Артикуляционная гимнастика для малышей
Наталья Лянгузова
Артикуляционная гимнастика для малышей
Артикуляционный комплекс упражнений
для детей раннего возраста(1,5 – 3 года).
(Перед зеркалом по 2-5 минут каждый день).
К трем годам у ребенка должны быть сформированы следующие звуки речи:
А О У И Ы (И) Э (Е) М П Б В Ф Т Д Н К Г Х (К) С* З* Л*.
1. Улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и целых слов.
2. Усилить речевой выдох.
1. «Дом» — представьте, что ротик малыша – это дом. Постучите пальчиком по щёчке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается: «Дверки дома открылись».Говорим: Пока! Пока!», — и ротик закрывается.
2. «Окошечко» — открываем ротик, произнося звук «О». Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.
3. «Вкуснятина» — приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.
4. «Лопаточка» — широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.
5. «Блинчик» — высовываем язычок и губками «шлёпаем» по нему,проговаривая: «Пя-пя-пя».
6. «Пузырь» — надуваем щёчки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щёчек и сдуваем пузырь.
7. «Волшебные дверки» — укажите малышу на его губки.Скажите: «Раз-два-три», — и губки улыбаются.Затем снова повторяем: «Раз-два-три», — и губки вытягиваются вперёд.
8. «Чистые зубки» — улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по нижним зубам и «чистим» их.
9. «Качели» — широко открываем рот и, улыбнувшись, кладём кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем его за верхние зубы.
10. «Дудочка» — сильно вытянув губы вперёд, поём с малышом: «Ту-ту-ту, ду-ду-ду». Следите, чтобы губы не размыкались.
11. «Слоник» — трубочка (диаметр 1,5-2 см, а затем тонкая) зажимается губами и свободно покачивается.
12. «Ветерок» — подуть через трубочку на ладонь.
13. «Пузырьки» — выдувать воздух из трубочки через воду, чтобы вода забулькала.
14. «Насос» — вдох на наклоне. Нюхаем цветы, грибы… Предметы/картинки выкладываются на полу перед ребенком.
15. «Погончики» — Предметы/картинки выкладываются на плечи.
16. «Кошка» — Вдохи берутся слева и справа на легком наклоне.
Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.
Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.
Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.
Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.
Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.
Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.
Фотоотчет о пальчиковых играх и артикуляционная гимнастике «Птицы» во второй младшей группе Изучая тему «Птицы» мы с детьми провели ряд артикуляционных гимнастик и пальчиковых игр с учителем -логопедом Кадыковой О. В. Предлагаю вам.
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.
«Собирайся детвора». Утренняя гимнастика для малышей Первый вариант Воспитатель Собирайся детвора В лес гулять пойдем друзья Друг за другом все встаем (построение в колонну) Друг за другом.
Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.
Источник
Артикуляционная гимнастика для малышей.
Елена Шадрина
Артикуляционная гимнастика для малышей.
[h4][/h4]Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Способность воспроизводить звуки имеется у каждого человека от рождения. Впоследствии дети учатся складывать звуки в слова. Если с четкостью произношения слов имеются проблемы, может помочь ребенку артикуляционная гимнастика. О том, как правильно проводить с ребенком артикуляционную гимнастику и о значении ее мы и поговорим далее.
Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?
Артикуляционная гимнастика представляет собой занятия с ребенком, в ходе которых задействуются небо, губы, язык и мимические мышцы. Основная цель проведения занятий по артикуляционной гимнастике состоит в том, чтобы научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного аппарата. Конечным итогом длительных занятий является правильное произношение звуков. Артикуляционная гимнастика играет большую роль в последующем овладении ребенком письменными навыками.
Виды артикуляционной гимнастики
Артикуляционную гимнастикуможно условно разделить на:
• активную, когда ребенок полностью самостоятельно выполняет все упражнения;
• пассивную, когда выполнять правильно движения ребенку помогает взрослый.
Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить нужное движение органами артикуляционного аппарата, ему следует помочь. Сделать это можно шпателем, чистым пальцем или ложечкой, подправив нужным образом губы или язык.
Артикуляционная гимнастика для самых маленьких
Помочь малышу в освоении звуков мама может уже с первых месяцев его жизни. Собираясь на прогулку или общаясь с малышом, маме необходимо делать самые простые упражнения, показывая ребенку разницу между звуками при помощи мимики. Например, можно говорить, как произносят те или иные звуки животные. Движения губ и языка при этом должны быть четкими и ярко выраженными. Можно играть в различные игры, в которых будут задействованы губы и язык, например, представлять, что вы с ребенком играете на дудочке и при этом вытягивать губы трубочкой.
Занятия в игровой форме проводятся с детьми до 3-4 лет, в зависимости от того как ребенок воспроизводит звуки. Если же речь у ребенка и после 4-х лет остается не четкой, его рекомендуется показать логопеду.
Нюансы проведения артикуляционной гимнастики для детей
Основным требованием к проведению артикуляционной гимнастики является систематичность. Занятия должны проводиться каждый день.
Перед тем как приступить непосредственно к упражнениям, с ребенком нужно провести разминку для губ. Упражнения не должны длиться дольше 15 минут. В течение одного дня необходимо выполнять несколько разных упражнений.
Во время проведения занятий ребенок должен находиться в сидячем положении. Это позволит ему выпрямить спину и расслабить мышцы ног, полностью сосредоточившись на артикуляционных органах. Ребенок должен четко видеть мимику и артикуляцию взрослого. Также он должен видеть собственные губы и язык в момент выполнения задания. Для этого можно использовать ручное зеркало или же проводить само занятие у большого зеркала.
Все упражнения лучше преподносить ребенку в игровой форме, чтобы это не было сильно скучно. Правильно выполнять упражнения ребенок, скорее всего, с первого раза не сможет, поэтому следует запастись терпением.
Упражнения по артикуляционной гимнастике для детей
1. Широко открыть рот (жарко, закрыть рот (холодно)
2. Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
3. Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
4. Облизать тарелочку, как это делает киска.
5. Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
6.Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.
7.Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
8.Поиграть в лошадку: цокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
9.Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
10. Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
11. Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
12.Поиграть в паровозик: погудите, «у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
13. Показать,как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
14. Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает,точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.
• Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
• Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
• Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
Если с ребенком занимается логопед, он подберет те упражнения, которые необходимы для постановки конкретного звука. Если вы занимаетесь с малышом самостоятельно, просто для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем,то нужно помнить следующее: с ребенком, у которого язык малоподвижен (во рту «каша» или ребенок вообще не говорит) надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.
Чтобы ребёнку было интересно, можете сами придумать и разыграть сказку «Приключения Язычка».Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот, посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу)— и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке, потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т. д. Проявите фантазию и вашему ребёнку будет интересно и весело выполнять все задания.
Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной группе для детей ОНР III уровня (первый период) Программное содержание: расширение и уточнение словаря по темам, формирование грамматически правильной речи (ФГПР) – развитие связной речи.
Тема по самообразованию «Формирование артикуляционного праксиса». Артикуляционный праксис — привычные движения артикуляционного (речевого) аппарата, которые ежедневно выполняет любой человек (открывание.
Источник
Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2–3 лет
Чугунова Наталья
Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2–3 лет
Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет
Упражнения для развития мышц губ:
1. «Улыбнись маме»
— Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
— Сами покажите, как нужно улыбаться.
— Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
— В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
— Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
— После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.
Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:
— Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
— Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
— Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.
Упражнения для языка:
1. «Домик для язычка»
— Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
— Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
— Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
— Убираем язычок, рот закрываем.
— Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Накажем непослушный язычок»
— Попросим малыша приоткрыть ротик.
— Теперь высовываем язычок.
— ….и покусаем его слегка зубками.
3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
— Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
— Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.
— Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно,назовите нужное слово сами: «Теплая».
— Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»
— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.
— Покажите картинку со снежной крутой горой.
— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
— Если язычок беспокойно вертится во рту,помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте.Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.
— Покажите малышу картинку с лопатой.
— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
— Теперь пробует малыш.
— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.
Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.
Подготовьте; кусочки белой ваты.
— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.
Артикуляционная гимнастика для детей с ТНР Упражнения для языка 1-7 — статические упражнения 8-18 -динамические упражнения 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой.
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей «Зарядка для язычка» Зарядка для Язычка Цель: объединение усилий родителей и педагогов по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Артикуляционная гимнастика «Упражнения для языка» Упражнения для языка «ЛОПАТКА» Язычок наш, как лопатка: Закругленный, плоский, гладкий «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить,.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и.
Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.
Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников Артикуляционная гимнастика. Все знают, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Артикуляционная гимнастика для маленьких ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! Ваш малыш ещё мал, ещё нечётко произносит некоторые звуки, искажает их, «картавит». Понятно, что с возрастом всё изменится,.
Артикуляционная гимнастика «Упражнения для губ» 1. «Заборчик» Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать.
Картотека «Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста» Артикуляционная гимнастика. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха Цели: развивать фонематический.
Источник