Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения
Екатерина Сулейманова
Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения
Дифференциация звуков [с]-[ш].
Правильная артикуляция звука [с]. Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, Боковые края языка прижаты к нижним коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
Правильная артикуляция звука [ш]. Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает «чашечку».
Отличия звуков [с]-[ш].
Губы в улыбке Губы округлены
Язык внизу Язык наверху
Воздух холодный Воздух теплый
Характеристика звука [с]- согласный, твердый, глухой.
Характеристика звука [ш]- согласный, всегда твердый, глухой.
Игра «Насос- ветер».
Спойте песенку змеи-шшшшшшшшшш
Спойте песенку ветра- ссссссссссссссссс.
Произносите звуки чередуя с –ш- с- ш- с- ш….
1. Взрослый произносит звуки [с]-[ш], ребенок рисует палочки.
— звук [ш]- потому, что язык наверху,
— звук [с]- потому, что язык внизу.
2.Прочитайте по палочкам:
Игра «Договори словечко».
Взрослый произносит начало слово, ребенок договаривает последний звук [с] или [ш],
Каранда….(ш, фини…. (ш, глобу….(с, ланды…. (ш, какту….(с, анана….(с, малы (ш, шала (ш, пару….(с, абрико (с….
Игра «Повтори за мной».
• СА- ша, со- шо, ша- са, шо- со, су- шу, сы- шы, шу- су, шы- сы…
• Са- ша- са, са- са- ша. Ша- са- са
Со- шо- со со- шо- шо шо- шо- со
Су- су- шу шу- су- су су- шу- су
Сы- ши- ши ши- сы- ши ши- ши- сы
Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.
Наша Маша хороша- ша- са- ша.
Укусила в нос оса- са- ша- са.
Наши ушки хороши- ши- сы- ши.
У осы усы, усы- сы- ши- сы.
Бегает лиса- са- ша- са.
Ягоды в лесу- су- шу- су.
Дали колесо -со- шо- со.
Нет карандаша- ша- са- ша.
Гулять нам хорошо- шо- со- шо.
Сижу и не шуршу- шу- су- шу.
Любят песни малыши- ши- сы- ши.
Игра «Повтори за мной».
• Ас- аш, ос- ош, аш- ас, ош- ос, ус- уш, ыс- ыш, уш- ус, ыш- ыс…
• ас- аш- ас, ас- ас- аш. ас- аш- аш
ос- ош- ос ос- ош- ош ош- ош- ос
ус- ус- уш уш- ус- ус ус- уш- ус
ыс- ыш- ыш шы- сы- шы шы- шы- сы
Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.
Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш
У нас большой шалаш- аш- ас- аш
Вокруг такая тишь- аш- ос- иш
Над кустами много ос- ос- ош- ос
Над вишней много ос- ош- ош- ос
Свет в окне погас- ас- аш- ас
Вот стоит матрос- ос- ош- ос.
На елке много бус- ус- уш- ус.
Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.
Игра «Замени звук».
Замените в словах звук [с] на [ш] и наоборот. Ребенок повторяет оба слова.
Сутки- шутки споры- шторы
Суметь- шуметь сытый- шитый
Спит- шипит усы- уши
Усат- ушат мишка- миска
Басня- башня маска- Машка
Маша- масса каска- кашка
Ириска- Иришка просить- прошить
Нас- ваш ваш- вас
Следите за правильным произношением.
Саша, сушу, суша, сошел, сушить, шелест, шоссе, сушка, скошу, стишок, шесток, спешить, смешная, спешка, шанс, сшить, сушенный, сынишка, душистый, пушистый, машинист, сушки, спешу, смешу, слышу, слишком, соловушка, сушеный, стеклышко, смешно, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, послушный, шахматист, пастушок, пустышка, старушка, солнышко, послушный, распушил, шествие, расшумелся, путешествие.
Следите за правильным произношением.
Ребенок говорит, что все вещи его.
Например: мой стишок, моя суша…
Соловушка, насмешка, шоссе, сынишка, машинист.
Ребенок повторят чистоговорку полностью.
Наша Маша хороша- ша- са- ша.
Укусила в нос оса- са- ша- са.
Наши ушки хороши- ши- сы- ши.
У осы усы, усы- сы- ши- сы.
Бегает лиса- са- ша- са.
Ягоды в лесу- су- шу- су.
Дали колесо -со- шо- со.
Нет карандаша- ша- са- ша.
Гулять нам хорошо- шо- со- шо.
Сижу и не шуршу- шу- су- шу.
Любят песни малыши- ши- сы- ши.
Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш
У нас большой шалаш- аш- ас- аш
Вокруг такая тишь- аш- ос- иш
Над кустами много ос- ос- ош- ос
Над вишней много ос- ош- ош- ос
Свет в окне погас- ас- аш- ас
Вот стоит матрос- ос- ош- ос.
На елке много бус- ус- уш- ус.
Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.
Наш дедушка- машинист.
Наш насос шумит.
У Наташи сын- Саша.
Саша спешит к бабушке.
Посуда стоит в шкафу.
В саду кукует кукушка.
Соня пишет без ошибок.
Мишка ест из миски.
У кошки пушистая шуба.
На высокой сосне- шишки.
На окошке стоит кактус.
Стас насыпал пшено в мешок.
У высокой сосны- пушистые ветви.
Даша стоит под высоким мостом.
Кошка ест большую, вкусную сосиску.
Соня и Саша едут в путешествие.
На сонного мишку упала сосновая шишка.
Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.
На лесной опушке стоит сосновая избушка.
Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее, говорит полным ответом.
Стакан моет Мишу.
Ананасовый сок пьет дедушку.
Пуховые подушки сушат Соню.
Миска ест из мишки.
Кокос отнес сына бабушке.
Стадо пасет пастушка Сашку.
Выставка спешит на Сашу.
Окошко сидит на пушистой кошке.
А у Саши- штанишки.
• Скушай Саша шесть сушек.
• Надо суметь, тут не шуметь.
• Шапкой Саша шишку сшиб.
• Шла Саша по шоссе
• У кошки- шесть котят,
У мышки –шесть мышат.
• Любит сушки наша Даша,
Сушки- это вам не каша.
• Саша сегодня в гости спешит,
Снова он шутками всех насмешит.
• Семь пушистых котят
Есть суп сегодня не хотят,
А наша Наташа, дает им кашу,
Вот смешная Наташа.
У Саши была собака Пушок. Ушел Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож. Пушок- шалун.
Артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА 1. «Мячик». Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: — развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; — развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, — развивать фонематический.
Фронтальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т]» Цель: — дифференциация звуков в слогах, словах, фразах; — развивать фонематический слух и артикуляторную моторику; — развивать речедвигательные.
Фронтальное занятие «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Цель: — закрепить слуховой и моторный образ звука [С]; — дифференцировать звуки в слогах, словах, фразах; — развивать фонематическое восприятие.
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [л], [л’]» Конспект занятия «Дифференциация звуков [л — ль]» Цели: закрепление навыка различия звуков (л, ль) в слогах, словах, фразах. Анализ и синтез.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в словах» Грамматическая тема: Дифференциация звуков Ш и С в словах. Лексическая тема: «Одежда» Цель: Учить дифференцировать Ш-С в словах, словосочетаниях,.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.
Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-Ж. Задачи: 1. Образовательные: помочь педагогам систематизировать работу по звуковой культуре речи. 2. Развивающие: развивать педагогическое.
Источник
Материал для дифференциации звуков [Ш] — [С]
консультация по логопедии по теме
Задания, направленные на различение в речи звуков [Ш] и [С].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s_sh.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
- Дифференциация звуков [с — ш] в изолированном звучании
Упражнения: «Насос – ветер»,
«Холодная – горячая водичка»:
С – Ш, С – Ш, С – Ш…
- Дифференциация звуков [с — ш] в прямых слогах
- Дифференциация звуков [с — ш] в обратных слогах
- Дифференциация звуков [с — ш] в интервокальных слогах
АСА – АША ОСА – ОША УСА – УША ЫСА – ЫША
АСО – АШО ОСО – ОШО УСО – УШО ЫСО – ЫШО
АСУ – АШУ ОСУ – ОШУ УСУ – УШУ ЫСУ – ЫШУ
АСЫ – АШИ ОСЫ – ОШИ УСЫ – УШИ ЫСЫ – ЫШИ
- Дифференциация звуков [с — ш] в закрытых слогах
САШ – ШАС СОШ – ШОС
СУШ – ШУС СЫШ – ШИС
- Дифференциация звуков [с — ш] в прямых слогах со стечением согласных
СНА – ШНА СМА – ШМА СВА – ШВА СКА – ШКА
СНО – ШНО СМО – ШМО СВО – ШВО СКО – ШКО
СНУ – ШНУ СМУ – ШМУ СВУ – ШВУ СКУ – ШКУ
СНЫ – ШНЫ СМЫ – ШМЫ СВЫ – ШВЫ СКЫ – ШКЫ
- Дифференциация звуков [с — ш] в обратных слогах со стечением согласных
АСТ – АШТ АСК – АШК
УСТ – УШТ УСК – УШК
ИСТ – ИШТ ИСК – ИШК
ЁСТ – ЁШТ ЁСК – ЁШК
ОСТ – ОШТ ОСК – ОШК
ЕСТ – ЕШТ ЕСК – ЕШК
ЮСТ – ЮШТ ЮСК – ЮШК
ЫСТ – ЫШТ ЫСК – ЫШК
- Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в начале слова
Сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
Стык – штык сытый – шитый сайка – шайка
Суд – шут сов – шов спит – шипит
Споры – шпоры стиль – штиль соли – шали
- Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в середине слова
Усы – уши маска – Машка ириска – Иришка
Усат – ушат масса – Маша басенка – башенка
Пасу – пашу пески – пешки носить – нашить
миска – мишка каска – кашка просить – прошить
басня – башня киски – кишки миска – мишка
посол – пошёл пасли – пошли просо – Проша
- Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в конце слова
Нас – наш брось – брошь
Вас – ваш плюс – плюш
Кис – кыш мыс – мышь
- Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове
Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить, ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.
- Дифференциация звуков [с — ш] в словосочетаниях
Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;
Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;
С ме ш ная ш утка, ш ахматная до с ка, с ытый ми ш ка, ви ш нёвый с ок, с ме ш ная ма с ка, пу с той ме ш ок, с ухой капю ш он, ш кольная до с ка, с ме ш ные поте ш ки.
- Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях
Саша ест сушки. У Маши — санки. На сосне — шишки. Наш дедушка — машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.
У Наташи — сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок. Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.
У кошки — пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне — шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши — высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.
Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка — высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка — пушистый.
Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны — пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша стоит под высоким мостом. У нашей кошки — пушистый хвост. Кошка ест большую вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.
Смешные шутки — у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.
У высокой сосны стоят Маша и Даша.
Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.
- Дифференциация звуков [с — ш] в чистоговорках
Ша – са – ша наша Маша хороша
Са – ша – са укусила нос оса
Ши – сы – ши наши ушки хороши
Сы – ши – сы у осы усы, усы
Иш – ис – ыш беги сюда мылыш
Аш – ос – аш у нас большой шалаш
Аш – ос – иш вокруг такая тишь!
Ос – ош – ос над кустами много ос
Ош – ош – ос и над вишней много ос
- Дифференциация звуков [с — ш] во фразах
Надоедливые мошки не дают уснуть Алёшке.
На лесной опушке стоит сосновая избушка.
- Дифференциация звуков [с — ш] в пословицах и поговорках
Не поднимай нос – споткнёшься.
Спишь, спишь, а отдохнуть не можешь.
Кошка спит, а мышку слышит.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда!
Что испёк, то и кушай.
Как постелешь, так и поспишь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Не спеши языком, поспеши делом.
Песней поле не вспашешь.
Сонная кошка мышей не ловит.
- Дифференциация звуков [с — ш] в стихах
По опушке скок-поскок.
Любит сушки наша Даша,
Сушки – это вам не каша.
Шила шубку – сшила юбку.
Шила шапку – сшила тапку.
Едят пшено мышки,
Мышки на опушке,
Шишки скользкие шуршали.
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Скроет шишки до весны.
Нам готовит Маша!
Нет вкуснее каши,
Чем у нашей Маши!
Рукав не дошила!
Саша сегодня в гости спешит,
Снова он шутками всех насмешит.
Соня и Саня весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня не хотят,
А наша Наташа даёт им кашу,
Вот смешная Наташа!
Мимо леса, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
Саша с Машей, не спеша,
Шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка
Носить эти сапожки!
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому?
Мчатся бешено машины –
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шёпот: «Шу – шу – шу».
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу!»
- Дифференциация звуков [с — ш] в текстах
СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ
Саша с Машей едят сушки. Не довольна Саша:
— У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо суметь в сушки засунуть веснушки!
— Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!
— Ясно! Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!
У нас необыкновенная кошка! Зовут её Анфиска. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. Наша кошка умная. Её дети спрашивают:
— Кто ходит босой? Гусак?
— У кого от шишки шишка? У Мишки?
— Кого боятся мыши? Кошку?
— Кто усатый в воде под мостом? Сом?
Вот какая наша кошка Анфиска!
На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!»
Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:
— Ты куда с моей косынкой, а? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.
— Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.
— Моих детишек косынка!
— Будет Машина косынка!
— Моих детишек косынка!
— Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!
Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки.
«Нашла! Нашла! Это моя косынка», — пискнула мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу тихо — никто никому не мешает.
Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает всем.
Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.
— Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая! Такая мягкая! Такая усатая! Ушки на макушке!
— Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.
Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то – овёс, то – кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит.
Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!»
— Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю!
И опять кошка спит да ест, ест да спит.
Видят мыши – не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят.
Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.
19.Дифференциация звуков [с — ш] в скороговорках
У Сони – шишки, а у Сани – шашки.
Сшила Саша шапку Маше.
Скушай, Саша, шесть сушек.
На сосне – сосновые шишки.
У нашего Мишутки — смешные шутки.
Наш кот у нас, ваш кот у вас.
Сонина кошка сидит на окошке.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
Надо суметь тут не шуметь.
У Машкиной мышки — смешные штанишки.
Шестые шутки шутим шутки.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шишки – на сосне, шашки – на столе.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше — шесть шалунов.
Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.
Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.
У шести Сашек — по шесть шестов, а на шести шестах — по шесть сушек.
У Саши Шустрикова и сынишка – Саша Шустриков.
У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат.
Миша пойдёт к Саше, Саша пойдёт к Мише.
Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный материал.
Представляю подборку речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков «С — Ч». Материал пдобран по степени сложности и может использоваться как на занятиях, так и в качестве домашних задан.
Речевой материал для дифференциации звуков [с-ш] разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие тексты для п.
Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа.
Материал для дифференциации звуков Л Р. На основе этих картинок можно придумать много речевых игр по дифференциации звуков Л Р.1. «Телеграф». Раздели слово на слоги, прохлопай. Актуально для.
Речевой материал для дифференциации звуков [С — Ч].
Источник