Артикуляционная гимнастика для оформления кабинета

Артикуляционная гимнастика для стенда в логопедическом кабинете
учебно-методический материал на тему

Предлагаю карточки по артикуляционной гимнастике для оформления стенда в зоне над логопедическим зеркалом в кабинете логопеда или в логопедической группе.

Скачать:

Вложение Размер
Артикуляционная гимнастика для стенда в логопедическом кабинете 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие, так как ребенок быстро утомляем, не может ещё в силу возраста выполнять полноценную артикуляционную гимнастику, Детям трудно запом.

КАРТОТЕКААРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ1.«Улыбка»Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны –От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, .

Компьютерный вариант сказки подготовлен по книге Е.М.Косиновой «Гимнастика для развития речи», использованы иллюстрации Г.В.Соколова, стихи М. Синициной.

Артикуляционная гиманстика. Советы родителям.

Логопедам и родителям.

Картотека артикуляционной гимнастики.

Упражнения с описанием и картинками для артикуляционного аппарата.

Источник

Артикуляционная гимнастика для оформления кабинета

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавн

Источник

Артикуляционная гимнастика в картинках
картотека по логопедии

Артикуляционная гимнастика в картинках – объяснение и показ основных упражнений.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika_v_kartinkakh.docx 1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижнос.

Комплекс артикуляционной гимнастики в картинках предназначен для детей 4-7 лет. Можно создать в виде картотеки и использовать регулярно всеми педагогами детского сада.

В материале представлена универсальная подборка упражнений артикуляционной гимнастики с картинками, упражнения можно использовать выборочно и в комплексе. Удобная форма для информационного уголка лого.

Артикуляционная гимнастика в картинках.По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольн.

Можно использовать для уголка логопеда, в домашних тетрадях.

Данный материал пригодится учителям логопедам в индивидуальной работе с детьми. Это книжка раскраска подобрана для проведения артикуляциенной гимнастики и раскрашивания картинок на данное упражнение, .

Эта книжка даст вам возможность повысить интерес ребёнка к выполнению упражнений.

Источник

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

  1. Проводите артикуляционную гимнастику регулярно. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз;
  2. Упражнения выполняйте сидя перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. Следите за положением ребенка, сидя ребенок должен чувствовать себя комфортно.
  3. Обязательно следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.
  4. Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд.
  5. Обязательно хвалите ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения- это уже результат.
  6. Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения правильно «маленькими дозами»
  7. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений.

Вот несколько упражнений для ваших деток:

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.
«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

Источник

Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии

Скачать:

Вложение Размер
art.gimnastika.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Л)

Упражнения для щёк :

«Хомячок» — надуть щёки, удерживать их в таком положении под счёт до 10.

«Худенькие щёчки» — щёки втянуть в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперёд.

Упражнение для выработки воздушной струи:

«Пропеллер» — губы вытянуть трубочкой, сильно подуть. Одновременно указательным пальцем совершать быстрые колебательные движение перед губами. Слышится специфический звук.

Упражнения для губ:

«Забор» — губы улыбаются, верхние зубы стоят на нижних. Удерживать под счёт до 10.

«Окно» — рот широко открыт, видны зубы. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Упражнения для языка:

«Лопата» — рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Наказать язычок» — широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».

«Пароход» — прикусить широкий кончик языка зубами, одновременно произнося «ыыыыыы».

Следить чтобы «ы-ы-ы» не превращалось в «и-и-и».

«Парус» — рот открыт. Губы в улыбке, кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами.

«Почистим зубки» — рот широко открыт. Широким кончиком языка совершать движения вправо- влево за верхними зубами.

Гимнастику выполнять 2 раза в день перед зеркалом.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (С-З)

Упражнения для губ:

«Забор» — губы улыбаются, верхние зубы стоят на нижних. Удерживать под счёт до 10.

«Трубочка» — зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке «у».

Упражнения для языка:

«Лопата» — рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Лопата» + подуть на язычок , воздух холодный (поиграть в «футбол» – дуть на кусочек ваты).

«Наказать язычок» — широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».

«Мостик» — рот открыт, широкий язык, спокойно лежит за нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Качели» — рот открыт, губы в улыбке, широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние. Язык поднимается и опускается под счёт раз-два.

«Лопата — иголочка» — вначале язык принимает положение «Лопата», затем становиться тоненький, как иголочка. Чередовать эти два движение под счёт раз-два.

«Почистим зубки» — рот широко открыт. Широким кончиком языка совершать движения вправо- влево за нижними зубами.

«Прикусить язычок» — широко улыбнуться, высунуть вперёд язык и прикусить его так, чтобы он стал широким. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Ш-Ж)

Упражнение для выработки воздушной струи:

Округлить губы и с силой, равномерно выдыхать воздух, но не в щёки (щёки не надуваются).

Упражнения для губ:

«Рупор» — Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд, как при звуке «О».

Упражнения для языка:

«Лопата» — рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Наказать язычок» — широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».

«Парус» — рот широко открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Лошадка» — рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижимается к нёбу (присасывается) и со щелчком отрывается. Следить, чтобы не «прыгала» нижняя челюсть.

«Грибок» — рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать всей поверхностью к нёбу и удерживать в таком положении под счет до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

«Гармошка» — рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот.

«Кошка лакает молоко» — рот открыт, широкий язык выходит изо рта, кончик загибается наверх, затем язык вновь прячется в рот.

«Вкусное варенье» — рот открыт, губы в улыбке. Широким языком облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, 5-10 раз.

«Чашечка» — рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Фокус» — рот открыт, губы в улыбке. Языком сделать «чашечку». Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа (дуть на язык, ватка летит вверх).

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Р)

Упражнение для выработки воздушной струи:

«Кучер» — с силой подуть на сложенные губы, губы колеблются.

«Пулемёт» — рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать об бугорки за верхними зубами, многократно произнося звук «д-д-д», сильно выдыхая.

«Фокус» — рот открыт, губы в улыбке. Языком сделать «чашечку». Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа (дуть на язык, ватка летит вверх).

Упражнения для языка:

«Лопата» — рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Наказать язычок» — широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».

«Парус» — рот широко открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Почистим зубки» — рот широко открыт. Широким кончиком языка совершать движения вправо- влево за верхними зубами.

«Лошадка» — рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижимается к нёбу (присасывается) и со щелчком отрывается. Следить, чтобы не «прыгала» нижняя челюсть.

«Грибок» — рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать всей поверхностью к нёбу и удерживать в таком положении под счет до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

«Гармошка» — рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Упражнения для губ:

1. «Хоботок» — сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

2. «Оскал» — губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.

3. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях; При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят звук с, з, и .

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Ч)

Упражнения для губ:

«Рупор» — Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд, как при звуке «О».

Упражнения для языка:

«Лопата» — рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Парус» — рот широко открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Лошадка» — рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижимается к нёбу (присасывается) и со щелчком отрывается. Следить, чтобы не «прыгала» нижняя челюсть.

«Чашечка» — рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Пулемёт» — рот приоткрыт, губы вытянуты вперёд. Широким кончиком языка постучать об бугорки за верхними зубами, многократно произнося звук «ть-ть-ть», сильно выдыхая.

«Пулемёт 2» — поочерёдно произносить звуки «ть-ш-ть-ш-ть-ш», постепенно увеличивая темп.

Гимнастику выполнять 2 раза в день перед зеркалом.

Источник

Читайте также:  Складные коврики для гимнастики
Оцените статью