Артикуляционная гимнастика по теме сказки

«Сказочная» артикуляционная гимнастика

Наталья Путилова
«Сказочная» артикуляционная гимнастика

Развивать речевую моторику детей помогает необычная сказочная

артикуляционная гимнастика. Для её проведения необходим красочный демонстрационный материал с изображением сказочных персонажей.

Данный игровой метод очень нравится нашим детям.

Они знают, для чего нужны игры язычком — «Говорить мы будем внятно, чтобы было всем понятно»!

— Если в сказку всем сердцем поверить

В мир волшебный откроются двери

Вы туда без труда попадете

(широкий расслабленный язык удерживать на нижней губе)

На летучем большом корабле!

(Чашечка — рот открыт, губы в улыбке. Язык широкий во рту в верху,

с поднятыми боковыми краями, которые смыкаются с верх. боковыми зубами.

Средняя часть спинки языка прогибается книзу.

Удерживать под счёт от 1 до 10) .

Или с Бабой — Ягой на метле!

(Болтушка — приоткрыть рот и забрасывать язычок на верх. губу быстро двигать им вверх,вниз и произносить: бл, бл)

А может верхом на Коньке Горбунке!

(Лошадка. Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя. Длительность выполнения 5—10 сек.)

А ещё на грибке – боровичке!

(«Грибок» — Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к твёрдому нёбу, видна подъязычная связочка –ножка грибочка).

Можно в сказку влететь на Жар Птице!

(Качели. Рот открыт. Губы в улыбке.

Языком во рту совершать движения, то поднимая к перед. зубам,

то опуская его к нижним.

Выполнить 5-10 движений).

Можно на Колобке закатиться!

(Маляр- Рот открыт. Губы в улыбке.

Широкий кончик языка гладит твёрдое нёбо, делая движения от верх.

Зубов в глубь рта(5-7раз).

Можно въехать, как слон на еже…

(Накажем непослушный язычок — Самомассаж языка

— слегка покусывая передн. широкую часть зубами, произносить

«ла—ла—ла; лы-лы-лы…» 5—10 сек,

при этом должны быть видны нижн. передн. зубки).

Ой,мы кажется в сказке уже!

Артикуляционная гимнастика А. Г. «Утро с Музиком» 1. Котик встал (потягивание) Зубки чистить побежал Вправо – влево, вправо – влево Чистим зубки мы умело Пополощем ротик,.

Артикуляционная гимнастика-памятка для родителей Артикуляционная гимнастика для языка и губ, щек и неба просто необходима для детей, у которых есть отклонения в речи. Не могу спокойно смотреть.

Артикуляционная гимнастика по сказке К. И. Чуковского «Телефон» Артикуляционная гимнастика по сказке К. И. Чуковского «Телефон» Автор-разработчик: Людмила Владимировна Абалмазова — учитель-логопед МБДОУ.

Артикуляционная гимнастика «Прогулка в лесу» ПРОГУЛКА В ЛЕСУ. Оказывается, можно совместить приятное с полезным, и превратить скучную дорогу в поликлинику, в увлекательное путешествие.

Артикуляционная гимнастика-сказка «Приключения Смешариков» Артикуляционная гимнастика – сказка «Приключения Смешариков» МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ №1. АВТОР: Добрый день, всем здоровья мы желаем.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе Артикуляционная гимнастика. «Бегемотик» Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время.

Мастер-класс по теме «Артикуляционная гимнастика» МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА». Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития.

Утро радостных встреч (артикуляционная гимнастика) Утро радостных встреч (артикуляционная гимнастика) в средней группе «Пчёлка» Подготовила: воспитатель Султанова Наталья Дмитриевна. МБДОУ.

Источник

Сказочные сюжеты в артикуляционной гимнастике

Артикуляционная гимнас­тика — совокупность специ­альных упражнений, направ­ленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе­ний, участвующих в речевом процессе органов. Цели арти­куляционной гимнастики — выработка полноценных дви­жений и определенных поло­жений органов артикуляцион­ного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

К этому хочется добавить, что артикуляционная гимна­стика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.

(постановка звука [р])

Высоко на крыше живет Карлсон.

Дети тянутся кончиком языка к носу.

Он веселый, толстый.

Улыбаются, надувают щеки.

Утром просыпается, потя­гивается. Делает зарядку: на­клоны в стороны.

Выполняют упражнения «Каче­ли», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

Наводит чистоту в своем доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопа­точка», «Чашечка», «Вкусное варе­нье».

После завтрака Карлсон за­водит моторчик.

«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.

Он сломался — не заво­дится.

«Смазывают» моторчик мёдом.

Поглаживание язычка губами.

Проверяет, крепкий ли мо­тор.

Выполняют упражнение «Гри­бок».

Отталкивается от края кры­ши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)

(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)

Жил-был в домике папа Карло.

Дети открывают рот.

Однажды достал он большое полено и решил из него смас­терить себе сыночка.

Постучал топором, пожуж­жал пилой.

Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.

Получился мальчик весе­лый, с длинным носом.

Улыбаются, имитируют движе­ния иглой .

Папа Карло назвал его Бу­ратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.

Выполняют упражнение «Часи­ки».

Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома ос­тался.

Выполняют упражнение «Мед­ленная лошадка».

Стало ему скучно. Начал он бегать.

Выполняют упражнение «Быст­рая лошадка».

И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.

Выполняют упражнения «Лопат­ка», «Чашечка».

«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или кар­тошка».

Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.

Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.

Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).

Смотрит Буратино в дыроч­ку, а там дверь.

Выполняют упражнение «Забор­чик».

В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.

Покусывают кончик языка.

Буратино плачет, просит прощения.

Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.

Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Бура­тино поймал ее за хвост.

Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.

Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.

Буратино ее передразнивает.

Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».

Крыса показала ему свои острые зубы.

Выполняют упражнения «Забор».

Буратино задрожал и больше крысу не обижал.

Муха по полю пошла,

Дети выполняют упражнение «Лошадка».

Муха денежку нашла.

Выполняют упражнение «Гри бок».

Пошла Муха на базар

Выполняют упражнение «Ло­шадка».

И купила самовар.

Я вас чаем угощу».

Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».

Все стаканы выпивали.

Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

Приходила к Мухе бабушка-пчела,

Выполняют упражнение «Ло­шадка».

Мухе-цокотухе меду принесла.

Выполняют упражнение «Ча­шечка».

Бабочка-красавица, кушайте варенье,

Или вам не нравится наше угощенье?

Выполняют упражнение «Вкус­ное варенье».

Вдруг какой-то старичок- паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Выполняют упражнение «Часи­ки».

Хочет бедную убить,

Покусывают кончик языка .

Выполняют упражнение «Грибок».

Вдруг откуда-то летит

А в руке его горит

«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»

Подлетает к пауку,

И ему на всем скаку голову срубает.

Муху за руку берёт

И к окошечку ведет.

Прижимают широкий язык к верхним зубам .

Я злодея погубил,

Я тебя освободил.

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться».

Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок. Он любил иг­рать, путешествовать. Захотелось Язычку по­резвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние пере­дние зубы, приоткрывая рот, раз­двигают зубы.)

Выглянул он из домика, уви­дел ласковое солнышко и ре­шил погреться, позагорать. ( Уп­ражнение «Лопаточка».)

Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из до­мика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смот­реть по сторонам и зака­чался он, как маятник в старинных часах: впра­ во-влево. ( Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непосе­да выглянул снова. Уви­дел, как девочка на ка­челях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быст­рее. ( Упражнение «Качели».) И он так же пока­чался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказоч­ный домик с тремя сту­пеньками.

Язычок пошел гулять,

По ступенькам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попры­гал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)

Любопытный Язы­ чок заглянул в окош­ко и увидел там. Де­вочка собралась чис­тить зубы! Решил Язы­чок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зу­бы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. За­грустил Язычок, но не­надолго. Огляделся вок­руг и увидел, как воз­водится новый много­этажный дом.

Интересно стало Язычку, что делают внут­ри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)

Хорошо потрудился Язычок, устал и спря­тался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснул­ся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла. »

Вдруг услышал Язы­чок весёлую дробь бара­бана. Это Буратино сту­чит своими барабанны­ми палочками по крас­ному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)

Увидел Весёлый Язы­чок лошадку и вспом­нил, что давно не катал­ся. А лошадка хороша!

С головы до копыта.

И снова за дело.

(После каждой строчки дети «цокают».)

Вот какая сказка про путешествия Весёло­го Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.

Приду­майте новую сказку про то, что случилось даль­ше с Весёлым Язычком!

1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.

2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012

3. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г.

Наш адрес:163044, Архангельская область, г. Архангельск, Цигломенский территориальный округ,ул. Лочехина, д.7, корп.1

Источник

Артикуляционные игры — сказки с дошкольниками

Александра Крылова
Артикуляционные игры — сказки с дошкольниками

Артикуляционные игры – сказки с дошкольниками.

Длительное пребывание ребёнка в дошкольном учреждении создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию его звуковой стороны речи. Но одним из важных условий решения задач по звуковой культуре речи является полноценная работа артикуляционного аппарата. Добиться чёткой координированной работы органов речевого аппарата возможно, выполняя специальную артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.

Всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.

Авторские сказки – это сказки придуманные автором для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков ([к] – [г] – [х]; [ш] – [ж] – [ч] – [щ]; [л]; [р], и для пассивной артикуляционной гимнастики. Сказки нравятся детям и дают положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде сказок, стихов вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности. Артикуляционные сказки легко адоптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.

Приключение лягушки Зеленушки и свинки.

Все люди знают, что на улице нужно ходить по тротуару, газоны не топтать, цветы не рвать. А вот свинка ходит где попало. Травку, цветы топчет и однажды чуть не задавила маленькую лягушку (упр. «лягушка»). Лягушка так испугалась, что вытянула свои губки хоботком (упр. «хоботок»). Только и успела она сказать ква – ква и прыгнула от страха в открытое окошко (упр. «окошко»).

Лягушка спряталась в углу комнаты за лопаткой (упр. «лопатка», но лопатка оказалась такой острой и колкой как игла (упр. «иголочка»). Лягушка отскочила от неё и угодила прямо на старинные часы – ходики,которые висели на стене и тикали: тик — так, тик – так (упр. «часики»). Лягушка Зеленушка каталась на маятнике часов, как на качелях (упр. «качели»). Но тут она собралась с силами и выпрыгнула на улицу.

Лягушка угодила прямо на свинку, которая, наслаждаясь, лежала в грязной луже. Свинья взвизгнула и с лягушкой на спине понеслась по клумбе с цветами, как скаковая лошадка (упр. «лошадка»).

Вот так и закончилось приключение лягушки Зеленушки и свинки.

Рассказ об Антошке и Тимошке

Жили-были два брата Антошка и Тимошка. Они были весёлыми, озорными ребятами, поэтому часто улыбались (улыбнуться, с напряжением, обнажив сомкнутые зубы, вытягивали губки вперёд трубочкой (упр. «трубочка», показывали языки (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу) и дразнили друг друга (пошлёпать широкий язычок губами, произнося «пя – пя – пя»). А ещё они любили показывать фокусы (упр. «фокус») и хвастаться.

— Я могу выпить сто чашек чая (упр. «чашечка», съесть сто бубликов (упр. «бублик») и не лопнуть, — говорил Антошка.

— А я, — хвастался Тимошка,- могу съесть сто банок варенья (упр. «вкусное варенье») и весь день простоять на одной ноге (улыбнуться, открыть рот и присосать широкий язык к небу).

Но тут в комнату вошла мама и сказала: «Хвастаться не хорошо, лучше уберите игрушки. Делу время, а потехе час. Красить комнату пора, я пригласила маляра (упр. «маляр»).

После ремонта мальчишки-хвастунишки помогли маме навести порядок в комнате. А потом Антошка взял гармошку и стал на ней играть (упр. «гармошка», а Тимошка качался на лошадке-качалке (упр. «лошадка»).

А вы, ребята, помогаете маме?

Щенята тоже видят сны

Маленький щенок задремал на солнышке и вот какой сон увидел…

Лягушонок Кузя (упр. «лягушка») и слоник Боня (упр. «хоботок») нашли и принесли щенку косточку. Увидев косточку, щенок открыл рот (широко открыть рот, высунул язычок (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу) и покусал его (покусать широкий кончик языка зубами, произнося «та – та – та»). Ведь для щенка косточка всё равно, что для детей вкусное варенье. Щенок облизнулся (упр. «вкусное варенье») и начал грызть косточку то сверху, то снизу (улыбнуться, открыть рот, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить его за нижние зубы).

Наевшись, щенок прилёг на лужайку и стал представлять, как он плывёт с друзьями на корабле (упр. «пароход»). Вдруг рядом раздался странный звук. Это был индюк Бип (упр. «индюк»).

— Уважаемый индюк Бип, научите меня, пожалуйста, тоже так говорить «бл-бл-бл», — попросил щенок.

— Конечно, только тебе надо будет потренировать свой язычок. Сначала надо почисть язычком зубки (упр. «почистим верхние зубки», потом посчитать их (упр. «посчитаем наши зубки»). А затем, улыбнуться, приоткрыть ротик и широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед – назад, как маляр красит кистью потолок (упр. «маляр»).

Щенок очень старался, выполняя упражнения, и у него всё получилось. Щенок и Бип вместе запели песенку индюка (упр. «индюк»).

«Как здорово»! – подумал щенок и проснулся.

Вот какие замечательные сны иногда снятся щенкам.

В гости к Чебурашке и крокодилу Гене

Однажды солнечным летним днём весёлый бегемотик Фунтик решил пойти в гости к своим друзьям – Чебурашке и крокодилу Гене.

И тут он задумался: «В гости принято ходить с подарками. Угощу ка я своих друзей мороженым»

Но пока он шёл, мороженое стало таять и Фунтик слизывал его язычком (облизать верхнюю губу широким кончиком языка сверху — вниз) и не заметил, как всё слизал.

Задумался Фунтик: «Подарю я им лучше барабан».

Но по дороге Фунтик так усердно барабанил (упр. «барабан, что барабан порвался.

Потом Фунтик решил подарить им лошадку. Но сначала он сам захотел на ней покачаться. Фунтик так сильно раскачался (упр. «лошадка», что лошадка не выдержала и сломалась.

Но наш Фунтик не расстроился. Он увидел симпатичный грибок (упр. «грибок», но он оказался не съедобным и Фунтик его выбросил.

И тут Фунтик догадался, что Чебурашке и крокодилу Гене очень понравится гармошка, ведь они такие весёлые и любят петь песни.

Фунтик подарил друзьям гармошку (упр. «гармошка»). И Чебурашке и крокодилу Гене очень понравился подарок, они весело улыбались (упр. «улыбка»).

Жил – был весёлый ёжик. Каждое утром, проснувшись, он чистил зубки (упр. «почистим верхние зубки», потом пересчитывал их (упр. «посчитаем зубки»). Закончив утренние процедуры, ёжик отправлялся гулять.

Ёжик катался на качелях (упр. «качели») и лошадке (упр. «лошадка»).

Проголодавшись, ёжик взял лукошко и отправился в лес. Там он нашёл большой гриб (упр. «грибок», принёс его домой, пожарил и съел.

И ему стало так хорошо и радостно. Ёжик взял свою любимую гармошку и заиграл на ней (упр. «гармошка»).

Потом ему захотелось научиться маршировать. Ёжик взял палочки и ударил в барабан (упр. «барабанщик»).

Но откуда ни возьмись, запищал маленький комарик (упр. «комарик») и укусил ёжа прямо в нос. Наверное, ему не понравилась ритмическая музыка барабана.

А наш ёжик подскочил, как будто у него моторчик завёлся (упр. «моторчик») и принялся бегать по полянке, пока не окунул свой носик в холодную воду. Вот такая история произошла с весёлым ёжиком. Прекрасная Обжорка (к комплексу упражнений для отработки звуков [к] – [г] – [х]).

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё,что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон («Хоботок»). Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

(«Улыбочка»). И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

— Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, – сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид! И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон («Лопатка») и («Иголочка»). Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона («чистим зубки»). Затем Обжорка немножко посердилась, «Киска сердится» свернулась катушечкой и сладко уснула («Катушка»). Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях («Качели»). В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Артикуляционные сказки в работе логопеда Артикуляционные сказки в работе логопеда Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана.

Коррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольниками «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки их естественно сближает» Д. Соколов Сказка – это.

Источник

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика заборчик хоботок
Оцените статью