Артикуляционная гимнастика для гласных звуков упражнения

Постановка звука «А»

Звук «А» — гласный, ротовой, нелабиализованный (неогубленный) звук, степени подъема языка к нёбу — звук нижнего подъёма, по месту подъема языка — звук среднего ряда. Звук «А» относится к звукам раннего онтогенеза и усваивается ребёнком в 1–2 года .

Процесс коррекции (постановки) гласных звуков обычно не вызывает трудностей и включает в себя игры направленные на развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «А». Содержание

  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Закрепление звука

Виды нарушений произношения звука «А»

Нарушения звукопроизношения гласного звука «А» обычно выражены в виде искажения:

  • при произнесении звука наблюдается подъем спинки языка;
  • звук произносится лабиализованно — губы выдвигаются вперед и округляются;
  • при произнесении звука язык отодвинут назад (произносится как звук заднего ряда);
  • при произнесении звука язык оттянут назад (произносится лабиализованно — губы выдвигаются вперед и округляются);
  • звук произносится с носовой утечкой воздуха.

Артикуляционная гимнастика для звука «А»

Цель — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Для произнесения звука «А» потребуется научиться широко открывать рот. Для этого можно поиграть с малышом в игру «Накорми птенца». В этой игре ребенок — птенец, а взрослый — мама–птичка . Мама–птичка принесла своему детенышу зернышки. Птенец ждет еду, открыв ротик. Он съел зернышки и закрыл рот.

Читайте также:  Гимнастика для спины при грыже всего позвоночника

Эту игру можно проводить несколько раз, постепенно увеличивая время держания рта открытым до 5–6 секунд. Обратите внимание, чтобы во время игры малыш сидел спокойно, плечи расправлены, голову держал прямо. При открывании рта должна двигаться только нижняя челюсть, язык, губы остаются спокойными, рот открывается без напряжения.

Развитие фонематического слуха для звука «А»

Цель — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Для развития фонематического слуха малыша можно поиграть в следующие игры:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «А». Пример цепочки звуков: А, О, У, А, Ы, Э, А, А, Ю, И, А и так далее.
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «А». Пример цепочки звуков: МА, ЛО, БА, БУ, РА, ТО, ТА, СА, ТИ, ЛА, ЛУ, ПА и так далее.
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «А». Пример цепочки слов: арбуз, дом, роза, щенок, аист, мак, лук, ваза, автобус и так далее;
  • Мама произносит слова, а задача малыша определить местоположение звука «А» в слове (в начале, в середине или в конце): апельсин, утка, аист, книга, лестница, книга, Аня и так далее.

Постановка звука «А»

Постановка гласного звука «А» обычно не вызывает трудностей, звук ставят по подражанию, для этого можно поиграть с малышом в игру «Успокой куклу». Для этого посадите малыша перед собой, дайте ему куклу (мишку) и скажите, что она плачет, её надо успокоить. Покачай куклу, напевая « а-а-а ».

Чтобы произнести звук «А» нужно широко открыть рот и включить звук. При необходимости покажете как это делается. Следите, чтобы малыш не кричал убаюкивая куклу, а произносил звук «А» средним по громкости голосом.

При правильном произнесении (артикуляции) гласного звука «А»:

  • Губы в спокойном нейтральном положении.
  • Зубы на расстоянии одного–полутора сантиметров.
  • Широкий распластанный язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов, задняя часть пассивна.
  • Мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, закрывая проход воздуха в нос, воздушная струя идет через рот;
  • Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Закрепление (автоматизация) звука «А»

Цель — закрепить произношение изолированного звука в более сложных конструкциях: словах, фразах и предложениях.

Наверное самая универсальная игра для закрепления (автоматизации) звуков — это игра «Чудесный мешочек». Для игры приготовьте красивый непрозрачный мешочек и положите в него предметы или картинки в названиях которых есть отрабатываемый звук (предметы необходимо подбирать так, чтобы они были знакомы малышу). Достаньте первый предмет и назовите его громко и чётко. Затем попросите малыша повторить за вами его название. Дальше игру можно усложнять, вытаскивая и называя предметы по очереди.

Ниже вы найдёте списки слов со звуком «А». Для начала рекомендуется использовать предметы в названиях которых звук «А» находится в его сильной позиции (позиции максимального выявления звука) — под ударением.

После отработки звука «А» в словах можно переходить к автоматизации звука в предложениях, например: «Аня любит апельсины. Айболит лечит аиста. Арбуз это крупная ягода. Мама купила астры. Антон ехал в автобусе. Саше читал азбуку. В море плавала акула.» И так далее.

Слова со звуком «А»

Звук «А» в начале слова

А́рфа, афи́ша, а́дрес, а́стра, актёр, амба́р, атле́т, а́кция, арбу́з, а́тлас, анги́на, арби́тр, анана́с, ара́хис, альбо́м, аку́ла, а́збука, апте́ка, а́вгуст, анке́та, арома́т, ателье́, ака́ция, ава́рия, анте́нна, адвока́т, актри́са, аппети́т, авто́бус, алфави́т, анекдо́т, асфа́льт, акроба́т, аво́ська, а́йсберг, Айболи́т, абрико́с, алма́з, астеройд, антило́па, аква́риум, аэропо́рт, акваре́ль, апельси́н, анса́мбль, астроно́м, аллерги́я, а́втор, авиопочта, альпини́ст, автопило́т, англича́нин, автомоби́ль, америка́нец.

Звук «А» в середине слова

Бал, бак, газ, жар, лай, лак, мак, май, маг, пар, паж, рак, таз, час, чай, шар, шаг, врач, глаз, град, грач, джаз, знак, квас, клад, краб, кран, ова́л, плащ, скат, ста́я, трап, уда́в, уса́ч, флаг, шкаф, шрам, эта́ж, зна́мя, класс, мазь, пла́мя, скала́, ста́до, шланг, ака́ция, глазо́к, гра́дус, грани́т, графи́н, драко́н, ерала́ш, значо́к, алфави́т, асфа́льт, бараба́н, бара́шек, батаре́я, бога́тый, бука́шка, була́вка, бума́жка, буха́нка, вера́нда, ве́шалка, витами́ны, вяза́ние, дека́брь, дина́мик, доба́вка, дыха́ние, жура́вль, зава́рка, зага́дка, два́дцать, кварти́ра, кладо́вка, краси́вый, младе́нец, башма́к, Герма́ния, журнали́ст, пла́кать, разби́ть, улыба́ться, хло́пать, клавиату́ра.

Звук «А» в конце слова

Да, два, и́ва, еда́, оса́, уха́, ура́, юла́, а́рка, вода́, ва́та, губа́, гора́, да́ча, ёлка, изба́, игра́, игла́, икра́, коза́, ку́ча, ка́ша, ко́жа, лу́жа, ла́па, лиса́, луна́, лу́па, ма́ма, мя́та, мо́да, мука́, му́ха, но́та, нора́, нога́, па́па, Па́ша, пила́, пи́ща, ра́ма, ра́на, роса́, ро́за, ро́ща, рука́, ры́ба, са́жа, се́ра, свеча́, си́ла, сова́, со́да, су́ша, у́тка, у́рна, Са́ша, цена́, ча́ша, ши́на, щека́, ю́бка, аку́ла, афи́ша, ба́нка, бе́лка, бо́чка, бу́ква, бу́дка, бу́лка, бу́хта, ва́нна, ве́рба, весна́, ве́тка, ви́лка, волна́, вы́шка, вью́га, га́йка, га́лка, глава́, го́нка, го́рка, гре́ча, гру́ша, гу́бка, да́мба, десна́, дие́та, доска́, до́чка, дрова́, доро́га, ду́дка, ды́рка, жа́дина, зе́бра, за́йка, каю́та, ке́пка, кни́га, ко́бра, ко́рка, ко́фта, ко́чка, крупа́, кры́са, кры́ша, ку́кла, ла́мпа, левша́, ле́йка, ле́нта, ле́пка, ло́дка, ло́жка, ма́йка, ма́рка, метла́, мечта́, ми́ска, ми́шка, мо́йка, Москва́, му́рка, мы́шка, На́дя, но́рка, оде́жда, пе́нка, пе́шка, пи́цца, пала́та, по́лка, по́чта, пти́ца, пчела́, пы́шка, пя́тка, ра́мка, ре́чка, ру́чка, свеча́, сда́ча, сдо́ба, скала́, сли́ва, слюна́, со́ска, сосна́, спина́, среда́, стена́, сту́па, су́мка, схе́ма, сце́на, тайга́, та́йна, та́кса, та́чка, тёзка, толпа́, трава́, тропа́, ты́ква, уда́ча, ули́тка, учёба, фля́га, халва́, хурма́, ци́фра, ча́йка, ча́шка, ша́йба, ша́пка, ши́шка, шу́тка, я́беда, я́года, а́збука, анги́на, апте́ка, берёза, бесе́да, борода́, бума́га, вну́чка, воро́на, газе́та, гита́ра, голова́, гре́лка, дво́йка, де́вушка, доро́га, жа́дина, звезда́, зада́ча, за́втра, иго́лка, кана́ва, каре́та, кле́тка, клю́ква, клю́шка, кни́жка, кно́пка, коро́на, коря́га, кро́шка, ку́рица, лиси́ца, лопа́та, льви́ца, лю́стра, маши́на, моне́та, му́зыка, обжо́ра, оде́жда, опу́шка, Окса́на, ове́чка, охра́на, оши́бка, па́льма, пери́на, плю́шка, полоса́, поля́на, пти́чка, паути́на, рабо́та, рези́на, руба́ха, ряби́на, ска́зка, соба́ка, соло́ма, стра́жа, теле́га, тишина́, фольга́, хи́жина, цари́ца.

Источники:

  • «Логопедическое обследование детей 2—4 лет», О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
  • «Нарушение звукопроизношения у детей», Л. Г. Парамонова.

Источник

Артикуляционная гимнастика для гласных звуков упражнения

В логопедии звуки разделены по времени своего появления на звуки раннего и позднего онтогенеза. В норме гласные относятся к первой группе, и их нарушения наблюдаются довольно редко. Однако встречаются такие состояния, при которых артикуляция гласных фонем становится затруднительной.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

  • У:
  1. Губы вытягиваются вперед трубочкой.
  2. Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
  3. Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.
  • О:
  1. Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
  2. Зубы прикрыты губами.
  3. Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.
  • А:
  1. Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1,5 см).
  2. Передние зубы немного видны.
  3. Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.
  • И:
  1. Рот растянут так, что напоминает улыбку.
  2. Зубы слегка обнажены.
  3. Язык смещается вперед и вверх.
  • Э:
  1. Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
  2. Зубы обнажены.
  3. До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.
  • Ы:
  1. Губы свободно раскрыты.
  2. Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
  3. Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.

Недостатки произношения гласных звуков

Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.

  • Назализация, когда носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым. Считается грубым дефектом.
  • Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Из-за этого округление губ при выговаривании лабиализованных звуков становится меньше. Подъем языка при таком широком растворе снижается.
  • Суженная артикуляция. Механизм действия противоположен описанному выше. Считается грубым дефектом.
  • Передняя артикуляция. Характерна для О, У. Происходит из-за того, что язык мало отведен назад вглубь рта. При этом кончик его находится близко от нижних резцов, спинка стоит комком.
  • Повышение голоса. Грубый дефект произношения У, И.
  • Ы-образное произношение, когда гласный звучит близко к Ы. Характерно для А, О, Э, И.

Существуют ошибки в произношении, характерные для конкретных звуков.

  • И звучит похожим на ЛЬ. В речи это будет выглядеть так: вместо писать – пльсать, вместо кидает – кльдает.
  • При выговаривании фонемы Э язык выглядывает изо рта и ложится на нижнюю губу.

Чаще всего это происходит, когда ребенку слишком старательно показывают образец артикуляции.

  • Ы. Более сильное выдвижение нижней челюсти, чем это необходимо. Как следствие, положение челюстей становится похожим на прогенический прикус.

Как правило, появляется, когда преподаватель неверно показывает отличия Ы и И.

Методика постановки гласных звуков

Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.

Первая из них предусматривает:

  1. Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
  2. Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
  3. Изменять громкость звука при его выговаривании.
  4. Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
  5. Различение гласных в слогах.

К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:

  1. Проговаривать звук изолированно.
  2. Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
  3. Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
  4. Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
  5. Различать гласные в слогах и словах.

Артикуляционная гимнастика

Залог правильной артикуляции звуков, в том числе и гласных, состоит в достаточно развитой подвижности и переключаемости органов речевого аппарата, а также в развитом речевом дыхании. Работу органов речи можно улучшить благодаря артикуляционной гимнастике. Существуют различные упражнения для для губ, щек, нижней челюсти и языка. Задания хорошо давать в игровой форме, чтобы они вызывали у малыша интерес и желание их повторять.

Упражнение “Гаражик”. Представляем, что ротик – это гараж, в который въезжают машинки. Раз – раскрыть ротик широко и держать его в этом положении до 5 секунд, пока все машинки не заедут. Два – закрыть гараж. Язык спокойно лежит на дне рта. Повторить не менее 3 раз.

“Хомячок”. Логопед демонстрирует картинку хомячка, обращая внимание на то, как у него надуты щечки. Затем предлагает ребенку тоже надуть щечки. При выполнении задания рот должен быть закрыт. Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы.

Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри надует щеки. Повторить 3 раза.

“Щенок”. Логопед показывает картинку собачки (она скалит зубы) и мальчика (он улыбается). Педагог обращает внимание ребенка на то, как показывают зубки щенок и мальчик и предлагает так же показать свои зубки. Упражнение выполняется перед зеркалом 2-3 раза. Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки.

Несколько упражнений артикуляционной гимнастики можно объединять общим сюжетом. Например, предложить ребенку посадить в веселый поезд животных из разны упражнений. В первый вагончик посадим хомячка (дети надувают щечки), в следующий щенка (улыбаются) и т.д.

Также к эффективным упражнениям относятся «Иголочка», «Качели», «Заборчик», «Лошадка».

Индивидуальные занятия в трудных случаях

Логичнее отдавать предпочтение индивидуальным занятиям в трудных случаях, когда нарушено произношение гласных звуков (например, у слабослышащих и глухих детей или при ринолалии, дизартрии). Для этого в арсенале педагога имеются различные способы постановки проблемных звуков.

Например, для устранения Ы-образной артикуляции, кроме подражательных упражнений, хороший эффект дает механический способ, когда логопед нажимает шпателем на спинку языка. Этот же способ подходит и при сужении артикуляции гласных О, У.

Если у ребенка наблюдается переднее артикулирование звуков, механически это можно устранить следующим образом: шпателем прижать переднюю часть языка и отодвинуть назад.

Чтобы закрыть проход в носовую полость и устранить назальный оттенок, шпателем нужно слегка нажать на корень языка.

Звук А обычно ставится по подражанию, в игре. Например, ребенку дают куклу и предлагают показать, как ее укачивать: а-а-а.

Звук О хорошо ставится механически, отталкиваясь от А. Логопед просит ребенка произнести звук А, а сам тем временем сближает губы ребенка, придавая им округлую форму. Также можно использовать различные колечки или баранки.

Похожие действия совершает логопед при постановке У. Только теперь здесь нужно отталкиваться от поставленного О и еще сильнее сближать губы ребенка.

Звук Э. Ставится по подражанию, отталкиваясь от гласного А в сравнении.

При постановке Ы можно отталкиваться от артикулирования И. Используется шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Логопед должен немного надавить шпателем на переднюю долю языка и чуть-чуть отодвинуть его вглубь рта. Нужно предложить ребенку сопоставить звучание звуков И-Ы в слогах. Например, Пи – Пы. Также необходимо контролировать положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.

Заключение

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Однако занятий только с логопедом для выработки прочных навыков звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома.

Источник

Оцените статью