Артикуляционная гимнастика нетрадиционными способами

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики

Ирина Николаевна Бокова
Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики

«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики»

Дидактическая кукла «Квака» (Игрушка, сделанная в технике оригами, объёмная кукла с открывающимся ртом для проведения пальчиковых игр, картинки для индивидуальной работы, листы бумаги для оригами, цветные карандаши, шаблоны для рефлексии.

Планируемые результаты обучения

— закрепление навыков артикуляции;

— уточнить характеристику и артикуляцию звука [Л];

— подготовить артикуляционный аппарат к произношению звука [Л].

— расширение словарного запаса;

— развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;

— развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, памяти.

— воспитание познавательного интереса;

— воспитание положительной мотивации к развитию речи;

Устное сообщение педагога:

Дети, сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Он зеленый без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

Педагог достает Кваку, дети рассматривают лягушонка. Квака рассказывает о себе:

Я горжусь красой своей:

Ртом, конечно до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Добрый и веселый я.

Не ворчун, не забияка

И зовусь красиво – Квака.

Ребята, Квака очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ним. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя. и пока я буду рассказывать, что любит Квака, а вы будете вместе с Квакой выполнять упражнения.

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

А глаза у них, как блюдца.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Бублик мы изобразили–

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

В: Молодцы, ребята! Кваку тоже очень понравилась гимнастика.

В: Квака просит вас помочь ему выполнить задание с картинками. Поможем? (Дети)

В: вот вам каждому картинки, их нужно разложить на две группы, в одну группу картинки в которых есть звук [л], а в другую группу картинки в которых нет этого звука.

(Дети выполняют задание)

В: а теперь давайте проверим выполненное задание.

(Каждый ребенок называет картинки со звуком [л])

В: Молодцы, ребята! Квака вам очень благодарен.

В: Ребята, а теперь давайте поиграем пальчиками. Выполняйте упражнения вместе с Квакой.

На лужайке две подружки (Из пальцев сдетать лягушек)

Ква-ква-ква. (Повороты кистями рук)

Две зеленые лягушки: Ква-ква-ква. (Пальцы имитируют открывающийся рот)

Хором песни распевают: (Сложить ладони и раскрыть их).

Ква-ква-ква, (Хлопки в ладоши)

И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем).

Ква-ква-ква! (Похлопать в ладоши).

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмет быстрее?

Работа с изучаемым звуком

В: отдохнули немножко, а теперь давайте с вами назовем слова со звуком [л]. Но сначала мы дадим характеристику звуку [л].

(Дети: дают характеристику: он согласный, твердый, звонкий. Вспоминают слова со звуком [л])

Практическая работа. Оригами

В: Очень хорошо! А теперь давайте попробуем с вами из бумаги сделать лягушат. (Дети выполняют оригами «лягушку» по инструкции)

В: Замечательные у нас получились лягушки.

Наше занятие подходит к концу, давайте его закончим гимнастиками язычка и пальчиков. Повторяйте за Кваком. И поочереди загибайте пальчики.

Раз – скорее улыбнись,

Два – язык опустим вниз,

Три – язык наверх потянем.

На четыре – позеваем.

Пять – варенье облизать.

Шесть – по небу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Девять – можно поболтать.

Десять – нужно отдыхать.

Воспитатель организует оценивание собственной деятельности.

В: давайте с вами вспомним слова со звуком [л]

В: Ребята, у вас на столах лежат смайлики, раскрасьте их, пожалуйста, карандашами.

(Дети выполняют задание)

В: (оценивает эмоциональное состояние детей с помощью раскрашенных смайликов) Спасибо, ребята!

«Использование дидактических игр как одно из средств эффективного проведения артикуляционной гимнастики» Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от детей усидчивости и сосредоточенности. К сожалению, быстрая утомляемость,.

«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ» Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста. 1) Сказка о Весёлом Язычке. Наиболее.

Дидактическая кукла для проведения артикуляционной гимнастики Дарина Для работы с детьми мною была изготовлена дидактическая кукла Дарина. Данная кукла предназначена для проведения артикуляционной гимнастики.

Картотека артикуляционной гимнастики униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой,.

Картотека артикуляционной гимнастики униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой,.

Комплекс артикуляционной гимнастики по лексическим темам Артикуляционная гимнастика по лексическим темам. Осень «Язычок в лесу» — язычок «шагает» по зубкам. «Листики качаются на ветру» — «Часики».

Консультация для родителей «Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики как основа формирования правильного звука» Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Экопособия для артикуляционной гимнастики Видео Видеоролик представляет собой информационный материал в следующей последовательности: слово логопеда о значимости артикуляционной гимнастики.

Источник

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Елена Алтухова
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык — «чашечка»,цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой

«Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнения для губ, языка

и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален,размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т. д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Метод биоэнергопластики Уважаемые участники! Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер класс на тему: «Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики.

Развитие артикуляционной моторики у детей с ТНР Развитие артикуляционной моторики «Лошадка» № 3.1 Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий.

Анализ логопедических методик по развитию артикуляционной моторики у детей с недоразвитием речи Уже давно известно, что полноценно сформированная артикуляционная моторика – залог правильного и четкого звукопроизношения. К сожалению,.

Консультация «Дизартрия — нарушения артикуляционной моторики» Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Патогенез дизартрии.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель) Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание,.

Консультация для родителей, имеющих детей с ОВЗ «Развитие артикуляционной моторики» РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений орга-нов речевого аппарата и обеспечивающая.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Рисование Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка.

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар. Она приобретается.

Сказки с движением для развития артикуляционной моторики и звукопроизношения Сказка о язычке Рано утром проснулся Язычок от пения птиц. От удовольствия он улыбнулся (Улыбка) и решил сыграть на дудочке (Хоботок).

Упражнения для развития нестандартного мышления. Упражнения для развития мелкой моторики «Я – Золотая рыбка». Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет, например, «Сказку о рыбаке и рыбке» от лица каждого.

Источник

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные методы и приемы проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Наталья Гузенко
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные методы и приемы проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Цель – познакомить родителей с нетрадиционными методами и приемами проведения артикуляционной гимнастики.

1. Активизировать знания родителей о значимости артикуляционной гимнастики;

2. Помочь родителям овладеть нетрадиционными методами проведения артикуляционной гимнастикой;

3. Сформировать представление о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях;

4. Сформировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

1. Овладение родителями нетрадиционных методов артикуляционной гимнастикой.

2. Использование родителями артикуляционных упражнений в домашних условиях.

Материалы и оборудование:

Зеркала, чупа-чупс по количеству участников, варенье, мед, сушки, воздушный рис, соломка. Шарики с настроением.

Ход мастер – класса.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как происходит формирование звуков у детей.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Для этого проводится комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие мышц речевого аппарата.

Сегодня я предлагаю вам стать домашним логопедом для своего ребенка, и научиться проводить артикуляционную гимнастику нетрадиционным способом, а в интересной «вкусной» форме.

Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика с вареньем.

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).

Наносим ребенку варенье, мед и др. на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.

Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать варенье кончиком языка.

Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом.

Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).

Просим ребенка сжать чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Попросите ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Попросите ребенка поднять широкий язык к небу, прижмите чупа-чупсом язык «грибок» к небу.

Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.

Ребенок выполняет упражнение «Дятел», родитель в этот момент создает вибрацию кончики языка, при помощи чупа-чупса.

Попросите ребенка высунуть язык, водите шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивая делать легкие вибрационные движения.

Предложите ребенку перекатить во рту от одной щеки к другой чупа- чупс.

Артикуляционная гимнастика с воздушным рисом.

Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.

Артикуляционная гимнастика с соломкой.

Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.

Предлагаем ребенку удержать соломинку между губами и носом, губы вытянуты в хоботок.

«Лопатка», «Ложка на тарелке»

Кладем палочку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удерживаем ее.

Предлагаем ребенку удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой. Язык не касается зубов.

Артикуляционная гимнастика с сушкой

Предлагаем ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.

Предлагаем ребенку сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.

Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).

В процессе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как у ребенка наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. В процессе постоянного выполнения комплекса артикуляционной гимнастики, вы увидите, как постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Если у ребенка не получается выполнение какого-либо упражнения помогите ему, не в коем случае не ругайте ребенка, это может вызвать негатив и в дальнейшем ребенок откажется от выполнения гимнастики.

Итог мастер- класса.

Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на мастер-классе одним из трех шаров.

o Веселый шар – «считаю полученную информацию полезной»;

o Грустный шар – «считаю информацию недостаточно полезной»;

o Сердитый шар – «мне на семинаре-практикуме было не интересно».

Спасибо за внимание и помощь. И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем!

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Метод биоэнергопластики Уважаемые участники! Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер класс на тему: «Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики.

Мастер-класс для родителей «Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях» Цель: Знакомство родителей с методами и приемами работы.

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях» Цель: Знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях Задачи: • показать.

Мастер-класс для родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях План проведения: 1. «Развитие связной речи – необходимое условие успешной учебы в школе». 2. Показ родителям упражнений для игр с детьми.

Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Профилактика плоскостопия в домашних условиях» Плоскостопие — это деформация стопы с уплощением ее сводов. И это одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Мастер-класс для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях» Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики. Оборудование: мяч; ватные шарики и зеркала (по количеству.

Мастер-класс для воспитателей «Методы и приемы работы по театрализованной деятельности в ДОУ» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №11» г. Беслан Правобережного района Республики Северная Осетия -Алания..

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников» «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников». Борисенко Ирина Александровна ЦЕЛЬ: Отработка творческих методов.

Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики» Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики» Цель мероприятия: Повышать эффективность коррекционной.

Правила проведения артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабаты-ваемые у детей навыки закреплялись. 2. Лучше ее делать 3-4 раза.

Источник

Читайте также:  У меня болит копчик гимнастика
Оцените статью