Анализ техники физического упражнения

Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники

Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Техника физических упражнений –наиболее эффективный способ выполнения физических упражнений (Л.Т. Ромашова, 1995).

Техника физических упражнений –способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П. Матвеев, 1976; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений (движения, которые обязательны для выполнения техники).

Основное (ведущее) звено техники– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи (решающая часть упражнения, влияющая на результат).

Детали техники– это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждым занимающимся характеризует его индивидуальную технику.

Основные характеристики техники физических упражнений:

· пространственные характеристики (положение тела, траектория (путь) движения);

· временные характеристики (длительность и темп движения);

· пространственно-временные (скорость движения);

· силовые характеристики (сила движения);

· ритмическая характеристика (ритм).

Краткая характеристика методов физического воспитания

Метод —это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Под методамифизического воспитания понимаются способы применения физических упражнений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Методика – это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определенного конечного результата в процессе физического воспитания (В.П. Лукьяненко, 2003).

Методический подходпредставляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

Методическое направление– это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

В физическом воспитании различают следующие группы методов:

· организации занимающихся в процессе физического воспитания;

· обучения двигательным действиям;

· развития физических качеств;

· воспитания нравственных и морально – волевых качеств;

· научных исследований в физической культуре и спорте.

Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании

К методам организации занимающихся в процессе физического воспитания относятся следующие:

· фронтальный метод (всеучащиесяпод руководством учителя выполняют одно и то же задание в общем построении, в одном ритме);

· поточный метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим);

· посменный метод(посменное выполнениеупражнений понесколько человек);

· групповой метод(применяется при большом количествеучащихся основной части урока: учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свое определенное задание; по сигналу педагога происходит смена мест занятий);

· индивидуальный метод (каждый ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль его выполнения.Данный метод применяется при работе с учащимися с низким уровнем развития и подготовленности, в подготовительной медицинской группе, со спортсменами высокой квалификации);

· круговой метод (выполнение разных понаправленностиупражнений на «станциях», расположенных по кругу).

Характеристика методов обучения двигательному действию

Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических(общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания,– это словесные и наглядные методы), так и специфических(характерных только для процесса физического воспитания).

Методы обучения двигательным действиям делятся на следующие группы:

Методы словесного воздействия по назначению можно условно объединить в следующие группы:

· методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;

· методы команды, распоряжения, приказа (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);

· методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.

Источник

Техника физических упражнений

Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача*. На­пример, выполнять бег можно с разной скоростью, разными спо­собами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной впе­ред и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результатив­ность использования его в различных жизненных ситуациях.

Техника физических упражнений совершенствуется под воздей­ствием систематических тренировок. Критерием оценки эффектив­ности техники движения являются качественные и количествен­ные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенство­ванию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей.

В технике физических упражнений выделяют основу, определя­ющее звено и детали.

Основа техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов основ техники приводит к невозможности выполнения упражнения.

Определяющее звено техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).

Детали техники — второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенно­стей человека и условий, в которых упражнение выполняется.

При анализе техники физических упражнений во внимание при­нимается ряд признаков, характеризующих рациональное выпол­нение движения.

В методике физического воспитания важное место отводится кинематическим характеристикам двигательных действий.

К ним относятся пространственные, пространственно-времен­ные, временные и ритмические характеристики.

Пространственная характеристика двигательных действий

Движения человек выполняет в пространстве. К пространствен­ным характеристикам относятся: исходное положение и положе­ния тела и его частей во время выполнения упражнения, траекто­рия движения.

Исходное положение — выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимо­действующих сил. Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняю­щий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение.

Принятое исходное положение создает наиболее выгодные ус­ловия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц. При принятии исход­ного положения в теле или отдельных его частях наблюдается ста­тическое напряжение. Некоторые исходные положения и стати­ческие позы имеют самостоятельное значение, например стойка «смирно».

В работе с детьми используются разнообразные исходные по­ложения: для ног — ноги вместе; на ширине плеч или слегка расставлены и т.д.; для рук — руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.

Траектория движения путь движущейся части тела или пред­мета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи.

В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду дви­жения.

По форме траектории бывают прямолинейные и криволиней­ные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется раз­вивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не

требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодо­ления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

Направление движения. Направление движущихся частей тела вли­яет на эффективность воздействия физических упражнений, вы­полнение двигательной задачи.

Направление движения определяется по отношению к собствен­ному телу. Их принято называть парно-противоположной терми­нологией — «вверх—вниз, вперед—назад, вправо—влево».

Направление сгибательных движений определяют по плоско­стям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, впе­ред, вправо—влево; для движений в линейной плоскости: накло­ны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в го­ризонтальной плоскости: например, повороты направо, налево. Применяются также промежуточные направления (например, впол­оборота налево и др.).

Амплитуда движения — величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линей­ными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полу­приседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги).

Амплитуда движений зависит от строения костей, суставов, эла­стичности связок и мышц. Подвижность сочленения, которая до­стигается сокращением мышц, называют активной. Подвиж­ность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Величина пассивной подвижности больше актив­ной. В жизни и в практике физического воспитания максималь­ная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требует­ся добавочная затрата мышечных усилий, направленных на пре­дельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.

Пространственно-временные характеристики

Скорость движения определяется отношением величины (дли­ны) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела иотдельных частей тела. Если вре-

менные характеристики не будут соответствовать требованиям дви­гательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено. От степени своевременности и согласованности всех движений во времени в составе сложного двигательного действия зависит возможность его выполнения и конечная эффективность. В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.

Временные характеристики

К временным характеристикам относится длительность выпол­нения упражнений и его отдельных элементов, отдельных стати­ческих положений и темп движения.

Каждое упражнение выполняется в течение определенного вре­мени и в определенной временной последовательности. По дли­тельности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.

Большое значение имеет темп движений — количество дви­жений в единицу времени или частота повторения циклов движе­ний. Изменение темпа движений приводит к увеличению или умень­шению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выпол­няют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т.д.

Под воздействием систематических упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.

Ритмическая характеристика

Ритм — одно из условий жизни, он проявляется во всем, фор­мируя цикличность. Каждое движение совершается в определен­ном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени силь­ных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления яв­ляется показателем правильности выполнения физического упраж­нения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ос­нову ритма составляет закономерное расчленение временной по­следовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал из­вестный психолог Б. М. Те плов.

Ж. Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение. В образо­вании и развитии чувства ритма участвует все тело человека. Каж­дый ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические дви-

жения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через ска­калку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физи­ческими упражнениями можно изменить соотношение длительно­сти активных и пассивных частей движения.

Чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильного, экономного решения двига­тельной задачи. Ритмические движения выполняются легко и дли­тельное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики движений

В теории физического воспитания широко используются коли­чественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики. Они представляют собой комп­лекс частичных признаков в их единстве. Качественные характери­стики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выде­лить. Так, понятие «точность движения» включает пространствен­ные, временные и силовые характеристики.

Точность движения — это степень соответствия требованиям дви­гательной задачи, которая будет выполнена, если движение соот­ветствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выра­женной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодоле­ваются значительные сопротивления.

Плавные движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедле­нием, с закрепленными траекториями при изменении направле­ния движений. Плавные движения характерны для художествен­ной гимнастики.

Выразительность движения — выражение психического состоя­ния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным от­ражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

Воспитание выразительности движений имеет огромное значе­ние, поскольку обеспечивает:

  • управление психическими процессами;
  • установление связи между внутренними переживаниями и внешними проявлениями;
  • развитие психики, психофизических качеств;
  • развитие отделов коры головного мозга;
  • гармонизацию личности и т. д.

50

Важными средствами формирования выразительности движе­ний являются имитационные упражнения и сюжетные подвиж­ные игры.

Контрольные вопросы и задания

1.
Назовите цель физического воспитания.

2.
В чем состоят задачи физического воспитания ребенка?

3.
Перечислите средства физического воспитания.

4.
Дайте характеристику физических упражнений.

5.
Определите следующие понятия: форма, содержание, техника фи­зических упражнений.

6.
Дайте характеристики физических упражнений: пространственную, временную, ритмическую.

Часть вторая

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

Источник

Читайте также:  Слив тренировок темы фита
Оцените статью