Артикуляционная гимнастика для расслабления корня языка

рекомендации для родителей
методическая разработка по логопедии по теме

Рекомендации для родителей

для проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика

Рекомендуется для выполнения детям от 3 лет, включая взрослых, если они хотят улучшить дикцию, избавиться от акцента

Система артикуляционных упражнений..

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

Советы родителям. Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма только покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения. Если у ребенка долго не получалось выполнить то или иное упражнение и вот, наконец, получилось, можно купить торт и отпраздновать это событие.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.

Упражнения для нижней челюсти.

Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

Перегонка воды из одной щеки в другую.

Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ.

Улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

«Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

Вибрация губ (фырканье лошади).

«Трубач». Из положения «трубочка» — движения губ влево-вправо.

Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.

Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

«Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.

«Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.

Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.

«Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.

Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.

«Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.

«Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.

«Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

«Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

«Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

«Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

(выполняются с закрытым ртом).

Опускание головы вниз.

Запрокидывание головы назад.

Поворот головы вправо-влево.

Наклоны головы вправо-влево.

Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Источник

Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии

Ольга Трифонова
Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии

Дизартрия — это нарушение дыхания, звукопроизношения, голосообразования, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.

При дизартрии необходим комплексный медико – психолого – логопедический подход.

1. Медицинское воздействие.

В сопроводительной записке к неврологу логопеду следует описать:

— тонус лицевой мускулатуры (челюсти, щёк, губ, лба, носогубных складок);

— мимику (имеются ли синкинезии (сопутствующие движения других мышц);

— язык при полуоткрытом рте (выражен ли кончик, девиация, тремор, беспокойство, цианоз, саливация);

— наличие ММД, МСД признаков (недоразвитие психических процессов);

— наличие признаков гипертензионного синдрома (гипердинамия).

фармакотерапия — для восстановительного лечения используются следующие препараты в комплексе:

— нейрометаболические церебропротекторы — препараты, улучшающие метаболизм (обменные процессы в нервных тканях) – продуцируют энергию в нервные клетки, обогащают их витаминами, защищают мозг от воздействия гипоксии, способствуют снижению клинического проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД) и восстановлению высших корковых функций, уменьшает интеллектуальные и мнестические расстройства, нормализует вегетативную функцию неврологического статуса, улучшает метаболизм (Церебролизин, Ноотропин, Кортексин, Пирацетам, Пантогам, Актовегин, Фезам);.

— ангиопротекция — препараты, улучшающие мозговое кровообращение (Фезам);

— дигидратация, процесс промывания мозга — препараты, заставляющие усиливать циркуляцию крови (Аспаркам К, Оротат К);

— гепатопротекция — препараты для улучшения работы печени, фосфолепидного обмена (Эссенциале, Гепатрин);

— минераловитаминный комплекс (Биовиталь, Витамин В);

— противосудорожная коррекция (при повышенном пороге судорожной готовности – препараты, предотвращающие заикание и эпилепсию);

— мочегонные (дегидратационные) – для снижения внутричерепного давления (гипертензия) – выводят лишнюю жидкость, нормализуют гипердинамию, особенно вечернюю.

Вместе с мочегонными препаратами необходимо принимать калий (Оротат калия);

— корректоры поведения — противосудорожные и рассасывающие лекарства.

Рассасывающие – с целью уменьшения разрастания фиброзной, рубцовой ткани, которая замуровывает нервные клетки и волокна (при цитоплазмозе – Лидаза, Алоэ).

Противосудорожные – при заикании и эписиндроме (Фенибут, Пантогам может усилить судороги).

Препараты-нейролептики, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции (Рисполепт).

2. Психологическое воздействие.

Развитие психических функций:

А) формирование работоспособности (частая смена видов деятельности, гимнастика для шеи, физминутки);

Б) развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Снижение, расстройство работоспособности, внимания, памяти, восприятия говорит о наличии ММД, МСД.

3. Логопедическое воздействие:

А) нормализация или улучшение мышечного тонуса:

— артикуляционная гимнастика (непроизвольная, произвольная);

Б) развитие фонематического слуха и восприятия; процесса анализа и синтеза;

В) работа над физиологическим, речевым дыханием; голосом; просодикой.

Г) постановка звуков;

Д) автоматизация звуков.

3. Логопедическое воздействие при дизартрии.

Нормализация мышечного тонуса.

Гипертонус языка — это повышенный, излишне напряжённый, тонус мышц.

80 % межзубного произношения — спастика (непроизвольное сокращение вследствие нарушения проводимости нервных импульсов по причине травмы спинного или головного мозга) спинки и корня языка.

1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

Сначала просим ребёнка вытянуть язык вперёд и определяем дальность выведения, тонус. Если язык сжат по краям «колбаской», то язык находится в полной спастике, т. е. в гипертонусе.

Коррекция: — медикаментозное лечение, электрофорез со спазмалитиками на воротниковую зону;

— термоаппликация теплом на шейно-воротниковую зону и язык через использование тёплой жидкости (тёплый марлевый компресс);

— расслабляющий массаж на шейно-воротниковую зону и язык (выглаживающие движения от корня к кончику языка рамочным зондом без механической фиксации кончика).

2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

— распластывание языка с помощью артикуляционной гимнастики

— удерживать расслабленный язык до 30 сек. вне рта;

— повышение тонуса языка («Иголочка»);

— дифференциация тонуса («Иголочка» — «Блинчик») с открытыми и закрытыми глазами;

— расслабление и напряжение языка в ротовой полости.

Гипотонус языка — мышечная слабость, невозможность удерживать мышцы в определенном положении в течение длительного времени.

Если язык широкий, при нажатии зубами остаются отпечатки – это ярко выраженная паретичность (ослабление произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и/или головного мозга).

1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

— тонизирующий массаж на шейно-воротниковую зону (холодный компресс до 1 мин.);

— термоаппликация холодом на язык (кусочек льда на всю поверхность языка до 20 сек. 3 – 5 подходов);

— тонизирующий ручной массаж языка или с помощью зондов от кончика к корню;

2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

— улучшение тонуса через движение («Белочка»).

— удерживание тонуса через движение («Часики» с промежуточным движением по средней линии);

— дифференцирование тонуса («Лопаточка» — «Иголочка»);

— формирование правильного артикуляционного уклада.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии.

Проводится параллельно с нормализацией тонуса языка.

1. Вылизывание тарелки без помощи рук 5 – 7 раз в день. Начинать с капелек на ширину языка.

2. Жевательная гимнастика. Жевать морковку, огурцы, порезанные соломкой, корочку хлеба жевательными зубами.

3. Работа по нормализации и дифференциации тонуса с помощью традиционных упражнений артикуляционной гимнастики.

4. Формирование правильного артикуляционного уклада.

При дизартрии может наблюдаться девиация (отклонение) языка в плоскости.

В динамике язык отклоняется в сторону от средней линии (в сильную сторону, а не в здоровую или больную).

Если во рту если язык смещён в сторону и оттянут назад, то это спастика. Если же язык заворачивается на ребро, то это паретичность.

1. Работа над артикуляционными движениями:

— выводим язык вперёд и отправляем в противоположную сторону от отклонения в угол рта (механически) и снова возвращаем на среднюю линию. Делаем до тех пор, пока угол отклонения не уменьшится;

— выводим язык изо рта и отводим 2-3 раза в противоположную от отклонения сторону, возвращая на среднюю линию; 1 раз в сторону отклонения с возвращением на среднюю линию;

— упр- ие «Часики» с возвращением на среднюю линию;

— упр – ия на дифференциацию тонуса: «Лопатка» — «Иголочка» вне рта; «Горка» — «Растаяла горка» во рту.

2. Формирование правильного артикуляционного уклада.

Гимнастика для шеи.

Цель: — нормализация оттока крови от ГМ (нормализация внутричерепного давления);

— профилактика шейного остеохондроза.

1. Посмотреть на плечо – за спину – на плечо – за спину.

2. Нарисовать подбородком круг впереди себя.

3. Вдавить голову в шею («пружинка»).

4. Сделать круг головой вправо, влево.

5. Выполнить круг плечами: вверх – назад; вверх – вперёд.

6. «Велосипед» — круг двумя плечами вперёд; двумя плечами назад; одним вперёд – другим назад.

Контрастотермометрия.

Контрастотермометрия применяется на область лица, шеи, языка.

Цель: — воздействие на сократительную способность мышц на рефлекторном уровне посредством разницы температур для нормализации тонуса.

Марлей в 4-6 слоёв с проделанным отверстием для носа накрывать лицо от волосистой части головы до шеи. Сверху положить целлофан и одеяльце.

Чередовать горячую и холодную маски. Чем выше контраст, тем больше эффект. Курс – 21 день.

При спастике: холод – тепло (х — т);

При паретичности – тепло – холод (т — х).

В тяжёлых случаях через 21 день повторить маски на лицо до достижения эффекта.

При спастике: (х – т – х – т – х – т) + (т – т – т).

При паретичности: (х – т – х – т – х – т) + (х – х – х).

Дифференцированный массаж языка при дизартрии. [/b]

При спастичности необходим расслабляющий массаж от корня к кончику языка. При паретичности – от кончика к корню для повышения тонуса.

Гиперкинетическая готовность языка (непроизвольное сокращение мышц языка).

При гиперкинезах противопоказан массаж языка, применяется следующий алгоритм:

1. Контрастные термоаппликации на язык («холод – тепло»).

2. Выработка удержания позы языка через напряжение – расслабление («Иголочка», «Лопаточка»; чередование «Иголочка» — «Лопаточка»).

3. Формирование артикуляционных движений. Начинать с нескольких раз, доводя до 20 – 30 раз.

4. Формирование цепочки артикуляционных движений.

Снижение тонуса на корень языка.

Если кончик языка приподнят вверх, а корня не видно, то это говорит о снижении тонуса на корень языка. При этом кончик языка может быть в спастике. В движении корень языка сильно сужен, всё остальное широкое, рыхлое. Работа над нормализацией тонуса ведётся через движение:

1. Максимально выдвинуть язык вперёд, кончик языка повернуть вниз, завести язык за нижние зубы. Следить, чтобы корень языка не убегал назад, в рот. Учить удерживать позу.

2. Повышение тонуса коря языка вне ротовой полости, затем во рту («Часики», «Лопатка», «Иголочка»).

Сочетанное нарушение тонуса языка.

Если язык смещён кзади, спинка и корень напряжены, а кончик языка в норме, то это сочетанное нарушение тонуса (в корне тонус повышен, а в кончике норма):

1. Контрастная термоаппликация на корень и спинку языка (тепло – холод — тепло).

2. Выглаживание корня языка.

3. Учить выдвигать язык изо рта и заносить в рот по средней линии.

4. Учить управлять тонусом языка («Часики», «Язык вперёд – в щёку», «Лопаточка» — «Иголочка», «Горка» — «Горка растаяла»).

Сочетанный тонус может быть выражен в спастичности корня и паретичности кончика:

1. Локальные термоаппликации (на корень и спинку тепло- холод – тепло, на кончик холод – тепло – холод).

2. Тонизирующий пальцевый массаж кончика языка.

3. Выглаживание корня язие языка.

4. Чередование упражнений на напряжение – расслабление языка.

Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.

Источник

Читайте также:  Тренировка с гирей бицепс
Оцените статью