Актуальность проблемы утренней гимнастики

Исследовательская работа » Нужна ли утренняя зарядка»

Отдел образования Лежневского муниципального района

МКОУ Хозниковская основная общеобразовательная школа

Научно- исследовательская работа

по теме « Нужна ли утренняя зарядка?»

Морозова Виктория Владимировна,

ученица 4 класса

Озеркова Людмила Владимировна,

учитель начальных классов

I .Литературный обзор по теме………………………………………………..

1.1.Что такое « утренняя зарядка»?

1.2. Правила выполнения утренней гимнастики

II . Практическая часть

2.1. Социологический опрос

2.2. Проведение утренней зарядки в школе

2.3. Повторный социологический опрос

«Как начнется утро, так и пройдет весь день». Об этой народной мудрости знает каждый. Утренняя зарядка прекрасный способ проснутся и взбодрится. Люди, которые, каждое утро выполняют физические упражнения в течение дня, чувствуют в себе бодрость, приплыв сил, энергии. При регулярном выполнение утренней зарядки заболеваемость людей снижается .

А как известно , что в последние годы в России наметилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в

образовательных учреждениях. Данные медицинских осмотров

свидетельствуют о том, что за период обучения в школе здоровье детей

ухудшается в 4–5 раз. Огромное значение в деле сохранения и улучшения

здоровья школьников имеет предмет «физическая культура».Утренняя гимнастика — одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры.

И нам стало интересно, а правда ли, что регулярное выполнение утренней зарядки идет положительно влияет на здоровье школьников?

Цель нашего исследования: выяснить, поможет ли утренняя гимнастика

уменьшить заболеваемость и повысить тонус организма.

— узнать, что такое утренняя зарядка;
— выяснить, как правильно проводить утреннюю гимнастику;

— повысить общий тонус организма, «зарядить энергией нервные

центры», то есть сократить время перехода к активной деятельности.

Гипотеза исследования: если я и ученики нашей школы будем делать зарядку каждое утро, то это поможет нам не болеть, укрепить свой

Объектом исследования является утренняя зарядка.

Предмет исследования ученики Хозниковской школы.

Нами были использованы следующие методы:

— изучение литературы и обобщение полученной информации;

— социологический опрос учащихся;
— регулярное проведение утренней зарядки.

I .Литературный обзор

1.1.Что такое « утренняя зарядка»?

Зарядка (утренняя гимнастика) — комплекс несложных физических упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Зарядка помогает более быстрому переходу организма от состояния покоя во время сна (см. Сон), когда все физиологические процессы замедлены, к бодрствованию, активной деятельности. Систематически проводимая зарядка повышает общий тонус организма, содействует укреплению здоровья, улучшает деятельность сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, способствует формированию правильной осанки. У людей, постоянно занимающихся зарядкой, повышается работоспособность, улучшается аппетит, общее самочувствие, сон. Ежедневная зарядка воспитывает полезную для здоровья привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.

1.2. Правила выполнения утренней гимнастики

Самая первая ступенька для укрепления вашего здоровья, физического развития и повышения работоспособности — утренняя гимнастика. Однако, не зная правил ее выполнения, можно не только не получить пользы, но и навредить организму.

Существует несколько правил выполнения зарядки:

1.Свежий воздух. Утренней гимнастикой нужно з анимать на свежем воздухе или при открытой форточке или окне. На 10-15 минут форточку можно открывать в любое время года.

2.Одежда . Занимать нужно в удобной одежде.

3.Правильный подбор и количество упражнений . Упражнения утренней зарядки должны быть разнообразны. Они включают в себя движения руками, ногами, наклоны туловища, прыжки, бег, ходьбу. В комплекс должно входить примерно 8 – 10 упражнений. Нельзя по утрам выполнять упражнения, требующие максимального напряжения.

4.Число повторений . Каждое упражнение необходимо повторять 8 – 10 раз. Меньшее число повторений не принесет пользы.

5.Правильное чередование упражнений. При выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики рекомендуется следующая очередность упражнений:

— упражнения для мышц шеи;

— упражнения для мышц плеч и рук;
— для мышц туловища;

— для мышц ног;
— прыжки или бег;

— дыхательные упражнения или спокойная ходьба.

6.Правильное дыхание. Если не сочетать движения с темпом дыхания, то при выполнении сложных упражнений, когда дыхание затруднено, возможны его задержки. Появляется отдышка, быстро наступает утомление. Это можно избежать, делая вдох в исходном положении перед упражнением, а выдох – во время его выполнения.

Вывод: изучив и проанализировав литературу мы пришли к выводу, что утренняя зарядка не только помогает человеку проснуться, « зарядить» организм, но и систематически проводимая зарядка повышает общий тонус организма, содействует укреплению здоровья, улучшает деятельность некоторых органов.

II . Практическая часть

2.1. Социологический опрос

Мы провели опрос среди учеников нашей школы.

Опрошено было 28 человек. Ребятам был задан ряд вопросов:

1.Делаете ли вы утреннюю зарядку? ( приложение 1 )

2.Как быстро ваш организм просыпается с утра?( приложение 2 )

3.Хорошо ли вы себя чувствуете?( приложение 3 )

4.Хорошее ли у вас с утра настроение?( приложение 4 )

Вывод: только 2 учеников регулярно выполняют утреннюю гимнастику и 3 иногда. На второй вопрос ребята ответили, что только у трети учеников организм полностью просыпается к 1 уроку, а у остальных позже 1 урока. Больше половины ребят чувствуют себя вялыми. Хорошее настроение преобладает с утра у половины учеников.

2.2. Проведение утренней зарядки в школе

Мы решили продолжить свое исследование и проверить, изменится ли утреннее самочувствие учеников после регулярного проведения утренней гимнастики.

Перед первым уроком мы проветрили спортивный зал. Пригласили всех учеников нашей школы на утреннюю зарядку. Ребята были одеты в удобную одежду для легких упражнений. Например, на девочках были одеты брюки, которые сшиты из стрейчевого материала, который имеет свойство тянуться. Всех ребят мы расставили по классам, на вытянутые руки, чтоб не мешать остальным. Чтоб ученики могли еще и зарядиться позитивным настроем, мы включили веселую ритмичную музыку. На первый раз зарядку проводил учитель.

Первое упражнение было для мышц шеи. И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головой: вперед, назад, влево, вправо.

Второе для мышц плеч . Поднятие и опускание плеч, по очереди: правое, левое, оба сразу.

Третье для мышц рук . Упражнение «ножницы» (движение руками влево – вправо перед областью груди).Круговые вращения кистями рук. Поднятия рук (не больше 10-ти раз).

Четвертое для мышц туловища. Наклоны вправо-влево.Наклоны вперед-назад.Круговые вращения туловищем.

Пятое для мышц ног. Приседания – одно из наиболее эффективных упражнений, которое способствует разогреву мышц ног.Поочередное поднятие ног. Прыжки на правой, левой, на двух ногах.

Шестое дыхательное упражнение . Спокойная ходьба на месте, восстановление дыхания.

Закончили зарядку тем, что похлопали друг другу в ладоши и пожелали « Доброго утра!». Все упражнения выполняли по 8 раз. Вся зарядка по времени длилась 10 мин. После завершения гимнастики ученики отправились на свои уроки. Перед началом и после завершения зарядки мы измеряли пульс, чтоб проверить не перегрузили ли мы организм физическими упражнениями., т.к. у не тренированных людей при физической нагрузки, возрастает число пульсовых ударов. Пульс у ребят вырос.

Таким образом мы проводили зарядку каждый день в течении месяца. После нескольких занятий гимнастикой ученики стали по очереди проводить зарядку самостоятельно.

После систематических выполнений упражнений мы снова измерили пульс ребят: число пульсовых ударов увеличилось не значительно.

Вывод: мы в течении месяца проводили в школе утреннюю гимнастику, соблюдая все правила ее выполнения. Все ученики выполняли упражнения с огромным удовольствием. Пульс после систематических гимнастик стал увеличиваться не значительно, это говорит о что тренируется еще и сердечно- сосудистая система.

2.3. Повторный социологический опрос

Через месяц регулярного выполнения утренней гимнастики, мы провели повторный опрос среди учеников нашей школы. Ребятам были заданы тежевопросы .

Ответы ребят изменились в лучшую сторону. Мы выяснили, что после выполнения зарядки организм учеников полностью просыпается, то есть ребята шли на первый урок бодрые, готовые учиться( приложение 5 ). Самочувствие учеников улучшилось. Чувство вялости ушло, стали чувствовать себя бодрей и появилось ощущение легкости( приложение 6 ). Из – за веселой музыки настроение стало позитивным( приложение 7 ).

Вывод: делая каждый день утреннюю зарядку под веселую музыку, самочувствие и настроение ребят улучшается. О чем свидетельствуют первоначальный и повторный социологические опросы учеников нашей школы.

В результате проведенной работы мы выяснили:

Регулярное и правильное выполнение утренней зарядки повышает общий тонус организма, содействует укреплению здоровья, улучшает деятельность нервной и дыхательной, сердечно- сосудистой систем, укрепляет и развивает мышцы, способствует формированию правильной осанки. У людей, постоянно занимающихся зарядкой , повышается работоспособность, общее самочувствие,. Ежедневная зарядка воспитывает полезную для здоровья привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.Таким образом мы подтвердили нашу гипотезу: если я и ученики нашей школы будем делать зарядку каждое утро, то это поможет нам не болеть, укрепить свой организм.

Чтоб в нашем теле был здоровый дух, мы планируем и дальше продолжать выполнять каждый день утреннюю зарядку. А с наступлением теплой погоды начнем проводить ее на улице. Что и вам советуем!

Приложение 1. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

Приложение 2. Как быстро ваш организм просыпается с утра?

Источник

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «РОЛЬ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА»

И у каждого школьника, как и у взрослого человека, всегда много важных, полезных и интересных дел. Столько, что иногда и целого дня не хватает. Надо успеть позаниматься в школе, приготовить уроки, помочь маме по хозяйству и, конечно, погулять. Кроме того, хочется посмотреть по телевизору интересную передачу или поиграть в компьютерные игры.

Оказывается, чтобы быстро стряхнуть с себя сон и делать все легко, с удовольствием, не хватает одного… утренней зарядки. Всего каких-то 10-15 минут активных движений – и сонливости, вялости как не бывало.

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа о роли зарядки в жизни школьника 47.65 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап XI Всероссийской Акции

«Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

«РОЛЬ УРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА»

МБОУ Личадеевской СОШ

2.1 Понятие утренней зарядки

И у каждого школьника, как и у взрослого человека, всегда много важных, полезных и интересных дел. Столько, что иногда и целого дня не хватает. Надо успеть позаниматься в школе, приготовить уроки, помочь маме по хозяйству и, конечно, погулять. Кроме того, хочется посмотреть по телевизору интересную передачу или поиграть в компьютерные игры.

Оказывается, чтобы быстро стряхнуть с себя сон и делать все легко, с удовольствием, не хватает одного… утренней зарядки. Всего каких-то 10-15 минут активных движений – и сонливости, вялости как не бывало.

Актуальность проблемы выполнения утренней зарядки обусловлена следующими данными:

  • в нашей стране в последние годы, по данным официальной статистики, отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста;
  • значительно снизилось число абсолютно здоровых детей.

В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой.

Важнейшим средством всестороннего развития детей является утренняя зарядка.

Цель : выяснить, нужна ли в жизни школьника утренняя зарядка.

  • узнать, что думают о зарядке школьники и специалисты;
  • создать комплекс упражнений, которые направлены на формирование осанки, укрепления зрения, улучшения кровообращения, а также на выработку рационального дыхания и интересны детям.

Методы исследования: анализ литературных источников; консультация специалистов; анкетирование.

Гипотеза: утренняя зарядка в жизни школьника полезна, она способствует физическому развитию, дисциплинирует учащегося, стимулирует учебную деятельность в течение дня, вызывает интерес к занятию спортом, быстро приводит организм в бодрое состояние после сна.

2. Основная часть

2.1 Понятие утренней зарядки

Утренняя зарядка — комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов.

Утренняя зарядка является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни у детей. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны, приседания, отжимания, можно провести иногда под музыку. Она может сочетаться с бегом, закаливанием.

Значение утренней зарядки:

  • Благодаря гимнастике человек быстро и с пользой для здоровья переходит от сна к бодрствованию.
  • При выполнении сначала спокойных, затем боле энергичных движений внутренние органы постепенно подготавливаются к работе.
  • Систематические занятия физическими упражнениями помогут укрепить мышцы тела, сердце, человек станет сильнее, выносливее, стройнее.
  • Утренняя гимнастика делает человека боле собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день.

Правила утренней зарядки:

  • Утренняя зарядка делайте на свежем воздухе, а зимой – в хорошо проветренной комнате при открытой форточке.
  • Костюм, в котором вы выполняете утреннюю гимнастику, должен быть легким, не стесняющим движений.
  • Упражнения комплекса утренней зарядки по трудности должны быть посильными.
  • Очень важно правильно дышать при выполнении упражнений.

В своей работе я провел анкетирование. В начале 2013-2014 учебного года был проведен опрос среди учеников начальных классов, так как в период с 7 до 10 лет вырабатывается привычка заботиться о своем физическом состоянии. Мною было опрошено 30 учащихся начальных классов.

1.Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

2. Делаете ли Вы ее удовольствием ?

3. Знаете ли Вы о значении утренней зарядки?

4. Из каких источников Вы узнали о значении утренней зарядки?

От учителя 20 от друзей 1

От родителей 8 из книг, журналов из интернета -1

5. Посоветуете ли Вы одноклассникам делать утреннюю зарядку?

6. Влияет ли утренняя зарядка на дальнейшую Вашу работу?

Да, положительно 30

Какие выводы можно сделать из ответов опрошенных?

(Данный опрос показал, что утреннюю зарядку дети делают самостоятельно, но не все)

  • Не все дети делают зарядку, а кто делает, то и делают её с удовольствием;
  • Большинство узнали о значении зарядки от учителя и родителей;
  • Зарядка способствует физическому развитию;
  • Стимулирует учебную деятельность;
  • Даёт возможность чувствовать себя бодрее.

Так ответили учащиеся на вопрос: «Зачем нужна утренняя зарядка?»

  • Чтобы не болеть;
  • Чтобы не болели мышцы;
  • Чтобы не быть усталым;
  • Чтобы на уроках быть бодрым;
  • Чтобы проснуться;
  • Для бодрости;
  • Для укрепления костей, ума, рук;
  • Чтобы быть здоровым;
  • Делает нас сильными;
  • Чтобы у школьников была утренняя энергия;
  • Чтобы не засыпать на уроке.

О зарядке из научной литературы

Каждому ребенку для нормального роста и развития необходимы физические упражнения, и их значение для здоровья трудно переоценить: они улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют обмен веществ и работу разных систем организма. Физиологи подсчитали, что растущему организму необходимо никак не меньше 10 часов физкультурных занятий в неделю (дошкольнику следует ежедневно двигаться 3,5 – 4 часа, в 7–9 лет – около 3, а в 10 лет – 2,5 часа). Гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена — головного мозга происходит под влиянием мышечной деятельности.

После сна, который продолжается у детей 7—10-летнего возраста 10—11 ½ часов, функции организма понижаются, дыхание становится поверхностным, замедляется деятельность сердца, расслабляются мышцы, снижается кровяное давление.

Велико значение ежедневной утренней зарядки как важного средства воспитания организованности и дисциплины, развития воли и характера младшего школьника.

— обеспечивает быстрое приведение организма после сна в бодрое состояние;

— повышает дееспособность функциональных систем организма;

— активизирует физическую и умственную работоспособности;

— закаливает и формирует устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов;

— совершенствует волевые качества и психическую устойчивость.

2.3 Упражнения (Приложение 1)

Чтобы привить ученикам начальных классов интерес к утренней гимнастике, мы создали комплекс упражнений, которые направлены на формирование осанки, укрепления зрения, улучшения кровообращения, а также на выработку рационального дыхания и интересны детям. Также мы решили, что утреннюю зарядку целесообразно проводить с музыкальным сопровождением, так как выполнение упражнений под музыку повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений учеников.

Я – ученик 3 класса, но в данный момент нахожусь на домашнем обучение по состоянию здоровья. У меня редкое заболевание, которое появилось в результате осложнения после гриппа. Поэтому для меня тема утренней зарядки актуальна, ведь ребенок должен и самостоятельно укреплять организм, чтобы он в свою очередь активно боролся с вирусами. И для этого всего лишь нужно понять значимость утренней зарядки. Мы с папой каждое утро делаем зарядку. И я очень рад, что после проведенной мною работы, почти все мои друзья тоже делают по утрам зарядку.

Данная работа помогла мне сделать следующие выводы.

Чтобы привить ученикам интерес к самостоятельному выполнению утренней зарядки нужно:

1. Проводить утреннюю гимнастику в школах, так как утренняя зарядка делает человека более собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день, повышает общий тонус организма, укрепляет иммунитет, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы.

2. Выполнять утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением, так как музыка помогает лучше организовать занятия — дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность.

5. Список литературы

1.Козырева,О.В. Оздоровительно-развивающие игры для школьников./О.В.Козырева .-М.: Просвещение, серия: Школьное воспитание, 2007

2.Маханева, М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть!» /М.Д.Маханева.-М.: Сфера, серия: Синяя птица , 2009

3.Попков,А.В. Антистрессовая пластическая гимнастика.-/А.В.Попков. –М.: Советский спорт, 2005.-164с.

4.Копылов Ю.А., Полянская Н.В . Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе. – Москва «Чистые пруды», 2005.

Комплексы упражнений утренней зарядки

(Все упражнения выполняются под музыку)

1. И.п. – основная стойка(о.с.)

1-2 — руки через стороны вверх, встать на носки, вдох;

3-4 — руки через стороны вниз, опуститься на пятки, выдох.

Повторить 4 раза. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.

2. И.п. – руки на пояс

1 — поворот головы направо; 2 — и.п.;

3 — поворот головы налево; 4 — и.п.;

5 — наклон головы вперед; 6 — и.п.;

7 — наклон головы назад; 8 — и.п.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

Упражнение направлено на развитие мышц шеи.

3. И.п. – руки на поясе

1 — наклон вправо;

3 — наклон влево;

Повторить 4 раза. Упражнения укрепляют боковые мышцы туловища.

4. И.п. — ноги на ширине плеч

1 – левую руку вверх, правую вниз;

2-3 — рывки руками, вдох;

4 – вернуться в исходное положение, выдох.

Повторить упражнение 5 раз.

Увеличивается эластичность и подвижность суставов.

  1. И.п. — ноги – на ширине плеч, руки свободно опущены.

Дышать 1,5 минуты животом: втянуть живот и выдохнуть спокойно через нос, не задерживая дыхание. Затем, «надувая живот, как мячик», сделать вдох и задержать дыхание. Повторить упражнение 3-4 раза, увеличивая каждую неделю их число на 2. Упражнение успокаивает сердцебиение и дыхание.

Источник

Читайте также:  Гимнастика для рук которые трясутся
Оцените статью