ДОШКОЛЁНОК — развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве
Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Артикуляционная гимнастика «ОКОШКО»
- широко открыть рот — «жарко»
- закрыть рот — «холодно»
Артикуляционная гимнастика «ЧИСТИМ ЗУБКИ»
- улыбнуться, открыть рот
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубки
Артикуляционная гимнастика «МЕСИМ ТЕСТО»
- улыбнуться
- пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя. »
- покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Артикуляционная гимнастика «ЧАШЕЧКА»
- улыбнуться
- широко открыть рот
- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Чтобы ребенку проще было выполнять упражнения, подготовьте красочный детский фотоальбом с изображениями лиц детей крупным планом, правильно выполняющих артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «ДУДОЧКА»
- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Артикуляционная гимнастика «ЗАБОРЧИК»
- улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Артикуляционная гимнастика «МАЛЯР»
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- кончиком языка погладить («покрасить») нёбо
Артикуляционная гимнастика «ГРИБОЧЕК»
- улыбнуться
- поцокать языком, будто едешь на лошадке
- присосать широкий язык к нёбу
Артикуляционная гимнастика «КИСКА»
- губы в улыбке, рот открыт
- кончик языка упирается в нижние зубы
- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Артикуляционная гимнастика «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Артикуляционная гимнастика «ЛОШАДКА»
- вытянуть губы
- приоткрыть рот
- поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
Артикуляционная гимнастика ПАРАХОД ГУДИТ»
- губы в улыбке
- открыть рот
- с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы. »
Артикуляционная гимнастика «СЛОНИК ПЬЕТ»
- вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
- «набирать водичку», слегка при этом причмокивая
Артикуляционная гимнастика «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»
- языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл. «
Артикуляционная гимнастика «ОРЕШКИ»
- рот закрыт
- кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
- на щеках образуются твердые шарики-«орешки»
Артикуляционная гимнастика «КАЧЕЛИ»
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхние зубы
- кончик языка за нижние зубы
Артикуляционная гимнастика «ЧАСИКИ»
- улыбнуться, открыть рот
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Артикуляционная гимнастика «БЛИНЧИК»
- улыбнуться
- приоткрыть рот
- положить широкий язык на нижнюю губу
Артикуляционная гимнастика «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
- улыбнуться
- открыть рот
- широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
Артикуляционная гимнастика «ШАРИК»
Артикуляционная гимнастика «ГАРМОШКА»
- улыбнуться
- сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
- не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Артикуляционная гимнастика «БАРАБАНЩИК»
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ. «
Артикуляционная гимнастика «ПАРАШЮТИК»
- на кончик носа положить ватку
- широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Артикуляционная гимнастика «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»
- «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
- дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Источник
Тематический комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков «Авторская сказка», «День рождения Мышки»
Татьяна Фомина
Тематический комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков «Авторская сказка», «День рождения Мышки»
«Авторская сказка в артикуляционной гимнастике».
«День рождения Мышки».
— Стоит в поле теремок, теремок —
Он не низок, не высок, не высок.
В нём живут веселые друзья,
А друзьям ведь ссориться — нельзя!
Как — то Мышь на день рождения пригласила всех друзей.
Все пришли к ней с поздравлением, посмотрите на гостей.
(Мышь накрывает праздничный стол с угощениями.)
— Праздник в доме — день рождения!
(«Вкусное варенье». Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась).
(«Лопатка». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку.Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу).
(«Лодочка». Сделать упражнение «Лопатка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать).
Но гостей пока, что нету.
Стол накрою поскорей
для дорогих своих гостей.
(«Чашечка». Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их).
(«Лопатка». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10).
Целый день тружусь, как белка.
— Здравствуй, добрая хозяйка!
Вот подарок, угадай — ка,
Что тебе я подарю?
Вот, грибок тебе дарю!
(«Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы).
Мышка, поздравляю!
Здоровья и веселья тебе я пожелаю!
— Какой славный теремок!
Чистый — каждый уголок!
Стол для праздника накрыт,
Каждый гость тут будет сыт!
Мышь, подарки принимай!
Вот гармошка, поиграй.
(«Гармошка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал).
— Здравствуй, кумушка Лисица!
В праздник — нужно веселиться!
День рождения у меня!
— Знаю, душечка моя!
Принесла тебе подарки:
Вот платочек модный, яркий.
(«Парус». Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами).
— Ах, красивый то какой! Видно, очень дорогой!
Вместе чаю мы попьём все за праздничным столом!
(появляются медведь и волк)
— Я гулял в лесу, гулял и избушку увидал.
Эй, кто в теремке живет? Что там вкусное жуёт?.
Пахнет мёдом и вареньем, напрошусь на угощенье.
— Я Медведь — умею петь.
(«Болтушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл).
— Я Волк — в танцах знаю толк.
(«Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке).
Пришли с подарками приятными,
Чтобы у всех на дне рождения
Было хорошее настроение!
— Будем танцы танцевать —
День рождения отмечать!
(«Язык перешагивает через зубы». Рот открыт, губы в улыбке.Движения языка:
а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны).
Тут и сказочки конец, А кто слушал молодец.
Фрагмент артикуляционной гимнастики «Как скучное сделать веселым» Видео Уважаемые родители и педагоги, предлагаю фрагмент артикуляционной гимнастики, которую можно провести под видео сопровождение. За основу.
Картотека артикуляционной гимнастики Комплекс №1 (старшая группа: сентябрь-декабрь) «Бегемотик» «Заборчик» — «Трубочка» Заборчик» — «Бублик» «Блинчик» «Накажем язычок» «Птенчики».
Комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна для детей средней группы Комплекс утренней гимнастики № 1 I. Ходьба; ходьба на пяточках, руки за голову; обычная ходьба; бег; бег с высоким подниманием колена; ходьба,.
Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом — ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.
Конспект образовательной деятельности для детей 4–5 лет по физической культуре «День рождения Мышки» Конспект образовательной деятельности для детей 4-5 лет Вид деятельности: интегрированная (двигательная, игровая) Форма организации детей:.
Логопедическая сказка «Загадки Свистелочки и Шипелочки». Дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков Совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с нарушениями звуковой стороны речи и их родителями в рамках.
Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики Самое главное в выполнении артикуляционной гимнастики, как и для любой другой гимнастики, – это систематичность. Поэтому проводить артикуляционную.
Рекомендации для воспитателей и родителей по проведению артикуляционной гимнастики Цель проведения артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,.
Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики» Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики». Подготовила:учитель-логопед Подбородникова Т. В. Своевременное.
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,.
Источник
Артикуляционная гимнастика (Часть 2)
ольга лебедева
Артикуляционная гимнастика (Часть 2)
Упражнение № 29 «ДУДОЧКА»
Цель: выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
Смастерим мы дудочку,
Если есть трудности в выполнении — поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.
Упражнение № 30 «СЛОНИК ПЬЕТ»
Описание. Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая. Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду — пппффф и ладошку открыть над головой — слоник освежил себя водой.
Упражнение №31 «СЛОН ЕСТ КАШУ»
Описание. Растянуть губы в улыбке. Произносить «ням – ням – ням» затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууууууу» чередовать упр. 4 – 6 раз.
Кашку манную мы ели
И добавки захотели.
Хобот вытянул слонёнок,
Да и каша манная —
Ням — ням — ням — ням.
Упражнение №32 «ТРЕЗОР»
Описание. Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук «и». удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.
У щенка малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Упражнение №33 «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»
Описание. «Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).
Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
Упражнение №34 «КОЛОБОК»
Описание. Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.
Вот интересная игра —
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Упражнение № 35 «БЛИНЧИК»
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание «пя – пя – пя». Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.
Мы печём, печём блиночки
И для сына, и для дочки.
Блинчики с маком
Упражнение №36 «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.
а. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
б. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
в. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Упражнение № 37 «МЕСИМ ТЕСТО»
Описание. Улыбнуться, пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя.», покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
Упражнение №38 «МАССАЖ ЯЗЫКА»
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.Верхней губой похлопываем по языку: пя-пя-пя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.Затем верхними зубами покусываем широкий язык: тя-тя-тя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.
Упражнение №39 «ГРИБОЧЕК»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
Вот грибок на тонкой ножке –
Ты клади его в лукошко.
а. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
б. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
в. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Упражнение №40 «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл (как индюк болбочет).
Ходят по двору подружки –
Две болтливые индюшки.
Под окошком — блл, блл, блл —
Никто не понимает.
На качели индюки
«Блл, бллл!» — предлагают.
а. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
б. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
в. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Упражнение №41 «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»
Описание. Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
Упражнение №42 «БАРАБАНЩИК»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
а. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть непод-вижна; работает только язык.
б. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлю-пающим.
в. Кончик языка не должен подворачиваться.
г. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Основное упражнение для постановки Р,РЬ. Если рот закрывается,язык падает — примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку, язык «стучит» над палочкой.
Упражнение №43 «ПАРУС»
Цель: выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз
Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.
Упражнение №44 «ПАРАХОД ГУДИТ»
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы.» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.
Быстро по реке плывёт
И гудит наш пароход – «ыыыы»!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Упражнение №45 «КИСКА»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.
Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
Упражнение №46 «КИСКА СЕРДИТСЯ»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зу-бам, при этом спинку языка поднимать, как кошка выгибает спинку, когда сердиться и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.
Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами — ребенок может придерживать его указательнм пальцем. Если воздушная струя идет по всей плоскости языка — проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине.
Упражнение №47 «ГАРМОШКА»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
а. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
б. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
в. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Упражнение № 48 «РЫБКА»
Описание. Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.
Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Упражнение №49 «ПОЛОСКАЕМ РОТ»
Описание. Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. «Полоскать» рот воздухом.
Наливаем воду в бочку –
Надуваем сильно щёчки.
Упражнение №50 «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
а. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть непод-вижна.
б. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
в. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
г. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Артикуляционная гимнастика (комплекс 1) Все упражнения (кроме упр. 2) выполняются при неподвижной нижней челюсти, работают только губы и. или язык. Для контроля под нижнюю челюсть.
Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики Цель артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений,.
Источник