- Комплекс упражнений для укрепления кончика языка методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Артикуляционная гимнастика для детей
- Что такое артикуляционная гимнастика
- Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?
- Комплекс упражнений для языка
- Основные рекомендации и советы родителям
- рекомендации для родителей методическая разработка по логопедии по теме
Комплекс упражнений для укрепления кончика языка
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплекс упражнений для укрепления кончика языка | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для укрепления
Рекомендации по проведению упражнений
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Идти от простых упражнений к более сложным.
5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Проводить гимнастику перед настенным зеркалом.
1. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
2. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
3. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
4. Просовывание с усилием языка между сомкнутыми зубами
5. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
6. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек (столовой, десертной, чайной).
7. Вылизвание тарелок
8. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
9. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
Кончик языка с силой упирается то в одну, то в другую щеку.
11. Удерживать на загнутом кверху кончике языка соломинку от коктейля у верхних зубов, потом у верхней губы.
Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
13. Вкусное варенье .
Облизывание верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
Сделать язык острым – тянемся языком к зеркалу.
Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
17. Чистим зубки.
Водить кончиком языка влево – вправо то по верхним, то по нижним зубам.
18. Достань конфетку.
Представить, что за нижними зубками прилипла ириска, выполнять кончиком языка движения, как будто достаем ириску из-за нижних зубов.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
18. Красим стенки.
Водить языком по внутренней поверхности то одной, то другой щеки вверх-вниз.
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Источник
Артикуляционная гимнастика для детей
Что такое артикуляционная гимнастика
Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.
Гимнастика состоит из:
- Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
- Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.
Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?
Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.
У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.
Основные цели гимнастики артикуляционных органов:
- выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
- тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
- формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.
Комплекс упражнений для языка
Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.
Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.
Используются следующие динамические упражнения для языка:
- «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».
- «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.
- «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.
- «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.
- «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.
- «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.
- «Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.
- «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.
- «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.
Комплекс упражнений для губ
Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:
- «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.
- «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
- «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.
Для развития мышц щек
Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:
- «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.
- «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.
- «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.
Для мышц мягкого нёба и глотки
Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:
- «Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.
- «Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.
- Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»
Основные рекомендации и советы родителям
При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:
- Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
- Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
- Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.
- Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
- При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
- Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
- Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
- Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
- Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
- Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.
Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.
Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.
Источник
рекомендации для родителей
методическая разработка по логопедии по теме
Рекомендации для родителей
для проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика
Рекомендуется для выполнения детям от 3 лет, включая взрослых, если они хотят улучшить дикцию, избавиться от акцента
Система артикуляционных упражнений..
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
Советы родителям. Как проводить артикуляционную гимнастику?
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма только покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения. Если у ребенка долго не получалось выполнить то или иное упражнение и вот, наконец, получилось, можно купить торт и отпраздновать это событие.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.
Упражнения для нижней челюсти.
Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
Перегонка воды из одной щеки в другую.
Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ.
Улыбнуться, не обнажая зубы.
«Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
«Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
Вибрация губ (фырканье лошади).
«Трубач». Из положения «трубочка» — движения губ влево-вправо.
Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
Выплевывание губами семечек, риса, гороха.
Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).
«Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
«Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.
«Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
«Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
«Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
«Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
«Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
«Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
«Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани
(выполняются с закрытым ртом).
Опускание головы вниз.
Запрокидывание головы назад.
Поворот головы вправо-влево.
Наклоны головы вправо-влево.
Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Источник