Авиационные тренажеры: взлететь, не отрываясь от земли
Подготовка пилотов на авиационном тренажере является одним из важнейших условий безопасности будущих реальных полетов. Такой тренажер не только помогает летчику заранее освоить новую модель, но и позволяет инженерам и конструкторам внести в проект необходимые изменения.
Промышленное производство авиационных тренажеров в нашей стране началось более семидесяти лет назад. С тех пор многое изменилось. Современные технологии позволяют сделать «электронный» полет по ощущениям практически неотличимым от реального. Ведущим предприятием на российском авиатренажерном рынке сегодня является ЦНТУ «Динамика» холдинга «Технодинамика».
Симулятор высокого полета
История авиационных тренажеров началась практически одновременно с появлением массовых самолетов – в начале XX века. Начинающим пилотам был необходим аппарат, посредством которого можно было бы еще на земле обучаться обращению со сложной и дорогостоящей техникой, от умения управлять которой к тому же зависит жизнь самого летчика и других людей. Со временем пилотажные тренажеры продолжали усложняться и вошли в обязательную практику обучения и совершенствования пилотов.
Работа с тренажером – промежуточный этап в обучении летчиков между теорией и реальной практикой в небе. Если начинать тренировки можно на простых тренажерах, больше похожих на расширенные версии компьютерных авиасимуляторов, то на следующих шагах уже требуется более полная имитация полета. Современные полнопилотажные тренажеры детально копируют сложнейшее устройство кабины самолета или вертолета определенной модели. При этом задача тренажера не только ознакомить будущего пилота с приборами, дисплеями и датчиками, но и максимально близко воспроизвести взаимодействие человека и машины в различных ситуациях на всех этапах полета.
Чтобы погрузить пилота в атмосферу реального полета, задействуются все органы чувств. Ручки управления тренажера работают под нагрузкой, учебный полет сопровождается шумами и вибрацией, система подвижности тренирует вестибулярный аппарат, имитируя взлет, посадку и другие маневры. И главное – за окном кабины тоже все по-настоящему: взлетная полоса, горизонт, небо, воздушные и наземные цели.
От качества тренажера зависит очень многое. Существует такое понятие, как «ложный навык», когда из-за несоответствия тренажера реальному воздушному судну у пилотов формируются ошибочные привычки, которые могут привести к катастрофе. Особенно важны авиатренажеры в военной авиации, так как с помощью них можно отрабатывать боевые ситуации, которые проблематично воспроизвести в мирное время.
Из чего состоит авиатренажер
Современный авиационный тренажер – сложное многокомпонентное устройство, за создание которого отвечают специалисты различных профилей. От степени достоверности имитации полета зависит качество обучения пилотов, успех и безопасность всей их дальнейшей работы.
За «софт» тренажера отвечают программисты, которые на основе огромного количества собранных о полетах данных создают математическую модель. В ней должны учитываться все факторы, влияющие на воздушное судно, такие как скорость, положение в пространстве, высота полета, параметры атмосферы и многое другое. Программисты моделируют различные нештатные ситуации, работу в опасных режимах, боевое применение машин. Управляется комплекс с помощью мощных высокопроизводительных компьютеров.
Визуальная составляющая полета формируется системой генерации изображения и проекционно-экранными устройствами. Здесь снова задача программистов – с помощью 3D-моделей передать всю гамму эффектов, событий и явлений, которые летчики видят в реальном полете. Для создания ощущения удаленности панорамного изображения используются оптико-коллимационные устройства и специальные просветные экраны со сферическими зеркалами. Высота экранов тренажера может достигать 6,5 метров.
С помощью системы подвижности решается задача передачи тренирующемуся ускорений реального полета. Для этого используется конструкция из шести подвижных опор, дающая кабине тренажера свободу движения во всех необходимых плоскостях. К слову, этот довольно дорогостоящий функционал используется не на всех авиатренажерах. Обязательным он является для техники, посредством которой готовят пилотов магистральных пассажирских лайнеров.
Несмотря на высокий уровень автоматизации процесса обучения, важен контроль опытного наставника − за учебным полетом следит инструктор. Он выдает задания на отработку различных этапов полета, с помощью дублирующих мониторов и камеры в кабине наблюдает за ходом тренировки. С разбором полетов инструктору и пилоту помогает система объективного контроля. Она фиксирует все действия пилота, чтобы потом провести работу над ошибками и в будущем доработать те моменты, где обучающийся допустил оплошность.
«Динамичные» тренажеры
Ведущим разработчиком авиационных тренажеров в России является ЦНТУ «Динамика» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех. За 25 лет работы на предприятии создано более 300 проектов в области разработки, производства и модернизации авиационных технических средств обучения. Производственные мощности ЦНТУ «Динамика» расположены в центре российской авиационной науки – городе Жуковском.
Специалисты «Динамики» разработали тренажеры для большинства типов самолетов и вертолетов российского производства. Здесь создается различная обучающая техника: от ознакомительных процедурных тренажеров до сложнейших комплексных систем с эффектом полного присутствия.
В конце 2020 года «Динамика» оснастила центр подготовки летчиков ВМФ в Ейске тренажерами вертолетов Ка-27М, Ка-29 и Ка-52К. Это новейшее оборудование уже получило положительные отзывы от заслуженных летчиков-испытателей, которые отметили высокую реалистичность полетов.
В состав комплексов входит оборудование для отработки всех видов полетных заданий, модули имитации тактической обстановки, а также оборудование регистрации и контроля действий пилотов. Подвижное основание на гидравлических опорах позволяет достоверно имитировать полет, маневрирование и динамику управления вертолетом.
Нужно отметить, что создание вертолетных тренажеров – более сложный процесс, ведь по сравнению с самолетом вертолет имеет больше степеней свободы, может перемещаться практически над землей или, например, переносить груз на внешней подвеске. Пилоты противолодочных и палубных вертолетов должны освоить посадку на палубу вертолетоносца. Все это должно быть отражено в обучении.
Техника ЦНТУ «Динамика» оказывает огромную помощь летному составу в освоении новых образцов летательных аппаратов. Применение современных авиатренажеров позволяет поднять подготовку пилотов на более высокий уровень.
Источник
Полнофункциональный стационарный комплексный тренажер лётчика ТКС-Л39 ВС ВСУ от ООО «МАРКЕТ-МАТС»
Полнофункциональный стационарный комплексный тренажер лётчика ТКС-Л39 ВС ВСУ.
Частное предприятие ООО «МАРКЕТ-МАТС», расположенное во Львове, многие годы занимается разработкой сверхсовременной военной техники, регулярно заключая солидные контракты с Министерством обороны Украины и участвуя в масштабных проектах ВТС Украины с иностранными государствами.
Предприятие состоит из 150 человек, из которых порядка 80% — это бывшие работники Львовского научно-исследовательского радиотехнического института, который во времена Советского союза славился своими военными разработками. С 2005 года львовские ученые также занимаются изготовлением тренировочных тренажеров для украинской военной авиации. Ведь до последнего времени в Украине не было современных летательных тренажеров, на которых могли бы отрабатывать свои навыки военные пилоты.
Тренажерные комплексы позволяют повысить безопасность полетов на 30-40%, ведь 80% аварий самолетов происходят именно вследствие человеческого фактора. Поэтому ловкость пилота, которая в небе так важна, может оттачиваться на земле при помощи современной техники. Самое важное в таких тренажерах — это максимальное соответствие реальным самолетам. Если тренажерные комплексы имеют соответствие меньше 95%, их можно считать бракованными, поскольку они приучают пилота к ошибочным или несовершенным навыкам, которые могут стоить жизни и исправности воздушного судна и человека.
Сам же тренажер представляет собой сложную компьютеризировано-механическую систему, которая позволяет смоделировать максимальный набор всех возможных ситуаций в небе, включая нештатные: от взлета судна на военном аэродроме, сложных маневров в воздухе, и до приземления самолета или вертолета. Кроме того, можно также вести тактические военные учения с использованием ракет — поражая огнем как воздушные, так и наземные цели. Все это позволяет сэкономить миллионы гривен, потраченных на топливо и оружие, притом, что пилот не теряет своих навыков, а наоборот — увеличивает ловкость управления воздушным судном.
Директор предприятия Александр Распря отмечал, что украинские тренажеры стоят дешевле и при этом не уступают по качеству мировым образцам. «Изготовление таких тренажеров — это сложный и долгий процесс, который занимает около года на один тренажер. Ведь, кроме конструирования и разработки — это также его испытания, которое может длиться месяцами. Наши тренажеры вдвое дешевле мировых аналогов. Например, такие устройства, которые мы производим здесь за 3 млн долларов, в соседней Беларуси стоят более 6 млн. При этом, что качеством наши не уступают, а в чем-то есть даже лучше». — Объяснил директор.
Деятельность ООО «МАРКЕТ-МАТС» базируется на использовании конверсионных технологий и потенциала специалистов военно-промышленного комплекса Украины. Основными направлениями деятельности руководство компании определяет:
— разработку, изготовление и сопровождение в процессе эксплуатации тренажеров и систем имитационного моделирования, в том числе в интересах Министерства обороны Украины;
— разработку, изготовление и сопровождение в процессе эксплуатации цифровых устройств и информационных систем, встроенных и распределенных систем управления;
— разработку прикладного программного обеспечения различного назначения.
Из продуктов собственного производства «МАРКЕТ-МАТС» в настоящее время можно выделить:
— тренажеры для различных видов военной и гражданской техники;
— ядро распределенных систем сбора данных и управления.
К слову, Львовское предприятие – единственное в стране моделирует и собирает такие приборы. Для этого там есть все необходимое оборудование, а несколько тренажеров уже передали Вооруженным Силам Украины.
На авиатренажере, сделанном ООО «МАРКЕТ МАТС» пилот может эффективно учиться, не только правильно пилотировать воздушную машину, но и выполнять сложные фигуры пилотажа, и даже сбивать самолеты противника. А вот задает цели или аварийные ситуации компетентный инструктор, который располагается неподалеку. Для такого тренажера нужна отдельная комната. А чтобы сделать новую модель нужно как минимум пять лет. Документация занимает очень долгое время это 3-4 года. Изготовление тренажера, когда документация вся готова, для него занимает где-то в течение года. Так директор предприятия А. Распря вводит в учебную обстановку.
Документацией занимается отдельное конструкторское подразделение. Именно здесь, прежде чем составить и собрать тренажер, каждую деталь прорисовывают в объеме в специальной программе. Важной составляющей повышения навыков использования личным составом боевой техники является подготовка с помощью современных специализированных тренажеров. При относительно небольших денежных затратах можно серьезно повысить уровень подготовки военнослужащих по применению авиационной или какой-либо другой техники. «Сегодня мы занимаемся преимущественно авиационными тренажерами. От танковой тематики отошли, так как в Украине есть такие производители как «Энергия-2000» и ХКБМ. В нашем – сегменте также работает НПО «Авиа», однако мы с ним не конкурируем, так как это предприятие занято производством тренажеров для вертолетов Ми-8 и Ми-17, а мы — выпускаем симуляторы на самолеты Л-39, МиГ-29, Су-27 и боевой вертолет Ми-24», — заявил президент компании ООО «МАРКЕТ-МАТС» Игорь Крол.
«С началом российской агрессии возникли определенные трудности, связанные с закупкой комплектующих и программного обеспечения на тренажёрную технику, однако мы их в той или иной мере уже решили.
Если говорить об итогах, то нам удалось поставить в интересах отечественных потребителей два тренажера на учебно-тренировочный самолет Л-39 старой серии и один новый тренажер на этот же тип самолета. Кроме того, разработали и создали тренажер на вертолет Ми-24, который необходимо будет еще поставить на вооружение.
«В нынешних, весьма непростых для страны условиях, мы стараемся придерживаться идеи создания приемлемых по цене и качеству симуляторов. При этом у нас на сегодня уже налажено серийное производство, и отработана вся необходимая документация, предполагающая использование, как импортных комплектующих, так и наших, в зависимости от потребностей клиента. При этом мы стараемся идти по пути максимального закрытия всего цикла производства у себя, начиная от оптики, и заканчивая механикой. Мы всё время развиваемся, чтобы иметь как можно меньшее число контрагентов. Пока нам это удается, но некоторые не существенные проблемные моменты еще остаются», — отметил И. Крол. Президент ООО «Маркет Матс» добавил, что выпускать два-три тренажёра в год — это крайне мало. Но предприятие исходит из потребностей и возможностей Министерства обороны. Потребности у них большие, а возможности — маленькие.
Удерживать баланс компании удается за счет перспективных внешнеэкономических контрактов. Кроме того, предприятие не замыкается исключительно на военной тематике, старается переходить на гражданские тренажёры и другую продукцию. А еще выполняет ряд иных работ по другим направлениям деятельности как связанных, так и не связанных с военной тематикой.
Тем не менее, приняты на вооружение две версии тренажеров на Л-39 комплексный и процедурный в новой и старой версии, а также комплексный стационарный и динамический тренажер на Миг-29, которые уже стоят в некоторых частях Вооруженных Сил Украины. Созданный компанией тренажер вертолета Ми-24 на пути принятия на вооружение. Самое главное требование военных – соответствие предлагаемого тренажёра на 97% непосредственно летающему образцу. Методики могут быть разные, но их изменяют, добавляют. А само изделие – это 97%, — обязательно.
«При этом приемка тренажера и проверка его соответствия является достаточно трудоемким процессом. Есть нормы, которые мы при сдаче обязаны выполнить. Два месяца проходят испытания, к нам приезжают лётчики-испытатели, проверяется работа вертолётного или самолетного тренажера в граничных критических условиях, где пилот, как правило, не находится. Мы протоколируем всё, что летчик-испытатель относит к отклонениям и наоборот. Делаем аналитику, вносим поправки, кое-что добавляем, что-то убираем и приводим тренажер в полное соответствие, чтобы обучаемый пилот мог на земле знать, как себя может повезти машина в тех или условиях в небе. — Объясняет разработчик и добавляет. — Если мы делаем ОКР, мы должны реализовать разработку за средства Министерства обороны и передать изделие со всеми, грубо говоря, «потрохами», заказчику. Мы его не тиражируем, мы имеем только одноразовую подачу. В дальнейшем касаемо организации производства, ведомство принимает решение самостоятельно. Либо производить его у нас, либо на мощностях другого производителя. Казалось бы, в этом ничего зазорного нет. Однако с другой стороны, производителю необходимо иметь достаточно большие средства и уверенность в том, что в последствие изделия после выполнения ОКР, которые, кстати, последнее время практически не финансировались, действительно примут на вооружение и деньги будут потрачены не впустую».
Нужно понимать, что создание тренажеров это не настолько быстрый процесс и, в зависимости от сложности, его реализация может затянуться на несколько лет. Разработчик не может использовать старые технологии, потому что это бессмысленно. А если создавать и внедрять новые, то необходимо использовать современную элементную базу, современное программное обеспечение, средства визуализации и т.п. Все это деньги и время.
Конечно, создание тренажерного центра в Украине – это очень важная идея. Какой-то этап уже пройден, но до полной реализации еще определенный путь. ООО «МАРКЕТ МАТС» имеет все экономические и технические расчеты для создания такого центра, в котором бы были собраны воедино различные тренажерные комплексы: тренажеры ПВО, и тренажеры для подготовки пилотов Воздушных сил, и тренажеры наземной техники для подготовки операторов и механиков Сухопутных войск ВСУ. В свое время ООО «МАРКЕТ МАТС» создал подобный центр по заказу иностранного партнёра, и он обошелся заказчику в сумму порядка $70 млн. Однако эксперты полагают, что в будущем вопрос создания тренажерного центра в Украине приобретет особую актуальность.
Невозможно не отметить высокую технологичность тренажера ТКС-Л39С самолета Л-39, которым может гордиться и разработчик, и эксплуатант. Стационарный комплексный тренажер ТКС-Л39С самолета Л-39 — это новейшие учебно-тренировочное средство, предназначенное для обеспечения эффективного обучения курсантов летных учебных заведений и поддержания навыков летного состава по пилотированию, навигации и элементов боевого применения. ТКС-Л39С является высокоэффективным автоматизированным учебно-тренировочным средством. Он позволяет отрабатывать 100% подготовительных упражнений, не менее 85% упражнений по пилотированию, 75% дел по боевому применению и действий в особых случаях полета. ТКС-Л39С позволяет отрабатывать в реальном масштабе времени и совершенствовать навыки при выполнении следующих задач:
Проверка бортового оборудования перед полетом;
Подготовка к запуску, запуск и испытание двигателя;
Подготовка к выруливании и руление в дневных и ночных условиях;
Взлет и набор высоты в дневных и ночных условиях, полет по кругу;
Выполнение фигур простого, сложного и высшего пилотажа;
Пилотирование самолета визуально и по приборам во всем диапазоне высот, скоростей, углов крена и тангажа, в том числе в критических режимах полета (сваливание, штопор нормальный и перевернутый, вывод из него);
Пилотирование самолета по дублирующим приборам;
Полет по маршруту;
Выполнение группового полета в составе пары;
Выполнение полетов на боевое применение;
Выполнение предпосадочного маневра и захода на посадку, в том числе посадка днем и ночью, в сложных метеоусловиях;
Отработка действий в особых случаях полета (при различных отказах оборудования и систем самолета).
На сегодняшний день общая методика тренажерной подготовки к полетам на самолете Л-39 определяется «Курсом наземной и летной подготовки курсантов на самолете Л-39». Но учитывая, большую функциональность нового тренажера ТКС-Л39 летным факультетом совместно с летно-методическим отделением университета усовершенствована методика подготовки курсантов именно на этом тренажере. Она по перечню и содержанию упражнений соответствует программе летной подготовки. Но, учитывая недостаточное обеспечение летной подготовки курсантов горюче-смазочными материалами и авиационной техникой, объемы тренажерной подготовки курсантов запланировано увеличить на 20-30%.
Подготовка курсантов организована в индивидуальном порядке согласно утвержденным недельных почасовых план-графиков занятий. С курсантами перед началом занятий на тренажере проводится наземная подготовка. Накануне полетов на тренажере, в часы самостоятельной подготовки, с курсантами проводится предварительная подготовка продолжительностью не менее 30 мин. Она проводится под руководством преподавателя и включает изучение полетного задания, самостоятельную подготовку и контроль готовности. После каждого занятия на тренажере инструктор проводит разбор полета и дает оценку выполненного курсантом полетного задания. В ходе разбора инструктор анализирует ошибки, допущенные курсантом, указывает их причины и пути устранения и дает задание на самостоятельную подготовку, особое внимание обращает на возможные последствия ошибочных действий при выполнении полетов на самолете.
Также в перечень авиатренажеров, которые были выполнены компанией ООО «МАРКЕТ-МАТС», входят КТС-21М, ТПЛ-Л39, ТПВ-М24П. Стационарный комплексный тренажер летчика самолета МиГ-29 индекс «КТС-21М» предназначен для обеспечения летно-тактической подготовки летного состава боевых подразделений, а также для обучения курсантов военных учебных заведений. Тренажер обеспечивает значительное сокращение материальных затрат в процессе обучения.
Тренажер обеспечивает возможность отработки целого ряда задач:
— подготовку к полету, запуск двигателей, движение по рулежных дорожках и взлетно-посадочной полосе, взлет и набор высоты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, полет по кругу;
— выполнение полета по маршруту;
— выполнения фигур сложного и высшего пилотажа на средних, больших и малых высотах;
— полет на групповую слетанность в составе пары;
— полет в район боевых действий, поиск, выявление и распознавание наземных, морских и воздушных целей, прицеливания и поражения целей;
— оценка радиоэлектронной обстановки с помощью аппаратуры РЭП;
— отработка действий летчика в особых случаях полета;
— ведение радиосвязи самолета с землей (инструктором);
— заход на посадку на запрограммированный и незапрограммированный аэродром.
В состав тренажерного комплекса входят: имитатор кабины летчика с имитаторами основных приборов и систем самолета, периферийные контроллеры с блоками сообщения, трехканальная проекционная система визуализации с углами обзора 180 градусов по горизонтали и 45 градусов по вертикали, моделирующий информационно-вычислительный комплекс и специальное программное обеспечение, а также рабочие места инструктора и второго летчика, комплект эксплуатационной документации, одиночный комплект ЗИП, комплект монтажных частей.
Имитатор кабины самолета, воспроизводящий отсек фюзеляжа самолета от диафрагмы 6 до шпангоута 3А включительно. Имитатор кабины, по размещению и составу оборудования, полностью идентичен кабине истребителя МиГ-29. В имитаторе кабины установлено более 70 имитаторов приборов и органов управления, шесть специализированных периферийных контроллеров и ряд блоков сопряжения, а также система визуализации. Система визуализации тренажера, которая включает графические станции, оптико-проекционное устройство отображения с полем зрения в 180 градусов по горизонтали и 45 градусов по вертикали. В тренажере реализованы трехмерные модели районов полета размером 400 х 400 км, созданные на основе электронных карт реальных районов Земли.
В поле зрения обучаемого формируется визуальная информация о закабинное пространство с учетом положения самолета относительно земных ориентиров и линии горизонта. Что касается авиатренажера ТПЛ-Л39,то он предназначен для обеспечения возможности эффективного обучения курсантов и тренировки летчиков, при минимизации использования ресурсов самолета и материально-технического обеспечения. Основными отличиями тренажера является частичное использование сенсорных мониторов при имитации органов управления самолетом. При этом органы управления, используемые в полете и при боевом применения данного летательного аппарата, выполненные как полунатурные. Они обеспечивают загрузку при их использовании адекватно и реально, при полном соответствии воздушной машине. Кроме того, система визуализации выполнена с использованием узкошовных высококачественных жидкокристаллических панелей, что обеспечивает повышенную относительно проекторов яркость и контрастность изображения. Тренажер по качеству практически соответствует полнофункциональному, но существенно дешевле и удобен в эксплуатации.
Компания ООО «МАРКЕТ МАТС» сумела создать и современный тренажер для вертолета Ми-24П, индекс которого ТПВ-М24П. Этот тренажер обеспечивает возможность обучения курсанта или летчика вертолета с отработкой упражнений по технике пилотирования, навигации и боевого применения, а также по отработке особых случаев в полете, в условиях приближенных к реальным. Тренажер обеспечивает возможность отработки летчиком следующих основных задач:
— проверку систем вертолета перед запуском двигателей;
— подготовку двигателей (ТВС-117ВМА) к запуску, запуск и испытания силовой установки;
— проверку работы бортовой аппаратуры и систем вертолета;
— подготовку к выруливанию и движение по рулежных дорожках (РД) и взлетно-посадочной полосе (ВПП), днем и ночью;
— взлет «по-вертолетному» и «по-самолетному», набор высоты с визуальной ориентацией и по приборам в простых и сложных метеоусловиях, полет по кругу;
— полеты в зону на пилотаж, выполнение фигур пилотажа (виражи, развороты, восьмерки, змейки, спирали, боевой разворот, пикирование, горка, разворот и поворот на горке), пилотирование по приборам во всем диапазоне высот, скоростей;
— полеты по маршруту визуально и с использованием радиотехнических средств ориентирования и выхода на цель в заданное время, в простых и сложных метеоусловиях;
— полеты на боевое маневрирование с целью преодоления противовоздушной обороны противника на маршруте и в районе цели, с отработкой атак по наземным и надводным целям;
— выполнение полетов на применение средств поражения по наземным (надводным) и воздушным целям;
— заход на посадку и посадка «по-вертолетному» или «по-самолетному», с использованием посадочных систем, в простых и сложных метеоусловиях;
— отработку действий в особых случаях полета, предусмотренных ИЕВ, за исключением отказов, которые технически не могут быть реализованы на тренажере.
В состав базовой конфигурации тренажера входят: имитатор рабочего места летчика вертолета Ми-24П, информационно-вычислительный комплекс, устройство визуализации, рабочее место руководителя занятий (инструктора), шкаф электропитания Кроме того, в комплект поставки тренажера входят: тренажер, одиночный комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей, комплект эксплуатационной документации (ЭД), комплект упаковки.
Наконец, самое главное. Экономическую целесообразность авиасимуляторов подсчитать несложно. Стоимость современного полнофункционального комплексного тренажера начинается от 50 млн грн. Основные затраты идут на программное обеспечение, систему визуализации и динамическую платформу для подвижных тренажеров. Однако за счет экономии керосина и боеприпасов изделие окупается за два года. При этом украинские модели значительно дешевле тех, что производят в соседних странах. К примеру, подобные тренажер для самолёта МиГ-29 Польша продает за 8,5 млн. долл. Российский или белорусский в 2,5–3 раза дороже украинского. «Это большое и сложное оборудование, и мы потихонечку замкнули весь цикл производства на себя. Если раньше визуализацию покупали в Америке, что обходилось для нас достаточно дорого, то теперь стараемся абсолютно все производить сами: разработку, программные продукты, оптику, само изготовление», — рассказывает Крол, гордясь тем, что продукт получается полностью украинским. Чтобы удешевить процесс, все составляющие для тренажера изготавливают прямо на предприятии. Например, на 3D-принтере печатают несколько пластиковых деталей, за счет чего исключается возможность брака и экономится ресурс.
По подсчетам специалистов, для хорошо подготовленной армии на каждые 20 единиц военной боевой техники (самолетов, вертолетов или танков) должен быть хотя бы один тренажер. В европейских странах боевой летчик в небе проводит 150–200 часов, а на тренажере — около 250 часов.
Источник