Артикуляционная гимнастика для ребенка 4 года дома

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет

В логопедической работе активно используется артикуляционная гимнастика. Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работу мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание и, соответственно, помочь правильной постановке звуков или откорректировать ошибочную.

Можно ли заниматься с детьми логопедической гимнастикой самостоятельно? В том случае, если у ребенка нет серьезных нарушений произношения, упражнения для развития артикуляционного аппарата помогут активному формированию речи. Если же родителей беспокоят какие-то проблемы, лучше предварительно проконсультироваться со специалистом. Логопед подберет нужный комплекс упражнений и даст рекомендации по коррекции.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

  1. В занятиях обязательна регулярность. Упражняться необходимо каждый день. Однако не стоит перегружать ребенка, поэтому длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Если есть возможность, можно проводить комплекс даже 2 раза — утром и вечером — но сократив время урока до 5-7 минут.
  2. Во время занятия ребенок должен сидеть за столом. Выполнение упражнений требует сосредоточенности и контроля, поэтому на бегу правильно их сделать не получится. Результат такой деятельности «на скорую руку» не только не будет положительным, но и может оказаться негативным.
  3. Для того, чтобы ребенок выполнил задачу, мог научиться контролировать мышцы речевого аппарата, ему важно видеть себя. Для этого поставьте на стол удобное зеркало.
  4. Следите за тем, чтобы каждое упражнение выполнялось правильно. Иногда можно «помочь» языку специальным логопедическим шпателем, чистой ложечкой или просто пальцем.
  5. Не забывайте о том, что негатив не мотивирует! Это вам может казаться, что сделать упражнения легко и просто. Для ребенка же они оказываются довольно сложной задачей. Обязательно поощряйте и поддерживайте его. Сделайте уроки веселой игрой. Не зря для многих подобных комплексов придуманы «сказки про язычок». Подберите подходящий стишок для упражнения или сочините интересную историю.
  6. В начале освоения каждого упражнения проводите его в медленном темпе, фиксируясь на правильности выполнения, и лишь потом предлагайте ребенку пробовать делать движения быстрее.
Читайте также:  Для чего делают разминку шеи

Требования к занятиям для детей 3, 4, 5, 6 лет

  • В 3-4 года перед ребенком стоит самая главная задача — осознать и научиться контролировать работу речевого аппарата. Основной акцент делается на правильности выполнения. Комплекс состоит в основном из статических упражнений.
  • В 5 лет уже требуется следить за плавностью и четкостью движений, правильным переходом от одного упражнения к другому. Набирать высокий темп может пока показаться сложным. Не торопите ребенка.
  • К 6 годам осознанный контроль над мышцами артикуляционного аппарата уже вполне достижим. Дети могут выполнять упражнения в нужном темпе и удерживать правильное положение языка определенное время.

Упражнения для артикуляционной гимнастики

  • «Улыбка». Это база для каждого последующего упражнения. Для правильного выполнения ребенку нужно будет удерживать губы в широкой улыбке. Так давайте улыбаться! Губы широко растянуты, зубы соединены. Варианты — с сомкнутыми губами и приоткрытыми.
  • «Слоник». Слоненок тянется хоботком к цветочку. Губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой. Тянемся изо всех сил. Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.
  • «Лопатка». Делаем широкий язычок. Немного вытянуть язык между зубов, не прижимая сильно. Сам язык должен быть расслабленным и широким. Настоящая большая лопата для уборки снега!
  • «Змея». А теперь можно превратиться в длинную змею. Язык также расположен между зубов, но теперь он должен быть напряженным и вытянутым, тонким. Пусть ребенок представит, как кончик языка тянется вперед, как у змейки. Такое положение, как и предыдущее, удерживать по 10 секунд.
  • Если упражнения хорошо освоены, предложите ребенку научиться чередовать их в определенном темпе. Вы будете чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает лопату в змейку и обратно. А может быть, вы придумаете какую-то другую историю про волшебство?
  • Переходим от статики к действиям. Делая «Улыбку» с сомкнутыми зубами под счет взрослого, ребенок должен разомкнуть зубы на пару сантиметров, то есть открыть рот. Двери открываются — двери закрываются. Придумайте, от кого запирается дверка?
  • «Вправо — влево». Язычок решил прогуляться, но не знает, куда же ему пойти. Рот приоткрыт в улыбке, язык двигается из одного угла губ к другому.
  • Ваш ребенок любит играть в футбол? Упражнение «Мяч». Пусть ребенок упирается кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Вы можете контролировать точность и напряжение языка, «толкая» щечки. Очень весело!
  • Еще одна вариация футбола — только мяч будет надувной. Научите ребенка надувать то одну щеку, то другую по очереди. Задача непростая, но для того, чтобы поднять настроение, вы можете «лопать» воздушный шарик, нажимая на надутую щеку.
  • Ох, язычок ушел гулять, но ведь он еще не умывался! Чистим язык, прокатывая его вперед-назад при сомкнутых зубах.
  • Теперь надо еще почистить и зубы — пусть язычок позаботится о них. Плавным движением слева-направо и наоборот провести языком по наружной поверхности верхних зубов, потом нижних.
  • Качаемся на качелях. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а потом — внизу, за зубами нижними. Рот полуоткрыт в улыбке.
  • Поскачем на лошадке? Все дети любят воспроизводить цоканье. Давайте соревноваться — кто дальше ускачет, вы или ваш ребенок?
  • Еще одно статическое упражнение — «Грибок». Оно хорошо растягивает короткую уздечку. Язык нужно приклеить («присосать») к верхнему небу как при цоканье лошадкой и оставить в таком положении на 10 секунд.
  • Усложняем «Грибок» — играем на гармошке. В положении «Грибка» ребенок должен двигать нижней челюстью вверх и вниз. Язык при этом не отпускаем!
Читайте также:  Какое физическое упражнение является средством развития силы

Упражнения для активной работы артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте сами, играйте — вместе веселее! Занимаясь регулярно, вы скоро увидите, что ваш ребенок намного лучше вас умеет сворачивать язык в трубочку, тарахтеть как моторчик и — ура! — рррычать как тигр!

Не забывайте только, что если что-то не получается, не надо сердиться. Возможно, ребенок не понимает, как правильно выполнять то или иное упражнение. А может быть, следует проконсультироваться с логопедом и подобрать наиболее подходящий комплекс для занятий.

Дата публикации: 08.11.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Артикуляционная гимнастика для детей – учимся говорить дома своими силами

Ребенок, весело делающий зарядку по утрам, – мечта каждой мамы, потому что самых любимых членов семьи хочется видеть здоровыми, физически развитыми и полноценными. Но часто родители упускают из виду, что физические нагрузки требуются не только группам крупных мышц, выполняющим опорно-двигательные функции, но и мышцам, отвечающим за микропроцессы. Такие зарядки не укрепляют общее здоровье, как приседания или бег, но позволяют избежать ранних проблем с речью. Артикуляционная гимнастика для детей ставит правильную речь, от которой зависит психическое здоровье ребенка и темпы его интеллектуального развития.

Детские проблемы с речью иногда носят психологический характер и свидетельствуют о наличии сложностей в семье или окружении малыша. Но когда это так, ребенок отказывается говорить, а не испытывает трудности с произношением звуков. Аналогично могут обстоять дела с играми: одно дело, когда ребенок не играет в «догонялки» со сверстниками из-за проблем с координацией движений, и совсем другое, когда он стесняется или боится сверстников.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика поможет, если речь малыша недостаточно развита по причине слабости органов речевого аппарата, т. е. по самой распространенной причине детских проблем с речью. Принцип ее действия ничем не отличается от принципа действия всех физических упражнений:

  1. Укрепление мышц.
  2. Развитие подвижности и гибкости.
  3. Развитие мелкой моторики, отвечающей за микровзаимодействия.

На ранней стадии задержки речевого развития и при наличии любых дефектов регулярное выполнение артикуляционных упражнений обязательно в терапевтических целях. Если явных проблем у малыша нет, гимнастика может использоваться в целях профилактики. Сами упражнения очень простые, уделять им следует всего несколько минут в день, вот почему в начале статьи мы провели параллель с утренней зарядкой.

Профессиональные актеры и ораторы действительно используют упражнения на лицевые мышцы в качестве самостоятельной утренней зарядки или вместе с общей разминкой. Это помогает подготовить речевой аппарат к нагрузкам рабочего дня, а в долгосрочной перспективе улучшает тонус лицевых мышц.

Правила выполнения упражнений

  • Как и в любых тренировках, решающую роль играет систематичность выполнения и мера при распределении нагрузок. Рекомендуется заниматься каждый день дважды, не более чем по 15 минут за занятие. Если занятия имеют профилактические цели, то можно заниматься раз в день по 5–10 минут.
  • Выполнять упражнения следует перед большим зеркалом, в котором ребенок будет видеть и себя, и взрослого. Взрослый сможет показывать правильные движения, а ребенок – контролировать себя визуально.
  • Не рекомендуется заниматься как на голодный, так и на полный желудок. С момента последнего приема пищи должно пройти не менее одного часа.
  • Особое внимание уделяется качеству выполнения упражнений. Движения должны быть точные, не смазанные. Мышцы должны получать нагрузку, поэтому каждое движение акцентируется, выполняется выраженно и с напряжением. Скорость выполнения особого значения не имеет.

Детям свойственно выполнять упражнения быстро, не акцентируясь на технике. Одергивайте ребенка и заставляйте прилагать усилия, иначе занятия не принесут никаких результатов.

Виды упражнений

Упражнения делятся на статические и динамические. Разница между ними в том, что первые требуют фиксации речевого аппарата в одном положении, а вторые состоят из движений. У каждого упражнения есть название («Чашечка», «Лошадка» и др.), обязательно используйте его в занятиях, чтобы малышу было проще ориентироваться в системе. Часто упражнения имеют игровую основу, что позволяет заинтересовать даже самых маленьких. Ее также можно придумать самостоятельно.

Статические упражнения

Статическое упражнение является разновидностью динамического, т. к. тоже имеет движение в своей основе. Разница лишь в том, что движение здесь одно и выполняется оно перманентно до конца упражнения. Для примера, есть такое упражнение в хореографии, когда танцор встает на цыпочки и тянется кончиками пальцев рук как можно выше вверх. Т. к. длина его тела не безгранична, в какой-то момент он замирает в максимально растянутой позе, однако движение не прекращается, поэтому в теле сохраняется постоянное напряжение. Аналогично выполняется, например, вытягивание губ трубочкой: это не просто фиксация губ, а непрекращающееся движение вперед.

Динамические упражнения

По-другому их можно назвать «серийными». Это упражнения в привычном понимании слова, когда движения выполняются подряд под счет 5-10 раз или на «раз-два-три». Например, уколы языком в щеку – 5 раз в правую, 5 раз в левую. Или круговые движения вытянутыми губами в одну, затем в другую сторону.

Комплекс упражнений по возрастам

Чтобы обеспечить малышу своевременное развитие речевых функций, достаточно подобрать небольшую комплексную зарядку под его нужды и следить за регулярным ее выполнением. Никаких сверхнагрузок здесь быть не должно, достаточно заниматься 10 минут в день при условии, что занятия полноценные, и упражнения выполняются правильно.

1–2 года

Для детей 1-2 лет подойдут простейшие игры на артикуляцию. Главная задача здесь – обеспечить мышцам активность. Т. к. ребенок совсем маленький, вы не добьетесь от него выполнения скучных упражнений, если не добавите в них игровую составляющую и не заинтересуете собственным примером.

  • «Прятки» – высунуть язычок и быстро спрятать.
  • «Заборчик» – широко улыбнуться, верхняя губа максимально поднята, нижняя опущена, зубы сомкнуты. Удерживать положение на счет до 10.
  • «Дом» – ротик открывается на слова «тук-тук» и закрывается на слова «пока-пока», взрослый постукивает малыша по щеке, как будто стучится в домик.

3–4 года

Для детей 3-4 лет остаются актуальными все упражнения, описанные выше, но к ним стоит добавить несколько более сложных вариантов. Обратите внимание, в этом возрасте ребенок уже говорит, а значит, гимнастику можно подстраивать под актуальные нужды. Обязательно проконсультируйтесь у логопеда, который, скорее всего, есть в средней группе детского сада.

  • «Бегемотик» – широко открыть рот, удерживать положение на счет до 10.
  • «Маятник» – губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт, выполняются движения высунутым языком от одного уголка губ к другому.
  • «Трубочка» – сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать на счет до 10.

5–6 лет

В старшей группе детского сада речь дошкольника уже относительно сформирована. Все сложности, если они есть, видны, как на ладони. Предыдущие упражнения подходят для детей 5-6 лет, их можно продолжить использовать в качестве зарядки. Самые элементарные можно убрать за ненадобностью.

  • «Маляр» – ротик открыт в улыбке, язычок гладит небо движениями вперед и назад.
  • «Индюк» – язычок положить на верхнюю губу, совершать быстрые движения вправо и влево, не отрывая язык от губы. Выполняется со звуком, напоминающим крик индюка: «бл-бл-бл».
  • «Чашечка» – ротик открыт, края языка загнуты кверху, должно получиться подобие чаши. Положение удерживать на счет.

7 лет

Речь ребенка в подготовительной группе почти полностью сформирована. Убрать оставшиеся огрехи речи позволяют упражнения, предназначенные для детей 7 лет и старше.

  • «Катушка» – плоским кончиком языка следует сильно нажать на нижние зубы с внутренней стороны. Рот при этом открыт, бока кончика языка касаются коренных зубов. Язык окажется как бы сложенным вдвое.
  • «Барабанщик» – рот приоткрыт, губы в улыбке, язык касается верхних альвеол, ребенок произносит звук «д» с постукиванием. Упражнение сложное, желательно начинать выполнять его с логопедом.
  • «Пароход» – кончик языка плотно прижат к небу, рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы» под счет, не двигая языком.

«Вкусные» речевые игры

«Вкусные» – значит связанные с едой и ее приготовлением. Дети обожают проводить время на кухне вместе с мамами. Если использовать это время с умом, то малыш не будет скучать, мешать, отвлекать от готовки, но с удовольствием займется полезным делом. Главное, не забывайте, что прием пищи и речевая игра – вещи несовместимые.

Для начала определите круг дел, которые вы могли бы доверить малышу. Например, вынуть из холодильника и разложить продукты. Каждый ингредиент вашего будущего блюда – это слово, которое можно угадывать по буквам, проговаривать и т. д.

Продукты бывают кислые, соленые, горькие, сладкие. Можно делить их по категориям, проговаривая названия. Можно разбирать целые блюда на составные части, например, перечислить, из чего состоит борщ или оливье.

Приготовьте несколько простых считалочек в стихах, под которые можно выполнять какие-нибудь простые ритмичные действия, например, месить или катать тесто. Хорошо, если стишки будут связаны с едой.

Не забываем про звукоподражания: как булькает вода в кастрюле, как скворчит масло на сковороде, как хрустит морковка и т. д.

Источник

Оцените статью