Артикуляционная гимнастика для логопедической группы

Артикуляционная гимнастика как основа успешной логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Алла Мочалова
Артикуляционная гимнастика как основа успешной логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика

как основа успешной логопедической работы

с детьми дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляторного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциацию движений органов, участвующих в речевом процессе.

Методикой артикуляционной гимнастикой должны владеть логопеды, воспитатели логопедических групп, а также родители детей, посещающих речевую группу.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Для артикуляционной гимнастики необходимо иметь зеркало, в котором будет помещаться лицо ребенка и взрослого, который показывает упражнения.

Показ должен быть четким, активным, выразительным

Принципы артикуляционной гимнастики:

— от простого к сложному

— от периферических мышц к кончику языка

— учет индивидуальных и возрастных особенностей

— опора на все виды анализаторов

— целесообразность отбора упражнений

Артикуляционная гимнастика должна проводиться в хорошо проветренном помещении.

У ребенка должна быть удобная одежда.

Мебель должна соответствовать росту ребенка. Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол.

Для артикуляционной гимнастики необходимо иметь зеркало, в котором будет помещаться лицо ребенка и взрослого, который показывает упражнения.

Необходимо следить, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении. Комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо освещена.

Под рукой нужно иметь сухие и влажные салфетки, а также чистая вода. Проводить гимнастику желательно не раньше чем через час после еды.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, то она не достигает своей цели.

3. От простого к сложному.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Начинать следует с динамических упражнений, постепенно переходя к статическим. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

4. От периферических мышц к кончику языка.

Перед проведением артикуляционной гимнастикирекомендуется сделать разогрев периферических мышц:

1) разогреть руки (потереть ладони друг о друга, сделать пальчиковую гимнастику);

2) плавные наклоны головы вправо, влево; повороты головы вправо, влево; повороты головы с наклоном; вытягивание шеи (тянуться макушкой наверх);

3) упражнения на корень языка;

4)упражнения на жевательные мышцы: открыть — прикрыть — закрыть;

5)упражнения на крыловидные мышцы: «Запилила пила», «Застучал молоток», «Выдвижной ящичек»;

6)упражнение на круговые мышцы рта:

улыбка — кружочек – трубочка;

показать верхние зубы, показать нижние зубы;

спрячь губы, покажи губы; покусаем губы;

надуем шарик, втянем щеки;

фырканье губами (как лошадка);

7)упражнения для мышц языка:

«Печем блинчики» — пошлепывание языка губами, издавая звуки – пя-пя-пя, за тем «Блинчик в покое»;

покусывание высунутого языка;

«Жало» — остренький язычок;

«Часики» — острый язычок двигается вправо, влево от одного уголка рта к другому, губы при этом растянуты в улыбке;

«Вкусное варенье» облизать верхнюю губу;

«Качели» (с высунутым языком и внутри рта);

«Маляр» (при повышенном тонусе);

Упражнение на сопротивление языка

8) Упражнение для мягкого неба

5. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая — зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами.

Если коррекционная работа не дает ожидаемого результата, необходимо подключать дополнительных специалистов для комплексного воздействия.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуально как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.

На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15 –20, а при условии коротких перерывов – и более.

Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений.

8. Опора на все виды анализаторов

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, нужно стремиться выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала. На занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики можно использовать интерактивные, новейшие формы, в создании которых участвуют и дети.

Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

9. Целесообразность отбора упражнений.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Чем младше ребенок, чем больше нужно использовать игровых приемов, сказочных персонажей.

Атрибуты,помогающие привлечь внимание ребенка к упражнениям:

— муляжи языка, рта. Заменить муляжи можно розовыми рукавичками, носочками;

«Волшебный мешочек» с мелкими предметами;

— карнавальные шапочки, колпачки.

Когда ребенок усвоил выполнение упражнений сидя на стуле, можно подключить движения рук и ног используя музыку и дополнительные предметы, такие как фанатки, ленточки и т. д.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях,сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт) Добрый день. Представляю вашему вниманию краткосрочный проект по здоровьесбережению: «Здоровье воспитанника и воспитателя — основа успешной.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Источник

Комплексы артикуляционной гимнастики для занятий с детьми логопедических групп
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Комплексы подобраны по группам нарушенных звуков. Стихи помогают заинтересовать ребенка при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Скачать:

Вложение Размер
kompleksy_artik_gimn.docx 32.39 КБ

Предварительный просмотр:

артикуляционной гимнастики для занятий с детьми логопедических групп

Рекомендации по проведению упражнений

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Знакомить с упражнениями нужно постепенно. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Л], [Ль]

Кончик языка поднимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение).

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко!

Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше.

Показала змейка жало,

Убрала и хвост поджала…

Жало вынула опять,

Хочет всех вас испугать!

Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

Выше парус поднимай!

В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

Язычок на крылечке полежал –

И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Всё до дальнего угла!

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

Щёткой кухню подмету,

Наведу там чистоту,

Вправо, влево щетинки,

Не оставлю ни соринки!

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

9.​ «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем…

С губ сотрём следы варенья,

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Р], [Рь]

Кончик языка поднят к верхним зубам. Он напряжён, но неплотно прилегает к верхним зубам и вибрирует в проходящей воздушной струе.

1.​ «Наказать непослушный язычок »

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

Язык широкий положи

И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко!

Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше.

Выше парус поднимай!

В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

Язычок на крылечке полежал –

И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

6.​ «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,

По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

7.​ «Чьи зубы чище?»

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи и внутри

Не болели чтоб они.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Всё до дальнего угла!

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

Щёткой кухню подмету,

Наведу там чистоту,

Вправо, влево щетинки,

Не оставлю ни соринки!

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

10. «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем…

С губ сотрём следы варенья,

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

Лодочку могу свернуть

И на ней отправлюсь в путь,

Как ни высока волна,

Лодке не страшна она!

Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

12.​ «Болтушка», «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

13.​ Пощёлкать кончиком языка

А потом попляшет.

Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

Лошадка шла, шла

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

На гармошке он сыграет,

И песенку споёт…

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка многократно и отчётливо произносить звук Т-Т-Т сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

То же самое при произношении звука Д-Д-Д.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

При произнесении свистящих звуков губы слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов.

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

Язычок на крылечке полежал –

И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Выше горка поднимись,

Мы помчимся с горки вниз!

Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.

Дудочка, дуди сильней,

Созовём мы всех друзей!

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».

Отвалилось, вот и всё…

Колесо, вернись назад!

Пожалей мой самокат!

Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперёд, а затем убирать вглубь рта. Язык перемещать вперёд – назад в форме валика.

7.​ «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,

По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б )Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

8.​ «Чьи зубы чище?»

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи и внутри

Не болели чтоб они.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

9.​ Упражнение в произнесении звука [И ] В игровой форме (например, петь мелодию на звук [И ]) отрабатывается произнесение звука.

Язычок поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции шипящих звуков [Ш],[ Ж],[ Ч],[ Щ]

При произношении шипящих звуков губы округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубы сближены, но не соприкасаются. Расстояние между ними 2 – 5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ним щель.

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

Выше парус поднимай!

В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

Язычок на крылечке полежал –

И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Дудочка, дуди сильней,

Созовём мы всех друзей!

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Всё до дальнего угла!

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

7.​ «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем…

С губ сотрём следы варенья,

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

Лодочку могу свернуть

И на ней отправлюсь в путь,

Как ни высока волна,

Лодке не страшна она!

Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.

9.​ «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,

По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

11.​ «Болтушка», «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

12.​ Пощёлкать кончиком языка

А потом попляшет.

Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

Лошадка шла, шла

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

На гармошке он сыграет,

И песенку споёт…

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Источник

Читайте также:  Сколько дней нужно мышцам для восстановления после тренировки
Оцените статью