Активная гимнастика при дизартрии это

Исправление речи при дизартрии

Ребенок, имеющий дизартрию, не может четко и правильно выговаривать звуки. Причиной этого состояния является поражение определенных отделов мозга, «отвечающих» за корректные связи с артикуляционным аппаратом.

Тяжелая форма дизартрии сопровождается столь явными внешними проявлениями, что не заметить ее просто невозможно. Кроме того, в основном она сопутствует таким сложным заболеваниям как детский церебральный паралич, и лечение производится в комплексе.
Дизартрия может быть разных видов: корковая, бульбарная, мозжечковая, подкорковая, в зависимости от того, какая часть мозга поражена. Соответственно, коррекционные меры будут немного отличаться.

Отдельно хотелось быть отметить более легкую форму дизартрии — она называется стертая. Этот вариант может казаться родителям чем-то незначительным, не требующим глубокого внимания. В конце концов, вон, у соседей Ваня тоже плохо говорил до школы, а сейчас хорошо учится!

Не стоит смотреть на Ваню и других детей. Дизартрия в корне отличается от простого невыговаривания отдельных звуков. Коррекция этого состояния может потребовать длительного времени и немалых усилий со стороны ребенка и его родителей.

Кто лечит дизартрию

Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.

Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:

  • Лекарственная терапия.
  • Лечебная физкультура.
  • Физиолечение.
  • Логопедические занятия.
Читайте также:  Адаптивная гимнастика бубновского при грыже позвоночника

Работа логопеда-дефектолога при дизартрии

Логопеду-дефектологу в данном случае достается ответственная роль корректора имеющихся нарушений в речи ребенка. Очень важно, чтобы родители относились с пониманием необходимости регулярных занятий и обязательного выполнения домашних заданий.

При правильном подходе прогноз при стертой форме дизартрии — самый благоприятный. Ребенок полностью способен освоить правильную речь и сможет успешно учиться в школе.

Что входит в занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
  2. Упражнения для выработки правильного речевого дыхания.
  3. Развитие мелкой моторики. Широко известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
  4. Формирование пространственной ориентации.
  5. Логопедический массаж языка. Даже из-за незначительных поражений мозга многие дети имеют нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Специальный массаж помогает снять излишний тонус или, наоборот, укрепить нужные мышцы.
  6. Постановка правильного произношения звуков.

Упражнения и занятия при дизартрии

Пальчиковые игры и гимнастика:

  1. «Мальчик-пальчик, где ты был?» Ребенок раскрывает ладошку и вслед за словами известной всем считалки («С этим братцем в лес ходил, с этим братцем дрова рубил…» и т. д.) касается большим пальцем сначала указательного, потом среднего, безымянного и мизинца.
  2. «Изображаем зверей» Вспомните игру «Театр теней». Открытая ладошка, большой палец вверх — это собачка. Если двигать мизинцем вверх и вниз, собачка будет лаять. Большим пальцем прижать к ладони мизинец и безымянный, указательный и средний вверх, это заяц. Зайчик может шевелить «ушами».
  3. Большое значение имеет массаж рук. В зависимости от наличия спастичности или, наоборот, слабого тонуса ручек, он проводится по-разному. Для расслабления в домашних условиях можно просто проводить либо легкое поглаживание пальцев от кончиков к основаниям, затем ладошек и всех поверхности рук снизу вверх. Чтобы укреплять мышцы, домашний массаж проводится иначе — нужно активно поглаживать, разминать, растирать пальцы и ладони.
  1. Всем взрослым, вероятно, знакомо упражнение «лошадка», когда языком нужно цокать. Это очень полезно, но может получиться не сразу. Для тренировки язычка потребуются и другие «тренировки».
  2. «Блинчики» — язык нужно распластать в плоский блин, рот приоткрыт.
  3. «Змея» — острый, как жало, язык высовывается вперед и назад.
  4. Кончиком языка тянуться к носу, затем к подбородку.
  5. А если попробовать свернуть язык в трубочку?
  1. «Волшебное дыхание». Ребенку в ноздри (неглубоко, конечно) вставляются кусочки ваты. Он должен выдыхать таким образом, чтобы вата не упала.
  2. «Гонки». На стол кладутся два ватных шарика. Взрослый и ребенок должны дуть каждый на свой комок. Кто «угонит» свой комочек дальше, тот выиграл в гонках.
  3. Очень хорошее действие оказывает дыхательная гимнастика Стрельникова.

Развитие мелкой моторики:

Здесь поле для деятельности практически не ограничено. То есть ограничено лишь возможностями ребенка. Но если заниматься регулярно, у него будет получаться все лучше и лучше.

Можно использовать игры-шнуровки, сортеры, рисование на крупе, просто рисование карандашами. В рамках подготовки к школе полезно научить ребенка штриховке, аккуратному раскрашиванию картинок.

Упражнения для ориентации в пространстве:

  1. «Чьи следы». На бумаге оставлены отпечатки рук и ног. Ребенку нужно понять, где правая рука (нога), а где левая.
  2. «Магазин». Ребенку нужно правильно расставить товары на полках магазина, ориентируясь на указания взрослого — ПОД столом, НА полке, СЛЕВА от конфет и т. п.
  3. Игры со счетными палочками. Ребенок должен по образцу сложить заданную фигуру.

Что касается логопедического массажа и постановки правильного произношения звуков, заниматься этим должен обязательно специалист. Логопед даст задания, которые нужно будет выполнять дома, и разъяснит, как правильно их выполнять.

Дата публикации: 09.03.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Активная артикуляционная гимнастика при дизартрии.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Интересный материал как для родителей, так и для логопедов.

Скачать:

Вложение Размер
aktivnaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx 15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Активная артикуляционная гимнастика.

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существеную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица.

  1. Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.
  2. Нахмуривание бровей.
  3. Поднимание бровей (образование продольных морщин).
  4. Надувание щек.
  5. Проглатывание слюны.
  6. Открывание и закрывание рта.
  7. Жевательные движения.

Упражнения для развития губной мускулатуры.

  1. Вытягивание губ вперед трубочкой.
  2. Растягивание их в стороны.
  3. Чередование движений «хоботок — оскал».
  4. Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.
  5. Размыкание губ при закрытом и открытом рте.
  6. Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»).
  7. Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).
  8. Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).
  9. Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

  • Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа).
  • Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.).
  • Удержание губами различных предметов (пробка, марля). Далее — упражнение с сопротивлением (логопед пытается отобрать предметы легкими рывками).

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

Упражнения для язычной мускулатуры.

  1. Прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов.
  2. Выдвигание языка вперед.
  3. Втягивание языка назад, внутрь.
  4. Опускание языка вниз.
  5. Приподнимание языка вверх.
  6. Боковые отведения (вправо и влево).
  7. Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти.
  8. Суживание языка и заострение его.
  9. Переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики — выработка.

Устранение дизартрии потребует много усилий и систематичности в выполнении целого комплекса упражнений. В первую очередь стоит начать выполнять упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата.

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р.

Важность проведения артикуляционной гимнастики.

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.

Комплекс артикуляционной гимнастики, позволяет нормализовать тонус мышц .

Источник

Активная гимнастика при дизартрии это

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых наруше­ниях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы.

Статья:

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых наруше­ниях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы :

  • положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зу­бами — для стимуляции движений языка в сторону;
  • дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;
  • намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию, для чего учитель-логопед капает на корень языка капли воды.

Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки учителя-логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в ак­тивную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт.

Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определён­ных мышц. Их целью является включение в процесс арти­кулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают ки­нестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных дви­жений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из дви­жения, фиксация не зависят от ребёнка. Он производит ар­тикуляционное движение только при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:

Пассивная гимнастика языка:

  • выведение языка из ротовой полости вперёд;
  • втягивание языка назад;
  • опускание языка вниз (к нижней губе);
  • поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • боковые отведения языка (влево и вправо);
  • придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;
  • лёгкие плавные покачивающие движения языка в сто­роны.

Пассивная гимнастика губ:

  • собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
  • собирание нижней губы (тем же приёмом);
  • собирание губ в трубочку («хоботок»), производя движе­ние к средней линии;
  • растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
  • поднимание верхней губы;
  • опускание нижней губы;
  • смыкание губ для выработки кинестетического ощуще­ния закрытого рта.
  • создание различных укладов губ, необходимых для про­изнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сей­час внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).

Источник

Оцените статью