Активность мозга при медитации

Нейроны просветления: что именно происходит с мозгом, когда вы медитируете?

Теории и практики

Медитация — это серьезное упражнение для психики и тела. Что происходит с мозгом во время этого процесса? Может ли медитация быть опасной для людей психическими расстройствами? T&P изучили исследования нейрофизиологов и других ученых из США, Европы и Азии, чтобы ответить на эти вопросы.

В 1979 году в одной из гостиниц города Пуна случилось несчастье: человек, который только что вернулся из Катманду после 30-дневного курса медитаций, покончил с собой. Корреспондент журнала The Humanist Мэри Гарден, которая тоже остановилась в этом отеле, разговаривала с ним накануне. По ее словам, мужчина не выказывал признаков психического расстройства: он был дружелюбен и не выглядел огорченным. Тем не менее наутро он спрыгнул с крыши.

Сегодня можно прочитать множество правдивых положительных историй о посещении медитативных курсов. Ежегодно десятки тысяч людей отправляются в специализированные школы дома и за границей, чтобы улучшить качество своей жизни, здоровье и взгляд на мир. Однако история медитации насчитывает больше 3000 лет, и целью этих практик никогда не было то, что сегодня зачастую ищут и находят в них люди с Запада: релаксация и снятие стресса. Изначально медитация была, да и сегодня остается духовным инструментом, созданным, чтобы «очистить» разум от примесей и помех и помочь человеку достичь внутреннего просветления в той форме, в которой понимает его религия буддизма.

Читайте также:  Индивидуальные тренировки с инструктором

Pro: отдых для мозга и внимание к «я»

Как же выглядит медитативный процесс с точки зрения физиологии мозга? По данным специалистов из США и Тибета, проводивших исследования среди людей, которые постоянно практикуют созерцательную медитацию, во время этого процесса нейронная активность в центрах, отвечающих за переживание счастья, повышалась на 700–800%. У испытуемых, которые начали практиковаться недавно, это значение было заметно ниже: всего 10–15%. В своей книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» исследователи отмечают, что в первом случае речь идет о людях, которые оттачивали свое мастерство на протяжении многих лет и в общей сложности успели посвятить медитации от 10 000 до 15 000 часов, что соответствует уровню спортсменов-олимпийцев. И все же с новичками произошло то же самое, пусть и в меньшем объеме.

Нейрофизиологи из Университета Осло, Норвегия, выяснили, что во время недирективной медитации (она позволяет сконцентрироваться на дыхании и отправить мысли блуждать) активность мозга возрастает и в областях, ответственных за создание мыслей и чувств, связанных с собственным «я» человека. Ученые заметили, что медитация-сосредоточение таких результатов не дала: в этом случаев уровень работы «я-центров» оказался таким же, как при обычном отдыхе. «Эти области мозга демонстрируют наивысшую активность, когда мы отдыхаем, — рассказывает автор исследования, специалист Университета Осло Свенн Давангер. — Это своего рода базовая операционная система, сеть взаимосвязанных операций, которая выходит на первый план, если внешние задачи не требуют внимания. Любопытно то, что недирективная медитация активизирует эту сеть сильнее, чем простое расслабление».

С точки зрения физиологии мозга медитация действительно похожа на отдых. Группа ученых из Гарварда выяснила в ходе исследований, что во время этого процесса мозг перестает обрабатывать обычные объемы информации. Характерный для состояния активного бодрствования бета-ритм (ритм ЭЭГ в диапазоне от 14 до 30 Гц с напряжением 5–30 мкВ) угасает. Это, по всей видимости, позволяет мозгу восстановиться.

Читайте также:  Дзюдо или спортивная гимнастика

Специалисты из Гарварда также провели магнитно-резонансное сканирование мозга людей, регулярно занимавшихся медитацией в течение 8 недель. Оценив состояние мозга сразу после 45-минутной практики, они заметили, что во многих областях активность почти угасла. У испытуемых практически «выключились» лобные доли, ответственные за планирование и принятие решений, затихли теменные участки коры, обычно занятые обработкой сенсорной информации и ориентированием во времени и пространстве, замедлилась работа таламуса, который перераспределяет данные органов чувств, и угасли сигналы ретикулярной формации, чья работа позволяет приводить мозг в состояние «боевой готовности». Все это позволило мозгу «расслабиться» и заняться обработкой данных, связанных с собственной личностью человека, а не с внешним миром.

Contra: избыток серотонина и исчезновение границ

Даже далай-лама уверен, что с медитацией нужно быть осторожным: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».

Нейрофизиологи отмечают, что медитация и впрямь может плохо сказаться на психическом здоровье, особенно если вы уже страдаете от расстройства. Доктор Соломон Снайдер, глава кафедры нейрофизиологии Университета Джона Хопкинса, предупреждает, во время медитации в мозгу дополнительно высвобождается серотонин — один из главных нейромедиаторов, который руководит многими системами организма. Это может быть полезно при мягкой депрессии, однако излишки серотонина способны вызвать парадоксальную тревогу, возникающую на фоне релаксации. Вместо расслабления человек в таком случае получает глубокую печаль или паническую атаку. При шизофрении, по словам Снайдера, медитация в отдельных случаях способна вызвать психоз.

Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Пенсильвании в ходе своих исследований выяснил, что медитация уменьшает кровоток в задней части верхнетеменной извилины, ответственной за глубокую чувствительность и границы тела. Это вполне объясняет чувство «единения с миром», о котором нередко рассказывают люди, испробовавшие на себе такие практики. «Если заблокировать работу этой извилины, — говорит Ньюберг, — вы перестанете чувствовать, где заканчивается ваша личность и начинается окружающий мир». «Медитация не будет полезна поголовно всем пациентам с эмоциональными расстройствами, — уверен коллега, профессор Ричард Дэвидсон из Висконсина. — Для некоторых категорий людей она может оказаться даже вредна». Дэвидсон утверждает, что медитативные практики «способны изменить состояние нейронной ткани в участках мозга, ответственных за способность к эмпатии, а также внимание и эмоциональные реакции». Это, по словам профессора, может негативно сказаться на отношениях с окружающими людьми и привести к появлению чувства потери и одиночества, которые способны подорвать настроение человека, даже если он психически здоров.

В пользу осторожного обращения с медитативными практиками высказываются не только нейрофизиологи. Кристофе Титмусс, бывший буддийский монах, который ежегодно посещает випассану в одной из индийских школ, предупреждает, что изредка люди переживают в ходе такого курса весьма травматический опыт, из-за чего впоследствии им требуется круглосуточная поддержка, медикаменты и даже госпитализация. «Некоторые испытывают кратковременное состояние ужаса от того, что их мозг вышел из-под контроля, и боятся сойти с ума, — добавляет он. — Вдалеке от привычной повседневной реальности сознанию трудно восстановиться, так что такому человеку обычно нужна помощь извне». Однако Титмусс отмечает, что, по его мнению, медитация вызывает подобные эффекты не сама по себе. «Функция медитативного процесса, как указывал Будда, заключается в том, чтобы он стал зеркалом, отражающим нашу суть», — рассказывает бывший монах.

Противопоказания

Таким образом, если человек страдает депрессией, шизофренией, биполярным аффективным расстройством или другим психическим заболеванием, медитация может обернуться для него неприятностями: обострением, психозом или даже попыткой суицида. В некоторых школах духовных практик сегодня даже применяются опросники, которые позволяют выявить и отсеять среди претендентов тех, кто уже сталкивался с психическими расстройствами сам или знает, что такие случаи были в его семейной истории. Однако ничего удивительного в этом нет. Медитация — это способ активного использования и тренировки психики, точно так же, как бег — это способ тренировки сердца и ног. Если ваше сердце или суставы не всегда работают хорошо, вам нужно бегать осторожно или выбрать другой вид нагрузки.

Источник

Нейрофизиология осознанности: как медитация влияет на наш мозг (на этот раз по делу)

В этом году здесь уже была статья с таким названием, но по странной иронии она не раскрывала содержание своего заголовка. Я постараюсь это исправить, ведь сама тема интересная и полезная.

Есть так называемая практика осознанности, иногда полностью состоящая из наблюдения за своим дыханием, и есть множество положительных эффектов, которые с ней коррелируют — стрессоустойчивость, уменьшение тревожности, повышение обучаемости и другие, вплоть до полного прекращения страдания. Но почему это происходит? Как связано монотонное скучное внимание к дыханию c улучшением мозговой деятельности и почему именно это всё называется осознанностью (mindfulness)?

А действительно, какая может быть связь? Первое, о чем многие думают — человек, фокусируясь на вдохе и выдохе, отвлекается от тревожных мыслей, и они проходят. Отчасти это верно, но как быть с долговременными эффектами, которые не исчезают после прекращения медитации?

Второе очевидное объяснение — самогипноз. Дыхание — это такие медленные колебания, которые легко гипнотизируют, вводят в транс, и там твой мозг уже каким-то образом исцеляется. Но оно неверно. Не считая того, что пока нет хорошего научного обоснования мозговых процессов при гипнозе и трансе, все ведущие практик осознанности единогласно твердят: ни в коем случае нельзя входить в транс во время наблюдения за дыханием. Такой транс называется тонкой и грубой притупленностью, и является второй большой ошибкой в медитации осознанности.

Первой же, главной ошибкой считается формирование привязанности к приятным состояниям, которые массово порождаются этой практикой. Медитаторы ни в коем случае не должны желать, предвкушать, хотеть испытывать ощущение парения над землей, мурашки и волны на коже, вспышки света и т.д. Доходит до того, что в некоторых школах прямо запрещают подобные переживания, рекомендуя относиться к ним как к еще одной форме отвлечения от главной задачи — активного острого внимания к дыханию.

И это подводит нас к идее, как именно практика майндфулнесс влияет на мозг. Почему нельзя испытывать желание? За влечения и желания у млекопитающих несет ответственность дофаминовая подсистема, и она же, как показывают недавние исследования, отвечает за страдание. Здесь у нас должно щёлкнуть в мозгу: заявлено, что практика осознанности уменьшает страдание. Медитация выключает дофаминовый нейронный путь?

Обратимся к содержанию самой практики. Что в ее современном виде, в котором ее применяют, например, в компании Google, что в исходной технике двухтысячелетней давности — всегда можно выделить два основополагающих момента:

  1. Живое, ярко выраженное внимание на объект (например, дыхание)
  2. Обнаружение и мягкое устранение отвлечений без противопоставления

Отвлечения — это ничто иное как слабые сигналы дофаминовой подсистемы. Они возникают в вентральной области покрышки среднего (т.н. обезьяньего) мозга, и распространяются по фронтальной коре, где сосредоточена мотивация, внимание, оценка и сознательное осмысление (а также центр удовольствия). На картинке это большая группа стрелок.

Известно, что дофаминовая подсистема мотивации заставляет нас поступать не очень осознанно — покупать ненужные статусные вещи, скандалить, переедать, спускать деньги в азартных играх и так далее. Было бы неплохо притормозить её, не правда ли? Но не путем полного угнетения, а путем частичной замены на эволюционно более новые механизмы, которые тоже мотивируют, но без таких побочек. Так сказать, провести апгрейд человека.

Вы наверняка слышали про рептильный, маммальный и человеческий мозг. Эта красивая концепция сейчас признана не совсем отвечающей реальности и ее меняют на идею двух конкурирующих систем мотивации — дофаминовую (мне кажется, ее вполне можно называть маммальной или, точнее, обезьяньей) и, условно, поясно-фронтальную.

Вторая система мотивации полностью размещена в полушариях, она эволюционно новее и работает с более желательными особенностями, нежели дофаминовая. Например, не вызывает страдание. Источник мотивационных импульсов в ней — передняя поясная извилина и связанные структуры. Человек, который пользуется только этой системой, вряд ли выжил бы в тюрьме (или средней школе:)), но в целом для современного общества она подходит больше — давая возможность без устали работать с множеством объектов одновременно, не испытывая стресса и принимая меньше неверных решений, и, в отличие от робота, испытывая эмоции любви и счастья.

Относительно новой системы мотивации известен ряд фактов, которые складываются в интересную картину.

  1. Передняя поясная извилина отвечает за целеполагание, оценку выгоды, обнаружение ошибок, этику и внимательность. Она связана и с фронтальной корой (высшая когнитивная деятельность) и со структурами промежуточного мозга — гиппокампом и миндалиной, которые отвечают за пищевое поведение, древние эмоции и всем, что касается угрозы жизни. Связи могут передавать как возбуждение, так и торможение.
  2. Медитация осознанности тренирует внимательность, причем этические размышления, такие как метта-медитация, сильно повышают ее эффективность.
  3. У опытных практиков осознанности постоянно усилена активность передней поясной извилины, а активность гиппокампа, наоборот, снижена.

О торможении дофаминовой системы говорит качественное изменение поведения практикующих. Без этих трех фактов данные изменения можно было бы считать самовнушением, плацебо-эффектом, но похоже, это не так. Эффект практики осознанности — сущностная трансформация личности, подтвержденная на МРТ.

Она хорошо объясняется целенаправленной тренировкой новых структур мотивации с одновременным торможением более древних, доставшихся нам в наследство от предков-приматов.

Спасибо за внимание. Пусть все живые существа будут счастливы.

Источник

Влияние медитации на ритмы мозга

Автор: Golden Buddha · Опубликовано 03.02.2020 · Обновлено 09.02.2020

Научно доказано что влияние медитации на ритмы мозга имеет место быть. За последние несколько десятилетий ученые проводили ряд исследований, в которых у испытуемых фиксировали ритмы мозга во время медитации. Все исследования показали прямое влияние этого процесса на ритмы. В этой речь пойдет о том что такое ритмы мозга и влиянии медитации на них.

Краткий экскурс в ритмы головного мозга

Современная наука выделяет из ритмов головного мозга пять основных видов: бета-ритм (характерен для бодрствования), дельта-ритм(глубокий сон) и тета-ритм (переход от сна к бодрствованию), альфа-ритм (проявляется при отдыхе в состоянии бодрствования) и гамма-ритм(активный мыслительный процесс).

ДЕЛЬТА-ритмы 1-4 Гц.

Дельта-ритмы самые медленные ритмы нашего головного мозга. Они доминируют в момент погружения человека в состояние глубокого сна. Ученые, однако, выяснили, что стимуляция дельта-активности мозга в момент бодрствования оказывает благоприятное воздействие на сознание, снижает стресс и, например, помогает избавляться от некоторых видов хронической боли.

Самое первое исследование было проведено в 1985 году, в ходе которого была клинически подтверждена способность дельта-ритмов снимать различные виды боли, особенно головную боль. В ходе этого исследования 15 пациентов подвергались воздействию дельта-волн частотой от 1 до 3 Гц в течение 15 минут. Все пациенты, кроме одного, отметили снижение или полное исчезновение того или иного вида боли, которую они испытывали до начала сеанса. Для того, чтобы исключить эффект плацебо, контрольной группе было предложено прослушать дельта-ритмы, но вместо дельта-ритмов они слушали обычные звуки. В результате снижение боли было отмечено только у одного пациента из 8.

В 2005 году было проведено исследование, задачей которого стало изучение воздействия дельта-ритмов на снижение тревожности и беспокойства у пациентов, которым предстояла хирургическая операция. Группа из 108 пациентов была разделена на три подгруппы. Каждому из них примерно за час до операции было предложено пройти психологический тест, в ходе которого давалась оценка состоянию тревожности пациента. Затем пациенты были разделены на три группы. Первой группе было предложено прослушать аудиозапись, которая содержала бинауральные ритмы дельта-диапазона. Вторая группа прослушала точно такую же запись, но без бинауральных ритмов. Третья группа не прослушивала никаких аудиозаписей. После 30 минут пациентам было предложено пройти психологический тест на оценку тревожности во второй раз. Первая группа показала снижение тревожности на 26,3%. Вторая группа (которая просто прослушивала музыку без дельта-ритмов) показала снижение тревожности на 11.1%, а у контрольной группы, которая не слушала никаких аудиозаписей тревожность снизилась всего на 3,8% .Это клиническое исследование доказало: воздействие дельта-волн на сознание не является следствием эффекта плацебо.

В ходе клинических исследований группа из 49 испытуемых была разделена на три подгруппы. Первая подгруппа регулярно прослушивала дельта-ритмы. Вторая группа принимала лекарственные препараты для улучшения сна. Третья группа принимала биологически активные добавки, аминокислоты, минералы, витамины. Первая подгруппа прослушивала дельта-ритмы при помощи стереонаушников за 30 минут перед отходом ко сну. Для стимуляции дельта-активности мозга использовались записи, содержащие изохронные тональности. Каждое утро в течение месяца все пациенты заполняли опросник, в котором оценивали качество сна. Результаты потрясли ученых: качество сна первой группы по сравнению со второй и третьей улучшилось на 58%.

ТЕТА-ритмы 4-7 Гц.

Тета-ритмы (3-8Гц) являлись предметом многочисленных исследований, таких как исследование памяти, эмоциональной сферы, сна, гипноза — все эти виды деятельности так или иначе вызывали повышенную тета-активность мозга. Исследования показали: тета-состояние мозга в естественных условиях возникает во время перехода от сна к бодрствованию. Связь между медитативными состояниями и тета-активностью была тщательным образом документирована, исследователи снимали ЭЭГ у известных монахов, целителей, людей, практикующих медитацию в течение длительного времени и пришли к однозначному выводу, подтвержденному сотнями исследований: во время нахождения в медитативном состоянии тета-активность мозга значительно возрастает.

Воздействие тета-волн на мозг приводит к улучшению памяти, большим контролем над эмоциональной сферой, медитативные практики при воздействии тета-волн приносят более яркие впечатления, облегчается вхождение в состояние самогипноза, сны становятся яркими и более разнообразными. Дальнейшие исследования воздействия тета-частот показали улучшение интуиции, способности к творчеству и раскрытию способностей человеческого мозга.

В 2001 году было проведено клиническое исследование, целью которого стало изучение воздействия тета-волн на людей, страдающих от повышенного уровня тревожности. Группе из 15 пациентов было предложено в течение одного месяца прослушивать аудиозаписи, в которых использовались тета-ритмы. Испытуемым предлагалось вести дневник, в котором они описывали свое состояние, давать оценку состоянию тревожности и беспокойства. Наиболее часто встречались записи, в которых пациенты отмечали вхождение в состояние спокойствия, они также часто засыпали во время сессии. Снижение тревожности было отмечено практически у всех пациентов. Участникам было предложено дать оценку своему состоянию тревожности от 1 до 100. До начала прослушивания записей с бинауральными ритмами средняя оценка тревожности группы составляла 43.1. После месяца прослушивания средняя оценка тревожности группы значительно снизилась и стала равной 24.3.

В ходе этого клинического исследования было доказано: прослушивание тета-ритмов приводит к снижению тревожности. В клиническом исследовании около 2.500 пациентов подвергались воздействию тета-ритмов для введения в гипнотическое состояние. В результате исследования выяснилось, что после 5 минут воздействия тета-ритмами около 80% пациентов входили в легкое гипнотическое состояние, что примерно на 50% больше, чем при использовании других методов введения в гипнотическое состояние. Для обеспечения чистоты эксперимента участников не предупреждали о том, что их будут вводить в гипнотическое состояние. Тем не менее в некоторых группах положительный результат показали до 90% испытуемых.

Исследования связи тета-активности мозга с дзен-состоянием (состояние глубокой медитации) начались еще в 1966 году. За тридцать лет было проведено около 29 таких исследований, в ходе которых записывалась ЭЭГ у людей, находящихся в глубоком медитативном состоянии. Профессор Такахаши записывал в течение длительного времени записывал ЭЭГ людей, занимающихся практиками Дзен.

В результате этого и других исследований было доказано: при нахождении в состоянии глубокой медитации в передних лобовых долях головного мозга начинают доминировать тета-ритмы. Исследователи также отметили повышение уровня серотонина при воздействии тета-частот.

АЛЬФА-ритмы 7-13 Гц.

Альфа-ритмы мозга обычно возникают, когда мы находимся в состоянии покоя, расслабления, иногда они сопровождаются состоянием «полета» — приятного потока, в котором находится наше сознание.
Альфа-ритмы возникают в мозге при занятии творческой деятельностью. Перед отходом ко сну, в момент когда мы закрываем глаза, альфа-волны распространяются по коре головного мозга, что приводит к погружению в сон.

В ходе исследований также была отмечена повышенная альфа-активность мозга во время занятий медитацией, особенно у людей, которые испытывали состояние покоя и концентрации на дыхании. В эти моменты в коре головного мозга доминировали альфа-ритмы. В 2006 году был поставлен эксперимент, целью которого было изучение воздействия альфа-ритмов на людей, которым предстояло пройти процедуру эндоскопии.

В исследовании приняли участие 40 человек (25 мужчин и 15 женщин). Двадцать пациентов в течение 25 минут подвергались воздействию альфа-ритмов. Другие двадцать пациентов никакому воздействию не подвергались. И первая, и вторая группа прошли процедуру эндоскопии, после чего им было предложено оценить степень дискомфорта при проведении процедуры. В группе, которая была подвергнута воздействию альфа-ритмов 18 из 20 пациентов отметили низкий уровень дискомфорта при проведении процедуры, а в контрольной группе только три пациента из 20 отметили невысокий уровень дискомфорта. Все пациенты перед процедурой эндоскопии проходили обследование (снималась ЭЭГ). У всех пациентов, прошедших через процедуру стимуляции, была отмечена повышенная альфа-активность мозга. В результате этого клинического исследования выяснилось: повышенная альфа-активность коры головного мозга снижает болевой порог.

В 2000 году датскими учеными было проведено исследование, целью которого являлось выяснение положительного воздействия альфа-ритмов на состояние тревоги и беспокойства. Группа испытуемых в течение 5 минут повергалась воздействию частоты 30Гц, после чего в течение 35 минут испытуемые подвергались воздействию частоты 10 Гц. До и после сессии испытуемые проходили тест на оценку тревожности. Контрольная группа никакому частотному воздействию не подвергалась. По сравнению с контрольной группой, которая не подвергалась воздействию альфа-волн, группа, которая прослушивала запись с бинауральными ритмами, содержащими альфа-волны, показала снижение уровня тревоги и беспокойства в 4 (!) раза.

В марте 2006 в журнале BMC Neuroscience была опубликована статья, в которой на основании многочисленных клинических исследований утверждалось, что стимуляция мозга альфа-ритмами приводит к значительному улучшению памяти .В ходе исследований, о которых рассказывалось в этой статье, ученые выяснили: воздействие альфа-ритмами на частоте 10Гц приводит к улучшению памяти. Они также выяснили, что с возрастом альфа-активность мозга снижается. В ходе эксперимента перед испытуемыми на экране вспыхивали короткие слова, которые им предлагалось запомнить и затем повторить.

Во время этого эксперимента на испытуемых были надеты наушники, через которые транслировалась запись, содержащая альфа-ритмы. На следующий день той же самой группе было предложено то же самое задание, которое они выполняли без какой-либо стимуляции альфа-ритмами. В результате исследования было выяснено, что стимуляция на частоте 10.2 Гц значительно улучшила память. Люди в группе, средний возраст участника которой был 52 года, смогли показать такие же результаты, как и группа, средний возраст которой составлял 25 лет. Это позволило прийти к выводу, что стимуляция мозга частотой 10.2 Гц способствует улучшению памяти.

В ходе многочисленных исследований, проведенных японскими и корейскими учеными у людей, занимающихся различными духовными практиками и медитацией, снималась ЭЭГ. Таких исследований было проведено около 19, в каждом из которых участвовали десятки практикующих. Ученые отметили повышенную альфа-активность мозга практически у всех испытуемых, у людей, которые занимались такими практиками как трансцендентальная медитация, дзен-медитация, йога, буддизм и другими была отмечена повышенная альфа-активность мозга.

БЕТА-ритмы 13-30Гц.

В течение дня мозг большинства из нас находится в бета-состоянии. Бета-активность мозга — это нормальное состояние, в котором мы находимся каждый день. Тем не менее бета-активность критически важна для процесса мышления, недостаточная бета активность может привести к эмоциональным расстройствам, депрессии, стать причиной синдрома рассеянного внимания.

Когда мы испытываем сильные эмоции, наш мозг также находится в бета-состоянии. За последние двадцать пять лет было проведено множество исследований, целью которых стало изучение бета-ритмов мозга. Результаты этих исследований представлены ниже.

Один из многих примеров, связывающих бета-ритмы мозга с когнитивной и вербальной активностью является исследование, которое проводилось на школьниках начальных классов в Миннесоте. Перед и после стимуляции бета-ритмами школьникам предлагалось пройти стандартный тест, с помощью которого проверялись их умственные способности. Испытуемым в течение 7 недель предлагалось прослушать 31 сессию, содержащую альфа и бета-ритмы. В течение первых 8 сессий использовалась альфа-стимуляция на частоте 7-9Гц. Затем использовалась запись, содержащая изохронные тональности, в которой в правое ухо подавались альфа-ритмы, а в левое — бета-ритмы. После 7 недель стимуляции школьники прошли тестирование, в результате которого выяснилось, что их вербальные и когнитивные способности увеличились на 0.6 балла. Тесты, проведенные с контрольной группой, где не использовалась аудиостимуляция показали улучшение только на 0.2 балла. Помимо улучшения обучаемости родители и учителя отметили общие улучшение коммуникативности, улучшение взаимопонимания среди детей, которые прошли курс аудиостимуляции, у них улучшилось внимание, они стали более усидчивыми.

Другим интересным опытом стало исследование, проведенное Томасом Булзинским. Его основой стало предположение о том, что стимуляция бета-активности мозга приведет к улучшению способности к обучению. Испытуемыми стали студенты института, которых разделили на две группы по 8 человек в каждой. Первая группа прослушала 30 сессий, в ходе которых испытуемые прослушивали 30-минутные сессии бета-стимуляции на частоте 14-22Гц. Контрольная группа никакой стимуляции не получила. Длина сессий равнялась 15 минутам, студенты работали с ними 5 раз в неделю на протяжении 6 недель. Для доказательства улучшения обучаемости использовался средний экзаменационный балл. По сравнению с контрольной группой средний экзаменационный был у группы, которая использовала бета-стимуляцию был гораздо выше.

У первой группы он возрос примерно в три раза по сравнению с контрольной группой 62 балла у первой группы и 22 балла у контрольной.

Результаты исследований показали: после стимуляции мозга частотами 12-15Гц значительно усиливается способность к проведению арифметических операций. После стимуляции студентам предлагали выполнить ряд простых арифметических действий, скорость и точность которых после стимуляции бета-частотами значительно возросли.

Доктор Ховард провел исследование, в ходе которого студенты стоматологического факультета подвергались бета-стимуляции.

Исследовалась способность бета-ритмов снимать усталость. На протяжении 7 недель группа из 12 студентов подвергалась воздействию бета-ритмов. Контрольная группа такому воздействию не подвергалась. После 7 недель первая группа после окончания занятий демонстрировала гораздо меньшую усталость, чем контрольная группа. Помимо этого первая группа отметила улучшение и качество сна.

Одной из самых хорошо исследованных областей является использование бета-стимуляции при лечении синдрома рассеянного внимания. Автором одного из наиболее серьезных исследований в этой области является доктор Грехэм Патрик. В ходе исследования испытуемые стимулировались частотами 12-14Гц по 30-40 минут на протяжении 6 недель. После курса стимуляции группа показала значительное увеличение внимания, улучшение успеваемости, а их способность к концентрации увеличилась на 81%.

В ходе исследований было научно доказано, что стимуляция бета-ритмами приводит к значительным улучшениям концентрации внимания. Контрольная группа, которая не подвергалась стимуляции, никаких улучшений не показала. Другим интересным исследованием стало сравнение двух групп студентов, первая из которых подвергалась бета-стимуляции, а вторая принимала препарат Руталин, способствующий развитию умственных способностей. В течение 8 недель одна группа подвергалась бета-стимуляции, а вторая принимала препарат Руталин. Через 8 недель обе группы прошли тесты IQ. Первая группа показала значительно более высокие результаты, чем вторая.

ГАММА-ритмы 30-120 Гц.

Гамма-ритмы являются самыми высокочастотными ритмами мозга. В ходе многочисленных исследований гамма-ритмы наблюдались при активном мыслительном процессе, они неразрывно связаны с когнитивными процессами, протекающими в нашем мозге. Чем выше частота этих ритмов, тем быстрее мы можем вспомнить ту или иную информацию.

Во время глубокого сна гамма-ритмы мозга полностью исчезают. Они возвращаются в тот момент, когда мы просыпаемся ото сна.

В одной статье, опубликованной в журнале «Сайнтифик Амэрикен» приводится интересное исследование: при прослушивании музыки у профессиональных музыкантов наблюдается сильная гамма-активность мозга, в то время как у обычных людей ее не возникает.

Доктор Ольмстед подверг группу из 30 студентов воздействию гамма-ритмов. В течение 6 недель два раза в неделю они прослушивали 30-минутную сессию, содержащую гамма-ритмы. После 6 недель студентам было предложено пройти ряд тестов. В ходе тестирования было отмечено значительное усиление скорости обработки информации. Если до гамма-стимуляции студенты в среднем показывали результат 6.9 балла, то после стимуляции средний балл возрос до 10.6 балла. Также было отмечено значительное улучшение краткосрочной памяти: до стимуляции средний балл составлял 6.0 балла, после стимуляции — 8.2 балла.

В исследовании, проведенном доктором Дэвидом Нотоном изучалось воздействие гамма-ритмов на сильную головную боль — мигрень. В исследовании приняли участи 55 человек, страдающих от хронической мигрени. После 30 дней гамма-стимуляций испытуемые заполнили вопросник, показав следующие результаты: из 55 человек 44% отметили снижение частоты приступов и значительное снижение их интенсивности. В другой группе из 28 человек 53% отметили снижение частоты и интенсивности приступов мигрени.

Медитация и ритмы мозга

В обычном состоянии бодрствования , когда преобладает бета-ритм, работа различных участков мозга координируется довольно слабо. Когда человеку нужно заниматься чисто интеллектуальными расчётами, у него активно работает левое полушарие, а правое включено в работу крайне незначительно. Но когда требуется решить какую-либо новую задачу и чисто логических инструментов для её решения не хватает, то тогда включается интуиция и правое полушарие, а левое отступает на второй план. Не синхронно работают также затылочные и лобные части мозга, поверхностные и глубинные его участки. Это выражается в резком преобладании какого-то одного ритма мозговой активности в тех участках мозга, которые в данный момент являются ведущими, и одновременном угнетении других ритмов.

Такое преобладание происходит практически во всех видах деятельности человека, во время которых он отождествляется с объектами, заставляющими его фокусировать внимание на себе. Занимается ли человек активной работой чисто внешнего характера или же копается в себе, перебирая варианты обдумываемых решений, у него преобладает какой-то один ритм на доминирующем в данный момент участке мозга. Учёный Дитрих Эберт, изучающий природу медитации, сравнивает такое состояние мозга с «трескотнёй пишущей машинки или компьютера ».

Единственный вид деятельности, который останавливает эту ментальную трескотню и помогает преодолеть несогласованную работу полушарий, различных частей и участков мозга, является медитация. Учёные (Лайвин, Банкуэт, Китт Уоллс) открыли явление когерентности (согласованности), присущее медитативному состоянию и означающее согласование различных ритмов головного мозга.

Все ритмы начинают как бы подстраиваться друг под друга. В первую очередь согласованно начинают работать альфа и тета волны. Они приводят в состояние гармоничного баланса правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу, работу интуиции, подсознание и левое полушарие, связанное с работой интуитивно-образных и подсознательных структур. Происходит интеграция работы затылочной и лобной частей мозга, а также его поверхностных и глубинных участков. Чем дольше и серьёзнее человек занимается медитацией, тем полнее становится когерентность тех участков и структур мозга, которые раньше работали в совершенно различных диапазонах. Различные исследователи и авторы (Банкуэт, Готвалод, Уоллс, Эберт) отмечают, что у медитирующих людей с большим опытом эффект когерентности всё чаще сохраняется и при повседневной деятельности.

При этом можно выделить и ведущий ритм, который в процессе медитации оказывает возрастающее влияние на другие ритмы головного мозга. Это альфа-ритм, отвечающий за состояние бодрствования и представляющий собой периодическую пульсацию электрических потенциалов. Исследования показывают, что его периодичность задаётся из таламуса, в котором находится генератор альфа-ритма, в свою очередь подверженный влиянию ретикулярной формации — особого образования среднего мозга, отвечающего за регуляцию процессов сна и бодрствования.

Интересно, что в Агни Йоге ученику, синтезирующему древнейшие знания Востока с достижениями современной науки Запада, рекомендуется обратить внимание на исследование функций и значение среднего мозга, развитие которого помогает развитию йогизма. Большинство исследователей, наблюдавших электрическую активность мозга у йогов, находящихся в глубокой медитации и даже в состоянии самадхи, свидетельствуют, что у тех происходило повышение амплитуды альфа-ритма при незначительном уменьшении его частоты. Изучение мозговой активности во время медитации мастеров дзен также подтверждает эту закономерность преобладания альфа-ритма, в который иногда вкраплялась дельта-амплитуда.

Важно подчеркнуть, что после медитации альфа-ритм сохранялся и при открытых глазах. Исследователь Дитрих Эберт пишет, что учёные Касамматсу и Хираи «отличают состояния сознания, возникающие при практике дза-дзен от состояния сна, когда наблюдается исключительно дельта- и бета-активность, на основании наличия при дза-дзен стабильного альфа-ритма». Учёный делает утверждение, что «при (всех формах!) медитации речь идёт о некотором состоянии бодрствования, можно считать общепринятым и доказанным для всех форм медитации».

Другие учёные устанавливают корреляцию альфа-ритма с такими психическими явлениями как творчество и вспышки интуиции. Понижение частот в диапазоне дельта- и бета-волн в чистом виде приводит к помутнению сознания. Это выражается либо в состоянии болезней (нарколепсия, опухолевые образования мозга, травмы, воспаления), что характерно для дельта-ритма, либо в состоянии суеты и стресса, во время которого мозг находится под действием бета-ритма.

Почему именно альфа-ритм является ведущим ритмом медитации, к которому подстраиваются остальные ритмы мозга при когерентности? По-видимому, потому, что в его основе лежит состояние оптимальной активности бодрствующего сознания. Подчеркнём — в меру активного: излишняя активность суетливого бета-состояния бесполезна для вхождения в медитативный транс. Правда, исследователи отмечают, что в некоторых видах медитации бета-ритм всё же возникает, как сопутствующие волны. Чтобы сознание пришло в оптимальное медитативное состояние, то есть было активным и пассивным, бодрствующим и спокойным, ясным и спонтанным нужно, прежде всего, чтобы альфа-ритм соединился с тета-ритмом, а внутренняя активность объединилась с релаксацией и самоуглублением.

Наиболее полное состояние когерентности возникает именно в те моменты, когда возбуждение мозга максимально снижается. Автор книг по медитации Андрей Ардха со ссылкой на американских нейрофизиологов указывает, что в этот момент в деятельности мозга возникают «вспышки абсолютно упорядоченной активности всех центров мозга» и запускается процесс самопроизвольной самоорганизации. Впрочем, говоря о самопроизвольности, не следует думать, что эту самонастройку осуществляет человеческий ум или сам мозг. Не зря различные традиции, в своих религиозных терминах описывающие подобное состояние, говорят о том, что его запускают сверху Божественные Силы — Дух Святой, Учитель, Луч Высшего Я, Изначальный Свет, Голос Безмолвия, священная глубокая внутренняя Я Есмь суть. Спонтанность сознания, о которой писал известный российский исследователь изменённых состояний сознания В. В. Налимов, вовсе не означает его замкнутость на себе. Спонтанное сознание максимально открыто по отношению к Целому, Космосу, Божественному Сознанию. И если индивидуальное сознание сумеет остановить собственные волны настолько, что утратит замкнутость на самоё себя(Эго), и сосредоточится на Духе, то именно Божественное Сознание запустит в нём процессы, приводящие к состоянию естественности, спонтанности и гармонии.

В последние годы появились приборы так называемой обратной биологической связи, которые позволяют человеку лучше управлять своими мозговыми ритмами. Эти приборы позволяют человеку либо непосредственно наблюдать свою электроэнцефалограмму, на которой видны графики своих ритмов, либо воспринимать звуковой сигнал, соответствующий уровню альфа-ритма. Действие приборов основано на возможности человека после специальной тренировки сознательно вызывать данный сигнал через технически выстроенную систему обратной связи. Таким образом человек может увеличить долю своего альфа-ритма и добиться релаксации и успокоения. Если он тренирован в сосредоточении и медитации, то он, в отличие от обычного человека, способен сохранять выраженный альфа-ритм даже при экспериментальных попытках блокировать его с помощью раздражения болью, шумом и вибрацией.

О чём свидетельствует подобная способность человека? О том, что, управляя волнами хаотического ума и выравнивая их, можно сильнейшим образом воздействовать на состояние сознания, переводя его на значительно более высокий вибрационно-энергетический уровень. Одним из лучших приборов биологической обратной связи естественного происхождения, который непрерывно действует внутри нас, является дыхание. Уменьшая объём и амплитуду дыхания с помощью наблюдающего сознания, человек замедляет ментальные волны, делает их значительно более редкими и спокойными. Если на какое-то время остановить их совсем, то он сможет благодаря состоянию когерентности превратить мозг в «полевой компьютер», в единый воспринимающий орган, способный уловить более высокую Волну Безмолвия.

Главный секрет успешности человека в духовной работе заключается в умении согласовать свои ритмы друг с другом, а затем с высшим Ритмом, проявляющимся как вибрации сверхсознания. Согласуйте ритмы с Божественными Вибрациями — это даст вам огромный подъём энергии. Без согласованности ритмов и волн не будет никакого безмолвия.

Влияние медитации на ритмы мозга очевидно, и многие ученые уже довольно давно изучают этот процесс. В этой статье мы рассмотрели некоторые данные из официальных исследований. Если вам была интересна статья делитесь ей в соц сетях, также если есть что добавить, пишите свое мнение и сведения в комментариях. Успехов!

Источник

Оцените статью