Артикуляционная гимнастика. Сказки
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Ариткуляционная гтимнастика. Сказки для детей от 3лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционные упражнения | 133.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное учебно-методическое объединение учителей-логопедов
и учителей-дефектологов Василеостровского района Санкт-Петербурга
«Использование логопедических игрушек в работе с детьми младшего дошкольного возраста для проведения артикуляционной гимнастики».
Учитель-логопед ГБДОУ № 51
Сказка. А что такое сказка? Или Что мы вкладываем в понятие «сказка»? Сказка — это фольклор, сказка – это вымышленная история с вымышленным героем.
Сказка – это очень удачная форма работы с малышами 3-4 лет, потому что в рамках сказки педагоги могут решить все свои воспитательные и образовательные задачи, а самое главное ненавязчиво. Самое главное, что сказка всегда интересна детям. Поэтому на просторах интернета появилось большое количество «Сказок о Веселом Язычке»
Сказки дают нам и ребенку в ненавязчивой, весѐлой форме возможность тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребѐнка к правильному выполнению упражнений рекомендую дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка. Варианты сказок могут быть различными, педагоги могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:
— персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;
— движения языка должны соответствовать определѐнному артикуляционному упражнению;
— действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного упражнения могут не совпадать;
— выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребѐнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;
— прежде чем предложить ребѐнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.
Чем еще привлекательна сказка. Сказки можно позаимствовать из интернета, а можно придумать самим. Сказки могут быть длинными, т.е. включать в сказку можно несколько артикуляционных упражнений или короткими, т.е. можно обыграть одно упражнение. Сопровождать сказки можно картинками или игрушками.
Цель: выработка у ребенка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звуков .
Жил – был Язычок. Вот такой язычок (показать игрушку) А у тебя есть язычок? Покажи. Язычок просыпался утром, открывал глазки, вставал с кроватки и бежал открывать в окошко. В окошко смотрело солнышко.
Упр. «Окошко»
Чтобы разглядеть солнышко получше Язычок высовывался из окошка
Упр. «Окошко »
Язычок смотрел не только на солнышко, но и на улицу, потому что он был очень любопытный. Ему было интересно все, что его окружало. Потом Язычок поворачивал головку и смотрел и вправо и влево.
Упр. «Часики»
Каждый малыш по утрам умывается и чистит зубки, вот и Язычок тоже каждое утро чистил зубки.
Упр. «Чистим верхние зубки»
Упр «Чистим нижние зубки»
Почистив зубки и помыв лицо и ушки, и глазки язычок бежал завтракать. На завтрак он любил блины. Для того, чтобы испечь блину нужно тесто и Язычок замешивал тесто и пек блины.
Упр. «Накажем непослушный Язычок»
Упр. «Лопаточка»
Позавтракав Язычок, отправлялся на прогулку. Он быстро бежал с горки, то медленно поднимался на горку. Больше всего нравилось Язычку кататься на качелях, вверх, вниз.
Упр. «Горка»
Упр.»Качели»
После прогулки Язычок возвращался домой и садился на крылечко, отдыхать.
Упр. «Лопаточка»
Сказка вторая. Лягушонок и Лучик.
Цель: Развивать слуховое внимание. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Маленький лягушонок сидел на камушке и вдруг что-то очень теплое, светлое коснулось.
— Ты, кто? – спросил Лягушонок .
— Я, Лучик – ответил Солнечный Луч.
-А почему ты улыбаешься? – спросил лягушонок
— Мне весело и я встретил тебя.– ответил Лучик.
Давай улыбаться друг другу. Лягушонок попробовал улыбнуться Лучику и у него получилось!
Упр. «Лягушка» или «Заборчик»
Сказка третья. Лягушонок.
Цель: Развивать слуховое внимание. Научить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать язык в данном положении.
Лягушонок сидел на камушке и ловил мух. Только у него не получалось, толи мух было мало, толи рот не открывался, но мухи никак не попадали в рот. Лягушонок сидел на камушке и сочинял песенку:
Я на камушке сижу…..
И зеленых мух ловлю.
Но мухи почему-то не ловились.
Помоги лягушонку, покажи, как надо открывать рот.
Упр. «Окошко»
Щенок Бобик и удивительный цветок.
Жил – был щенок, и звали его Бобик. Щенок был очень маленький, как вы, мои маленькие друзья. Бобик не умел рычать, как его мама-собака и папа – пёс, но зато Бобик научился открывать и закрывать пасть. Вот так. (Упр. «Окошко») Покажите, как щенок открывает пасть.
Однажды Бобик лежал около конуры (будки) и смотрел на удивительный цветок. Головка цветка был белая, воздушная на длинной тонкой ножке.
Бобик подполз поближе к цветку и понюхал его…. Несколько пушинок попало щенку в нос, и он ……чихнул! Когда Бобик открыл глаза, потому что он чихнул с закрытыми глазами, то увидел много, много пушинок . Они летали. Малыш решил поймать пушинки и стал за ними бегать, открывать пасть, вот так (упр. «Окошко»)
Как вы думаете, мои маленькие друзья, поймал Бобик пушинки?
Бегая и ловя пушинки, Бобик научился тявкать. У него получалось: «Аф!Аф!» Щенок задрал свой черный нос и забыл об удивительном цветке. Ребята, назовите удивительный цветок, который увидел Бобик.
Сказка пятая. Улыбка.
Цель: Развивать слуховое внимание. Научить спокойно, растягивать губы в улыбки, обнажая верхние и нижние передние зубы. Укреплять губные мышцы и развивать их подвижность.
Накрапывал дождик. Маленький лягушонок сидел на камушке и слушал, как капельки стучали по камушку и вдруг… крохотный желтенький Лучик пробился сквозь капельки дождя присел на камушек и сказал: «Привет!»
— Привет! – сказал Лягушонок и улыбнулся своему другу.
(Упр. «Улыбка» или «Заборчик»)
Сказка шестая. Дорожка.
Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы языка и развивать их подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.
Дождь покапал и прошел. Капельки высохли. Лягушонок и Лучик пошли гулять по дорожке. Дорожка оказалась длинной. Лучик и Лягушонок шли, шли, шли, шли по дорожке……
(Ротик открыт и высунуть язык вперед. Упр. «Язык здоровается с подбородком »)
Сказка седьмая. Мостик.
Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы языка и развивать их подвижность.
Дорожка привела Лягушонка и Лучика к мостику. Мостик был новый и высокий. Вот такой. (упр. «Мостик»)
Сказка восьмая. Друзья.
Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность, отрабатывать произношение звуков (т), (д).
Наступило утро. Лягушонок проснулся, открыл окошко (упр. «Окошко») и увидел своего друга. Лучик улыбнулся Лягушонку и помахал ему хвостиком. (упр. «Улыбка», «Заборчик») Лягушонок прокричал: «Приходи ко мне в гости!»
— Хорошо! – ответил Лучик.
Лучик позавтракал и спустился к Лягушонку, но окошки в домике Лягушонка были закрыты, тогда Лучик полетел к двери, но и дверь оказалась закрытой. Лучик тихонько постучал в дверь «т-т-т-т», никто не открыл, тогда Лучик постучал громче «д-д-д-!» За дверью послышалось шуршание и лягушонок открыл дверь……. Друзья встретились.
(упр. «Улыбка» кончиком языка постучать передние верхние зубки. Между челюстями щелка, идет теплый воздух)
Источник
Сказочные сюжеты в артикуляционной гимнастике
Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.
(постановка звука [р])
Высоко на крыше живет Карлсон.
Дети тянутся кончиком языка к носу.
Он веселый, толстый.
Улыбаются, надувают щеки.
Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.
Выполняют упражнения «Качели», «Часики».
Потом он умывается.
Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.
Наводит чистоту в своем доме на крыше.
Имитируют чистку верхних и нижних зубов.
Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.
Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
После завтрака Карлсон заводит моторчик.
«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.
Он сломался — не заводится.
«Смазывают» моторчик мёдом.
Поглаживание язычка губами.
Проверяет, крепкий ли мотор.
Выполняют упражнение «Грибок».
Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.
Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)
(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)
Жил-был в домике папа Карло.
Дети открывают рот.
Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.
Постучал топором, пожужжал пилой.
Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.
Получился мальчик веселый, с длинным носом.
Улыбаются, имитируют движения иглой .
Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.
Выполняют упражнение «Часики».
Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.
Выполняют упражнение «Медленная лошадка».
Стало ему скучно. Начал он бегать.
Выполняют упражнение «Быстрая лошадка».
И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.
Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка».
«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка».
Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.
Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.
Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).
Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.
Выполняют упражнение «Заборчик».
В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.
Покусывают кончик языка.
Буратино плачет, просит прощения.
Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.
Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.
Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.
Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.
Буратино ее передразнивает.
Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».
Крыса показала ему свои острые зубы.
Выполняют упражнения «Забор».
Буратино задрожал и больше крысу не обижал.
Муха по полю пошла,
Дети выполняют упражнение «Лошадка».
Муха денежку нашла.
Выполняют упражнение «Гри бок».
Пошла Муха на базар
Выполняют упражнение «Лошадка».
И купила самовар.
Я вас чаем угощу».
Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».
Все стаканы выпивали.
Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
Приходила к Мухе бабушка-пчела,
Выполняют упражнение «Лошадка».
Мухе-цокотухе меду принесла.
Выполняют упражнение «Чашечка».
Бабочка-красавица, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье?
Выполняют упражнение «Вкусное варенье».
Вдруг какой-то старичок- паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Выполняют упражнение «Часики».
Хочет бедную убить,
Покусывают кончик языка .
Выполняют упражнение «Грибок».
Вдруг откуда-то летит
А в руке его горит
«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»
Подлетает к пауку,
И ему на всем скаку голову срубает.
Муху за руку берёт
И к окошечку ведет.
Прижимают широкий язык к верхним зубам .
Я злодея погубил,
Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться».
Сказка о Весёлом Язычке
Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).
(Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)
Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. ( Упражнение «Лопаточка».)
Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: впра во-влево. ( Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.
Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. ( Упражнение «Качели».) И он так же покачался.
Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.
Язычок пошел гулять,
По ступенькам шагать.
Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)
Любопытный Язы чок заглянул в окошко и увидел там. Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.
В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.
Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)
Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла. »
Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)
Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!
С головы до копыта.
И снова за дело.
(После каждой строчки дети «цокают».)
Вот какая сказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.
Придумайте новую сказку про то, что случилось дальше с Весёлым Язычком!
1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.
2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012
3. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г.
Наш адрес:163044, Архангельская область, г. Архангельск, Цигломенский территориальный округ,ул. Лочехина, д.7, корп.1
Источник