Активная гимнастика для языка

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых нарушениях артикуляции можно следующие приёмы:

  • Положить кусочек сахара или леденец между щекой и зубами (для стимуляции движений языка в сторону);
  • Протягивать к губам ребёнка конфету или намазать нижнюю губу вареньем (для выработки движения языка вперёд к губам);
  • Дотронуться до кончика языка холодным металлическим шпателем (для сокращения кончика языка).

Для активизации движений мягкого нёба пациента обучают произвольному глотанию, для чего логопед капает на корень языка капли воды. Вначале применяется пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии (при помощи механического воздействия — под нажимом зонда, руки логопеда, шпателя). Она постепенно переходит в пассивно-активную артикуляционную гимнастику при дизартрии, а затем – в активную, которая выполняется по инструкции логопеда, под его счёт.

Пассивные упражнения создают условия, которые способствуют улучшению или проявлению функционирования определённых мышц. Их целью является включение в процесс артикуляции новых мышечных групп, которые до этого бездействовали, или увеличение интенсивности мышц, которые ранее были включены в речевой процесс. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, которая нужна для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивную артикуляционную гимнастику проводят после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений аналогична активным. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения фиксация не зависят от пациента. Он производит артикуляционные движения при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 штук.

Читайте также:  Тренировка ягодиц 2 уровня

Для пассивной гимнастики языка применяют следующие упражнения:

  • Выведение языка из ротовой полости вперёд;
  • Втягивание языка назад;
  • Поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • Опускание языка вниз (к нижней губе);
  • Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • Боковые отведения языка (вправо и влево);
  • Лёгкие плавные покачивающие движения языка в стороны;
  • Приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу.

Пассивная гимнастика губ проводится с помощью следующих упражнений:

  • Поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии и собирают верхнюю губу;
  • Нижнюю губу собирают тем же приёмом;
  • Собирают губы в трубочку («хоботок»), производя движение языком к средней линии;
  • Растягивают губы в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
  • Поднимают верхнюю губу;
  • Опускают нижнюю губу;
  • Смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.

При помощи пассивной артикуляционной гимнастики создают различные уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков (о, а, у, ы, и, э). Пассивная гимнастика под руководством старшего инструктора ЛФК Юсуповской больницы сопровождается зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало и почувствуй это положение»). Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках позволяет пациенту быстрее освоить методику упражнений.

Миогимнастика при дизартрии

Метод миокоррекции, направленный на укрепление мышц при исправлении зубочелюстных аномалий, в течение длительного времени активно применяется ортодонтами. Сегодня миокоррекционные упражнения взяли на вооружение и логопеды, поскольку всё чаще фиксируется сложная структура речевых дефектов, которая требует междисциплинарных подходов для устранения нарушений. Традиционный комплекс артикуляционной гимнастики может оказаться неэффективным. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют дополнительные упражнения, которые целенаправленно воздействуют на восстановления функции определённых мышц.

Логопеды, работая над произносительной стороной речи, формируют следующие навыки:

  • Артикуляционный уклад звуков;
  • Просодические компоненты, правильный ритм, темп, внятность речи;
  • Достаточный речевой выдох.

Всё это требует хорошей мышечной динамики. В коррекционных занятиях по исправлению звукопроизношения выделяют следующие виды миогимнастических упражнений:

  • Для мимических мышц;
  • Для круговой мышцы рта;
  • Для мышц головы и шеи;
  • Для мышц языка;
  • На развитие физиологического и речевого дыхания;
  • На развитие кинестетической и кинетической организации артикуляционной моторики;
  • На правильную артикуляцию определённых звуков.

Равновесие мышц достигается миогимнастикой без использования вспомогательных средств и мышечной гимнастикой с помощью дополнительных приспособлений:

  • Активаторов для развития круговой мышцы рта;
  • Резиновых колец;
  • Вестибулярных пластин;
  • Миофункциональных трейнеров.

Миофункциональные трейнеры, разработанные ортодонтами, корректируют и предупреждают орофациальные нарушения. В логопедической практике их используют со следующей целью:

  • Для активизации кинестетических афферентаций, создания артикуляционной базы для шипящих, сонорных звуков;
  • Для улучшения подвижности языка, его тонуса, чувствительности и нормализации тонуса артикуляционных мышц, которые принимают участие в продуцировании всех фонем;
  • Для улучшения мышечного тонуса нижней губы, растягивания подъязычной связки и верхнегубной связки;
  • Для иннервации мягких тканей нёба, массажа альвеолярных отростков, тренировки жевательных и мимических мышц.

Для миогимнастики при дизартрии применяют вестибулярные пластинки с бусинкой. Бусинка является динамическим элементом, стимулирующим определённые зоны языка и нёба. Щиток пластины располагается между губами и зубами, анатомически повторяя форму челюстей. Логопед, в зависимости от поставленной задачи при коррекции звукопроизношения, опускает бусинку вверх или вниз, то есть, работает с мышцами кончика или корня языка, нёбом.

Артикуляционная гимнастика при стёртой дизартрии

Дети со стёртой дизартрией отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети, страдающие функциональной дислалией (нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата). У детей со стёртой формой дизартрии врачи выявляют следующую неврологическую симптоматику:

  • Стёртые парезы (неполные параличи);
  • Гиперкинезы (избыточные насильственные двигательные акты, возникающие помимо воли пациента);
  • Нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.

Нарушения нервно-психических значительно больше выявляется при лёгких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Работа логопеда с пациентами, страдающими стёртой формой дизартрии, не ограничивается постановкой и исправлением дефектных звуков. Она имеет более широкий диапазон коррекции речи ребёнка в целом.

При стёртой форме дизартрии логопеды вводят в план коррекционной работы дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики (интонационно-выразительной окраски речи). Учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии, детям со стёртой формой речевого расстройства проводится дифференцированный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Детям с повышенным тонусом и гиперкинезами проводят расслабляющий массаж. Применяют следующие приёмы:

  • Похлопывание;
  • Поколачивание;
  • Лёгкую вибрацию;
  • Поглаживание не более 1,5 минут.

Все движения выполняют от периферии к центру: от висков к середине губ, носу, центру лба. Детям с пониженным тонусом делают укрепляющий массаж, который включает глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до трёх минут. Все движения выполняются от центра лица в стороны: от середины губ к углам, ото лба к вискам, от середины языка к кончику, от носа к ушам.

Для нормализации моторики артикуляционного аппарата выполняют упражнения для жевательных мышц:

  • Открыть и закрыть рот;
  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд;
  • Надуть щёки и расслабить.

Пациенты выполняют движения нижней челюсти вбок, втягивают и расслабляют щёки, открывают рот с запрокидыванием головы назад, закрывают рот и держат голову прямо.

Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щёк включает следующие упражнения:

  • Одновременное и попеременное надувание обеих щёк;
  • Втягивание щёк в ротовую полость;
  • Вытягивание вперёд «хоботком» сомкнутых губ, а затем возврат их в нормальное положение.

Пациентам предлагают сделать «оскал» – растянуть губы в стороны, плотно прижать к дёснам, обнажить оба ряда зубов, втянуть губы в ротовую полость при раскрытых челюстях, поднять только верхнюю губу, обнажив верхние зубы, оттянуть нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». Логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи. Он на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Постепенно речевой материал усложняется. Когда речь начинает улучшаться, появляются ритмичные фразы различной длины.

Для развития правильного речевого дыхания логопеды применяют следующие методики:

  • Специальные игры-упражнения (игру на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей);
  • Фонетическую ритмику;
  • Голосовые упражнения.

Для формирования просодической стороны речи применяются упражнения по развитию ритма, освоению ритмики слова. Пациентов знакомят с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, формируют интонационную выразительность в экспрессивной речи. Сенсорные нарушения преодолевают, развивая пространственно-временные представления, выполняя упражнения по развитию осязания. Для того чтобы пройти курс артикуляционной, дыхательной, пассивной и пассивно-активной гимнастики при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Источник

Активная гимнастика для языка

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых наруше­ниях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы.

Статья:

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых наруше­ниях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы :

  • положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зу­бами — для стимуляции движений языка в сторону;
  • дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;
  • намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию, для чего учитель-логопед капает на корень языка капли воды.

Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки учителя-логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в ак­тивную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт.

Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определён­ных мышц. Их целью является включение в процесс арти­кулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают ки­нестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных дви­жений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из дви­жения, фиксация не зависят от ребёнка. Он производит ар­тикуляционное движение только при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:

Пассивная гимнастика языка:

  • выведение языка из ротовой полости вперёд;
  • втягивание языка назад;
  • опускание языка вниз (к нижней губе);
  • поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • боковые отведения языка (влево и вправо);
  • придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;
  • лёгкие плавные покачивающие движения языка в сто­роны.

Пассивная гимнастика губ:

  • собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
  • собирание нижней губы (тем же приёмом);
  • собирание губ в трубочку («хоботок»), производя движе­ние к средней линии;
  • растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
  • поднимание верхней губы;
  • опускание нижней губы;
  • смыкание губ для выработки кинестетического ощуще­ния закрытого рта.
  • создание различных укладов губ, необходимых для про­изнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сей­час внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).

Источник

Артикуляционная гимнастика для детей

Что такое артикуляционная гимнастика

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

  • Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
  • Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

  • «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».
  • «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.
  • «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.
  • «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.
  • «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.
  • «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • «Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.

Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

  • «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.
  • «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
  • «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

  • «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.
  • «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.
  • «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:

  • «Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.
  • «Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»

Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

Источник

Оцените статью