Артикуляционная гимнастика актерское мастерство

Методическая разработка по теме:»Применение артикуляционной гимнастики на занятиях по актёрскому мастерству в разделе «Основы сценической речи».

Методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики на занятиях по сценической речи.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_po_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Применение артикуляционной гимнастики на занятиях по актерскому мастерству в разделе «Основы сценической речи»

Автор: Левадная А.В.- педагог дополнительного образования («Музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш»)

САНКТ- ПЕТЕРБУРГ 2010 год

Для актера очень важна четкая дикция, так как она является средством донесения текста и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия образа. При недостаточной ясности и четкости произношения слов речь становится вялой, бесцветной, отсутствует выразительность звука. Чтобы добиться хороших результатов на занятиях в разделе «Основы сценической речи», надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Это можно сделать с помощью применения артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звука. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Она включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Задачи артикуляционной гимнастики:

-тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата ( губы, язык, мягкое небо, челюсть), отработка определенных их движений

-выработка точности движений речевых органов

-выработка умения выполнять движения с определенной силой и в определенном темпе

-выработка переключения от одного движения к другому

-выработка длительности удержания речевых органов в заданном положении

-выработка и совершенствование способностей переключения от одного движения к другому

-развитие способности выполнять движения в полном объеме

-развитие точности и быстроты движения в заданном темпе

-развитие кинестетических ощущений

-развитие слухового восприятия, внимания и памяти

-развитие зрительного восприятия, внимания и памяти

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики,

надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат- совокупность органов обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение.

Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л,р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычные(й), и заднеязычные(к, х, г).

Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц) подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л),дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р).Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовать щель с твердым небом (как при звуках ш,ж,щ)

контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому дети и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом или с маленьким зеркальцем в руках.

7.Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1.Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Педагог показывает выполнение упражнения.

3.Упражнение делают дети, а педагог контролирует выполнение.

Педагог, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической

координации речевых движений.

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми в возрасте от 8-13 лет на занятиях по актерскому мастерству в разделе «Основы сценической речи».

— подвижность органов артикуляторного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть), отработка определенных движений

-выполнение необходимых движений в полном объеме в заданном темпе

-умение переключения от одного движения к другому

-умение удерживать речевые органы в заданном положении

Упражнения логопедической гимнастики.

Упражнения для губ.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ.

Вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку, зубы видны.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо- влево, вращать по кругу.

Хлопать губами друг о друга (произнося глухой звук).

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Динамические упражнения для языка.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно коснуться уголка губ.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

6. Пожевать язык губами, произнося «па — па – па».

7. Пожевать язык зубами, произнося «та — та- та».

8. Жало змеи . Язык узкий. Чередование лопатка — жало.

Упереть кончик языка в щёку, имитируя перекатывания орешка.

Кончик языка стучит за верхними резцами — д-д-д.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ, челюсть опускается примерно на расстоянии ширины двух пальцев. Язычок — птенчик сидит в гнёздышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

На счёт «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счёт «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена , на «шесть» — челюсть двигается вперёд, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3.Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

Широко, часто открывать рот и произносить: па – па – па.

5. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнести гласные звуки:

6.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе.

Аааааааииииииэээээооооо и т. д.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба.

1.Позевать с открытым и закрытым ртом.

Позевать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2.Медленно произносить звуки г, к, т, д.

4. Произносить гласные звуки а, и, о, у на твёрдой атаке.

  1. Е.Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие.» Издательство: Корона- Принт.
  2. Е.С. Анищенкова , « Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»
  3. «Тра-ля-ля для язычка». Артикуляционная гимнастика. Издательство: Карапуз, 2003г.
  4. В. Костыгина, «Бу –бу-бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)»
  5. Е. А. Пожиленко», Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса детей…» Издательство: Каро, 2006
  6. Е.С. Алмазова, Логопедическая работа по восстановлению голоса детей.-М, 2005
  7. Н.В. Микляева, О.а. Полозова, Ю.Н. Родионова Фонетическая и логопедичаская ритмика в ДОУ, М., 2006г.

Источник

Артикуляционная гимнастика – учимся говорить артистично

В профессиональном театре высокого уровня зритель никогда не страдает от плохой слышимости или нечленораздельной речи участников действия, хотя в обычной жизни (которую театр и изображает) часто приходится вслушиваться в слова собеседника даже тет-а-тет. Задумываются об этом редко, и уж тем более никто не воспринимает идеальную речь актера как достижение. Но если речь невнятная, это непременно заметят и поставят на вид. Избежать подобного позволяет артикуляционная гимнастика для языка.

Наряду с фактурой, навыками создания образа, воплощения речи, пластикой, хореографией и вокалом, владение речью является фактором профессиональной пригодности артиста.

Есть мнение, что речь и голос – это от Бога, а в актеры берут именно одаренных людей, у которых с умением говорить от природы все здорово. Это неправда, речь – приобретенный навык, правильная и четкая речь – навык отшлифованный. Все мы рождаемся с одинаковым набором органов, способных одинаково воспроизводить звуки, разница может быть только в тембре и тоне голоса. Разумеется, мы не берем во внимание людей, чей речевой аппарат был поврежден механическим путем или пострадал в результате болезни.

То, как именно мы будем говорить в плане качества, определяется нашими ежедневными потребностями. Так как в обществе не принято кричать и разговаривать слишком громко, а наша аудитория чаще всего ограничивается 1–2 стоящими рядом собеседниками, мы не нуждаемся в идеальном и отточенном звучании. Это главная причина, по которой речь среднего человека невыразительна. Винить в этом отсутствие природных данных – значит перекладывать с больной головы на здоровую. Если же задаться целью, можно догнать по звучанию рядового театрального артиста в короткие сроки, и поможет в этом артикуляционная гимнастика для взрослых.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Научиться говорить – значит натренировать подвижные мышцы языка, губ и щек работать синхронно над воспроизведением определенных звуков. Артикуляционная гимнастика нужна для укрепления мышц речевого аппарата и выработки в них мышечной памяти. С ее помощью логопед ставит ребенку звук, а профессиональный оратор поддерживает свой главный инструмент в тонусе. Популярный способ устранения дефектов речи с помощью скороговорок тоже является разновидностью речевой гимнастики, т. к. произношение скороговорки – это упражнение на технику.

Правила выполнения упражнений

  1. Выполнять комплекс упражнений рекомендуется в хорошем настроении. Артикуляция напоминает обычные кривляния, но отличается качеством чеканки движений, поэтому ничто не мешает вам подурачиться и получить удовольствие.
  2. Помещение должно быть светлым и хорошо вентилируемым. Желательно, чтобы вам никто не мешал заниматься.
  3. Большим плюсом будет наличие зеркала, особенно, если ваше знакомство с артикуляционной гимнастикой только начинается.
  4. Нельзя заниматься сразу после еды, как и натощак. С последнего приема пищи должен пройти как минимум 1 час.
  5. Выполняя упражнения, не думайте о скорости, она вторична. Самое главное – нажим, напряжение мышц. После занятия вы должны ощущать усталость и разгоряченность.
  6. Заниматься не следует слишком долго, достаточно будет 15–20 минут в день.

Виды упражнений

Специальные упражнения делятся по группам мышц, на которые дается нагрузка: язык, губы и щеки. Еще различаются статические и динамические упражнения, то есть на движения и на удержание позиции.

Статические упражнения

Эффект достигается от фиксации мышц в определенном положении на несколько секунд. Нужно понимать, что фиксация в данном ключе – условный термин. Например, «губы трубочкой»: если вы просто сложите губы, это ничего не даст. Губы должны именно тянуться вперед, в невидимую точку, с силой и напряжением. Статика возникнет в тот момент, когда движение достигнет своего предела. Таким образом, пассивная артикуляционная гимнастика является активной, просто движение не повторяется, а выполняется перманентно.

Динамические упражнения

Это упражнения с повтором определенных движений, например, уколы языком в щеку. Движения выполняются по-разному, в зависимости от специфики упражнения.

  • Последовательно. Серия из 10–15 уколов в одну щеку, затем такая же в другую.
  • Попеременно. Укол влево, укол вправо.
  • Серийно. 2–3 укола в одну щеку, затем столько же в другую.

Рекомендуется не выполнять более 10 движений в одну сторону. Если чувствуете, что нагрузка недостаточна, увеличьте силу нажима.

Комплексы упражнений

Чтобы привести в порядок речь и отточить дикцию, рекомендуется планомерно развивать все группы мышц. Артикуляционная гимнастика для лица предполагает несколько упражнений. Правильно чередовать их таким образом, чтобы за занятие давать всему речевому аппарату равную нагрузку.

Источник

Артикуляционная гимнастика актерское мастерство

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проде­лав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части ре­чевого аппарата по отдельности работают активно, обратите вни­мание на общую артикуляцию во время разговора или чтения тек­стов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!

Итак, приступим к артикуляционной гимнастики.

Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки да­вят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

артикуляционная гимнастика — разработка щек

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое пока­лывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягивают­ся в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,

в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящий­ся в распластанном положении на нижней губе.

артикуляционная гимнастика — язык

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зу­бам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазы­ваться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, за­тем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точ­ные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отры­вая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не за­острен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приот­крыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.

18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А ши­рокий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличи­вая темп движения, вы услышите звук Л.

Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат. Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам (перед работой или учебой). Уделяйте этому 5 минут утром, и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день Вам обеспечен.

После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и постоянно общаемся с людьми

Источник

Читайте также:  Бассейн для тренировок детей
Оцените статью