Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии
Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих.
Это характерное проявление нарушений в функционировании речеслухового анализатора. Вследствие перинатального или постнатального осложнения происходит недоразвитие некоторых участков головного мозга, отвечающих за восприятие и анализ обращенной речи.
При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха. Развития речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением.
Симптомы сенсорной алалии
Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.
Характерные особенности сенсорной алалии:
- Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
- Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
- Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
- Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
- Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.
Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.
Коррекция сенсорной алалии
Занятия по коррекции этого состояния строятся в зависимости от его тяжести. Грубая форма алалии, возникшая в результате значительного поражения участков мозга, ребенок совсем не способен анализировать звуки и, соответственно, понимать окружающую речь. Более легкое состояние позволяет детям осознавать отдельные слова, но не вычленять их в фразовой речи или, наоборот, воспринимать ситуативно запомнившиеся предложения и не понимать слова, использующиеся самостоятельно.
Для коррекции сенсорной алалии логопед должен провести обследование, чтобы правильно определить тяжесть состояния и построить план занятий, включающий нужные упражнения и задания.
Грубые формы этого состояния могут приводить к вторичным нарушениям психики и интеллектуального развития, поэтому важно найти специалиста, который поможет формированию речи ребенка.
Задания и упражнения при сенсорной алалии
Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.
Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение. На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.
Упражнения и игры:
- «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
- Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
- После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. Затем ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
- «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а впоследствии им предлагается выполнять команды в разбивку.
- Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
- Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
- Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
- «Сложи слог». Из карточек с буками ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
- Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
- На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь опять приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).
Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.
Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Однако не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.
Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник
Артикуляционная гимнастика при алалии (авторская разработка Т. Башинской)
Артикуляционная гимнастика построена таким образом, чтобы максимально активизировать и развить артикуляционный аппарат» не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки.
Начиная разучивать комплекс упражнений, необходимо обращать внимание, не на точность выполнения, а на синхронизацию движений. Постепенно, добившись совмещения движений рук и органов артикуляции, следует отработать последовательность упражнений.
Например, «ЖМУРКИ*. Погода была пасмурная, потом выглянуло солнце, и опять тучи, и снова солнце. «ЛЕВ*. Лев проснулся и стал зевать. Он так широко зевнул, что словил воздушный шарик: «ШАРИКИ*, «ТОЛСТЫЙ* — «ХУДОЙ», «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК*. «СКРИПУЧИЕ ВОРОТА». Вдруг громко заскрипели ворота, широко открываются и снова захлопываются. «КАЛИТКА*. Потом тоненьким гблоском заскрипела калитка. Что случилось? «ПТИЧКА*. Это прилетела птичка! СЕРИЯ УПРАЖНЕ: НИЙ «ДРЕССИРОВАННЫЙ ЯЗЫЧОК», «МАССАЖ продольный*, «МАССАЖ боковой*. Потом из калитки выскочил щенок на привязи и начал бегать то по улице, то опять во двор. «ГОВОРЯЩИЙ ЯЗЫЧОК». Щенок стал лаять и дразнить других собак. «НАКОРМИ КОТЕНКА». Пришел котенок и начал лакать молоко из мисочки и дразнить щенка. «КРАСИМ ПОТОЛОК». После еды котенок зевал и облизывался. «ПРУЖИНКА». А щенок показал, какие у него большие зубы и сильный язык. «ОБЕЗЬЯНКИ». Вдруг прибежали обезьянки и стали кривляться. «МЯЧИК». Ашугом прибежали мальчишки b мячом, «ФУТБОЛ», и стали играть в футбол, забивать голы.
«ЛОШАДКА». По улице проходила лошадка» ей стало интересно, «ТОРМОЗИМ ЛОШАДКУ», она остановилась^ «БОЛТУШКА*. Из соседнего двора выглянул индюк и поздоровался со всеми. ЗАКРЫТЬ РОТ. Потом все вошли во двор. РУКИ ОПУСТИТЬ И РАССЛАБИТЬСЯ, и развалились на траве отдыхать.
1. «Жмурки» Зажмурить глаза, сморщиться, сжать кулахи — раскрыть ладошки, широко открыть глаза. Движения чередуются 4твраз | М |
2. Рот широко открыть, произнести звук «ААА», рот закрыть, закусать верхнюю губу со звуком «ВВВ», от- крыть рог — «ААА», закрыть, закусить Нижнюю тубу — «ВВВ», открыть рот и т. д, руки изображают «пасть», которая открывается и закрывается, так же как зубы: открыть «пасть», закрыть— нижние раскрытые пальцы захватывают верхний кулак, открыть «пасть», закрыть — верхние раскрытые пальцы захватывают нижний кулак, и т. д. | й |
3. «Шарики» * Надуть щеки и лопнуть их двумя пальчиками (просто попасть пальцами в щеки с небольшого размаха). Движения чередуются 4-# раз. ** «Кто сильнее». Ребенок надувает щеки, педагог «лопает» их своими пальцами, ребенок старается удержать губы плопгно сжатыми, чтобы шарик не лопнул | |
4. «Толстый» — «Худой» * Щеки НАДУТЬ (руки «шариком», соприкасаются запястья и пальцы) — ВТЯНУТЬ (ладони выгнуть внутрь и соединить бугорками, пальцы и запястья разведены как можно дальше). ** Щеки надуваются и сдуваются поочередно: левая надута, правая сдута и наоборот. Руки изображают положение щек: левая ладонь шариком, правая ладонь прямая и наоборот | ( ^ ) V ui» У V’-^y ж |
5. «Воздушный шарик» Воздух перекатывается в полости рта, надувая то левую, то правую щеку. Руки чередуют положение «кулак — ладонь» в соответствии с перемещением воздуха | \ і 1 \ |
б. «Скрипучие ворота»
class=»lazyload» data-src=»https://med.world-books.biz/files/uch_group38/uch_pgroup52/uch_uch365/image/133.gif» align=right hspace=7>с использованием традиционных упражнений «Заборчик» — «Уточка». «Ворота» открываются и закрываются со скрипом.
* «Заборчик» — губы разомкнуты, растягиваются в улыбке, зубы плотно сжаты и хорошо видны, руки на уров- не груди (ладонями к себе, пальцы разведены) разъезжаются в стороны, ребенок произносит Щ».
«Уточка» — губы стягиваются вперед так, чтобы были видны зубы, руки съезжаются, ладошки вместе, пальцы разведены, ребенок произносит «У». Движения чередуются 4-8 раз.
|
** «Заборчик» — «Уточка», ребенок чередует различные слоги: «ПЫ-ПУ»; «БЬЇ-БУ»; «ВЫ-ВУ»; «ГЫ-ГУ»; «ДЫ- ДУ» и до.
«Трубочка» — зубы к губы плотно сжаты, губы стягиваются в трубочку, руки съезжаются, ладошки вместе, ребенок произносит звук у.;;, «М» так, чтобы чувствовав лась вибраиия rv6 я зубов | Ж | |
8. «Птичка», или «Поце- луйчикн» Губы трубочкой, открываются и закрываются, как клюв, ладони вместе, плотно сжаты, открываются только ; сомкнутые вместе пальцы, имитируют д вижение клюва. Ребенок издает звук поцелуя | ||
9. Серия упражнений «Дрессировочный язычок» Объясняем детям, что язычок привязан к пальцу веревочкой — куда палец, туда и язык. 1) «Вперед — назад» Представим что палец связан с языком ниточкой. Палец «дергает» за ниточку, и язык выдвигается наружу и прячется. Движения чередуются 4-8 оаз | і | \\YY »| |
2) «Маятник» , * Локоть опирается на стол, пальцы в кулаке, указательный палец вверх. Язык вместе с пальцем двигаются вправо, влево. Движения чередуются 4-8 раз. ** «Догонялки». Во время выполнения ребенком упражнения взрослый сам дви- ‘ тает рукой ребенка, изменяя скорость движения маятника, задача ребенка двигать языком с той же скооостью. | — |
| |||
|