Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Материал для логопедов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki_dlya_zvukov_r_r.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции
Для произнесения звуков «Р, Рь» необходима сложная работа всех мышц
языка. При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя
часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов,
напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и
вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха
проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.
Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании
средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка
находится несколько ниже, чем при произнесении звука «Р».
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка,
удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на
нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.
Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом
рте под счет от 1 до 5-10.
Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную,
непрерывную воздушную струю, идущую посередине
языка. Улыбнуться, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть
ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна
натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы
произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была
узкая, а не рассеянная.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем
от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы
видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался
внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть
неподвижна, работает только язык.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность
его передней части. Открыть рот, кончиком языка
стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем
языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка,
умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке.
Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем
опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не
сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его
подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить»
кончиком языка твердое небо, делая движения языком
Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка
доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он
продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Цель: укреплять мышцы кончика языка,
вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться,
открыть рот, постучать кончиком языка за верхними
зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-
Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно,
постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в
улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик
языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так,
чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Цель: вырабатывать движение широкой передней
части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким
передним краем языка облизать верхнюю губу, делая
движение языком сверху вниз, но не из стороны в
сторону. Следить, чтобы работал только язык, а
нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык
должен быть широким.
Цель : вырабатывать подъем языка вверх, умение
направлять воздушную струю посередине языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
передний край языка на верхнюю губу так, чтобы
боковые края его были прижаты, а посередине языка
был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при
этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка
должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по
которой идет воздушная струя.
Цель : растягивать подъязычную связку. Присосать язык
всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык
должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.
Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык
всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот.
Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык
прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.
Пощелкать кончиком языка
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем
языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение
управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке.
Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за
верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала
упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить,
чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
Цель : укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем
языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык
прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком
оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя
челюсть не «подсаживала» язык вверх.
Цель : вырабатывать подъем языка, гибкость и
подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке.
Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за
верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т —
сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и
нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх,
подвижность его передней части. Приоткрыть рот,
положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней
губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от
губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения,
потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как
индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не
сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться
Цель: вырабатывать подъем языка, подвижность его
Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх
и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться
произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд,
энергично нажимать языком на бугорки.
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
1. Дуть на сомкнутые расслабленные губы.
2. Широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на
язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не
напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част.
Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц.
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р.
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л.
Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений.
Материал для логопедов и родителей.
Упражнения для развития артикуляции у воспитанников дошкольного возраста.
Источник
Картотека «Артикуляционные упражнения «Звук [Р]»
Лена Мустафина
Картотека «Артикуляционные упражнения «Звук [Р]»
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь. [/b
Лопатка
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
Почистим зубы
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Маляр
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Барабанщик
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Грибок
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.
Лошадка
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.
Артикуляционная гимнастика для звука Л:
Правильная артикуляция звука «Л»:
— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы
— воздушная струя умеренная и теплая
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10
«Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко впер
ед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
Чередовать «Блинчик – Иголочка»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Индюк»
Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болобочет индюк)
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Пароход гудит»
Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук л
Картотека «Упражнения для автоматизации звуков [Р] и [Л]» В своей работе я использую материал, который позволяет отработать звуки р и л. Благодаря стихотворной форме, материал лучше усваивается.
Артикуляционные сказки «Веселый лягушонок. Иголочка. Блинчик. Часики» Артикуляционные сказки М. В. Малец «Веселый лягушонок» Упражнение «Улыбка» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Улыбаться.
Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Савельева Татьяна «НОГИ И НОЖКИ» Большие ноги Шагали по дороге: Топ-топ, топ-топ,.
Картотека «Игры и игровые упражнения малой подвижности для старшей группы» 1.«Пропавшие ручки» Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.).
Картотека «Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы» Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы. «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ.
Картотека социально –ориентированных игр и Картотека игр на формирование социальных навыков у дошкольников Картотека социально –ориентированных игр у дошкольников Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков.
Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.
Картотека «Логоритмические игры и упражнения» «Логоритмические игры и упражнения» «Поющий мяч — 1» Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных.
Лэпбук «Звук [р]» На лэпбуке представлен материал для закрепления (автоматизации) звука «Р» Подборка стихов, чистоговорок, скороговорок. Задания для автоматизации.
Упражнения для командообразования Упражнение «Говорящие руки» Цель: Эмоционально-психологическое сближение участников. Время: 5-7 минут. Ход упражнения: Участники образуют.
Источник