Артикуляционная гимнастика в стихах
Лариса Васильевна Стоцкая
Артикуляционная гимнастика в стихах
Артикуляционная гимнастика в стихах.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Основным фундаментом при подготовке к постановке звуков является артикуляционная гимнастика.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут.
1. Мы хотим сейчас признаться,
Все мы любим улыбаться.
За ними прячем зубки.
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.
2. Блинчик вкусный и румяный
Испечёт на завтрак мама.
Раньше встанем мы с Серёжей,
Маме печь блины поможем.
Язык должен в течении всего упражнения оставаться широким и не дёргаться. Под счёт до 15.
Упражнение «Киска сердится».
3. Выгнув спинку, злится киска,
Очень киске нужен «Вискас».
Выгнем язычок мы тоже,
Чтоб на киску был похож он.
Губы в улыбке, зубы видны.
Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта.
4. Во дворе Егорка
Из снега строит горку.
Мы конечно, тоже,
Все ему поможем. (Аналогично упражнению «Киска сердится».)
5. Грозный тигр сердиться стал.
Показал он свой оскал.
Сделать все оскал мы сможем,
Чтоб на тигра быть похожим.
Сильно растянуть губы в улыбке и обнажить
сомкнутые зубы (верхние и нижние).
6. Птенчики в гнезде сидят,
Очень громко все галдят.
Скоро мать, наверняка,
Принесёт им червяка.
Широко открыть рот, как можно дальше растянуть уголки губ.
Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
7. Губки каждый пусть сожмёт
И потянет их вперёд.
Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.
8. Взялся язычок за дело,
«Чашечку» он сделал смело
Ловко вверх подняться смог
Наш широкий язычок.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не «не подсаживала» язык вверх, она должна быть неподвижной.
9. Под осиной, под осиной
В красной шапке гриб красивый.
Полезай в наш кузовок.
1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.
1. На стене часы у нас,
Скажут всем, который час.
Когда вставать, когда гулять
И когда ложиться спать.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Язык при движении не должен задевать зубы.
3. Нижняя челюсть неподвижна.
2. Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Вкусное варенье».
3. Очень вкусное отличное
Съем варенье земляничное,
И широким язычком
Губку оближу потом.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не «не подсаживала» язык вверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Упражнение «Спрячь конфетку».
4. Я конфетку за щеку
Спрятать быстренько смогу.
Где сейчас конфетка?
Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Следите, чтобы язык максимально выталкивал щеки.
Нижняя челюсть неподвижна.
5. Во дворе индюк болбочет,
Испугать детей он хочет.
Хоть его боимся, всё же
Сделать так сумеем тоже.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед — назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
6. Что за цокот раздаётся?
То лошадка к нам несётся.
На лошадку мы глядим,
Так же цокать все хотим:
— Цок — цок – цок, цок – цок – цок.
Наш зацокал язычок.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
7. Дятел на сосне сидит.
Клювом дерево долбит.
Он найдёт, наверняка,
И жука,и червяка:
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой ударять по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами,произнося звуки: «д-д-д-д).
1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык
2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Упражнение «Почистим зубки».
8. Мы по зубкам язычком
Влево, вправо проведём.
Мы с зубною щёткой дружим,
Стоматолог нам не нужен.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Артикуляционная гимнастика 1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить.
Артикуляционная гимнастика Волшебная артикуляционная гимнастика Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает.
Артикуляционная гимнастика. Алгоритм выполнения упражнений. При выполнении артикуляционных упражнений необходимо учитывать следование пошаговым инструкциям, способствующим постепенному, поочередному.
«Артикуляционная гимнастика». Педагогический проект Педагогический проект (познавательно-эмпирический). «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика по теме «Птицы» Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения.
Артикуляционная гимнастика — это не скучно! С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных.
Артикуляционная гимнастика Упражнения для языка: логопедическая зарядка. Логопедическая зарядка на звук[м] Артикуляционная гимнастика: Для челюсти: — сомкнуть.
Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика. Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделится информационным буклетом для родителей логопедической группы. Он выполнен в программе.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Нарушения звуковой стороны речи отрицательно влияет на формирование и развитие фонематической и лексико-грамматической стороны речи, что.
Веселая артикуляционная гимнастика В работе логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных.
Источник
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2
Ирина Румянцева
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2
Дорогие коллеги, друзья!
Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается сказочными сюжетами. Данный материал может быть использован воспитателями в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с 3-4 лет. В младшем дошкольном возрасте детей знакомим с 17 упражнениями.
В предыдущем посте Вы можете познакомиться с первыми 8 упражнениями.
9. Артикуляционное упражнение «Прятки»
Цель: развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Выполнение: рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Прятки»
— Слышите? «Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать!» это Колобок играет с Машей в прятки. Маша прячется, а Колобок ее ищет. То в одну сторону посмотрит, то в другую. То по одной дорожке покатится, то по другой. А может быть, Маша прячется за кустом? Нет. Нигде нет Маши. Маша хорошо умеет прятаться. Трудно Колобку ее найти. Очень часто Маша выигрывает. Но Колобок не обижается.
Когда Маша занята, Колобок играет в прятки со своим язычком. Рот широко раскроет, зубы разомкнет. Кончик языка прижмет за нижние зубки. А серединка языка то покажется, приподнимется, то спрячется.
10. Артикуляционное упражнение «Покусывание кончика языка»
Цель: активизировать мышцы кончика языка.
Выполнение: губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Покусывание кончика языка»
— Все вокруг говорили, что Колобок такой ароматный и, наверное, очень вкусный. «вот бы попробовать себя, но как?» — думал Колобок. Думал-думал и придумал. Решил попробовать кончик своего язычка. (Показ упражнения). «Ой, и правда! Какой я вкусный!» — подумал он. С тех пор Колобок стал покусывать кончик своего языка.
11. Артикуляционное упражнение «Дятел»
Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.
Выполнение: рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15-20 с.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Дятел»
— Однажды Маша, Петя и бабушка пошли в лес. И Колобка собой взяли. Чтобы Колобок не потерялся, положили его на полянке под деревом и строго-настрого наказали ему никуда с полянки не уходить. Колобок был послушный, только по полянке гулял-катался. Катался- катался, да и заскучал. «Хоть бы поговорить с кем- нибудь», — подумал Колобок. И только он об этом подумал, как вдруг слышит: «Тук-тук-тук, тук-тук-тук». «Кто это стучит?» — подумал Колобок. Посмотрел на дерево, а там чудо – птица сидит. Сама черненькая, а шапочка красная. Сидит, клювом по дереву стучит.
«Ты кто?» — спросил Колобок. «Дятел», — ответила птица. «Давай с тобой дружить», — предложил Колобок. «С радостью», — отозвался дятел.
Дятел научил Колобка постукивать язычком по бугоркам во рту: «Д-д-д-д-д». И они вместе отстукивали разные песенки. Быстро пролетело время. Вот и дети с
бабушкой показались. Дятел стал торопиться. Друзья договорились, что для следующих игр будут звать друг друга стуком. (Показ упражнения).
12. Артикуляционное упражнение «Лошадка»
Цель: растягивать подъязычную связку языка.
Выполнение: присасывать кончик языка к небу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение выполнить 10-15 раз.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Лошадка»
— Однажды Колобок покатился погулять на лужок. А там что за диво! Вот зверь так зверь! Шелковая грива, длинный хвост. Заметил зверь, что Колобок на него смотрит, подбежал и представился: «Я лошадка. А ты кто?» Колобок ответил: «Я Колобок, румяный бок. Давай дружить!». «Давай», — согласилась лошадка. С тех пор Колобок часто навещал лошадку. Они весело проводили время. Лошадка бежит, Колобок катится. Лошадка копытом бьет – цок-цок-цок, а Колобок язычком цокает. Вот так. (Показ упражнения).
13. Артикуляционное упражнение «Качели»
Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх — вниз).
Выполнение: рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.
Упражнение повторить 15-20 раз.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Качели»
— Девочка Маша любит качаться на качелях и приговаривать: «Вот лечу я вверх, вот лечу я вниз». Колобок пытался качаться на качелях, но у него ничего не получилось. Он был круглый и все время скатывался. Тогда он решил: «Ну, если я сам не могу покачаться, то покачаю свой язычок». И стал раскачивать его как на качелях: вверх – вниз. (Показ упражнения).
14. Артикуляционное упражнение «Катание шарика»
Цель: укреплять боковые мышцы языка.
Выполнение: губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) – 5-6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) – 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Катание шарика»
— Петя и Маша любили играть в мячик, перекатывать его друг другу по кругу: то в одну сторону, то в другую. Колобку очень нравился мячик, потому что тот был похож на него, такой же кругленький. Наблюдая за игрой детей, он научил свой язычок играть в нее. А делал он это так (педагог показывает).
15. Артикуляционное упражнение «Маляр»
Цель: вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Выполнение: широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе. 5- 6 раз.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Маляр»
— Колобок любил, когда его смазывали маслицем. Но смазывали его только с внешней стороны. А как промазать Колобка изнутри?
Однажды Колобок отправился на прогулку и увидел, как маляр кисточкой красил дом. Вспомнил Колобок, как маляр кистью красит стены, потолок и пол. Взял маслица на язычок и смазал себя изнутри. Вот так (педагог показывает).
16. Артикуляционное упражнение «Чашечка»
Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Выполнение: рот широко раскрыт широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет педагога до 10. Упражнение выполнить 3-4 раза.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Чашечка»
— Колобок любил пить чай, но держать чашку он не мог (у него нет рук). Но колобок не унывал. Его чашечкой был его язычок., который он складывал вот так (педагог показывает).
17. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Выполнение: широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторять 5-6 раз.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Вкусное варенье»
— На день рождения Колобка собрались все его друзья. Они веселились и пили чай с очень вкусным вареньем. Варенье растекалось по ротикам и клювам. Пришлось ротики приводить в порядок. Каждый это делал по-своему. А Колобок облизал свои губы вот так (педагог показывает).
Благодарю за внимание!
Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников С момента появления на свет, ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания. С помощью.
Конспект открытого занятия по физическому воспитанию в младшей группе с опорой на сказочные сюжеты ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ОПОРОЙ НА СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК» Цель: Закреплять.
Консультация для педагогов «Методические рекомендации, которых необходимо придерживаться в ходе проведения дидактических игр» Важно отметить, что дидактические игры для детей дошкольного возраста, направлены на развитие познавательных интересов. В соответствии,.
Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет, или Дружно в садике живем» Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет или дружно в садике живем» как один из способов организации свободного общения воспитанников.
Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить.
Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы. Со временем человек сталкивается постоянно: срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живут и дети, поэтому формирование представлений.
Методические рекомендации для родителей «Занимательные пуговицы» Многим детям очень нравится играть с пуговицами. Дома с ребенком игру с пуговицами можно превратить в увлекательные, развивающие занятия,.
Методические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителями При организации совместного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы: •.
Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.
Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя «Игра и игрушки». Неделя «Игра и игрушки» проводится Департаментом.
Источник