Артикуляционная гимнастика для детей со стихами

Артикуляционная гимнастика в стихах
картотека (средняя, старшая группа)

Чтобы ребёнок научился правильно произносить «трудный звук», сначала необходимо разучить с ним артикуляционную гимнастику. Она представляет собой определённый комплекс упражнений для губ и языка. Её цель – укрепить мышцы и улучшить подвижность артикуляционных органов. Работая с малышом над тем или иным звуком, можно сделать это играя. Вместо того чтобы заставлять ребёнка многократно повторять одни и те же упражнения, можно использовать игры со стихами, которые помогут дольше удерживать его внимание.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika_v_stihah_.docx 19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в стихах.

Чтобы ребёнок научился правильно произносить «трудный звук», сначала необходимо разучить с ним артикуляционную гимнастику. Она представляет собой определённый комплекс упражнений для губ и языка. Её цель – укрепить мышцы и улучшить подвижность артикуляционных органов. Работая с малышом над тем или иным звуком, можно сделать это играя . Вместо того чтобы заставлять ребёнка многократно повторять одни и те же упражнения, можно использовать игры со стихами, которые помогут дольше удерживать его внимание.

Заниматься артикуляционной гимнастикой надо следующим образом:

— посадите ребёнка на стул перед зеркалом (лучше если оно будет большим), сядьте рядом так, чтобы вы могли видеть и себя, и малыша. Следите за осанкой: спина должна быть прямая.

— начинайте с самых простых упражнений, читая стихотворение, чтобы заинтересовать ребёнка и привлечь его внимание.

— гимнастику необходимо делать каждый день: сначала по 5-7 мин, затем время можно увеличить до 15 мин.

— начинать надо с 2-3 упражнений, добиваясь их чёткого выполнения, и только тогда разучивать следующие.

— движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться без лишнего напряжения и вялости.

После того как ребёнок научится правильно выполнять гимнастику для языка, специалисту будет легче заниматься постановкой звуков, а возможно они появятся и сами.

Растяни в улыбке губы

И пропой тихонько: «И-и-и».

Зубки все у нас видны

Сверху, снизу, посмотри!

Описание: растянуть губы в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Удерживать положение под счет до 10.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик, вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

Шарик красный (синий, жёлтый) надувай,

Воздух тихо выпускай.

Описание: губы плотно сжаты, надуть щёки и удерживать воздух под счёт до 10. Воздух выпускать через губы медленно и плавно.

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу и спрятать в рот

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Широка Нева – река. И улыбка широка.

Зубки все мои видны – от краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Чтобы мостик получился,

Язычок наш изловчился,

Кончик спрятал за зубами,

По нему поедут сани.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык выгнуть «мостиком», кончик поставить за нижними зубами. Если ребёнок не может выполнить задание, попросите его произнести «и-и-и»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь, а потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та.

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заводим мотор

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

Блинчик на губе лежал,

Вдруг поднялся, не дрожал.

Поднимал наверх края –

Это «чашечка» моя!

Описание: выполнить упражнение «Блинчик». Из этого положения поднять язык вверх, загибая боковые края, чтобы получилась форма чашки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневно с детьми выполняем артикуляционную гимнастику, а чтобы было интереснее, предлагаю упражнения в стихах.

Данный материал представляет собой авторские стихотворные тексты, которые могут быть использованы для проведения артикуляционной гимнастики с детьми 5-7 лет.

Презентация знакомит детей с основными органами артикуляционного аппарата в легкой и доступной форме — веселых стихах и красочных картинках. Интересна как малышам, так и старшим ребятишкам.

Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки?Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данн.

Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед з.

Артикуляционная гимнастика в стихах, разработана для детей второй младшей группы. Каждое стихотворение относится к какой — либо лексической теме.

В работу логопеда детского сада входит ведение документации, в том числе и оформление тетрадей детей для домашних занятий с родителями. Эта работа отнимает у.

Источник

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах

Ольга Гусакова
Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах.

Просто распечатай и занимайся с удовольствием.

Будет в помощь не только родителям, но и педагогам и логопедам.

Одной из причин возникновения нарушений звукопроизношения является расстройство подвижности артикуляционных органов. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты очень много времени и внимания уделяют артикуляционной гимнастике. Комплексов упражнений на сегодняшний день существует великое множество. Я предлагаю Вам универсальный комплекс упражнений, который поможет вашему ребенку и подготовит его к дальнейшей работе с логопедом.

Этот комплекс упражнений направлен на восстановление двигательных функций языка, ведь именно язык является наиболее подвижным органом речи и непосредственно отвечает за правильное произнесение множества звуков.

Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребёнка звуков, предлагаю таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (возраст):

1—2 года – звуки: а, о, э, п, б, м;

2—3 года – звуки: и, ы, у, ф, в, т, д, н, г, к, х, й;

3—5 лет – звуки: с, з, ц, ш, ж, ч, щ;

5—6 лет – звуки: р, л.

Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, добиваясь точности выполнения артикуляционных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, кратковременно, чтобы ребенок не утомлялся, но в день по несколько раз.

Описание упражнений артикуляционной гимнастики, сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стишки и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается взрослым, а ребенок в это время выполняет упражнение.

1. «Лягушка». Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до 5. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.

2. «Слон». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать от1 до5. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот, зубы были сомкнуты. Проверьте это рукой, поставленной под подбородок.

3. «Бегемот». Открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Следить за тем, чтобы губы улыбались.

4. «Блинчик». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, удерживать язык широким в спокойном положении при открытом рте под счёт от1 до10. Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

5. «Иголочка». Удерживать язык при открытом рте посередине, язык напряжённый, тонкий, узкий.

6. «Горка». Губы в улыбке, рот открыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается за нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой».

7. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, широко открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от1 до3. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от1 до3. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

8. «Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому, язык тонкий, узкий.

9. «Кто дальше загонит мяч?». Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, как бы произнося звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нельзя надувать щёки.

10. «Чашечка». Губы улыбаются, рот открыт, широкий язык тянется наверх, к носу, передний и боковые края языка загнуты в виде чашки. Удерживать язык в таком положении на счёт от 5 до 10.

11. «Вкусное варенье». Улыбнуться, широко открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала (можно придерживать её пальцем).

12. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, широко открыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

13. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл».

14. «Грибок». Губы в улыбке, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от 10 и как можно дольше.

15. «Дятел». Улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними передними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д: Д-ДД, Д-ДД. Постепенно убыстряя темп. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык.

16. «Фокус». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты, а посредине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посредине языка, тогда ватка полетит вверх.

1. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

2. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М. : «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.

3. Косинова Е. М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» издательство М. :Экспо:ОЛИСС, 2016г.

4. Картинки к буклету [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.yandex.ru/ ; https://pixabay.com/

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Источник

Читайте также:  Тренировки чтобы накачать ягодицы за месяц
Оцените статью