- Логопедические занятия при ринолалии у детей
- План логопедических занятий при ринолалии
- Первый этап — дооперационный
- Второй этап — восстановление после операции
- Третий этап — работа над произношением всех звуков, правильным координированием дыхания и артикуляции
- Четвертый этап — автоматизация поставленных звуков
- Упражнения при коррекции ринолалии
- Дыхательные упражнения
- Вдох — выдох
- Буря в стакане воды
- Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески
- Артикуляционные упражнения
- Постановка звуков
- Упражнения на развитие фонематического слуха
- 8.3.2. Стабилизация работы органов артикуляционного аппарата
Логопедические занятия при ринолалии у детей
Коррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом. Даже в том случае, если причина речевого нарушения не в функциональном поражении, а в органическом.
Родители должны понимать, что само по себе хирургическое вмешательство не поможет ребенку заговорить чисто и правильно. Операция лишь дает возможность органам речи функционировать правильно, а вот поставить звуки и сформировать красивую четкую дикцию сможет только логопед.
План логопедических занятий при ринолалии
Первый этап — дооперационный
Занятия с логопедом целесообразно начинать проводить еще до операции. На этом этапе специалист приложит усилия для постановки имеющихся в «арсенале» ребенка звуков, уделит внимание общему речевому развитию, правильному дыханию. Так как после оперативного вмешательства основной упор будет сделан на развитие новых возможностей артикуляционного аппарата, вначале нужно добиться устранения неправильных движений лицевых мышц и подготовить навыки правильного дыхания и артикуляции.
Второй этап — восстановление после операции
На этой стадии занятия направлены на улучшение подвижности мягкого неба, исправление неправильной артикуляции, отработка произношения гласных звуков.
Третий этап — работа над произношением всех звуков, правильным координированием дыхания и артикуляции
На данном этапе проводится работа по постановке правильного произношения звуков, устранению привычной назальности речи у ребенка. Проводятся упражнения по улучшению фонематического слуха, много времени уделяется грамматическому строю речи.
Четвертый этап — автоматизация поставленных звуков
Этот период также занимает немало времени, так как дети с ринолалией нелегко автоматизируют правильные звуки. Крайне важно участие в работе родителей ребенка. Контроль за выполнением заданий, своевременная обратная связь с педагогом являются значимым залогом достижения хорошего результата.
Логопедические занятия — основное «оружие» для коррекции ринолалии, вызванной функциональными нарушениями, и ничуть не менее важное, чем скальпель хирурга при ринолалии органической. Регулярные упражнения помогут восстановить речь ребенка и дать ему все возможности для успешного общение и обучения.
Упражнения при коррекции ринолалии
Некоторые виды занятий должен проводить исключительно специалист. К примеру, в послеоперационном периоде для восстановления подвижности мягкого неба помимо дыхательных упражнений проводится также специальный массаж. Родителям не стоит выполнять его самостоятельно.
А вот многие упражнения вполне можно повторять и дома. Частые «тренировки» помогут ребенку освоиться быстрее. Однако важно соблюдать основные правила:
- занятия не должны переутомлять ребенка;
- его усердия обязательно должно поддерживаться семьей;
- все упражнения должны быть сначала отработаны с логопедом, чтобы исключить вероятность неправильного выполнения.
Дыхательные упражнения
Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу. Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.
Вдох — выдох
Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом.
Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.
Буря в стакане воды
Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма.
Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно.
Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.
Игры на задувание свечи, забивание «футбольных мячей», сделанных из ватных шариков, различные игрушечных духовых инструментов и надувание воздушных шаров также очень полезны. Однако здесь важны постепенность усложнения задачи и отсутствие перегрузок. Дыхательные упражнения не должны быть длительными, чтобы у ребенка не закружилась голова.
Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески
- Изображение процесса пережевывания пищи.
- Питье воды маленькими глоточками.
- Частое покашливание.
- Полоскание горла небольшими порциями теплой воды.
- Упражнения на сопротивление: рука педагога на лбу ребенка — надо опустить голову вниз, рука на затылке — запрокинуть голову назад, рука на подбородке — открыть рот, опустив нижнюю челюсть.
Артикуляционные упражнения
Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:
- «Змейка или лопата» — нужно научится высовывать язык с заостренным кончиком, а потом широко расплющенным. Следующий этап — чередовать «змею» и «лопату».
- «Выгни спинку» — кончик языка упирается в нижние десны, а спинка языка выгибается то вверх, то вниз.
- «Надуй и сдуй» — щеки нужно надувать и сдувать, втягивая их между зубов. Как вариант — научиться надувать не обе щеки сразу, а попеременно. Взрослый может помогать «сдувать» надутую щеку, легко прикасаясь к ней пальцем.
- «Полощем зубы» — имитировать полоскание зубов без воды (воздух должен давить на губы).
- «Зарядка слоника» — ребенок должен научиться удерживать сомкнутые и вытянутые вперед губы «хоботком», а потом двигать им вправо-влево и даже вращать.
Постановка звуков
Первыми начинают отрабатываться гласные — сначала А, а после нее Э, О, У, И. Ребенок учится правильно произносить звуки изолированно, по одному, постепенно соединяя их между собой.
- Произнесение звука один раз на выдохе.
- Через некоторое время педагог предлагает увеличить количество повторений за один выдох.
- Чередование сочетаний гласных — ребенок произносит слитно освоенные уже звуки.
- В процессе отработки дети произносят звуки «разными голосами» — низко (как волк или медведь), высоко (как птичка или зайчик), на обычном уровне.
После отработки гласных звуков и освоении правильного дыхания и артикуляции логопед переходит к постановке согласных. Первый звук на очереди — Ф. Затем приступают к работе над глухими щелевыми и взрывными, звонкими, смычно-щелевыми и сонорными. Однако, конечно, в каждом конкретном случае последовательность постановки звуков определяется логопедом в зависимости от ситуации.
Упражнения для автоматизации звуков должны обязательно строиться от простого к сложному и базироваться на уже изученных фонемах, чтобы ребенку было не трудно заниматься.
Хорошим вариантом отработки произношения является пение. Когда ребенок поет, небная занавеска смыкается самостоятельно, а значит появляется возможность больше внимания уделять контролю за произнесением фонем.
Упражнения на развитие фонематического слуха
- «Кто здесь?» — ребенка просят закрыть глаза и на слух узнать музыкальные инструменты, звучащие игрушки, голоса людей. Важно: все эти звуки он должен хорошо знать ранее.
- «Повторяшки» — педагог предлагает ребенка повторить за ним набор одинаковых слогов с ударением на первом гласном (мА-ма-ма), затем на втором (ма-мА-ма) и на третьем.
- «Найди ошибку» — дети очень любят «поправлять» взрослых, так что эта игра обычно пользуется популярностью. Педагог читает текст, а ребенок должен «уличить» автора в ошибке. Например: У нашего Мишки на лбу большая фишка (шишка).
Занятия не включают все упражнения одновременно. Логопед подбирает нужные в зависимости от конкретной ситуации и готовности ребенка.
Дата публикации: 31.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник
8.3.2. Стабилизация работы органов артикуляционного аппарата
Хирургическое лечение врожденной расщелины верхней губы и неба обеспечивает анатомическую целостность артикуляционного аппарата ребенка, но не всегда полностью восстанавливает артикуляционную функцию. Поэтому в программу коррекционной работы с ребенком после ранней пластики неба должны входить упражнения для активизации органов артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно разделить на активные, которые ребенок выполняет самостоятельно, и пассивные, а именно — массаж, который делает взрослый.
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.
Упражнение 1. «АМ». На звук [А] медленно опустить нижнюю челюсть и быстро закрыть рот на [М].
Упражнение 2. «Пила». Производить движение нижней челюсти попеременно влево и вправо.
Упражнение 3. «Обезьянка». Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, затем вернуть в исходное положение.
Упражнение 4. Имитация жевания.
Артикуляционная гимнастика для губ.
Упражнение 1. Удерживать кусочек сухаря или сахара под счет до 10. Чем меньше кусочек, тем плотнее сжимаются губы. Необходимо следить, чтобы губы не вытягивались в трубочку.
Упражнение 2. «Улыбка». Улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счет до пяти.
Упражнение 3. «Трубочка». Губы и зубы сомкнуты. Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении под счет до 5.
Упражнение 4. «Улыбка- Трубочка». На счет «1-2» чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
Упражнение 5. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Артикуляционная гимнастика для языка.
Упражнения должны быть направлены на стабилизацию языка в ротовой полости, расслабление его корня и активизацию кончика. Перед выполнением упражнений можно поглаживать и похлопывать переднюю часть спинки языка в течение 10-20 секунд шпателем.
Упражнение 1. Вылизывание кончиком языка тарелки или выпуклой стороны ложки, смазанной вареньем, медом, мороженым. Выполнять 10 секунд.
Упражнение 2. «Поплевывание». Ребенок высовывает кончик языка между зубами, затем старается выплюнуть его. Выполнять 10 раз.
Упражнение 3. «Блинчик». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до пяти.
Упражнение 4. «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик не загибался вверх. Удерживать под счет до пяти.
Упражнение 5. «Блинчик» — «Иголочка». На счет «раз-два» чередовать упражнения «Блинчик» и «Иголочка». 5 раз.
Упражнение 6. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз — два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Выполнять 5 раз.
Упражнение 7. «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать широким языком сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Выполнять 5 раз.
Упражнение 8. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз — два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Выполнять 5 раз.
Упражнение 9. «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку. Выполнять 5 раз.
Упражнение 10. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык широкий. Выполнять 5 раз.
Упражнение 11. «Грибок». Рот открыт. Широкий язык присосать к небу (подъязычная уздечка — это ножка гриба, а тело языка — шляпка). Удерживать под счет до 5.
Упражнение 12. «Гармошка». Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 раз.
Упражнение 13. «Горочка» — Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Выгнуть спинку языка горкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.
Упражнение 14. «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. Выполнять 5 раз.
Упражнение 15. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, боковые края языка прижать к жевательным зубам, среднюю часть спинки языка прогнуть книзу. Удерживать в таком положении под счет до 5.
Упражнение 16. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «красить» твердое небо, передвигая тело языка от передних резцов кзади до небной занавески на счет «раз» и обратно на счет «два». Выполнять 5 раз.
Артикуляционная гимнастика для мягкого неба и мышц глотки. Эти упражнения рекомендуется выполнять через 18-20 дней после пластики неба, в течение 6-8 месяцев, так как именно в это время может быть расторможено мягкое небо и развита максимальная его подвижность.
Упражнение 1. Ребенок широко открывает рот и медленно, протяжно произносит звуки [А, Э, О] голосом средней громкости. Позже можно переходить к слитному проговариванию: [А-Э], [А-О], [Э-О].
Упражнение 2. Имитация зевания, жевания.
Упражнение 3. Глотание воды, слюны мелкими порциями. Сухое проглатывание. На корень языка пипеткой можно капнуть капельку сока.
Упражнение 4. Если возможно, научить ребенка полоскать горло сначала водой, затем более тяжелой жидкостью (киселем или кефиром).
Массаж органов артикуляционного аппарата, предложенный Л.И. Вансовской для детей после операции. Массаж наиболее эффективен в первые полгода после проведения операции, так как для восстановления функции органов артикуляции, помимо артикуляционной гимнастики, требуется дополнительная стимуляция, направленная на их активизацию. Массаж назначается индивидуально, с учетом психологической готовности ребенка к подобному мероприятию. Если ребенок отказывается от массажа, испытывает стресс, то на непродолжительное время можно воздержаться от его проведения, чтобы у малыша не формировалось негативное отношение к логопедическим занятиям. Но спустя некоторое время необходимо повторять попытки, заинтересовывать ребенка и обязательно проводить массаж регулярно, в начале каждого занятия в течение 5-7 минут.
Массаж мягкого неба. Все движения выполняются назад, по линии шва от верхнего зубного ряда до задней стенки глотки. Во время упражнений, как правило, задействован 1 палец ведущей руки, поэтому после обработки рук дезинфицирующим раствором на него можно надеть одноразовый стерильный напальчник.
Упражнение 1. Производить поверхностное поглаживание 30 секунд.
Упражнение 2. 30 секунд производить короткие толчки, во время которых палец ритмично двигается по направлению к задней стенке глотки.
Упражнение 3. Производить спиралевидное растирание 1 минуту.
Упражнение 4. Производить интенсивное растирание и разминание в медленном темпе 1 минуту.
Массаж верхней губы.
Упражнение 1. Рекомендуется массировать верхнюю губу подушечками указательного и среднего пальцев обеих кистей от основания носа вниз до края верхней губы, а также в сторону с легким растягиванием рубца. Таким образом проводить поглаживание, растирание, разминание и вибрацию по 2 минуты.
Упражнение 2. Подушечками большого и указательного пальцев взять губу у уголков рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивать ее вперед.
Упражнение 3. Растягивание уголков рта. Указательными пальцами надавить на уголки рта и двигать ими 3 раза в противоположном направлении.
Упражнение 4. Горизонтальное растяжение верхней губы. Указательный палец положить сверху на губу, большой под губу. Указательным пальцем сильно катать губу, большим действовать в противоположном направлении.
Упражнение 5. Растяжение нижней поверхности верхней губы. Между верхней губой и десной подсунуть маленькую зубную щеточку, щетинкой обращенной к губе. Оттягивать щеточку вперед и назад, добиваясь растяжения губы. При сопротивлении мышц губы придерживать ее сверху.
Источник