Артикуляционная гимнастика для малышей сказки

Артикуляционная гимнастика. Сказки
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Ариткуляционная гтимнастика. Сказки для детей от 3лет.

Скачать:

Вложение Размер
Артикуляционные упражнения 133.21 КБ

Предварительный просмотр:

Районное учебно-методическое объединение учителей-логопедов

и учителей-дефектологов Василеостровского района Санкт-Петербурга

«Использование логопедических игрушек в работе с детьми младшего дошкольного возраста для проведения артикуляционной гимнастики».

Учитель-логопед ГБДОУ № 51

Сказка. А что такое сказка? Или Что мы вкладываем в понятие «сказка»? Сказка — это фольклор, сказка – это вымышленная история с вымышленным героем.
Сказка – это очень удачная форма работы с малышами 3-4 лет, потому что в рамках сказки педагоги могут решить все свои воспитательные и образовательные задачи, а самое главное ненавязчиво. Самое главное, что сказка всегда интересна детям. Поэтому на просторах интернета появилось большое количество «Сказок о Веселом Язычке»
Сказки дают нам и ребенку в ненавязчивой, весѐлой форме возможность тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребѐнка к правильному выполнению упражнений рекомендую дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка. Варианты сказок могут быть различными, педагоги могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

— персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;
— движения языка должны соответствовать определѐнному артикуляционному упражнению;
— действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного упражнения могут не совпадать;
— выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребѐнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;
— прежде чем предложить ребѐнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Чем еще привлекательна сказка. Сказки можно позаимствовать из интернета, а можно придумать самим. Сказки могут быть длинными, т.е. включать в сказку можно несколько артикуляционных упражнений или короткими, т.е. можно обыграть одно упражнение. Сопровождать сказки можно картинками или игрушками.

Цель: выработка у ребенка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звуков .

Жил – был Язычок. Вот такой язычок (показать игрушку) А у тебя есть язычок? Покажи. Язычок просыпался утром, открывал глазки, вставал с кроватки и бежал открывать в окошко. В окошко смотрело солнышко.
Упр. «Окошко»
Чтобы разглядеть солнышко получше Язычок высовывался из окошка
Упр. «Окошко »
Язычок смотрел не только на солнышко, но и на улицу, потому что он был очень любопытный. Ему было интересно все, что его окружало. Потом Язычок поворачивал головку и смотрел и вправо и влево.
Упр. «Часики»
Каждый малыш по утрам умывается и чистит зубки, вот и Язычок тоже каждое утро чистил зубки.
Упр. «Чистим верхние зубки»
Упр «Чистим нижние зубки»
Почистив зубки и помыв лицо и ушки, и глазки язычок бежал завтракать. На завтрак он любил блины. Для того, чтобы испечь блину нужно тесто и Язычок замешивал тесто и пек блины.
Упр. «Накажем непослушный Язычок»
Упр. «Лопаточка»
Позавтракав Язычок, отправлялся на прогулку. Он быстро бежал с горки, то медленно поднимался на горку. Больше всего нравилось Язычку кататься на качелях, вверх, вниз.
Упр. «Горка»
Упр.»Качели»

После прогулки Язычок возвращался домой и садился на крылечко, отдыхать.
Упр. «Лопаточка»

Сказка вторая. Лягушонок и Лучик.

Цель: Развивать слуховое внимание. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Маленький лягушонок сидел на камушке и вдруг что-то очень теплое, светлое коснулось.
— Ты, кто? – спросил Лягушонок .
— Я, Лучик – ответил Солнечный Луч.
-А почему ты улыбаешься? – спросил лягушонок
— Мне весело и я встретил тебя.– ответил Лучик.
Давай улыбаться друг другу. Лягушонок попробовал улыбнуться Лучику и у него получилось!
Упр. «Лягушка» или «Заборчик»

Сказка третья. Лягушонок.

Цель: Развивать слуховое внимание. Научить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать язык в данном положении.

Лягушонок сидел на камушке и ловил мух. Только у него не получалось, толи мух было мало, толи рот не открывался, но мухи никак не попадали в рот. Лягушонок сидел на камушке и сочинял песенку:
Я на камушке сижу…..
И зеленых мух ловлю.
Но мухи почему-то не ловились.
Помоги лягушонку, покажи, как надо открывать рот.
Упр. «Окошко»

Щенок Бобик и удивительный цветок.

Жил – был щенок, и звали его Бобик. Щенок был очень маленький, как вы, мои маленькие друзья. Бобик не умел рычать, как его мама-собака и папа – пёс, но зато Бобик научился открывать и закрывать пасть. Вот так. (Упр. «Окошко») Покажите, как щенок открывает пасть.

Однажды Бобик лежал около конуры (будки) и смотрел на удивительный цветок. Головка цветка был белая, воздушная на длинной тонкой ножке.
Бобик подполз поближе к цветку и понюхал его…. Несколько пушинок попало щенку в нос, и он ……чихнул! Когда Бобик открыл глаза, потому что он чихнул с закрытыми глазами, то увидел много, много пушинок . Они летали. Малыш решил поймать пушинки и стал за ними бегать, открывать пасть, вот так (упр. «Окошко»)

Как вы думаете, мои маленькие друзья, поймал Бобик пушинки?
Бегая и ловя пушинки, Бобик научился тявкать. У него получалось: «Аф!Аф!» Щенок задрал свой черный нос и забыл об удивительном цветке. Ребята, назовите удивительный цветок, который увидел Бобик.

Сказка пятая. Улыбка.

Цель: Развивать слуховое внимание. Научить спокойно, растягивать губы в улыбки, обнажая верхние и нижние передние зубы. Укреплять губные мышцы и развивать их подвижность.

Накрапывал дождик. Маленький лягушонок сидел на камушке и слушал, как капельки стучали по камушку и вдруг… крохотный желтенький Лучик пробился сквозь капельки дождя присел на камушек и сказал: «Привет!»
— Привет! – сказал Лягушонок и улыбнулся своему другу.

(Упр. «Улыбка» или «Заборчик»)

Сказка шестая. Дорожка.

Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы языка и развивать их подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

Дождь покапал и прошел. Капельки высохли. Лягушонок и Лучик пошли гулять по дорожке. Дорожка оказалась длинной. Лучик и Лягушонок шли, шли, шли, шли по дорожке……

(Ротик открыт и высунуть язык вперед. Упр. «Язык здоровается с подбородком »)

Сказка седьмая. Мостик.

Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы языка и развивать их подвижность.

Дорожка привела Лягушонка и Лучика к мостику. Мостик был новый и высокий. Вот такой. (упр. «Мостик»)

Сказка восьмая. Друзья.

Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность, отрабатывать произношение звуков (т), (д).

Наступило утро. Лягушонок проснулся, открыл окошко (упр. «Окошко») и увидел своего друга. Лучик улыбнулся Лягушонку и помахал ему хвостиком. (упр. «Улыбка», «Заборчик») Лягушонок прокричал: «Приходи ко мне в гости!»
— Хорошо! – ответил Лучик.
Лучик позавтракал и спустился к Лягушонку, но окошки в домике Лягушонка были закрыты, тогда Лучик полетел к двери, но и дверь оказалась закрытой. Лучик тихонько постучал в дверь «т-т-т-т», никто не открыл, тогда Лучик постучал громче «д-д-д-!» За дверью послышалось шуршание и лягушонок открыл дверь……. Друзья встретились.

(упр. «Улыбка» кончиком языка постучать передние верхние зубки. Между челюстями щелка, идет теплый воздух)

Источник

Сказочные сюжеты в артикуляционной гимнастике

Артикуляционная гимнас­тика — совокупность специ­альных упражнений, направ­ленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе­ний, участвующих в речевом процессе органов. Цели арти­куляционной гимнастики — выработка полноценных дви­жений и определенных поло­жений органов артикуляцион­ного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

К этому хочется добавить, что артикуляционная гимна­стика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.

(постановка звука [р])

Высоко на крыше живет Карлсон.

Дети тянутся кончиком языка к носу.

Он веселый, толстый.

Улыбаются, надувают щеки.

Утром просыпается, потя­гивается. Делает зарядку: на­клоны в стороны.

Выполняют упражнения «Каче­ли», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

Наводит чистоту в своем доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопа­точка», «Чашечка», «Вкусное варе­нье».

После завтрака Карлсон за­водит моторчик.

«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.

Он сломался — не заво­дится.

«Смазывают» моторчик мёдом.

Поглаживание язычка губами.

Проверяет, крепкий ли мо­тор.

Выполняют упражнение «Гри­бок».

Отталкивается от края кры­ши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)

(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)

Жил-был в домике папа Карло.

Дети открывают рот.

Однажды достал он большое полено и решил из него смас­терить себе сыночка.

Постучал топором, пожуж­жал пилой.

Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.

Получился мальчик весе­лый, с длинным носом.

Улыбаются, имитируют движе­ния иглой .

Папа Карло назвал его Бу­ратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.

Выполняют упражнение «Часи­ки».

Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома ос­тался.

Выполняют упражнение «Мед­ленная лошадка».

Стало ему скучно. Начал он бегать.

Выполняют упражнение «Быст­рая лошадка».

И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.

Выполняют упражнения «Лопат­ка», «Чашечка».

«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или кар­тошка».

Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.

Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.

Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).

Смотрит Буратино в дыроч­ку, а там дверь.

Выполняют упражнение «Забор­чик».

В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.

Покусывают кончик языка.

Буратино плачет, просит прощения.

Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.

Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Бура­тино поймал ее за хвост.

Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.

Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.

Буратино ее передразнивает.

Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».

Крыса показала ему свои острые зубы.

Выполняют упражнения «Забор».

Буратино задрожал и больше крысу не обижал.

Муха по полю пошла,

Дети выполняют упражнение «Лошадка».

Муха денежку нашла.

Выполняют упражнение «Гри бок».

Пошла Муха на базар

Выполняют упражнение «Ло­шадка».

И купила самовар.

Я вас чаем угощу».

Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».

Все стаканы выпивали.

Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

Приходила к Мухе бабушка-пчела,

Выполняют упражнение «Ло­шадка».

Мухе-цокотухе меду принесла.

Выполняют упражнение «Ча­шечка».

Бабочка-красавица, кушайте варенье,

Или вам не нравится наше угощенье?

Выполняют упражнение «Вкус­ное варенье».

Вдруг какой-то старичок- паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Выполняют упражнение «Часи­ки».

Хочет бедную убить,

Покусывают кончик языка .

Выполняют упражнение «Грибок».

Вдруг откуда-то летит

А в руке его горит

«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»

Подлетает к пауку,

И ему на всем скаку голову срубает.

Муху за руку берёт

И к окошечку ведет.

Прижимают широкий язык к верхним зубам .

Я злодея погубил,

Я тебя освободил.

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться».

Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок. Он любил иг­рать, путешествовать. Захотелось Язычку по­резвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние пере­дние зубы, приоткрывая рот, раз­двигают зубы.)

Выглянул он из домика, уви­дел ласковое солнышко и ре­шил погреться, позагорать. ( Уп­ражнение «Лопаточка».)

Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из до­мика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смот­реть по сторонам и зака­чался он, как маятник в старинных часах: впра­ во-влево. ( Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непосе­да выглянул снова. Уви­дел, как девочка на ка­челях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быст­рее. ( Упражнение «Качели».) И он так же пока­чался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказоч­ный домик с тремя сту­пеньками.

Язычок пошел гулять,

По ступенькам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попры­гал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)

Любопытный Язы­ чок заглянул в окош­ко и увидел там. Де­вочка собралась чис­тить зубы! Решил Язы­чок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зу­бы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. За­грустил Язычок, но не­надолго. Огляделся вок­руг и увидел, как воз­водится новый много­этажный дом.

Интересно стало Язычку, что делают внут­ри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)

Хорошо потрудился Язычок, устал и спря­тался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснул­ся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла. »

Вдруг услышал Язы­чок весёлую дробь бара­бана. Это Буратино сту­чит своими барабанны­ми палочками по крас­ному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)

Увидел Весёлый Язы­чок лошадку и вспом­нил, что давно не катал­ся. А лошадка хороша!

С головы до копыта.

И снова за дело.

(После каждой строчки дети «цокают».)

Вот какая сказка про путешествия Весёло­го Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.

Приду­майте новую сказку про то, что случилось даль­ше с Весёлым Язычком!

1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.

2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012

3. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г.

Наш адрес:163044, Архангельская область, г. Архангельск, Цигломенский территориальный округ,ул. Лочехина, д.7, корп.1

Источник

Читайте также:  Живая этика агни йога что это
Оцените статью