Активная тренировка всех свойств внимания происходит

Активная тренировка всех свойств внимания происходит

—> —>

—> —>Категории раздела —>
—>
Виды внимания [17]
Типы внимания [6]
Формы внимания [8]
Методы развития внимания [6]
Методики развития внимания [8]
Качество внимания [7]
Улучшение внимания [3]
Тренировка внимания [4]
Сила внимания [2]
Свойства внимания [11]
Развитие внимания [9]

—>

—> —> —> —> —> —>

—> —>Наш опрос —>
—>

—> —>

—> —>Статистика —>

Методы тренировки и развития внимания

Внимание, как и все другие психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих остальных психических функций, пробовал проследить Л.С. Выготский в русле собственной культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания дитя есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует находить не внутри, а вне личности дитя.

По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни дитя развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые колоритными, необыкновенными качествами завлекают внимание дитя. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые сначало выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание дитя.

сначало процессы случайного внимания, направляемого речью взрослого, являются для дитя быстрее действиями его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Равномерно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность главных этапов детского внимания смотрится так:

1. Первые недельки-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания дитя.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно- исследовательской деятельности как средства грядущего развития случайного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков случайного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взгляда на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Довольно не плохое развитие указанной выше начальной формы случайного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной аннотации взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы случайного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и улучшение случайного внимания, включая волевое.

Внимание играется важную роль в разных профессиях, связанных с осмыслением огромного количества информации и общением. Конкретно поэтому, принципиально сделать условия, нужные для его появления, сохранения и развития. Посреди схожих условий можно назвать следующие.

Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:

— верный распорядок дня, полноценное питание и отдых;

— своевременная диагностика и исцеление нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.

— учет дневного ритма работоспособности;

— чередование умственных и физических занятий.

Создание благоприятной рабочей обстановки:

— отсутствие мощных внешних раздражителей — обеспечение тишины
(легкий шум способствует сосредоточенности);

— обеспечение гигиенических условий работы;

— лучший физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);

— привычные условия работы.

— установить ценности (найти, что основное, а что второстепенное, отдав предпочтение основному);

— поставить конкретные задачки;

— найти конечную мишень и разбить на этапы пути её заслуги.

Воспитание критического дела к себе и работе: после завершения деятельности нужно проанализировать, достигнута ли поставленная мишень, что способствовало её достижению, а что мешало.

не считая того, развитие чувств (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют огромное значение для развития внимания.

методами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:

— медитация (один из определений, употребляющихся для обозначения метода переключения внимания с внешнего мира на мир внутренний). есть различные техники медитативного погружения: медитация на пламени свечки, на медитативных свечках, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.

— пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на российский язык значит «ладонь”). ладошки человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Но глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом «пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше броского цвета). потом несколько минут глядеть на предмет пристально, тихо. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Потом открыть глаза, поглядеть на предмет и найти, какие подробности были забыты в умственном виде. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном виде.

Еще одним метод тренировки внимание может быть метод «запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и испытать обрисовать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы.
Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение отлично тренирует наблюдательные способности.

— активизация слухового центра. Узнаваемый русский физиолог академик
П. Анохин в собственных исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой появляются ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачку более эффективно. Для сотворения таковой ситуации разработан комплекс особых упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.

1. Проходя по улице, необходимо стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.

2. необходимо стараться различать голоса частенько встречающихся людей и припоминать каждый персонифицированный голос, когда вновь услышите его.
таковым образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.

3. Стоя так, чтоб не созидать разговаривающих меж собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.

4. Можно попытаться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Совсем немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.

5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, попытаться потом записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по способности дословно, употребленные в ней слова. Это не лишь полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из наилучших средств в совершенствовании ораторского искусства.

Источник

Тренировка внимания

Одно из самых важных умений человека – умение концентрироваться на информации и запоминать ее. Чтобы добиться этого, необходимо в первую очередь тренировать внимание. Без него вы не сможете выделить главное и дать команду мозгу запомнить нужное. В этой статье мы поговорим об упражнениях, которые помогут прокачать это умение.

Концентрация внимания – поведенческий и когнитивный процесс избирательного сосредоточения на дискретном аспекте информации, независимо от того, считаются ли они субъективными или объективными, игнорируя при этом другую воспринимаемую информацию. Если говорить проще, то это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Внимание остается важной областью исследований в области педагогики, психологии, нейробиологии, когнитивной науки и нейропсихологии. Области активного исследования включают в себя определение источника сенсорных сигналов, которые вызывают внимание, влияние этих сигналов на настраивающие свойства сенсорных нейронов и взаимосвязь между вниманием и другими поведенческими и когнитивными процессами, такими как рабочая память и бдительность.

Наши органы чувств воспринимают огромное количество информации и при этом большую ее часть нам не нужно запоминать. Важно фокусироваться лишь на том, что мы считаем важным. Для этого и нужно внимание: оно является как бы указателем мозгу относительно того, на что нужно обратить осознанный интерес.

Клиническая модель внимания

Внимание лучше всего описывать как постоянную направленность когнитивных ресурсов на информацию при фильтрации или игнорировании посторонней информации. Внимание – это простая функция, которая часто является предшественником всех других неврологических и когнитивных функций.

Одна из часто используемых методик для оценки внимания – модель Сольберга и Матеера. В ней описываются пять различных видов внимания в зависимости от их трудности. Если хотите повысить уровень, нужно тренировать их постепенно от самого легкого до сложного:

  1. Сосредоточенное внимание: способность реагировать отдельно на определенные зрительные, слуховые или тактильные раздражители.
  2. Устойчивое внимание (бдительность и концентрация): способность поддерживать последовательный поведенческий отклик при непрерывной и повторяющейся деятельности.
  3. Селективное внимание: способность поддерживать внимание перед лицом отвлекающих или конкурирующих стимулов.
  4. Чередование: способность умственной гибкости, позволяющая людям переключать внимание между задачами, имеющими разные познавательные требования.
  5. Разделенное внимание: это самый высокий уровень внимания, и он относится к способности одновременно реагировать на несколько задач.

При этом для тренировки внимания особенно важен навык осознанности. Если вы осознанны, то повышение уровня происходит намного быстрее.

Учтите, что наше внимание работает постоянно и его можно разделить на два вида: произвольное и непроизвольное.

При непроизвольном (пассивном) внимании отсутствует сознательный выбор направления и в его основе лежат неосознанные установки человека. Причины возникновения: внутреннее состояние, контрастность предметов и явлений, новизна раздражителя.

Во время произвольного (сознательного) внимания человек прилагает значительную силу воли, фокусируется. Он может подавить желание концентрироваться на раздражителях, которые отвлекают от работы или умственной деятельности.

Говоря о тренировке внимания, мы имеем в виду воспитание сознательного внимания. Это значит вовремя заметить свою пассивность и при помощи силы воли заинтересоваться наиболее важным для нас объектом или источником информации.

Когда вы читаете книгу и отвлекаетесь на первый же шум – это значит, что вы включили непроизвольное внимание. А при помощи произвольного можно возвратиться к чтению за считанные секунды и не потерять главную мысль повествования.

Поэтому тренировка внимания очень важна, если вы хотите повысить качество памяти, научиться концентрироваться и развивать когнитивные функции.

Тренировка памяти и внимания

Упражнений для тренировки памяти и внимания существует огромное множество, но общий смысл в них один – как можно дольше удерживать свой фокус на чем-то одном и менять его, если потребуется.

Данные упражнения могут показаться простыми, но главное в них то, что они действительно работают. Тренируйтесь каждый день, чтобы получить лучший эффект.

  • Фокус на одном слове. Найдите приятное тихое место, где можете посидеть как минимум пять минут, чтобы никто не прерывал вас (это требование для всех упражнений). Неважно, что именно это за слово, важно чтобы оно вдохновляло, а не нагоняло скуку: любовь, успех, мужество, счастье, успех. Повторяйте его мысленно в течение 5 минут. Когда почувствуете, что можете больше, доведите количество времени до 10 минут.
  • Считать слова. Эта особая умственная деятельность очень эффективна в усилении вашего умственного внимания. Возьмите любую книгу – роман или школьный учебник – и попробуйте подсчитать количество слов на странице. Усложните упражнение, доведя подсчет слов до 5-10 страниц или даже целой главы. При этом вы должны использовать только глаза, водить пальцем по странице нельзя.
  • Наблюдение. Упражнение состоит из трех этапов. Каждый из них может длиться от 1 до 5 минут. Первый: возьмите физический объект. Это может быть фрукт, игрушка или предмет. Обратите внимание на его характеристики и особенности, не давая своему уму отвлечься от этого процесса. Отдайте полностью внимание тому, что находится у вас в руках. Второй: держите в руках тот же объект, но при этом не думайте о его характеристиках. То есть не допускайте ни одной мысли. Существуете лишь вы и этот предмет. Третий: закройте глаза и мысленно представьте этот объект во всех подробностях. «Покрутите» его в своей голове.
  • Воспоминание. Вспомните, как прошел сегодняшний день. Если сейчас утро, думайте о вчерашнем. Закройте глаза и представьте, что смотрите фильм по телевизору, где вы главный герой. Вспомните, что произошло утром от момента пробуждения, все детали. Что говорили, что было необычного или обыденного. Не пропускайте ни одной картинки.
  • Читать и переписывать. Чем больше сознательного внимания мы уделяем информации, тем больше фактов сохраним в памяти. Это упражнение показывает, насколько хорошо вы можете оттачивать то, что делаете. Прочитайте одну статью, после чего попытайтесь воссоздать содержимое. Сравните результат.
  • Утро. Проснувшись рано утром, сделайте несколько упражнений. Первое: вращайте глазами в правую, потом в левую сторону, вверх, вниз в течение 30 секунд. Второе: закройте глаза, постарайтесь представить свой ежедневник, включая запятые, сокращения, зачеркивания. Третье: возьмите по ручке в каждую руку и попытайтесь одновременно нарисовать две разные фигуры. Это заставит оба полушария мозга работать одновременно, что положительно скажется на вашем внимании.
  • Игра «Числа». Эта игра отлично подходит для чередования внимания (четвертый уровень сложности по модели Сольберга и Матеера, о которой мы говорили выше).

Помимо этого, вам нужно тренировать свою осознанность, что, как мы уже выяснили, является очень важным навыком, который необходим для развития внимания. Заведите себе дневник, в котором 5-10 раз в день (заранее решите, сколько именно) вы будете отвечать на следующие вопросы:

  • Что я сейчас делаю?
  • Зачем я это делаю?
  • Что я сейчас ощущаю?
  • Какие мысли в моей голове сейчас?
  • На что уходит мое время?
  • Это то самое занятие, которое мне нужно здесь и сейчас?

Фокус в том, что при помощи этих простейших вопросов вы начнете возвращать себя в настоящее, а также осознавать свое внимание. К концу дня вы уже с удовольствием будете размышлять о том, на что же его направить.

Тренировать свое внимание можно и онлайн – при помощи игр, упражнений и тренажеров. У нас они доступны по PRO-подписке.

Тренировка внимания у детей

Многим детям сложно концентрироваться – они неусидчивы, часто переключают внимание и берутся за разные дела. Что делать, если это вредит, например, занятиям? Способность к концентрации можно развивать и у детей. Вот несколько типичных упражнений:

  • «Замри! Фокусируйся!». Это одно из самых эффективных упражнений, которое покажет вашему ребенку, что он в состоянии сознательно управлять своим вниманием. Оно также докажет ему, что он не должен фокусироваться на всем, что попадает в поле его зрения. Когда он меньше всего этого ждет, скажите ему: «Замри!» и заставьте застыть на месте (начните с десяти секунд). Когда время выйдет, попросите его перечислить три вещи, которые он видел, когда был заморожен. То же самое проделайте, говоря: «Фокусируйся!». Через какое-то время ребенок сам начнет давать себе команды, когда понадобится фокусироваться.
  • Линия. Дайте ребенку лист бумаги и карандаш и поставьте условие: медленно рисовать линию до тех пор, пока ему в голову не придет отвлекающая мысль. Когда это случилось, он должен сделать маленький пик наверх. После чего пускай ведет линию дальше. Таким образом, вы сможете наглядно увидеть количество отвлечений и параллельно тренировать его внимание.
  • Запрещенная буква. Отличная и забавная игра, в которой вам нужно договориться с ребенком обсудить какую-то тему и при этом ни один из вас не должен употреблять одну букву («п», «ж», «с» или любую другую). Вы можете хитрить и задавать такие вопросы, которые предполагают, что ребенок назовет именно ту букву. Например, «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?».
  • «Что изменилось?». Разложите на столе около десяти предметов перед ребенком. Пусть он в течение минуты изучает их, а потом закроет глаза. Спрячьте или передвиньте предмет, а ребенок должен угадать, какой именно.

Главный принцип, которого вы должны придерживаться во время занятий с ребенком – ему должно быть интересно. Все, что не вызывает в нем интереса, будет проигнорировано, а о сознательном внимании можно будет забыть.

Источник

Читайте также:  Статические упражнения выполняются по артикуляционная гимнастика
Оцените статью