Сказочные сюжеты в артикуляционной гимнастике
Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.
(постановка звука [р])
Высоко на крыше живет Карлсон.
Дети тянутся кончиком языка к носу.
Он веселый, толстый.
Улыбаются, надувают щеки.
Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.
Выполняют упражнения «Качели», «Часики».
Потом он умывается.
Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.
Наводит чистоту в своем доме на крыше.
Имитируют чистку верхних и нижних зубов.
Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.
Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
После завтрака Карлсон заводит моторчик.
«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.
Он сломался — не заводится.
«Смазывают» моторчик мёдом.
Поглаживание язычка губами.
Проверяет, крепкий ли мотор.
Выполняют упражнение «Грибок».
Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.
Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)
(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)
Жил-был в домике папа Карло.
Дети открывают рот.
Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.
Постучал топором, пожужжал пилой.
Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.
Получился мальчик веселый, с длинным носом.
Улыбаются, имитируют движения иглой .
Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.
Выполняют упражнение «Часики».
Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.
Выполняют упражнение «Медленная лошадка».
Стало ему скучно. Начал он бегать.
Выполняют упражнение «Быстрая лошадка».
И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.
Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка».
«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка».
Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.
Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.
Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).
Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.
Выполняют упражнение «Заборчик».
В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.
Покусывают кончик языка.
Буратино плачет, просит прощения.
Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.
Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.
Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.
Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.
Буратино ее передразнивает.
Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».
Крыса показала ему свои острые зубы.
Выполняют упражнения «Забор».
Буратино задрожал и больше крысу не обижал.
Муха по полю пошла,
Дети выполняют упражнение «Лошадка».
Муха денежку нашла.
Выполняют упражнение «Гри бок».
Пошла Муха на базар
Выполняют упражнение «Лошадка».
И купила самовар.
Я вас чаем угощу».
Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».
Все стаканы выпивали.
Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
Приходила к Мухе бабушка-пчела,
Выполняют упражнение «Лошадка».
Мухе-цокотухе меду принесла.
Выполняют упражнение «Чашечка».
Бабочка-красавица, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье?
Выполняют упражнение «Вкусное варенье».
Вдруг какой-то старичок- паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Выполняют упражнение «Часики».
Хочет бедную убить,
Покусывают кончик языка .
Выполняют упражнение «Грибок».
Вдруг откуда-то летит
А в руке его горит
«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»
Подлетает к пауку,
И ему на всем скаку голову срубает.
Муху за руку берёт
И к окошечку ведет.
Прижимают широкий язык к верхним зубам .
Я злодея погубил,
Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться».
Сказка о Весёлом Язычке
Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).
(Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)
Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. ( Упражнение «Лопаточка».)
Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: впра во-влево. ( Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.
Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. ( Упражнение «Качели».) И он так же покачался.
Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.
Язычок пошел гулять,
По ступенькам шагать.
Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)
Любопытный Язы чок заглянул в окошко и увидел там. Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.
В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.
Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)
Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла. »
Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)
Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!
С головы до копыта.
И снова за дело.
(После каждой строчки дети «цокают».)
Вот какая сказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.
Придумайте новую сказку про то, что случилось дальше с Весёлым Язычком!
1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.
2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012
3. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г.
Наш адрес:163044, Архангельская область, г. Архангельск, Цигломенский территориальный округ,ул. Лочехина, д.7, корп.1
Источник
«Сказочная» артикуляционная гимнастика
Наталья Путилова
«Сказочная» артикуляционная гимнастика
Развивать речевую моторику детей помогает необычная сказочная
артикуляционная гимнастика. Для её проведения необходим красочный демонстрационный материал с изображением сказочных персонажей.
Данный игровой метод очень нравится нашим детям.
Они знают, для чего нужны игры язычком — «Говорить мы будем внятно, чтобы было всем понятно»!
— Если в сказку всем сердцем поверить
В мир волшебный откроются двери
Вы туда без труда попадете
(широкий расслабленный язык удерживать на нижней губе)
На летучем большом корабле!
(Чашечка — рот открыт, губы в улыбке. Язык широкий во рту в верху,
с поднятыми боковыми краями, которые смыкаются с верх. боковыми зубами.
Средняя часть спинки языка прогибается книзу.
Удерживать под счёт от 1 до 10) .
Или с Бабой — Ягой на метле!
(Болтушка — приоткрыть рот и забрасывать язычок на верх. губу быстро двигать им вверх,вниз и произносить: бл, бл)
А может верхом на Коньке Горбунке!
(Лошадка. Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя. Длительность выполнения 5—10 сек.)
А ещё на грибке – боровичке!
(«Грибок» — Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к твёрдому нёбу, видна подъязычная связочка –ножка грибочка).
Можно в сказку влететь на Жар Птице!
(Качели. Рот открыт. Губы в улыбке.
Языком во рту совершать движения, то поднимая к перед. зубам,
то опуская его к нижним.
Выполнить 5-10 движений).
Можно на Колобке закатиться!
(Маляр- Рот открыт. Губы в улыбке.
Широкий кончик языка гладит твёрдое нёбо, делая движения от верх.
Зубов в глубь рта(5-7раз).
Можно въехать, как слон на еже…
(Накажем непослушный язычок — Самомассаж языка
— слегка покусывая передн. широкую часть зубами, произносить
«ла—ла—ла; лы-лы-лы…» 5—10 сек,
при этом должны быть видны нижн. передн. зубки).
Ой,мы кажется в сказке уже!
Артикуляционная гимнастика А. Г. «Утро с Музиком» 1. Котик встал (потягивание) Зубки чистить побежал Вправо – влево, вправо – влево Чистим зубки мы умело Пополощем ротик,.
Артикуляционная гимнастика-памятка для родителей Артикуляционная гимнастика для языка и губ, щек и неба просто необходима для детей, у которых есть отклонения в речи. Не могу спокойно смотреть.
Артикуляционная гимнастика по сказке К. И. Чуковского «Телефон» Артикуляционная гимнастика по сказке К. И. Чуковского «Телефон» Автор-разработчик: Людмила Владимировна Абалмазова — учитель-логопед МБДОУ.
Артикуляционная гимнастика «Прогулка в лесу» ПРОГУЛКА В ЛЕСУ. Оказывается, можно совместить приятное с полезным, и превратить скучную дорогу в поликлинику, в увлекательное путешествие.
Артикуляционная гимнастика-сказка «Приключения Смешариков» Артикуляционная гимнастика – сказка «Приключения Смешариков» МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ №1. АВТОР: Добрый день, всем здоровья мы желаем.
Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.
Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе Артикуляционная гимнастика. «Бегемотик» Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время.
Мастер-класс по теме «Артикуляционная гимнастика» МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА». Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития.
Утро радостных встреч (артикуляционная гимнастика) Утро радостных встреч (артикуляционная гимнастика) в средней группе «Пчёлка» Подготовила: воспитатель Султанова Наталья Дмитриевна. МБДОУ.
Источник
Артикуляционная гимнастика и сказки
картотека
Артикуляционная гимнгастика в сказках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика и сказки | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика в сказках.
Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.
«Карлсон, который живет на крыше»
(постановка звука [р])
Высоко на крыше живет Карлсон.
Дети тянутся кончиком языка к носу.
Он веселый, толстый.
Улыбаются, надувают щеки.
Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.
Выполняют упражнения «Качели», «Часики».
Потом он умывается.
Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.
Наводит чистоту в своем доме на крыше.
Имитируют чистку верхних и нижних зубов.
Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.
Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
После завтрака Карлсон заводит моторчик.
«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.
Он сломался — не заводится.
«Смазывают» моторчик мёдом.
Поглаживание язычка губами.
Проверяет, крепкий ли мотор.
Выполняют упражнение «Грибок».
Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.
Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)
(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)
Жил-был в домике папа Карло.
Дети открывают рот.
Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.
Постучал топором, пожужжал пилой.
Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.
Получился мальчик веселый, с длинным носом.
Улыбаются, имитируют движения иглой .
Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.
Выполняют упражнение «Часики».
Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.
Выполняют упражнение «Медленная лошадка».
Стало ему скучно. Начал он бегать.
Выполняют упражнение «Быстрая лошадка».
И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.
Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка».
«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка».
Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.
Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.
Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).
Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.
Выполняют упражнение «Заборчик».
В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.
Покусывают кончик языка.
Буратино плачет, просит прощения.
Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.
Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.
Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.
Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.
Буратино ее передразнивает.
Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».
Крыса показала ему свои острые зубы.
Выполняют упражнения «Забор».
Буратино задрожал и больше крысу не обижал.
Муха по полю пошла,
Дети выполняют упражнение «Лошадка».
Муха денежку нашла.
Выполняют упражнение «Грибок».
Пошла Муха на базар
Выполняют упражнение «Лошадка».
И купила самовар.
Я вас чаем угощу».
Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».
Все стаканы выпивали.
Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
Приходила к Мухе бабушка-пчела,
Выполняют упражнение «Лошадка».
Мухе-цокотухе меду принесла.
Выполняют упражнение «Чашечка».
Бабочка-красавица, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье?
Выполняют упражнение «Вкусное варенье».
Вдруг какой-то старичок- паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Выполняют упражнение «Часики».
Хочет бедную убить,
Покусывают кончик языка .
Выполняют упражнение «Грибок».
Вдруг откуда-то летит
А в руке его горит
«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»
Подлетает к пауку,
И ему на всем скаку голову срубает.
Муху за руку берёт
И к окошечку ведет.
Прижимают широкий язык к верхним зубам .
Я злодея погубил,
Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться».
Сказка «О Веселом Язычке»
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика по сказке Всеволода Гаршина «Лягушка — путешественница»Цель: развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов.
Все упражнения проводятся в игровой форме, по ходу артикуляционной сказки. Вашему вниманию предлагаются сказки из материалов сайта «Подготовка к школе».
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА». Выполнена вместе с детьми страшего дошкольного возраста. Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помога.
В методическом пособии представлен апробированный материал в форме сказок, который поможет сформировать правильный артикуляционный уклад для постановки звуков речи у детей 5-7 лет. Может быть исп.
Ежедневная артикуляционная гимнастика предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольност.
Практический материал по проведению артикуляционной гимнастики для родителей дома с детьми. Попробуйте поиграть с детьми и вы поймете, что артикуляционная гимнастика — это интересное занятие.
Артикуляционная гимнастика по сюжету сказки с иллюстрациями.
Источник