Артикуляционная гимнастика для детей с онр

Комплекс игр (артикуляционная гимнастика) для детей с ОНР 3-4 лет.
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

Комплекс игр (артикуляционная гимнастика) для детей с ОНР 3 -4 лет.

Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика)

Упражнения для губ и щек

Упражнения для губ

Упражнения для развития подвижности губ

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_igr_artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_detey_s_onr_3-4_let.docx 9 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игр (артикуляционная гимнастика) для детей с ОНР 3-4 лет.

Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика)

Упражнения для губ и щек

Описание : Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.

Лучше всего выполнять во время умывания.
2. Сытый хомячок.

Описание : губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» — надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

3. Голодный хомячок.
Описание : губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ

Описание : зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.
2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.
3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.
4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции).
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание : Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.
6. Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание : Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Массаж губ зубами.

Описание : Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.
2. Пятачок.
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
3. Рыбки разговаривают.
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).

4. Еще Рыбки разговаривают .

Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.

5. Снова Рыбки разговаривают .

Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя». Воздух втягивается внутрь.
6. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
7. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» — если улыбаться, то не получится.
8. Спрятать губки.

Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.
Еще несколько упражнений для маленьких.
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.
— удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку — взрослый пытается ее плавно вытянуть.

— пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.

-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» — выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Описание : Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
Описание : Рот приоткрыт, На счет «один» челюсть двигается вправо, на «два» — челюсть возвращается на место, на счет «три» — челюсть двигается влево, на «четыре» — челюсть возвращается на место, на «пять» — челюсть выдвигается вперед, на «шесть» – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Описание : Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку .
5. Силач.
Описание : Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.
6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.
8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка

Источник

Артикуляционная гимнастика в системе коррекционного обучения детей с ОНР
консультация по теме

Консультация – практикум для родителей по данной теме: даются правила выполнения артикуляционной гимнастики, объясняется необходимость её выполнения детьми с нарушениями речи.

Скачать:

Вложение Размер
praktikum_artikulyatsionnaya_gimnastika.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ « Детский сад № 89 комбинированного вида»

Артикуляционная гимнастика в системе

коррекционного обучения детей с ОНР

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Какова типичная картина звучащей речи детей?

У одних детей наблюдается неуверенная неэнергичная, вялая артикуляция звуков речи, т. е «каша во рту». У других – торопливое, ведущее к глотанию, скрадыванию отдельных звуков и особенно конечных слогов и даже «скороговорчатое» захлебывающееся произношение, как в пословице: «За твоим языком не поспеть босиком». Оба эти явления характерны для детей с ОНР.

Причины этих нарушений , затруднений находятся в артикуляционной моторике. Дефекты артикуляцинной моторики у детей с нарушениями речи проявляются (выражаются) по-разному: у кого-то в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, у других – в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада на другой, у третьих – в нарушении тонуса мышц. Эти нарушения сказываются на фонетической (звуковой) стороне и приводят к недоразвитию фонематических процессов, в результате чего дети испытывают серьезные затруднения в усвоении общеобразовательной программы по родному языку.

Чтобы дети научились произносить сложные звуки, их губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Именно поэтому первым и важнейшим этапом в системе всей коррекционной работы является выработка определенного положения органов артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти, неба, зубов), их подвижности, координированности и переключеаемости движений. А это достигается путем проведения специальной артикуляционной гимнастики.

Цель данной консультации — познакомить Вас, родителей, с комплексом дыхательной и артикуляционной гимнастики для того, чтобы Вы могли проверить правильность выполнения упражнений ребенком.

Целью артикуляционной гимнастики – является выработка полноценных движений и определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации к проведению упражнений:

  1. Проводить гимнастику необходимо ежедневно 2 раза в день (утром и вечером) по 5 — 7 мин. для того, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

2. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, ребенок должен видеть свое лицо и лицо взрослого, так как ребенку необходим зрительный контроль.

После того ребенок освоится, зеркало можно убрать. Полезно ребенку, задавать наводящие вопросы. Например: Что делает язык? Где он находится (вверху или внизу)?

  1. Сначала дети должны выполнять упражнения медленно, а затем в быстром темпе и стараться удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  2. Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
  • Показ упражнения взрослым.
  • Выполнение упражнения детьми перед зеркалом.
  • Проверка правильности выполнения, указание на ошибки.

Родители следят за качеством выполняемых движений: точностью и

правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения,

устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое,

симметричностью, наличием лишних движений.

  • Выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
  • В начале выполняются упражнения для губ, затем для языка.

Упражнения для языка используются двух видов: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержания артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. Частью артикуляционной гимнастики являются и упражнения на дыхание, которые необходимы для выработки правильной воздушной струи.

В начале работы может наблюдаться напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.

2. Четкое произношение является основой при обучении чтению и письму на начальном этапе.

3.Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем и детям и взрослым – научится говорить правильно, четко, красиво.

Косинова Е.М. Уроки логопеда — ООО «Издательство «Эксмо», 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по артикуляционной гимнастике детей первого года обучения в ансамбле детской эстрадной песни.Методическая разработка занятия «Ёж Ежович и его друзья»Объяснительная запи.

Сказка о «Весёлом язычке» .Презентация для проведения артикуляционной гимнастики в логопедических группах детского сада.

· Все упражнения следует повторять не менее 4-8 раз;· Артикуляционную гимнастику следует проводить.

Буклет для родителей. Предлагаются нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики.

В данной работе представлен материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, рекомендации .

Консультация для родителей о необходимости выполнения артикуляционных упражнений.

Рассказывается о роли артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников. Даны рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.

Источник

Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. Часть 2

Валентина Васильева
Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. Часть 2

Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. ЧАСТЬ 2

Разработал: учитель-логопед Васильева В. А.

Забайкальский край г. Краснокаменск 2016г

Артикуляционная гимнастика №11 (первая неделя –декабрь)

Лексическая тема: Зима.

1.Мимика: Жила Зима на лесной опушке. Любила она везде летать и студить всех вокруг, как завоет, заметет. Однажды увидела она девочку Катю, обрадова-лась, что сейчас заморозит. Подлетела и давай студить. Кати зябка стало, укута-лась она теплее в шарфик. Разгневалась Зима замела метелью белый, вьюгой снежной. А Катя зашла в дом, где топилась печь. Обидно стало Зиме и ушла она, только оставила после себя сугробы да узоры на стекле.

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Метет метель» (Губы сомкнуты, надуваем по очереди одну щеку вторую под счет до 6).

2. «снеговик радуется снегу и морозу» (Надуть щеки при этом изобразить улыб-ку под счет до 5 сек)

1. «Сосулька» (вытянуть острый кончик языка как можно дальше изо рта и удерживать под счет до 10 сек)

2. «Санки –ледянки» (сделать язык чашечкой во рту удерживать под счет до 10 сек)

3. «Ледяная горка» (открыть рот, убрать кончик языка за нижние зубы, выгнуть язык «горкой» удерживать под счет до 10 сек)

3. Упражнение на дыхание.

1. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. При выдохе добавляем звук «П»

2. «Снежинки летят» на ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты. Дуем дли-тельно, губы вытянуты в трубочку.

4.«Пальчиковая гимнастика»

«Мы во двор гулять пошли»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному, одновременно на левой и правой реке)

Мы во двор пришли гулять (идут по столу средними и указательными пальчиками обеих рук)

Бабу снежную лепили (движения- лепим комочек двумя руками)

Птичек крошками кормили (крошат хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись (кладут ладони на стол то одной то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладоши)

Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под голову.)

2. Работа с мелкими предметами.

Высыпать из манки вьюгу

От топота копыт пыль по полю летит.

Артикуляционная гимнастика №12 (Вторая неделя –декабрь)

Лексическая тема: Зимующие птицы.

1.Мимика: Жила в одном городе маленькая птицы. Все лето птичка росла и не о чем не задумывалась, весело порхала над садами и полями. Но наступила холод-ная зима и птичке стало грустно и холодно. Пожалейте птичку (передать эмоцио-нальное состояния сочувствия птице)

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Сонная сова» упражнение для мышц шеи. Опустите голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади. Сова проснулась и вертит головой- повороты головы в лево в право.

2. «Голодные птенцы» Максимально широко раскрыть рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается нижние зубы)и произносить слоги ам-ам-ам.

1. «Клювы разных птиц» медленно всасываем щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты в перед.

2. «Птенчики ждут пищу» (сделать язык чашечкой во рту удерживать под счет до 10 сек)

3. «Очень вкусная пища» (облизываем верхнюю и нижнюю губы по кругу.)

4. «Дятел» Поднять язык за верхние зубы и постучать «ТДД_ТДД_ТДД)

3. Упражнение на дыхание.

1. Подуть на птиц. 1 вдох носом выдох ртом 2 вдох ртом выдох носом. 3. вдох но-сом выдох ртом со звуком «П»

2. Птицы поют. Удод «Уп-уп-уп», щегол «пить-пить-пить», снегирь «фью-фьюфью», коростель «крэк, крэк, крэк» Произносим голоса птиц на водном выдохе.

4.«Пальчиковая гимнастика»

Снегири и сорока,

Клест и синицы (на каждое название птиц загибают по одному пальчику одновре-менно на обеих рук)

Зимуют у нас (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Эти чудные птицы

И чтоб они жили

по- прежнему с нами

мы будим кормить их (попеременное соединение пальцев подушечками,начиная : большой – мизинец, большой-безымянный итд

конечно же сами

2. Работа с трафаретом.

Трафарет птицы, обвести заштриховать.

Пошел Ипат лопаты покупать: купил Ипат пять лопат, шел через пруд, зацепился за прут, упал в пруд.

Артикуляционная гимнастика №13 (третья неделя –декабрь)

Лексическая тема: Домашние животные.

1.Мимика: ребята представим, что мы с вами поехали в деревню к бабушке, нам в глаза светит ярко солнышко (зажмуриться). Автобус заехал в березовую рощу, солнышко не видно (открыть глаза). Автобус повернул на лево зажмурьте левый глаз, автобус повернул на право, зажмурьте правый глаз. Мы приехали к бабуш-ке мы рады (улыбаемся)

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Собака злится» Рот закрыт поочередное поднимание верхней, оттягивание в низ нижней губ.

1. «кошечка лакает молоко» язычок чашечка, движения вытаскиваем изо рта и заталкиваем в рот.

2. «Кошечка сердится» (губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть языка поднимается, но не касается передних верх-них зубов, боковые края языка прижаты к боковым зубам удерживать под счет до 5 сек)

3. «лошадь бьет копытам» (щелкаем под счет до 10 раз)

3. Упражнение на дыхание.

1. Плавный вдох полной грудью через нос, плавный выдох через рот. 2. Плавный вдох через рот плавный выдох через нос.

2. «Мама, детки» детям предлагается сюжетная картинка на тему домашние живот-ные. Дети распределяются на две группы. 1 группа: на лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они их зовут. Дети первой группы произносят низким голо-сом му-му-му. 2. Группа: коровы отвечают своим телятам высокий голосом му-му-му. (чередуем задания между группами так, что бы все группы произнесли и высо-ким и низким голосом, произносим все звуки на выдохе!) так же можно и кошка с котятами, и тд.

4.«Пальчиковая гимнастика»

«Кролик» Маленький кролик (кисти рук прижать к голове как ушки)

С большими ушами,

Розовым носом (дотронуться до носа)

Смешными косами (указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе (роем норку)

Чистит он шерстку себе (чистим шерстку)

Или спит (руки кладем под голову)

Кролик ушами всегда шевелит (шевелим ушами)

2. Работа с трафаретом.

Трафарет какого либо домаш. животного, обвести, заштриховать.

-Мама!- слышится с холма

Эхо тоже крикнет: м-а-м-а

Это маму звал малыш

Эхо ты кому кричишь?

Артикуляционная гимнастика №14 (четвертая неделя –декабрь)

Лексическая тема: Дикие животные.

1.Мимика: Давайте представим, что мы все зайчики. Вы увидели волка, испуга-лись. Волк убежал, обрадовались. Увидели лису задрожали от страх.

Теперь в злой свирепый волк. С вами ни кто не играет, вам грустно. А теперь вы хитрая лиса.

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Зайчата» Оттянуть нижнюю губу, удерживать под счет до 5, поднять верхнюю губу удерживать под счет до 5)

1. «Змейка» (губы в улыбке, зубу обнажены, рот приоткрыт, язычок-иголочка, то выглядывает из рта, то ложиться в постельку- язык спокойно лежит во рту- выполнять под счет до 6 раз)

2. «Медведь в берлоге» (губы в улыбке, зубы обнажены, полуоткрыты, кончик языка упирается в нижние зубы, весь язычок расслаблен)

3. «Олень бьет копытам» (щелкаем под счет до 10 раз)

3. Упражнение на дыхание.

1. «Охотник идет по болоту» (кончик широкого языка зажат губами. Вдох носом выдох ртом, воздушная струя проходит через края языка, разрывая уголки губ)

2. Вдох носом выдох ртом со звуком А)э-э-э. Б) а-у-о В)а-у-э-о пропиваем гласные на выдохе.

4.«Пальчиковая гимнастика»

Ежик, ежик колкий (пальцы двух рук сплетены в замок)

покажи иголки (движения кистями рук вправо- влево, не разжимая рук из замка)

вот они, вот они, вот они (пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий (движение кистями рук с выпрямленными пальцами вправо-влево)

Спрячу свои иголки. (берём пальцы в замок)

Б)Белочка на елочке скачет вверх и вниз (соединить кончики пальцев обеих рук, под-нять ладони вверх и опустить)

Белочка, за елочку лапками держись, (резко сжать кулачки и разжать кулачки)

Прыг-скок на сучок, лапками держись! (постучать пальчиками о стол, снова резко сжать кулачки)

2. Работа с трафаретом.

Трафарет какого либо дикиго. животного, обвести, заштриховать волнами.

-Мама!- слышится с холма

Эхо тоже крикнет: м-а-м-а

Это маму звал малыш

Эхо ты кому кричишь?

Артикуляционная гимнастика №15 (вторая неделя –январь)

Лексическая тема: Транспорт грузовой и пассажирский.

1.Мимика: В машиностроительном цеху выпускают очень много разнообразных машин. Дети пришли на экскурсию и удивились, как много здесь машин. Мальчик не соблюдал правила дорожного движения и чуть не попал под машину, он испу-гался. Милиционер на ругал мальчика, и мальчик огорчился. Когда дети увидели приближающийся поезд, они очень обрадовались.

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Светофор» (сделать губами рупор- вытягиваем губы в трубочку и края губ расширяем, удерживать под счет до 6)

1. «Машинные дворники» (губы в улыбке, зубу обнажены, раздвинуты. Язычок дворник чистит А)нижние зубы слева-на право и наоборот Б) верхние В) ниж-нюю губу Г)верхнюю губу. Под счет до 10)

2. «Много в кузове груза» У каждой машины есть основные части это кабина, колеса, кузов. Наш рот будет кузовом (губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята к небу, выполнять под счет до 6 раз)

3. «Заводим машину» (губы в улыбке, широкий кончик языка за верхними зу-бами, стучим кончиком языка по альвеолам произнося т-т-т-)

3. Упражнение на дыхание.

1»Гонки» на столах у детей ватные шарики- это гонки, коробки от спичек это гара-жей, подуем так что бы загнать наши гонки в гаражей.

4.«Пальчиковая гимнастика»

Поезд по рельсам быстро мчит (топают ногами, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.)

«Ту-ту-ту» -кричит, разгибают руки в перед, шевелят пальчиками.

Самолет в облаках летит (скрещивают руки в кистях изображая крылья самолета)

«У-У-У»— гудит (движения руками влево – вправо)

Все едет, плывут, летят (загибаем пальчики одновременно на обеих руках)

Ребят до места доставить хотят.

2. «Вертолет» (дети берут карандаш вставляют между указательным и средним паль-цами и начинают передвигать карандаш по пальца и обратно)

2. Работа с мелкими предметами.

Выложить из фасоли транспорт – машина, вертолет итд. Чередуем.

Тренировка требует труда.

Триста тридцать три трактора траками траву драли.

Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шел к тополю Толя.

Артикуляционная гимнастика №16 (третья неделя –январь)

Лексическая тема: Профессии работников транспорта.

1.Мимика: В машиностроительном цеху выпускают очень много разнообразных машин. Дети пришли на экскурсию и удивились, как много здесь машин. Мальчик не соблюдал правила дорожного движения и чуть не попал под машину, он испу-гался. Милиционер на ругал мальчика, и мальчик огорчился. Когда дети увидели приближающийся поезд, они очень обрадовались.

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Светофор» (сделать губами рупор- вытягиваем губы в трубочку и края губ расширяем, удерживать под счет до 6)

1. «Машинные дворники» (губы в улыбке, зубу обнажены, раздвинуты. Язычок дворник чистит А)нижние зубы слева-на право и наоборот Б) верхние В) ниж-нюю губу Г)верхнюю губу. Под счет до 10)

2. «Много в кузове груза» У каждой машины есть основные части это кабина, колеса, кузов. Наш рот будет кузовом (губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята к небу, выполнять под счет до 6 раз)

3. «Заводим машину» (губы в улыбке, широкий кончик языка за верхними зу-бами, стучим кончиком языка по альвеолам произнося т-П-т-П)

3. Упражнение на дыхание.

1 «Гонки» на столах у детей ватные шарики- это гонки, коробки от спичек это га-ражей, подуем так что бы загнать наши гонки в гаражей.

4.«Пальчиковая гимнастика»

Поезд по рельсам быстро мчит (топают ногами, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.)

«Ту-ту-ту» -кричит, разгибают руки в перед, шевелят пальчиками.

Самолет в облаках летит (скрещивают руки в кистях изображая крылья самолета)

«У-У-У»— гудит (движения руками влево – вправо)

Все едет, плывут, летят (загибаем пальчики одновременно на обеих руках)

Ребят до места доставить хотят.

2. «Вертолет» (дети берут карандаш вставляют между указательным и средним паль-цами и начинают передвигать карандаш по пальца и обратно)

2. Работа с мелкими предметами.

Выложить из фасоли транспорт – машина, вертолет итд. Чередуем.

Тренировка требует труда.

Триста тридцать три трактора траками траву драли.

Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шел к тополю Толя.

Артикуляционная гимнастика №17 (четвертая неделя –январь)

Лексическая тема: Игрушки.

1.Мимика: Кати подарили новую куклу, обрадовалась девочка. Коля не любил в своей комнате игрушки, игрушкам надоело это и разгневались они. Решили уй-ти от Коли, узнал об этом Коля опечалился. Решил он тогда всегда в своей комна-те убираться. Остались игрушки у Коли, засветились счастьем глаза Коли.

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Пирамида» (губы крепко сомкнуты, постепенное одновременное надувание щек)

1. «Выхлопам пыль из игрушек» (широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой похлопываем по языку произносим пя-пя-пя под счет до 10 сек)

2. «Стирая игрушки в машине» (рот приоткрыт, широким языком облизываем верхнюю и нижнюю губы не отрывая языка от губ. Под чсет до 6 сек)

3. «Высушим наши игрушки» (рот приоткрыт широкий кончик языка ложем на А) верхнюю губу удерживаем под счет до 5 Б) на верхнии зубы под счет до 5 сек В, за верни зубы под счет до 5 сек)

3. Упражнение на дыхание.

1. Вдох носом выдох ртом. Вдох носом выдох ртом. Прерывистый вдох носом, плавный выдох ртом. Прерывистый вдох ртом, плавный выдох носом.

2. Вдох носом выдох ртом со звуками А)к, т, п. Б)в один выдох к-т-п

4.«Пальчиковая гимнастика»

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попе-ременно)

Паровоз и два коня (загибают пальчики одновременно на обеих руках по перечис-лению)

Три ракеты вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

Сколько в месте, как узнать (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Помогите сосчитать! (загибание пальчиков в кулаки, и разгибание.

2. Работа с трафаретом.

Трафарет игрушек, обвести, заштриховать волнами.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Котик ниток клубок укатил в уголок, укатил в уголок котик ниток клубок.

Артикуляционная гимнастика №18 (первая неделя –февраль)

Лексическая тема: Детский сад. Профессии детского сада.

1.Мимика: Ребята пришли в дет. сад. Очень рада воспитатель. Посчитала всех детей, и одного не досчиталась. Испугалась. Выбежал Коля из-за шкафа, на руга-ла его вос-ль. Огорчился Коля и не стал он больше так поступать.

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Улыбка-хоботок» (1. улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать под счет до 10сек)

(2. вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их под счет до 10 сек.)

(3. чередование улыбка-хоботок под счет 6 раз)

1. «Чистим зубки перед дет. Садом» (рот приоткрыт, кончиком языка чистима верхними зубами, за нижними зубами)

2. «Дразнилка» (рот приоткрыт, показать широкий язык «лопаточкой», удержи-вать под счет до 6 сек)

3. «катаемся на горке» (улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, верхнюю часть языка поднять к небу. Удерживать под счет до 5-10 сек)

4. «ветерок дует с горки» (улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, верхнюю часть языка поднять к небу. Спокойно и плавно по-дуть по середине языка)

3. Упражнение на дыхание.

1. Вдох носом выдох ртом. Вдох носом выдох ртом. Прерывистый вдох носом, плавный выдох ртом. Прерывистый вдох ртом, плавный выдох носом.

2. Вдох носом выдох ртом со звуками А)к, т, п. Б)в один выдох к-т-п

4.«Пальчиковая гимнастика»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук в замке)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (касание пальцами правой и левой ру-ки)

1,2,3,4,5, (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять (руки вниз, встряхнуть кистями)

1,2,3,4,5 (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с большого)

Мы закончили считать. (руки спокойно легли на стол)

2. Работа с мелкими предметами.

Выложи из семян арбуза домик.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Котик ниток клубок укатил в уголок, укатил в уголок котик ниток клубок.

Артикуляционная гимнастика №19 (вторая неделя –февраль)

Лексическая тема:Профессии: Магазин. Стройка. Почта.

1.Мимика: У каменщика, крановщика, штукатура, маляра, плотника, кровель-щика тяжелая работа, работают на стройке и очень устают. Почтальон приносит письма и радость людям. По нашей улице закрылся магазин с игрушками, всем детям стало грустно.

2. Артикуляционные упражнения.

1.«Ложим кирпичи» (рот закрыт, поочередное поднимание верхней, оттягивание нижней губ выполнять под счет до 6 раз)

2. «Месим цемент в бетономешалке» (рот закрыт поочередное надувание пра-вой-левой щек)

1. «Маляр» (Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо потолок делая движения языком вперед –назад под счет до 6 раз)

2. «Магазин ткани» (рот приоткрыт, движения острого языка вперед-назад под счет до 6 раз)

3. «Почтальон разносит письма» (рот приоткрыт, губы в улыбке, присасываем язык к небу и отрываем выполнять под счет до 6 раз)

3. Упражнение на дыхание.

1. А)Язычок поднят за верхние зубы, дуем на кончик языка. Б) язычок спрятан за нижними зубами дуем на конник языка)

2. Вдох носом выдох ртом со звуками А)к, т,м п. Б)в один выдох к-т-п-м

4.«Пальчиковая гимнастика»

Высокий, теплый строим дом (руки над головой соединяем одноименные пальчики правой-левой рук)

Каменщик выстроил крепкую стену (руки согнуты в локтях, попеременно наклады-вают одну ладонь на другую, поднимая при этом руки в верх)

Чтобы пригласить туда Геру и Лену (указательным пальцем правой руки показы-вают в право, левой руки в лево)

Штукатур выравнивает стены (правой кистью руки выполнять вращающие движе-ния над головой)

Чтобы лучше жилось Наташке (сжать и разжать кулаки, выполнять по 2 раза)

Паркетчик поля из паркета кладет (руки на стол)

2. Работа с мелкими предметами.

Высыпать из манной крупы домик.

Мама мыла милу мылом. Мила мыло не любила.

На меду медовик, да мне не до медовика.

Артикуляционная гимнастика №20 (третья неделя –февраль)

Лексическая тема: Инструменты.

1.Мимика: Коля очень любил помогать папе, а Катя маме, у родителей это вы-зывало радость. У папы и мамы были свои инструменты. Однажды Коля не смог найти молоток, а катя игру, они очень расстроились. Тогда Коля решил, что это Катя спрятала молоток и разгневался. Пошел он к Кати и видит как папа помога-ет маме и Кате прибить полку на стену этим молотком, стыдно стало Коле, что он так плохо подумал о своей сестре.

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Плоскогубцы» (рот закрыт, с силой втягиваем щеки, выполнять под счет до 6 раз)

1. «Кисть» (Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо» потолок делая движения языком вперед –назад под счет до 6 раз)

2. «Иголка» (рот приоткрыт, движения острого языка вперед-назад под счет до 6 раз)

3. «Веник» («подметаем» за нижними-верхними зубами выполнять под счет по всем зубам)

4. «Молоток» (рот приоткрыт, язык за верхними зубами, стучим по альвеолам д-т-д-т выполнять под счет до 10 сек)

3. Упражнение на дыхание.

1. А)Язычок поднят за верхние зубы, дуем на кончик языка. Б) язычок спрятан за нижними зубами дуем на конник языка)

2. Вдох носом выдох ртом со звуками А)к, т,м п. Б)в один выдох к-т-п-м

4.«Пальчиковая гимнастика»

Высокий, теплый строим дом (руки над головой соединяем одноименные пальчики правой-левой рук)

Каменщик выстроил крепкую стену (руки согнуты в локтях, попеременно наклады-вают одну ладонь на другую, поднимая при этом руки в верх)

Чтобы пригласить туда Геру и Лену (указательным пальцем правой руки показы-вают в право, левой руки в лево)

Штукатур выравнивает стены (правой кистью руки выполнять вращающие движе-ния над головой)

Чтобы лучше жилось Наташке (сжать и разжать кулаки, выполнять по 2 раза)

Паркетчик поля из паркета кладет (руки на стол)

2. Работа с мелкими предметами.

Высыпать из манной крупы домик.

Мама мыла милу мылом. Мила мыло не любила.

На меду медовик, да мне не до медовика.

Артикуляционная гимнастика №21 (четвертая неделя –февраль)

Лексическая тема: Наша Армия.

1.Мимика: Это граница (показ картинки) и пограничник. Через пограничную полосу крадется враг нарушитель. Нужно показать какое у него при этом выра-жения лица. Российский пограничник увидел нарушителя. Враг испугался, за-дрожал.

2. Артикуляционные упражнения.

1. Для губ,щек: «Парашют» (Чередование трубочка (парашют закрыт, рупор (раскрыт)выполнять под счет до 10 раз)

1. «Пулеметчик» (Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, постучать кончикам языка за верхними зубами произнося тттт, медленно и постепенно наращивая темп.)

2. «Почистим пулемет» (выполнять «чистим зубки»)

3.»выстрел из пушки» (рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и про-изводить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, следить, чтобы язык не отрывался от губы, сначала медленно наращивая темп произнося бблббл)

3. Упражнение на дыхание.

1. «Воздушный десант»(положения языка чашечка- язык прижат к верхним боко-вым зубам, между кончиком языка и верхними зубами щель, подули в нее) (у каж-дого ребенка парашютист)

4.«Пальчиковая гимнастика»

На горах высоких (соединяют поочередно одноименные пальцы на правой и левой руках)

На степном просторе (разъединяют пальцы, запястья рук в месте)

Охраняет нашу Родину солдат (ударяют по столу кулак ребро)

Он взлетает в небо (запястья рук скрещены, крылья самолета)

Он уходит в море (указательными пальчиками правой и левой рук на столе рисуем волны)

Не страшны защитнику (ударяют по столу кулак ребро)

Дождь и снегопад (руки спокойно лежат на столе)

2. Работа с трафаретом.

Обвести по трафарету предмет военной атрибутики и заштриховать.

Пела песню Лола, Лола пела соло.

Люда леечку взяла, ландыш люда полила.

В кулаке у силача половина калача.

Пропевание гласных (а, у, и, э) понедельник, вторник, среда- Пропеваем вместе с вос-ем. Все остальные дни недели – ребята пропойте гласные. Дети должны самостоя-тельно пропеть гласные.

Беседы по вопросам на прогулке. «Зима» Часть II (старший дошкольный возраст) Предлагаю вторую часть бесед-пятиминуток на прогулке в зимний период. 10.«Ворона» -Каких птиц, оставшихся зимовать в городе, вы знаете?.

Физкультурное занятие с элементами корригирующей гимнастики в старшей логопедической группе «Деревья в лесу» Тема: Деревья в лесу. 1. Вводная часть: Ходьба в среднем темпе с наклонами в перед и разведением рук в стороны. Ходьба на носках Ходьба.

Картотека артикуляционной гимнастики Комплекс №1 (старшая группа: сентябрь-декабрь) «Бегемотик» «Заборчик» — «Трубочка» Заборчик» — «Бублик» «Блинчик» «Накажем язычок» «Птенчики».

Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СЕНТЯБРЬ «РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Смыкать и размыкать.

Конспект занятия по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с детьми старшего возраста Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков героев. Задачи: познакомить детей со сказкой В. Г. Сутеева.

ОД по разделу обучение грамоте детей компенсирующей группы, старший возраст «Что такое звук?» ОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. Состарила учитель-логопед Штефан Я. В. Тема: «Что такое звук?».

Педагогический проект «Я матрешку люблю, ее маме подарю». Старший дошкольный возраст (первая часть) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Мишутка» Московская область г. Егорьевск, ул. Ново-Полевая.

Перспективный календарно-тематический план по ОО «Познавательное развитие». Старший дошкольный возраст (II часть) 09.01.2017. Волшебный мир сказок. «Эти мудрые русские сказки!».Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры — сказками;.

Перспективный план по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (старший дошкольный возраст) (II часть) Читать первую часть по ссылке Продолжение. 11.01. Волшебный мир сказок Рисование «Моя любимая сказка» Продолжать учить детей передавать.

Педагогический проект «Я матрешку люблю, ее маме подарю». Старший дошкольный возраст (вторая часть) РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА: 1. У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения.

Источник

Читайте также:  Для реализации задач физической подготовки используются методы строго регламентированное упражнение
Оцените статью