Артикуляционная гимнастика картотека звук с

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков — это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке группы свистящих звуков С, З, Ц.

Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков С, З, Ц необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.

Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Звук С:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Звук З

Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Читайте также:  Интересные упражнения комплексы упражнений

Звук Сь:

  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук Зь

Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Ц:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы те же, что и у межзубного сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.
Читайте также:  Чередование тренировок по группам мышц

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия. Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Техника выполнения

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
  • по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
  • гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.

Артикуляционные упражнения

«Заборчик»

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

  • улыбнуться;
  • приоткрыть рот;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

« Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Киска сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами, на счет «два» язык убирается вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.

«Футбол»

  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики«мячики».

«Змейка»

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца) будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата, нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Вам также будет интересно:

Комментарии 1

Родителям и специалистам рекомендую воспользоваться материалом Татьяны. Материал систематизирован. Картинный материал позволит сделать занятия с ребенком более интересными.

Источник

Картотека артикуляторной гимнастики для свистящих звуков
картотека по логопедии

Артикуляторные упражнения для свистящих звуков.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_artikulyatornoy_gimnastiki_dlya_svistyashchih.docx 15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц).

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).

Описание : Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание : Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

2. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Внимание : нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

3. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Внимание : Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

4. «Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.

Внимание : Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

5. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Внимание : губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

6. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.

Предлагаю вашему вниманию небольшой комплекс артикуляционной гимнастики, который я обычно использую при подготовке к постановке свистящих звуков (С, З, Ц).

Буклет «Артиуляционная гимнастика (комплекс упражнений для свистящих звуков [ с ], [з ].

Для произнесения свистящих звуков требуются точные и сложные движения языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения.

Легкие упражнения для закрепления правильной артикуляции свистящих звуков.

Артикуляторна гимнастика для сонорных звуков.

Артикуляторный упражнения для шипящих звуков.

Источник

Артикуляционная гимнастика для звука [С]
материал

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_s.docx 125.28 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Упражнения следует выполнять только в присутствии взрослого и при его участии, потому что неправильное выполнение не даст никаких результатов.
  • Артикуляционная гимнастика должна выполняться перед зеркалом, ребенок должен видеть в нем и взрослого и себя. Таким образом, он сможет повторять за взрослым, копируя его технику.
  • Упражнения повторяются до 10 раз в зависимости от сложности.
  • Гимнастика не должна выполняться быстро, главное не скорость, а четкость движений.
  • Артикуляционная гимнастика должна выполняться каждый день! по 5-10 мин.

Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Уголки губ максимально разведены. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние. Счет до 10.

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

1. Следить, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

Вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах — «трубочкой». Удерживать под счет до 10.

Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

1. Следить, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у]: «у-у-у» — и губы примут положение трубочки.

Чередовать » Заборчик» — » Трубочка».

Упражнения выполнять поочередно » Заборчик» — » Трубочка». Губы удерживать в каждой позиции 3-5 секунд.

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.

«Загони мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Можно подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу.

Цель: Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя. ». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 10.

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет до 10.

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок»

«Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

Цель: Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь

2. Боковые края языка касаются уголков рта.

3. Не сжимать язык зубами.

4. Выдох спокойный

«Почистим нижние зубки»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Цель: Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик язык развивать подвижность языка.

1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке.

2. Двигая кончиком язы из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен.

3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать под счет до 10. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современным детям (даже дошкольникам) интереснее заниматься с компьютером. Конечно много интересных пособий, ярких заманчивых карточек, но. И поэтому решила я отложить карточки с картинками к артику.

Буклет для родителей.

Артикуляционная гимнастика для предварительной работы перед постановкой звука Р.

Презентация «Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р» представляет собой использование здоровьесберегающих технологий на коррекцонно-развивающих логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р,РЬ.

Комплекс гимнастики направлен на подготовку артикуляционного аппарата для постанови звука «Л&quot.

Упражнения направлены на подготовку органов артикуляционного аппарата для постановки звука «Р&quot.

Источник

Оцените статью