Артикуляционная гимнастика для детей с моторной алалией

Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии

Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих.

Это характерное проявление нарушений в функционировании речеслухового анализатора. Вследствие перинатального или постнатального осложнения происходит недоразвитие некоторых участков головного мозга, отвечающих за восприятие и анализ обращенной речи.

При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха. Развития речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.

Характерные особенности сенсорной алалии:

  • Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  • Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
  • Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
  • Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
  • Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.
Читайте также:  Постарели мяч для художественной гимнастики

Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.

Коррекция сенсорной алалии

Занятия по коррекции этого состояния строятся в зависимости от его тяжести. Грубая форма алалии, возникшая в результате значительного поражения участков мозга, ребенок совсем не способен анализировать звуки и, соответственно, понимать окружающую речь. Более легкое состояние позволяет детям осознавать отдельные слова, но не вычленять их в фразовой речи или, наоборот, воспринимать ситуативно запомнившиеся предложения и не понимать слова, использующиеся самостоятельно.

Для коррекции сенсорной алалии логопед должен провести обследование, чтобы правильно определить тяжесть состояния и построить план занятий, включающий нужные упражнения и задания.

Грубые формы этого состояния могут приводить к вторичным нарушениям психики и интеллектуального развития, поэтому важно найти специалиста, который поможет формированию речи ребенка.

Задания и упражнения при сенсорной алалии

Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.

Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение. На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.

Упражнения и игры:

  • «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
  • Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
  • После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. Затем ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
  • «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а впоследствии им предлагается выполнять команды в разбивку.
  • Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
  • Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
  • Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
  • «Сложи слог». Из карточек с буками ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
  • Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
  • На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь опять приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).

Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.

Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Однако не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.

Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Артикуляционная гимнастика при алалии (авторская разработка Т. Башинской)

Артикуляционная гимнастика построена таким образом, чтобы максимально активизировать и развить артикуляционный аппарат» не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки.

Начиная разучивать комплекс упражнений, необходимо обращать внимание, не на точность выполнения, а на синхронизацию движений. Постепенно, добившись совмещения движений рук и органов артикуляции, следует отработать последовательность упражнений.

Например, «ЖМУРКИ*. Погода была пасмурная, потом выглянуло солнце, и опять тучи, и снова солнце. «ЛЕВ*. Лев проснулся и стал зевать. Он так широко зевнул, что словил воздушный шарик: «ШАРИКИ*, «ТОЛСТЫЙ* — «ХУДОЙ», «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК*. «СКРИПУЧИЕ ВОРОТА». Вдруг громко заскрипели ворота, широко открываются и снова захлопываются. «КАЛИТКА*. Потом тоненьким гблоском заскрипела калитка. Что случилось? «ПТИЧКА*. Это прилетела птичка! СЕРИЯ УПРАЖНЕ: НИЙ «ДРЕССИРОВАННЫЙ ЯЗЫЧОК», «МАССАЖ продольный*, «МАССАЖ боковой*. Потом из калитки выскочил щенок на привязи и начал бегать то по улице, то опять во двор. «ГОВОРЯЩИЙ ЯЗЫЧОК». Щенок стал лаять и дразнить других собак. «НАКОРМИ КОТЕНКА». Пришел котенок и начал лакать молоко из мисочки и дразнить щенка. «КРАСИМ ПОТОЛОК». После еды котенок зевал и облизывался. «ПРУЖИНКА». А щенок показал, какие у него большие зубы и сильный язык. «ОБЕЗЬЯНКИ». Вдруг прибежали обезьянки и стали кривляться. «МЯЧИК». Ашугом прибежали мальчишки b мячом, «ФУТБОЛ», и стали играть в футбол, забивать голы.

«ЛОШАДКА». По улице проходила лошадка» ей стало интересно, «ТОРМОЗИМ ЛОШАДКУ», она остановилась^ «БОЛТУШКА*. Из соседнего двора выглянул индюк и поздоровался со всеми. ЗАКРЫТЬ РОТ. Потом все вошли во двор. РУКИ ОПУСТИТЬ И РАССЛАБИТЬСЯ, и развалились на траве отдыхать.

1. «Жмурки»

Зажмурить глаза, сморщиться, сжать кулахи — раскрыть ладошки, широко открыть глаза. Движения чередуются 4твраз

М
2.

Рот широко открыть, произнести звук «ААА», рот закрыть, закусать верхнюю губу со звуком «ВВВ», от- крыть рог — «ААА», закрыть, закусить Нижнюю тубу — «ВВВ», открыть рот и т. д, руки изображают «пасть», которая открывается и закрывается, так же как зубы: открыть «пасть», закрыть— нижние раскрытые пальцы захватывают верхний кулак, открыть «пасть», закрыть — верхние раскрытые пальцы захватывают нижний кулак, и т. д.

й
3. «Шарики»

* Надуть щеки и лопнуть их двумя пальчиками (просто попасть пальцами в щеки с небольшого размаха). Движения чередуются 4-# раз.

** «Кто сильнее». Ребенок надувает щеки, педагог «лопает» их своими пальцами, ребенок старается удержать губы плопгно сжатыми, чтобы шарик не лопнул

4. «Толстый» — «Худой»

* Щеки НАДУТЬ (руки «шариком», соприкасаются запястья и пальцы) — ВТЯНУТЬ (ладони выгнуть внутрь и соединить бугорками, пальцы и запястья разведены как можно дальше).

** Щеки надуваются и сдуваются поочередно: левая надута, правая сдута и наоборот. Руки изображают положение щек: левая ладонь шариком, правая ладонь прямая и наоборот

( ^ ) V ui» У V’-^y

ж

5. «Воздушный шарик» Воздух перекатывается в полости рта, надувая то левую, то правую щеку. Руки чередуют положение «кулак — ладонь» в соответствии с перемещением воздуха \ і 1 \

б. «Скрипучие ворота»

class=»lazyload» data-src=»https://med.world-books.biz/files/uch_group38/uch_pgroup52/uch_uch365/image/133.gif» align=right hspace=7>с использованием традиционных упражнений «Заборчик» — «Уточка». «Ворота» открываются и закрываются со скрипом.

* «Заборчик» — губы разомкнуты, растягиваются в улыбке, зубы плотно сжаты и хорошо видны, руки на уров- не груди (ладонями к себе, пальцы разведены) разъезжаются в стороны, ребенок произносит Щ».

«Уточка» — губы стягиваются вперед так, чтобы были видны зубы, руки съезжаются, ладошки вместе, пальцы разведены, ребенок произносит «У». Движения чередуются 4-8 раз.

** «Заборчик» — «Уточка», ребенок чередует различные слоги: «ПЫ-ПУ»; «БЬЇ-БУ»; «ВЫ-ВУ»; «ГЫ-ГУ»; «ДЫ- ДУ» и до.

«Трубочка» — зубы к губы плотно сжаты, губы стягиваются в трубочку, руки съезжаются, ладошки вместе, ребенок произносит звук у.;;, «М» так, чтобы чувствовав лась вибраиия rv6 я зубов Ж
8. «Птичка», или «Поце- луйчикн»

Губы трубочкой, открываются и закрываются, как клюв, ладони вместе, плотно сжаты, открываются только ; сомкнутые вместе пальцы, имитируют д вижение клюва. Ребенок издает звук поцелуя

9. Серия упражнений «Дрессировочный язычок»

Объясняем детям, что язычок привязан к пальцу веревочкой — куда палец, туда и язык.

1) «Вперед — назад» Представим что палец связан с языком ниточкой. Палец «дергает» за ниточку, и язык выдвигается наружу и прячется. Движения чередуются 4-8 оаз

і \\YY

»|

2) «Маятник» ,

* Локоть опирается на стол, пальцы в кулаке, указательный палец вверх. Язык вместе с пальцем двигаются вправо, влево. Движения чередуются 4-8 раз.

** «Догонялки». Во время выполнения ребенком упражнения взрослый сам дви- ‘ тает рукой ребенка, изменяя скорость движения маятника, задача ребенка двигать языком с той же скооостью.

3) «Качели»

«Привязанный заянтку» к пальцу язык, поднимается и опускается вслед за пальцем 4-8 раз

10.

1) Покусывать язык с продвижением его вперед-назад. Руки изображают движения зубов, открываясь н закрываясь с соответствующей скоростью.

Источник

Алалия

АЛАЛИЯ – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.

При НОРМЕ СФОРМИРОВАННОЙ РЕЧИ характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости.

В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях. Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения).

ФОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ различаются клиникой, проявлением, симптоматикой. При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ АЛАЛИИ:

1. МОТОРНАЯ (экспрессивная) ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии). РОДИТЕЛЯМ важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», «афазия», «дисфазия», «афазия развития», «задержка речевого развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».

2. СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ (импрессивная)

3. СМЕШАННЫЙ ТИП (сенсомоторная алалия или моторносенсорная) Обследование и коррекция Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.

НЕОБХОДИМО ПОСЕТИТЬ следующих специалистов:

• НЕВРОЛОГ – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.

ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография)

Регнгенография черепа+ МРТ головного мозга

• ОТОЛОРИНГОЛОГ – проверить слуховой и речевой аппарат.

Исследование функции слухового анализатора

• ТАКЖЕ ПОЛЕЗНО ПОСЕТИТЬ детского психолога и логопеда.

Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.

ПРИ КОРРЕКЦИИ АЛАЛЛИИ ВАЖЕН КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, ВКЛЮЧАЮЩИЙ:

1. Медикаментозное лечение

2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом. Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается. Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с дефектологом — логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы. Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.

Проведение ЛОГОМАССАЖА широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.

ЛОГОМАССАЖ часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.

1. Используются следующие приемы: Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.

2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.

3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СТРОИТСЯ ПОЭТАПНО:

1. Работа над возникновением звуков.

2. Вызывание слогов в речи.

3. Связывание слогов в слова. Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.

Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы. Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда. Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.

Логопед просит малыша надуть щеки. Надуй щеки как сердитый медвежонок. Давай спрячем «яблочки» за щечки!

Логопед просит вытянуть губы трубочкой. Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!

• Весна пришла Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.

• Медведь в домике Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ

• Цветочки Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.

• Солнышко Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).

ИГРЫ ДОМА С РОДИТЕЛЯМИ

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки. Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.

• Переложи игрушки Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).

• Сделай бусы Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы. Игра «Сделай бусы» для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

• Закрой коробочки Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.

• Поймай шарик В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.

• Узор из пуговиц Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.

Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов

Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.

• Кто что делает Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.

Родителям ребенка-алалика важно помочь ребенку адаптироваться в социуме. Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.

Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу. С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы. С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.

ПЛЮСЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЕ:

  1. Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
  2. Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
  3. Небольшое количество учеников в классах.

Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.

ЛЕЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат. Вместо заключения Ребенка, страдающего моторной либо сенсорной алалией, важно адаптировать в социуме, чтобы не усугублять сопутствующие болезни и расстройства нервной системы и психики. Рекомендуется посещение специализированных детских учреждений, консультации, лечение у психотерапевта. Коррекционная работа с детьми по развитию речевых умений является сложным и долгим процессом.

РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на развитие и возможные нарушения речи у ребенка с первых месяцев жизни малыша. Чем раньше будет проведено обследование и приняты меры по лечению алалии, тем больше шансов на успех.

С УВАЖЕНИЕМ, И. Г. САБИРЗЯНОВА, олигофренопедагог, логопед.

Источник

Оцените статью