Артикуляционная гимнастика массаж языка

Логопедический массаж языка и щек — что это и зачем нужен

Работая над исправлением нарушения речи, логопед-дефектолог использует разные способы и подходы. Одним из них является логопедический массаж как способ механического воздействия на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

Может ли массаж быть логопедическим?

Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.

Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.

Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.

В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.

С помощью логопедического массажа удается добиться:

  1. Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
  2. Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
  3. Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
  4. Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
  5. Уменьшения слюнотечения.
  6. Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.
Читайте также:  Специальные физические упражнения для баскетбола

Логопедический массаж может быть:

  • Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.
  • Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.
  • Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.
  • Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.

По своему назначению логопедический массаж разделяется на:

  • активизирующий работы артикуляционных мышц
  • расслабляющий.

Когда ребенку нужен логопедический массаж?

Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.

Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.

Кроме того, массаж может быть назначен при:

  1. ринолалии;
  2. заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
  3. задержке речевого развития и психического;
  4. моторной алалии;
  5. медленной автоматизации звуков при дизартрии.

В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.

Противопоказания

Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата. Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога.

Логопедический массаж не показан в следующих случаях:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания.
  2. Гнойничковые болезни кожи.
  3. Повышенная температура тела у ребенка.
  4. Строгое противопоказание — эписиндром, эпилепсия в анамнезе!
  5. Перенесенная недавно ангина. Перед началом курса массажа необходимо подождать после выздоровления не менее 7-10 дней.

Как проводится логопедический массаж

Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:

  1. Назначение должно происходить только после проведенного обследования
  2. Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.
  3. Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.
  4. В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.
  5. Манипуляции не должны быть болезненным.
  6. Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.
  7. Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.

Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.

Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.

Источник

Артикуляционная гимнастика массаж языка

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Данную разработку рекомендуется использовать на логопедических занятиях с детьми ОВЗ, имеющих слабую иннервацию артикуляционного аппарата.

Статья:

В современной логопедии используются 2 вида воздействия, направленных на улучшение иннервации речевого аппарата: артикуляционная гимнастика, массаж (мимический, логопедический, массаж лица).

Логопедический массаж — это трудоёмкая работа для логопеда и не всегда приятная процедура для детей.

Существуют несколько методик логопедического массажа: зондовый, массаж с использованием медицинского шпателя.

Однако при работе с детьми с ОВЗ надо учитывать слабое физическое развитие, в том числе слабое развитие мышц артикуляционного аппарата.

Такие дети по состоянию здоровья не выдерживают сеанс зондового массажа. Поэтому можно использовать медицинский шпатель для проведения логопедического массажа. Логопед одевает стерильные перчатки и с помощью шпателя проводит массаж органов артикуляции.

В настоящее время для удобства логопеда можно использовать одноразовые медицинские шпателя, которые не требуют специальной обработки.

Первые сеансы массажа проводим по 3-5 минут. Затем доводим до 5-10 минут, учитывая выдержку и утомляемость детей.

В данной работе представлены мною разработанные упрощенные упражнения артикуляционной гимнастики с использованием элементов логопедического массажа при помощи мед.шпателя для укрепления мышц языка и улучшения иннервации речевого аппарата.

Эффективность представленной разработки была доказана положительными результатами многолетней работы с детьми с ОВЗ.

Применение данных артикуляционных упражнений с элементами логопедического массажа помогут моим коллегам в процессе работы над постановкой трудных звуков.

Комплексы артикуляционной гимнастики с элементами логопедического массажа.

Комплекс упражнений №1.

Данные упражнения укрепляют жевательно-артикуляционные мышцы.

Воспитанник беззвучно произносит звук А, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов в течении 5-10 секунд. Ребёнок с ОВЗ не всегда может зафиксировать нижнее положение языка.

Здесь на помощь приходит логопедический массаж.

Алгоритм логопедического массажа:

-Логопед с помощью шпателя фиксирует язык у нижних резцов.

Берёт второй шпатель и массирует спинку языка.

Начинает с лёгких точечных нажимов шпателем по всей поверхности языка. Затем усиливает нажим. Далее делает вертикальные, горизонтальные, продольные, зигзагообразные движения шпателем по всей поверхности языка, усиливая постепенно нажим шпателя.

Сначала движения шпателем проводятся от кончика языка к корню до линии, где проходит граница «рвотного рефлекса».Дальше этой границы движения шпателем не проводить. Затем такие же движения проводятся от корня языка к кончику языка. Ребёнок закрывает рот.

-Логопед просит ребёнка сделать динамическую паузу.

Ребёнок кладёт ладонь одной руки на шею спереди. Вдох. На выдохе старается произносить звук, над постановкой которого работает логопед.

Ребёнок эти действия повторяет 3-4 раза под контролем логопеда.

— Логопед продолжает массаж.

Ребёнок открывает рот и поднимает язык к верхним резцам или к верхней губе. Фиксирует кончик языка 5-10 секунд.

Если ребёнок не может фиксировать кончик языка, логопед фиксирует его шпателем у верхних резцов или на верхней губе. Другим шпателем проводит массаж нижней поверхности языка. Начинает с лёгких точечных нажимов шпателем по всей нижней поверхности языка.Затем усиливает нажим. Далее делает вертикальные, горизонтальные, продольные, зигзагообразные движения шпателем по всей нижней поверхности языка, усиливая постепенно нажим шпателя.

Сначала проводятся движения шпателем от кончика языка к уздечке, затем от уздечки к кончику. Логопед просит ребёнка закрыть рот и проводит динамическую паузу: вдох-выдох-звук.

Комплекс упражнений №2

Этот комплекс упражнений укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.

Логопед просит воспитанника слегка приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и делать движения языком вперёд-назад. Затем язык убирается назад в рот. Повторяет 5-7 раз.

Далее воспитанник приоткрывает рот и кладёт язык на верхнею губу и делает движения языком вперёд-назад. Затем язык убирается назад в рот. Повторяет 5-7 раз.

После проведения комплекса №2 можно перейти к комплексу №3.

Но если ребёнок делает неточные движения или затрудняется, применяем логопедический массаж по тому же алгоритму (см. выше).

Комплекс упражнений №3

Логопед просит ребёнка улыбнуться, открывая рот и покусывать язык, продвигая его постепенно между зубами вперёд-назад. Таким образом происходит самомассаж языка. Дети с ОВЗ часто имеют слабую иннервацию речевого аппарата и не всегда могут выполнить это упражнение. Логопед использует массаж по известному алгоритму. После проведения нескольких сеансов логопедического массажа улучшается иннервация речевого аппарата, укрепляются мышцы языка и ребёнку с ОВЗ легче освоить артикуляционные упражнения.

Внимание! Данные артикуляционные упражнения с применением элементов логопедического массажа улучшают :

— кровоток в мышцах языка , что помогает ребёнку с ОВЗ чувствовать язык — как орган, который помогает правильно произносить звуки и правильно говорить;

Источник

Логопедический массаж языка ребенка

Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

В комплексе с другими техниками проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию, научив ребенка правильно выговаривать сложные для произношения звуки. Его может делать не только логопед, но и родители в домашних условиях при соответствующей подготовке.

Основные показания к проведению

Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.

Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.

Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:

  • Гипертонус (повышенный тонус) языка и жевательных мышц.
  • Различные нарушения голоса. Ребенок устает во время разговора, разговаривает слишком тихо, жалуется на болевые ощущения во время разговора, чувствует «ком» в горле и т.д.
  • Нарушение жевательной и глотательной функции.
  • Заикание. Детям с этим нарушением свойственно повторение слогов в слове, либо они не могут произнести слово до конца, зацикливаясь на какой-нибудь одной его части.
  • Миофункциональные нарушения, приводящие к нарушению прикуса.
  • При наличии короткой уздечки языка с целью ее безоперационного растяжения.
  • Дизартрия. Представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается ограниченная подвижность языка и других артикуляционных органов.
  • Повышенное слюноотделение. Данное нарушение объясняется слабостью круговой мышцы рта.

Какой эффект дает логопедический массаж языка

Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.

Логопедический массаж в комплексе с другими техниками позволяет справиться со следующими задачами:

  • помощь в правильной постановке звуков;
  • стимуляция процесса формирования речи;
  • улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
  • косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
  • нормализация затруднённого дыхания;
  • формирование правильного диафрагмального дыхания;
  • повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
  • нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
  • коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • стимуляция кинестетических ощущений;
  • понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
  • повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
  • снижение слюноотделения;
  • уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.

Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.

Противопоказания к проведению процедуры

Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
  • герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;
  • повышенная температура;
  • болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);
  • увеличенные лимфоузлы;
  • болезни крови и капилляров;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • онкологические заболевания;
  • эпилепсия;
  • гиперчувствительность;
  • ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).

Особенности проведения

Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.

Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.

Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.

Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.

Каким бывает логопедический массаж языка

Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.

Ручной массаж

Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.

ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.

Есть несколько эффективных упражнений для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краев от центра до середины (количество повторений – 5-7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцем горизонтально (5-7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краев (от центра до середины).
  • Далее можно делать спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка.
  • Легкие пощипывания кончика языка.
  • Захват языка двумя пальцами, прокручивание его по и против часовой стрелки.

Массаж зубной щеткой

Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.

Последовательность действий примерно следующая:

  • Под язык нужно подложить сложенный бинт или бумажную салфетку – это необходимо для сбора слюны, которая будет активно выделяться в течение занятий. По мере намокания их нужно менять.
  • Перед выполнением процедуры нужно сказать ребенку, чтобы он расслабил язык настолько, насколько он может.
  • Сначала выполнятся круговые разминающие движения по спинке языка. Нажим несильный.
  • Далее выполняем поглаживания по всей площади языка. Движения должны быть прерывистыми, как во время чистки зубов.
  • Далее ребенок должен напрячь язык и приподнять его к нёбу. Массируем нижнюю часть языка и ямку под ней.

Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.

Массаж с помощью ложек

Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.

  1. Поглаживание висков выпуклой стороной ложки (по часовой стрелке).
  2. Поглаживание глазных впадин округлой стороной прибора. Ложку ведут вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза. Возвращают ложку под глазом.
  3. Щеки поглаживаются выпуклой стороной ложки.
  4. Поглаживание висков спиралевидными движениями выпуклой стороной ложки. В конце движения можно слегка надавить на висок.
  5. Подбородочные и жевательные мышцы разминаются круговыми движениями округлой стороны столового прибора.
  6. Кончиком ложки необходимо «поскрести» по нижней и по верхней губе.

Зондовый массаж

Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 11 инструментов, каждый из которых используется в определенных целях. К примеру, «саночки» предназначены для стимуляции мышц, «топорик» применяется при пониженном и повышенном тонусе мышц.

Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:

  • Инструментом в виде шарика нужно водить по всей поверхности языка.
  • «Вилочкой» проводится обкалывание языка. Далее совершаются колебательные и вращательные движения инструментом в разных точках.
  • «Восьмеркой» нужно нажимать на язык в нескольких точках.
  • Также используются «саночки» (всего их 3 – малые, средние и большие). Используются для растягивания уздечки под языком, а также надавливания на орган.
  • «Топориком» скользим по языку, слегка надавливая на него.
  • «Крестовиной» проводится нажим, прокручивание, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком.
  • «Толкачиком» проводится прокручивание, нажим, в также упражнение «Пружина» с языком (до корня).

Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.

Как делать массаж дома

Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.

Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.

Далее можно переходить к массажу языка:

  • Берем кончик языка, ведем его вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо.
  • Большим пальцем поглаживаем язык, поддерживая его снизу.
  • Поглаживания снизу и сверху языка средним и большим пальцем.
  • Аккуратно покачиваем язык, слегка постукивая пальцами по нему.
  • Уздечку языка можно слегка массировать движениям вверх-вниз.
  • С помощью чистой зубной щетки проводим поглаживания и другие манипуляции, которые мы описали выше.

Источник

Оцените статью