2. Губной (билабиальный)-звучание среднее между (в) и (у) , без вибрации языка. Активно работают губы.

-кучерский-. Язык участия в артикуляции не принимает. Активно работают губы.( звучание , как (бр)).

3. Боковой ротацизм.

-Кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к внутренней поверхности резцов. Боковые края опущены либо с одной , либо двух сторон. Происходит утечка воздуха через боковые щели.

Данный вид ротацизма во временной речевой группе встречается редко, т.к. в его основе лежат причины органического характера , что несомненно ведет к искажению не одной а а нескольких звуков

4. Носовой ротацизм.

— Обусловлен неправильной работой мягкого нёба ( оно опущено ) , вследствие чего происходит утечка воздуха через носовую полость.

— Звучание приобретает гнусавый оттенок ( кг). Язык стремится занять положение заднеязычного звука. Данный ротацизм при моей работе во временной речевой группе не встречался.

5. Одноударный ротацизм.

— Вибрации нет. Кончик языка один раз ударяется об альвеолы

-Наиболее распространённые виды ротацизмов во временной группе увулярный , одноударный и губной . Встречается также параротацизм ( замены звука »р» другими звуками), чаще »л» , «й» , «ль» , которые превращаются из физиологической замены в патологическую после 5-6 лет.

При правильной артикуляции звука «р» органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

-кончик языка поднят к нёбу (альвеолам) , боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам . средняя часть спинки языка прогибается , принимая форму ложечки , корень языка поднят под напором выдыхаемого воздуха , который проходит посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол;

-губы открыты ( принимают положение последующего звука );

-ощущается сильная струя воздуха на ладони , поднесенной ко рту;

-мягкое нёбо поднято;

-голосовые связки вибрируют .

При нарушении иннервации мышц языка, короткой подъязычной связке у детей при произношении звуков «р»,»рь» встречаются различные искажения данного звука.

Цель моей работы- разработка и использование игровых моментов в проведении артикуляционной гимнастики. (работа над звуком «р» на подготовительном этапе).

Работа с ребенком начинается с логопедического обследования, которое позволяет собрать и выявить следующие данные:

-данные о развитии речи ребенка ;

-состояние звукопроизношения (определение характера нарушения звука: отсутствие , замену на другие звуки, искажение , дефектную артикуляцию в различных условиях.);

-состояние слуховой функции;

-состояние общей моторики;

-состояние дыхательной и голосовой функции;

-особенности динамической стороны речи;

-состояние фонематического анализа , синтеза, фонематических представлений;

-особенности словарного запаса;

-состояние грамматического строя речи;

Анализ результатов логопедического обследования дает возможность определить речевое нарушение и наметить путь его коррекции. В данном случае определить вид ротацизма и подвижность органов артикуляционного аппарата. На основе чего построить работу по артикуляционной гимнастике (общей и укрепляющей определенные мышцы языка)

Для постановки звука «р» важна как общая артикуляционная гимнастика(упражнения для губ, языка), так и упражнения направленные на установку кончика языка, подготовку его к вибрации.

Работу над артикуляцией целесообразно начинать со сказки о «Весёлом язычке. Дети 5-6 лет, также как и дети младшего возраста слушают её ,повторяют движения по подражанию (на слух или с опорой на зеркальное изображение). Эта сказка эмоционально настраивает детей на занятия, способствует уточнению знаний детей об органах артикуляционного аппарата.

А кто живёт в этом домике?

В этом домике дружок,

Живёт Весёлый Язычок-

Ох, и шустрый он мальчишка

И немного шалунишка.» ( по Новоторцевой И.В.)

Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата. По ходу сказки выполняют простейшие движения языком. Логопед объясняет детям, что разные движения языком (игры) имеют своё название. Перед детьми выставляют домик, с различными картинками — символами. Дети рассматривают и называют картинки («Заборчик», » Мостик», » Лошадка».)

2.Логопед показывает детям альбом с картинками-символами. Для разучивания даёт на занятии 2-3 упражнения. Каждая картинка сопровождается чтением стихотворения или загадкой.

Рассмотрим основные арт. упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.

3.Перед тем как перейти к упражнениям непосредственно направленным на установку кончика языка и подготовку его к вибрации , дети разучивают и закрепляют основные арт. упражнения, как статические ( «Птенчики», «Окошечко»),так и динамические (направленные на распластывание языка).

4. Рассмотрим основные арт. Упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.

а. Арт. упражнение «Спрячь конфетку» (др. название-«Орешек», » Футбол»)

Описание упражнения: Кончик языка упирается во внутреннюю поверхность слизистой щеки, затем перемещается на другую сторону.

Наглядный материал: предметные картинки, фотографии. Ход работы:

Логопед: «Ребята, послушайте загадку:

В рот положишь — тает,

В разноцветных обёртках бывает»

Логопед: показывает картинки с изображением разных конфет (шоколадных, сосулек и т.п.) Дети описывают, какие конфеты они знают, какая конфета по вкусу, форме, цвету. Логопед «Сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите, за какую щёку я спрятала «конфетку» ( имитационные движения языком). Дети определяют.

Логопед показывает движения сначала в медленном темпе, затем в убыстрённом темпе. Далее предлагает ребёнку показать это упражнение и после его выполнения сказать какую конфету он прячет от всех. Например: » Я прячу шоколадную конфету» и т.п. Ребёнок должен выполнить упражнение так, чтобы другие дети видели за какой щекой у него конфета (т.е.язык должен быть напряжённым). Дети выполняют это упражнение, а логопед пытается угадать какая у них конфета ( «очень сладкая, круглая» и т.п., т.е . даёт речевой образец.)

б. Арт. упражнение » Вкусное варенье».

Описание упражнения: Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Наглядный материал: плоскостное изображение героев сказки » Малыш и Карлсон», предметные картинки, фотографии.

Логопед:» Ребята, угадайте, что за человечек прилетел к нам в гости. Он мужчина в полном расцвете сил, в меру упитанный, с кнопкой на животе и пропеллером на спине.»

Логопед достаёт его предметное изображение. » А что больше всего на свете любит Карлсон?»

Дети: Сладости ( перечисляют их)

Логопед: А с кем дружит Карлсон.

Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Логопед: «Давайте вспомним, когда Карлсон заболел, чем лечил его Малыш.( вареньем)

А каким вареньем лечат нас наши бабушки и мамы когда мы болеем?»

Дети перечисляют названия варенья.

Логопед даёт речевой образец: варенье из малины- малиновое,

варенье из клубники -клубничное,

варенье из вишни- вишнёвое и т.п.

Дети продолжают по образцу.

Логопед:» Представьте, что мы с вами кушали варенье и оно осталось у нас на губах. Давайте его слижем с губ.» Логопед показывает упражнение, дети повторяют. Логопед обращает внимание на то, что язык, которым слизывают варенье, должен быть широким. После выполнения упражнения » Карлсон» угадывает какое варенье «кушал» ребёнок ( и определяет, правильно ли он «слизывал»)

Данное упражнение так же, как и «Спрячь конфетку», проводится как часть занятия. В конце занятия дети из предложенных фотографий находят ту, где изображена девочка, выполняющая упражнение » Вкусное варенье».

в. Арт. упражнение «Лошадка».

Описание упражнения: «Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком; цокать медленно и сильно , тянуть подъязычную связку».

Наглядный материал: предметные картинки.

Логопед: » На скаку играя гривой,

Скачет быстро он, красиво.

Не догонишь, не дого.

Ишь, как скачет. (и-го-го!)» (В. Степанов)

Логопед:» Кто так говорит?»

Логопед достаёт картинки с изображением лошадок. Дети рассматривают картинки и описывают, какая им понравилась («рыжая, белая, самая быстрая. » и т.п.)

Логопед:» давайте покажем, как цокают лошадки» (показ артикуляционного упражнения).

» Лошадка поскакала быстро. медленно. «

Дети выполняют упражнение сопряжённо с логопедом. Затем логопед просит каждого ребёнка выполнить упражнение, а другие дети слушают и комментируют медленно или быстро скакала лошадка.

Далее логопед предлагает игру.

Логопед: » Предложил щенок лошадке

Поиграть с друзьями в прятки.

Говорит ему она:

Я хочу побыть одна.» ( Е. Лавреньтева)

Логопед выбирает одного ребёнка » лошадкой», другого- » щенком.» «Щенок закрывает глаза и пытается на слух определить какая » лошадка» скачет (цокает).Затем роли меняются. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения. При обучении данному артикуляционному упражнению были использованы как зрительные образы, так и слуховые. В занятии были включены: угадывание загадки, прослушивание стихотворения, игра » Угадай, кто сказал. «.

г. Артикуляционные упражнения: » Маляры», » Молоточек».

» Маляры»- открыть рот, широким языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба ( вперёд- назад), по щекам (вверх- вниз).

» Молоточек»- улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося т-т-т».

Наглядный материал: сюжетные картинки, картинки » предмет в действии»

Логопед показывает детям картинку » Ну, погоди», где волк и заяц находятся на стройке. » Ребята, посмотрите, куда это попали Заяц и Волк?!»

Дети: » На стройку».

Логопед:» А что хочет сделать Волк?»

Дети: » Поймать зайца, съесть его. «

Логопед :» Давайте помешаем волку догнать зайца, будем его отвлекать. «

Вот бежит Волк за Зайцем, а перед ним

» То не град, то не гром-

Кровельщик на крыше.

Бьёт он громко молотком — вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нём.»

Логопед: » Как кровельщик стучит молотком?»

Логопед:» Интересно будет Волку слушать обычный стук молотка? Думаю, что нет. А вот если наш весёлый язычок постучит как молоток, то Волк удивится.».

Логопед показывает детям упражнения.

Дети повторяют его перед зеркалом, затем самостоятельно, т.е. с опорой на собственную артикуляцию.»

Логопед: » Волк дальше погнался за Зайцем. Вдруг видит: маляр красит стены в доме.

«В новый дом маляр пришёл,

Красит стены, двери, пол.

А наличник на окне

Он доверил красить мне.» ( В. Степанов)

Логопед показывает арт. упражнение » Маляры». Дети выполняют упражнение.
Логопед: » Молодцы ребята, пока мы показывали Волку как работают наши весёлые язычки, Заяц успел убежать далеко, далеко. Волку осталось лишь прокричать Зайцу вслед. «

Дети: » Ну,Заяц, погоди. «

Выполнение данных артикуляционных упражнений на занятии связано одним сюжетом.Дети с удовольствием переходят от одного упражнения к другому.

д. Арт. упражнение » Грибок».

Описание упражнения: Язык всей массой присасывается к нёбу, при этом подъязычная связка должна быть хорошо натянута. Рот открыт.

Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением грибов.

Логопед читает скороговорку

» Шла лисица вдоль тропинки

и несла грибы в корзинке.

Пять опят и пять лисичек.

Для лисят и для лисичек.» ( Л. Ульяницкая)

После чтения скороговорки логопед беседует с детьми на тему » какие ещё грибы знают дети». Показывает картинки со съедобными и несъедобными грибами, обращает внимание детей на то, что у гриба есть шляпка и ножка. Показывает артикуляционное упражнение » грибок».

Дети определяют, что язык становится похожим на грибок, » шляпка»- широкий язык, » ножка»-подъязычная связка.

Логопед предлагает выбрать какой гриб понравился ребёнку больше всего (из предметных картинок) и выполнить арт. упражнение » Грибок». Проводится как часть занятия с использованием скороговорки, которую можно выучить с детьми на занятиях по дифференциации звуков «р»-«л».

При проведении артикуляционной гимнастики также можно использовать следующие игры- упражнения:

1. Логопед предлагает ребёнку картинку с изображением лабиринтов. На одной стороне листа изображены разноцветные точки, на другой- предметы символы ( грибок, гармошка, лошадка, молоточек. и.т.д.) Ребёнку предлагается выбрать себе цветную точку и разгадать лабиринт (к какому предмету приведёт его линия от точки).

2.Ребёнку можно предложить каточки символы, на которых стрелками обозначены положения языка( вверх, вниз, в стороны). Ребёнок должен разгадать, при каких арт. упражнениях, язык занимает положение, направление кот. указывает стрелка.

3.Перед ребёнком разложены карточки. На них : изображение губ ( открытых- закрытых), стрелок, указывающих направление языка, нижней челюсти. Ребёнок должен назвать и выполнить артикуляционное упражнение, подходящее под данную схему . ( отличие от предыдущего упражнения заключается в более детальном изображении линии лица и губ. В упражнении №2 — используется только схема).

4. Перед ребёнком выкладываются по очереди карточки. На них- схематичное изображение ротовой полости, языка. Заштрихованная часть языка обозначает: какую часть языка ( кончик, боковые края и т.д.) необходимо поднять при выполнении арт. движений.

Эти задания развивают не только артикуляционный аппарат, но и образное, логическое мышление детей.

Артикуляционная гимнастика является важной частью логопедического занятия с детьми. Благодаря ей, у детей закрепляются основные движения органов арт. аппарата, тем самым создаётся основа для постановки звуков.

Удачи и успехов в проведении артикуляционной гимнастики!

Источник

Оцените статью