- Артикуляционная гимнастика парус для детей
- К логопеду в кабинет
- Страницы
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнение «Лягушки»
- Упражнение «Слоник»
- Упражнение «Расчёска»
- Упражнение «Часики»
- Упражнение «Ёжик»
- Упражнение «Футбол»
- Упражнение «Качели»
- Упражнение «Чашечка»
- Упражнение «Парус»
- Упражнение «Маляр»
- Упражнение «Грибок»
- Упражнение «Дятел»
Артикуляционная гимнастика парус для детей
При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучить поло жение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по логопедии.
Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков. Упражнения к основным звукам даны в приложении. Они помогут выработать правильный артикуляционный уклад.
Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным образом, например с предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка и т.п.). В последующей работе при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны педагога.
В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику — систему упражнений для речевых органов. Ее цель — совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии — усвоению слов сложной слоговой конструкции.
к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно два раза:
в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики — 5 минут.
Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается педагогом (см. приложение) в соответствии с разрабатываемым звуком.
В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка».
Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука (например, в вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).
В результате педагог каждую педелю знакомит детей с одним новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.
Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варенье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.
«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в дерев не. Однажды он приехал к пен и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного времени Карлсон вышел оттуда, облизывая свои губы. Вот так (показ педагога).
Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.
После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.
Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед ними — педагог встает за их спинами. Все видят друг друга в зеркале. Общение, показ артикуляционных поз также происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педагогу видно, как дети выполняют предложенные артикуляции.
Предлагается использовать в артикуляционной гимнастике упражнения, описания которых приводятся ниже.
Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в та ком положении следует 10—15 секунд.
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
Цель. Развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.
Рот приоткрыт, копчик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо ковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.
Губы сложены трубочкой. Щеки вчя- нуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательпые и размыка-тельные движения.
Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы,а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.
Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.
Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.
Широко открыть рот. Языком с силон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).
Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.
Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание копчика языка под действием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная па кончик языка, приводит его в движение — язык дрожит.
19. «Покусывание кончика языка».
Цель. Активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
Цель. Укреплять боковые мышцы языка.
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа — налево).
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд.
Цель. Отрабатывать позиции «тон кий и широкий язык» с механической помощью (зубы).
Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.
Цель. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, за тем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.
Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
Цель. Развивать боковые мышцы языка.
Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы двигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.
Цель. Вырабатывать подвижность губ.
Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
Источник
К логопеду в кабинет
Блог учителя-логопеда Мамоновой Юлии Владимировны предназначен для коллег, детей и их родителей
Страницы
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Лягушки»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки —
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем — перестанем
И нисколько не устанем.
Упражнение «Слоник»
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение «Расчёска»
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска.
А зовут меня . (расчёска).
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так.
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
Упражнение «Ёжик»
У меня в иголках шёрстка
И в норе запасов горстка.
Лучше ты меня не трожь!
Я — колючий серый ёж!
Упражнение «Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
Во дворе народ толпится.
Там идёт футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает
За игрою из окна
Катерина. Всякий знает:
Генке нравится она.
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Я индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять —
Не пора ли вынимать?
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их буду со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язык к носу мы потянем,
Не прольём ни капли чая.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Раз — лягушка с толстым брюшком,
Два — большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
Выгляни в окошко —
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска —
Не подходите близко!
Упражнение «Парус»
Лодочка под парусом по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.
Упражнение «Маляр»
Я сегодня утром встал
И посёлок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
Упражнение «Грибок»
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Упражнение «Дятел»
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стуки —
Раздаётся громкий звук.
Источник