Артикуляционная гимнастика дудочка цель

Артикуляционная гимнастика

Ирина Моисеева
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

I. Упражнения для губ

1. «Улыбка – дудочка» — улыбнуться, затем губы вытянуть вперёд в виде дудочки. Повторять упражнение

2. «Калачик» — зубы сомкнуты, губы квадратные слегка вытянуты вперёд.

3. «Улыбка – дудочка — калачик» — последовательно выполнять упражнения № 1 и № 2 (5 – 6 раз).

4. «Покусай верхними зубками нижнюю губу».

5. «Покусай нижними зубками верхнюю губу».

6. «Лягушка» — губы втянуты в рот и с силой размыкаются, издавая характерный звук квакающей лягушки.

II. Упражнения для языка

1. «Постучи по язычку» — рот открыть, похлопать верхней губкой по широкому языку, произнося «Пя-пя-пя». (6-7 раз).

2. «Лопатка» — рот открыт, широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

3. «Язычок спит» — широкий язык в виде лопатки лежит спокойно за нижними зубами. Держать 10-15 сек.

4. «Иголочка» — рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким, длинным. Удерживать 10-15 сек.

5. «Часики» — губы в улыбке, длинным узким язычком тянуться попеременно то к правому, то к левому уголку губ. Двигать языком в небыстром темпе под счёт (10-15 раз).

6. «Пощёлкай язычком» — губы в улыбке. Присасывать язычок к твёрдому нёбу сразу за верхними зубами и щелкать им, издавая звук, похожий на звук «Ц» (10-15 раз).

7. «Лошадка» — присосать язык к твёрдому нёбу, щёлкнуть языком (звук похожий на цокот копыт). Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. (10-15 раз).

8. «Почистим наши зубки» — губы в улыбке, язычок скользит по всем верхним, затем по всем нижним зубам (6-7 раз).

9. «Столбик» — рот широко открыть. Узким длинным языком зацепиться за верхние резцы. Удерживать в таком положении 10 сек.

10. «Мостик» — рот открыть, зацепиться кончиком языка за нижние зубы и выгнуть спинку языка в виде колеса вперёд. Удерживать 10 сек.

11. «Качели» — выполнять попеременно упражнения «Столбик» и «Мостик» под счёт. (8-10 раз).

12. «Маляр» — рот широко открыть. Узким длинным языком скользить по твёрдому нёбу назад и вперёд (рот не закрывать) 10 раз.

13. «Футбол» — рот закрыть, узким языком упираться попеременно то в правую, то в левую щёку (10 раз).

14. «Хомячок-суслик» — рот закрыт. Щёки попеременно надуть, затем втянуть (8-10 раз).

15. «Колесо» — рот закрыт. Язык скользит по кругу между губами и зубами.

16. «Змейка» — рот открыть, губы в улыбке. Узкий язык максимально вытягивать вперёд и убирать в глубь рта. (10-15 раз).

17. «Спрячь широким язычком сразу все верхние зубки».Удерживать на счёт до 10.

18. «Спрячь широким язычком верхнюю губку». Удерживать на счёт до 8-10.

19. «Вкусное варенье» — широким языком облизывать сразу всю верхнюю губу и убирать язык в рот (10 р.).

20. «Чашечка» — рот открыт, поднять боковые края и кончик широкого языка кверху, образуя таким образом форму чашечки. Удерживать 10-15 сек.

21. «Трубочка» — боковые края языка загнуть вверх, образуя языком трубочку.

22. «Грибок» — раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Удерживать 10-15 сек.

23. «Гармошка» — не отрывая «грибок» (упр. «Грибок») от нёба, открывать и закрывать рот. (10-12 р.)

24. «Дотянись язычком 1) до носа, 2) до подбородка, 3) до правой щечки, 4) до левой щечки»

25. «Барабанщик» — губы в улыбке. Широким языком стучать в твердое нёбо сразу за верхними зубами, произнося звук «д-д-д-д-д» (15-20 р.)

26. «Балалайка» — выполняя упр. «Барабанщик», подвести прямой указательный палец под кончик языка и быстро водить им под языком из стороны в сторону. 10-15 р.

27. «Индюк» — широким языком быстро постучать по верхней губе, облизывая её и добавляя голос. Должен получаться звук «бл-бл-бл» (подражание индюку). 10-15 р.

28. «Покусай кончик языка» 10-15 р.

Артикуляционная гимнастика для малышей (Предыдущая запись Упражнение «Иголочка») Можно нарисовать или вырезать из журналов подходящие картинки к каждому упражнению и при показе.

Артинуляционная гимнастика (комплекс 2) Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произношению звуков С,Ц,З. Все упражнения выполняются при неподвижной нижней челюсти,.

Источник

Артикуляционная гимнастика

Прудникова Светлана Александровна
Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики: подготовка речевых органов к постановке звуков.

Гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом или зеркало в руках ребёнка, а взрослый располагается напротив ребёнка. Ребёнок должен хорошо видеть своё лицо и лицо взрослого. Для повышения эффективности логопедических упражнений желательно использовать зрительный образ – картинка-ассоциация показываемой артикуляционной позы и стихотворение-описание.

Общая артикуляционная гимнастика.

1.«Улыбка» — губы в улыбке без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, как при звуке [И]. Держать под счёт до 5-10.

Цель: укрепление мышц губ и развитие их подвижности.

Губы тянем до ушей всё сильней, сильней, сильней…

2.«Хоботок» — губы вперёд «трубочкой», как при звуке [У]. Под счёт до 5-10.

Цель: укрепление мышц губ и развитие их подвижности.

Головой кивает слон, он ребятам шлёт поклон.

3.«Окошечко» — медленно открыть рот, как при звуке [А]. До 5-10. Медленно закрыть.

Цель: спокойное открывание и закрывания рта с расслаблением мышц языка.

Кто там в домике сидит и в окошечко глядит?

Это Ванечка сидит и в окошечко глядит.

4. Чередование «Хоботок – Улыбка – Окошечко» — игра «Делай, как я» выполняется в любом порядке. В каждой позе 3-5 секунд.

Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путём переключения позиций губ.

5.«Лопатка» — улыбнуться, слегка приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы его края касались уголков рта. Держать под счёт до 10. Чтобы язык стал широким, его можно пошлёпать губами,произнося: «пя-пя-пя…».

Цель: расслабление мышц языка.

Вот моя лопатка широка и гладка.

6.«Лягушка» — опустить нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и вернуть на место. Выполнить 10 раз. Верхнюю губу можно придержать указательным пальцем одной руки, а пальцем другой – опускать подбородок.

Цель: развитие подвижности и укрепление мышц губ.

Губку книзу опустила, сразу муху проглотила.

7.«Зайчик» — поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опустить обратно. Выполнить 10 раз. Нижнюю губу можно придержать указа-тельным пальцем одной руки, а пальцем другой – слегка поднять кончик носа.

Цель: развитие подвижности и укрепление мышц губ.

Приподнялась кверху губка – показал нам зайка зубки.

8.«Заборчик» — зубы сомкнуты, поза «оскал» — верхняя губа вверх, нижняя губа вниз. Держать до 10.

Цель: развитие мышечной силы и подвижности губ.

Вот заборчик – зубки в ряд, крепко связаны стоят.

9.«Кружок» — рот закрыт, язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем в обратном направлении «Нарисовать» по 5-6 кругов в каждую сторону.

Цель: укрепление мускулатуры языка, развитие его подвижности, самомассаж мышц губ и щёк.

Мой язык совсем не глуп – ходит кругом возле губ.

10. Чередование «Толстячки – Худышки» — поочерёдно надувать и втягивать щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 5 секунд.

Цель: укрепление мускулатуры щёк.

Вот толстяк – надуты щёки и, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щёки впали: видно, есть ему не дали.

Артикуляционная гимнастика 1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить.

Артикуляционная гимнастика Волшебная артикуляционная гимнастика Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Артикуляционную гимнастику выполняйте перед зеркалом, ежедневно, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется.

Артикуляционная гимнастика для малышей. Артикуляционная гимнастика для малышей. Быть педагогом – это чудесно! Играть с детьми, развивать и обучать их, воспитывать в них прекрасное.

Артикуляционная гимнастика по теме «Птицы» Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения.

Артикуляционная гимнастика в стихах Артикуляционная гимнастика в стихах. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее.

Артикуляционная гимнастика — это не скучно! С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных.

Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика. Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделится информационным буклетом для родителей логопедической группы. Он выполнен в программе.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Нарушения звуковой стороны речи отрицательно влияет на формирование и развитие фонематической и лексико-грамматической стороны речи, что.

Веселая артикуляционная гимнастика В работе логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных.

Источник

Артикуляционная гимнастика (Часть 2)

ольга лебедева
Артикуляционная гимнастика (Часть 2)

Упражнение № 29 «ДУДОЧКА»

Цель: выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

Смастерим мы дудочку,

Если есть трудности в выполнении — поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.

Упражнение № 30 «СЛОНИК ПЬЕТ»

Описание. Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая. Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду — пппффф и ладошку открыть над головой — слоник освежил себя водой.

Упражнение №31 «СЛОН ЕСТ КАШУ»

Описание. Растянуть губы в улыбке. Произносить «ням – ням – ням» затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууууууу» чередовать упр. 4 – 6 раз.

Кашку манную мы ели

И добавки захотели.

Хобот вытянул слонёнок,

Да и каша манная —

Ням — ням — ням — ням.

Упражнение №32 «ТРЕЗОР»

Описание. Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук «и». удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.

У щенка малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

Упражнение №33 «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

Описание. «Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Упражнение №34 «КОЛОБОК»

Описание. Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.

Вот интересная игра —

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Упражнение № 35 «БЛИНЧИК»

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание «пя – пя – пя». Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.

Мы печём, печём блиночки

И для сына, и для дочки.

Блинчики с маком

Упражнение №36 «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.

а. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

б. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

в. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 37 «МЕСИМ ТЕСТО»

Описание. Улыбнуться, пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя.», покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

Упражнение №38 «МАССАЖ ЯЗЫКА»

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.Верхней губой похлопываем по языку: пя-пя-пя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.Затем верхними зубами покусываем широкий язык: тя-тя-тя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.

Упражнение №39 «ГРИБОЧЕК»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко.

а. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

б. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.

в. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Упражнение №40 «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл (как индюк болбочет).

Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Под окошком — блл, блл, блл —

Никто не понимает.

На качели индюки

«Блл, бллл!» — предлагают.

а. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

б. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

в. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение №41 «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»

Описание. Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Упражнение №42 «БАРАБАНЩИК»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

а. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть непод-вижна; работает только язык.

б. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлю-пающим.

в. Кончик языка не должен подворачиваться.

г. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Основное упражнение для постановки Р,РЬ. Если рот закрывается,язык падает — примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку, язык «стучит» над палочкой.

Упражнение №43 «ПАРУС»

Цель: выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз

Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

Упражнение №44 «ПАРАХОД ГУДИТ»

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы.» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

Быстро по реке плывёт

И гудит наш пароход – «ыыыы»!

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Упражнение №45 «КИСКА»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

Мурка спинку выгибает,

Глазки щурит и зевает.

Упражнение №46 «КИСКА СЕРДИТСЯ»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зу-бам, при этом спинку языка поднимать, как кошка выгибает спинку, когда сердиться и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами — ребенок может придерживать его указательнм пальцем. Если воздушная струя идет по всей плоскости языка — проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине.

Упражнение №47 «ГАРМОШКА»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Эй, дружок, Антошка!

Сыграй нам на гармошке!

а. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

б. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

в. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Упражнение № 48 «РЫБКА»

Описание. Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

Упражнение №49 «ПОЛОСКАЕМ РОТ»

Описание. Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. «Полоскать» рот воздухом.

Наливаем воду в бочку –

Надуваем сильно щёчки.

Упражнение №50 «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

а. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть непод-вижна.

б. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

в. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

г. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Артикуляционная гимнастика (комплекс 1) Все упражнения (кроме упр. 2) выполняются при неподвижной нижней челюсти, работают только губы и. или язык. Для контроля под нижнюю челюсть.

Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики Цель артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений,.

Источник

Читайте также:  Комплекс упражнений с мячами для развития ловкости
Оцените статью