Чем полезно артикуляционное упражнение «Лягушка» и как его правильно выполнять?
Артикуляционный аппарат – это сложная система органов и мышц, требующих тренировки, как и остальные мышцы нашего тела. Артикуляционная гимнастика «Лягушка» укрепляет мышцы губ, щек, мягкого неба и подготавливает речевой аппарат к произношению звуков [с], [с‘], [з], [з‘], [л], [л‘]. Заниматься нужно, даже если ребенок еще совсем не говорит – тогда у малыша будет база для постановки звуков родного языка.
Роль артикуляционной гимнастики
Для подготовки ребенка к овладению навыком речи необходимо выполнять целый комплекс упражнений. Мышцам языка, щек, губ, мягкого неба нужны нагрузки, так же как телу человека нужна зарядка по утрам или физкультура. Гимнастика повышает тонус мышц и улучшает кровообращение в них.
Если у ребенка слабый артикуляционный аппарат, его речь будет несвязной, неразборчивой, и тогда занятий с логопедом не избежать. Нарушение речи приводит к нарушению чтения, письма, сложностям в обучении и неуспеваемости в школе. Нельзя недооценивать роль ежедневной артикуляционной гимнастики в жизни ребенка. Гимнастика нужна всем детям, а не только тем, у кого уже есть проблемы с речью.
Упражнение «Лягушка»
Артикуляционное упражнение «лягушка» выполняется как в общем комплексе логопедической гимнастики, так и для постановки отдельных звуков. Нужно правильно объяснить и показать малышу, чего от него хотят.
При занятии гимнастикой можно руководствоваться такими правилами:
- выполнять упражнение каждый день, чтобы у ребенка закрепились нужные навыки;
- заниматься сидя, не сутулясь, руки и ноги держать в спокойном состоянии;
- желательно разместить перед ребенком зеркало: оно помогает сосредоточиться, а также позволяет малышу видеть свои движения;
- сначала рассказывать ребенку об упражнении, а потом показывать, как выполнять;
- поправлять малыша в мягкой форме, не ругать его, не делать грубых замечаний.
Выполняем упражнение «Лягушка»:
- улыбаемся, растягиваем уголки рта, демонстрируем зубы;
- челюсти смыкаем, как при правильном прикусе;
- держим губы в таком положении 5 секунд, в дальнейшем время можно увеличивать;
- повторяем упражнение 3 или 4 раза.
Занимаемся и играем
Эффект от гимнастики накапливается постепенно, поэтому заниматься нужно каждый день. Пятилетнему ребенку легче объяснить, зачем нужно заниматься ежедневно: «чтобы язычок не болел», «чтобы уметь говорить, как большие дети», «чтобы не пришлось ходить к логопеду и долго у него учиться» и т. д.
С маленькими детьми заниматься сложнее, их зачастую даже нельзя уговорить посидеть 5 минут на одном месте. Увлечь малыша можно только тем, что ему будет интересно. Поэтому для выполнения упражнения «Лягушка» можно подготовить игрушку или картинку с веселым лягушонком и рассказать, например, такую историю:
«Жил-был на свете маленький добрый лягушонок. Он был самым улыбчивым лягушонком в мире и очень радовал маму-лягушку.
Этот лягушонок улыбался каждому, кого встречал на своем пути, даже серьезному и хмурому крокодилу! Он его совсем не боялся.
Лягушонок пел веселую песенку, и от этого каждый, кто его встречал, тоже улыбался – вот так (показываем упражнение, рассказываем стишок):
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губки прямо к ушкам.
Вы тяните дружно губки —
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем,
И нисколько не устанем.
Лягушонок улыбался не только животным. Он любил природу и улыбался цветам, деревьям и солнышку, вот так:
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Лягушонок радовался даже своему отражению в лужице. Он думал, что встретил другого лягушонка! Давай пофантазируем, что мы тоже улыбчивые лягушата:
Мы — веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам.
Потянули — перестали. И нисколько не устали!»
Артикуляционное упражнение «Лягушка» тренирует подвижность речевых органов, а также помогает выработать правильное положение мышц для дальнейшего становления речи. Для чистого произношения нужны сильные, крепкие мышцы губ, щек, языка, и артикуляционная гимнастика должна стать таким же ежедневным ритуалом, как чистка зубов или купание перед сном.
Источник
Артикуляционная гимнастика «Утро Царевны — лягушки»
Ирина Лукьянова
Артикуляционная гимнастика «Утро Царевны — лягушки»
Артикуляционная гимнастика «Утро Царевны — лягушки«.
Цель: активизация основных движений.
В одном сказочном болоте жила была Царевна — лягушка, зеленая квакушка. Никогда не огорчалась, всем на свете улыбалась (упражнение «Улыбка»).
Однажды утром Царевну разбудило солнышко, оно ласково щекотало ей щёчки (упражнение «Конфетка», проводить движения языком вверх — вниз по щёчкам). Лягушка улыбнулась солнышку, (упражнение «Улыбка») и подарила ему воздушный поцелуй (упражнение «Хоботок — Поцелуй»). Как и положено Царевнам, лягушка поскакала чистить зубы (упражнение «Почистим зубки», она прополоскала горлышко (имитация полоскания горла, причесала свои кудряшки (упражнение «Расчёска», «причесать» зубами верхнюю губу, нижнюю губу и язычок, погладила самое нарядное платье (упражнение «Утюжок», присосать язык к нёбу и делать движения вперёд-назад.). Затем Царевна-лягушка принялась завтракать, а на завтрак были вкусные блины (упражнение «Блинчик») с душистым мёдом (упражнение «Кошечка лакает молоко») и ароматным ромашковым чаем (упражнение «Чашечка»). Выглянула лягушка в окно (упражнение «Иголочка», посмотрела на небо — » Не идёт ли дождик?», посмотрела на болото — «Много ли воды после дождя?» (упражнение «Качели»)и поскакала по болотным кочкам квакая: ква-ква// ква-ква-ква// ква-ква// ква-ква-ква (отстукивание ритма). Оказавшись на полянке, Царевна-лягушкаувидела много цветов: «Ах, какие они красивые, а как пахнут!» (упражнение на дыхание «Приятный запах»). Вокруг цветов порхали бабочки (упражнение «Вкусное варенье» круговые движения языка, пчёлки перелетали с цветка на цветок (упражнение «Часики», а майские жуки бормотали друг с другом (упражнение «Индюк-болтун». И всё вокруг наполнялось весенними звуками природы!
Презентация «Артикуляционная гимнастика» Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
Веселая артикуляционная гимнастика У наших деток нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, я решила, что совместная артикуляционно-пальчиковая гимнастика, при которой.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 1. «Распевка» пропеваем гласные звуки Аааааа, оооооо, уууууу, ыыыыыы, ээээээ А – как можно широко раскрыть.
Артикуляционная гимнастика Apтикуляционная гимнастика. «Лягушка-слоник». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд,.
Артикуляционная гимнастика Карточка № 1 Упражнение «Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал, потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. Учимся.
Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.
Артикуляционная гимнастика на свистящие 1. «Покусаем язык» Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю всё проворней. Цель: Добиваться расслабления.
Фотоотчёт «Артикуляционная гимнастика» Упражнение «Слоник» (Трубочка) Подражаю я слону Губы трубочкой тяну Упражнение «Бегемотик» Рот пошире открываем В бегемотика играем 1-2-3-4-5.
Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки — Царевны-лягушки на основе спирали С приближением Нового года и Рождества все стремятся украсить свои дома. Самодельные елочные игрушки помогут создать дома праздничную атмосферу.
Презентация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика -это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц языка и губ. Цель – выработка правильных, полноценных.
Источник
Артикуляционная сказка «Лягушка-квакушка и её весёлый язычок»
Наталья Митюхина
Артикуляционная сказка «Лягушка-квакушка и её весёлый язычок»
Цели:-тренировка дыхания (глубокого вдоха носом и плавного,медленного выдоха ртом);
-активизация движения органов артикуляционного аппарата (губ,языка) путём выполнения упражнений артикуляционной гимнастики;
-воспитание нравственных качеств.
Оборудование:мягкая игрушка — лягушка -квакушка с подвижным язычком;тучка. бабочки,полянка,лукошко,грибок.
Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, и была квакушка очень забавной, весёлой, потому что любила распевать песенку.
Давайте вместе с лягушкой-квакушкой споём её любимую ритмическую
песенку. /// /// // ///-(ква-ква-ква,ква-ква-ква. ква-ква,ква-ква-ква с отхлопыванием ритма ладошками)
Вот сидит лягушка-квакушка и видит:бабочки на тучки собрались.Спрашивает их квакушка: «ква-ква-ква,бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?»
Отвечают ей бабочки: «как же мы полетим,лягушка-квакушка если налетели тучи тёмные и намочили дождиком наши крылышки?»
«Да, посочувствовала лягушка,-вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует».
«Что же делать,-спрашивают бабочки,-кто нам поможет?»
«Не переживайте,бабочки,ребята вам помогут. Они подуют на вас,крылышки и обсохнут»,-посоветовала лягушка.
Логопед. Но для того, чтобы крылышки у бабочек обсохли,мы должны правильно на них подуть. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный выдох ртом. направленный на бабочек. Подойдите и встаньте поближе.
Упражнение на дыхание»подуем на бабочек»
Вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся)
Логопед: вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают!
«Спасибо ребята!-говорят бабочки,и тебе,лягушка и улыбнулась им вслед.
Логопед:покажите,как улыбнулась лягушка бабочкам.
упр»Улыбка»(счёт от 1 до 10)
Квака любит улыбаться,
Рот у кваки до ушей
Хоть завязочки пришей
Улыбнитесь и вы ей.
Логопед: Сидит лягушка-квакушкана лесной опушке и видит: расцвёл чудесны цветок!Полюбовалась она его красотой:
«ква-ква,какой красивый!»- и тоже ему улыбнулась.
Улыбнитесь и вы цветочку.
Совсем развеселилась лягушка-квакушка,и вот запрыгал у неё язычок:вверх-вниз. Покачаемся и мы.
На качелях я качаюсь
Я всё выше поднимаюсь.
А потом спускаюсь вниз!
Устал язычок,позволили ему отдохнуть.
упр. «Лопатка» Язык лопаткой положи
И немного подержи
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать.
1,2,3,4,5 язык можно убирать.
логопед:Захотелось лягушке-квакущке чаю попить,а чашечки-то нет. Сделаем «Чашечку»
Язык лопаткой положи,
А края приподними,
Чашку в дом мы занесем,
Её края к зубам прижмём.
Логопед:Попила лягушка-квакушка чай из чашечки,глаза от удовольствия закрыла. И вы глаза закройте. Сидит так лягушка-квакушка,тишину лесную слушает.
Вдруг услышала какой-то непонятный звук. Понравился лягушке этот звук,но не знает она как его получить,что для этого нужно сделать. Ребята!-Давайте поможем лягушке сделать упражнение «лошадка»,ведь именно этот звук услышала лягушка-квакущка.
Упражнение «Лошадка»(под счёт от 1 до 10)
Посмотрела лягушка по сторонам и вдруг видит- грибок растёт. улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.
улыбнитесь шире-сделайте грибок язычком
Прыгай в лукошко.
(логопед кладёт игрушку-грибок в лукошко и вешает его лягушке на лапку.)
Обрадовалась квакушка,что грибок в лесу нашла,захотелось ей песенку под гармошку спеть,да только гармошки у неё нет.
«Поиграйте. ребята,ребята на гармошке,а я вам песенку спою»,-попросила она.
Улыбнитесь,ребята,сделайте «грибок» и. не переставая улыбаться. открывайте и закрывайте рот. Язычок держите грибком. Вот и получится игра «на гармошке».
Итог:-Понравилась вам сказка?
Лягушка-квакушка благодарит вас за помощь и в следующий раз придет и расскажет новую сказку!
Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.
Логосказки как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений. Конспект артикуляционной сказки Как много добрых, теплых и самых светлых воспоминаний связано у каждого из нас с понятием «сказка»! Любовь к ней формируется с раннего детства.
Источник