Акробатическая гимнастика
Акробатическая гимнастика
Акробатические упражнения делятся на три группы:
1. Акробатические прыжки — перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.
2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые — стойки, стояния, седы, поддержки.
3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.
Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.
Парная акробатическая гимнастика:
Силовая пара – двое юношей
Смешанная пара – девушка и юноша
Женская пара – две девушки
Групповая акробатическая гимнастика:
Мужские группы – четверо мужчина
Женские группы – трое девушек
Акробатические упражнения бывают двух типов — динамические и статические. Динамические делаются в движении с переворотом через голову, статические связанные с удержанием тела в равновесии в различных позициях.
К динамическим акробатическим упражнениям относятся:
- перекаты
- кувырки
- перевороты
- движения дугой
- сальто.
Статические акробатические упражнения:
Динамические акробатические упражнения:
Перекаты — касание пола без переворота через голову, их делают, группируясь и прогибаясь в разные стороны.
Кувырки — перевороты через голову прямо, после чего спортсмен касается пола частями тела без паузы. Кувырки могут быть одиночными, а также исполняются сериями, могут быть вперед, назад, группируясь и прогибаясь.
Перевороты — это переворачивание через голову, после чего делается опора на руки, голову, или одновременно на руки и голову. В акробатике возможна одна или две фазы полета, делаются назад, вперед, с места, разбега. Перевороты колесом с поочередной опорой на одну, другую руку, потом на одну и другую ногу, полета нет, делаются в стороны, вперед, назад. Перекидки — медленное вращение тела с опорой на обе или одну руку без полета, делаются вперед, назад с разных положений перед перекидкой, положение после упражнения также произвольное.
Полуперевороты отличаются от переворотов тем, что нет полного вращения, делаются вперед, а также назад, сопровождаются перепрыгиванием с одной части тела на другую.
Движение дугой или разгибом — переход из упора лежа из согнутого положения на лопатках в стойку на ноги, исполняют согнувшись, с прогибом, переворачиваясь и без поворотов.
Сальто — переворот через голову без опоры на руки.
Стойки — неподвижное статическое положение вниз головой, в акробатике популярны в построении пирамид. Стойки являются элементами для более сложных элементов, например рондата, колеса, поэтому стойка — базовый элемент, который нужно уметь делать без поддержки на протяжении длительного времени. Например, гимнасток с юных лет учат делать стойку с опорой только на руки на протяжении полуминуты, доводя время стойки на руках до одной минуты. Также стойка является основой для тренировочного упражнения ходьба на руках.
Мосты характеризуются прогибом в пояснице и груди с опорой на руки и ноги, реже — на голову и ноги. В спортивной акробатике мосты делают в парах с помощью поддержек.
Шпагаты — расположение ног на одной линии, продольной или поперечной, делаются на полу, в спортивной акробатике — в поддержках смешанных пар.
Поддержки в спортивной акробатике — неподвижное статическое положение верхнего партнера на голове, ногах, руках, плечах нижнего партнера. Упражнения с поддержкой — шпагат, стойка и другие.
Польза акробатики для здоровья:
- Акробатика прекрасно тренирует все группы мышц, развивает силу и выносливость.
- Делает тело гибким.
- Укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает координацию движений и ориентацию в пространстве.
- Акробатика благоприятно влияет на работу практически всех органов и систем организма.
- Способствует укреплению иммунитета.
- Улучшает работу сердечно-сосудистой системы.
- Улучшает обмен веществ в организме.
- Как и другие виды физической активности акробатика помогает держать свою фигуру в прекрасной форме и не позволяет набираться лишнему весу. Красивая осанка и подтянутость всего тела – вот отличительная черта акробатов.
Источник
Физическая культура. 5 класс
Конспект урока
Физическая культура, 5 класс
Урок № 22. Гимнастика с основами акробатики
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- История становления и развития гимнастики и акробатики.
- Значение занятий гимнастикой и акробатикой для укрепления здоровья и развития физических качеств. Перечень гимнастических упражнений с основами акробатики, организующих команд и приемов для учеников 5 классов.
Глоссарий по теме:
Гимнастика (др.-греч. gymnastike, gymnazo — тренирую, упражняю (сь), по другой версии от gymnos — голый, обнажённый) — это вид спорта, который включает в себя технически сложные физические упражнения, в том числе и на спортивных снарядах (перекладине, брусьях, кольцах, бревне, коне и др.).
Акробатика (др.-греч. akrobatéo — «хожу на цыпочках», «лезу вверх») — это разновидность гимнастики, направленная на развитие ловкости, гибкости, прыгучести, силы, равновесия и включающая три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.
Спортивная гимнастика — это вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках.
Художественная гимнастика — это вид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
Ритмическая гимнастика — это комплексы стилизованных общеразвивающих и танцевальных упражнений, которые выполняются под музыку в разном темпе и с различной амплитудой движений; система музыкально-ритмического воспитания (ритмика), созданная Эмилем Жак-Далькрозом в 1900-1912 г.г.
Кувырок — это базовое гимнастическое упражнение, переворот через голову на поверхности (кувырок в воздухе называется сальто).
Стойка на лопатках — это гимнастическая стойка, при которой опора производится лопатками, шеей, затылком и локтями, при этом поддерживается кистями под поясницу, большими пальцами снаружи. Обычно стойка выполняется из положения, лежа на спине перекатом назад с подниманием прямых или согнутых ног.
Шпагат — это гимнастическое упражнение, положение тела, при котором расставленные в противоположных направлениях ноги находятся на одной линии, а внутренние линии бёдер образуют угол в 180 градусов.
Полушпагат — это одно из подготовительных упражнений для шпагата. Находящаяся впереди нога согнута в коленном суставе, а вторая вытянута назад, как для полного шпагата.
Опорный прыжок — это вид гимнастических упражнений, состоящий в преодолении (с разбега) специально предназначенного препятствия определенным способом, используя промежуточную опору.
Гимнастическое бревно — это женский спортивный гимнастический снаряд, представляющий собой деревянный брус длиной 5 м и шириной 10 см. поверхность которого покрыта кожей или замшей. Стандартно бревно устанавливается на высоте 125 см.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Физическая культура. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А.П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019, стр. 64-74.
Физическая культура. 5-7 класс. Учебник. / Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. — М.: Просвещение, 2019 г.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Официальный сайт Федерации спортивной гимнастики России http://sportgymrus.ru/
Официальный сайт Федерации спортивной акробатики России http://acrobatica-russia.ru/
Официальный сайт Всероссийской федерации художественной гимнастики http://vfrg.ru/
Официальный сайт Всероссийской федерации спортивной аэробики http://xn--80aaadc9aeqwhffofgt6q8a.xn--p1ai/
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
История становления и развития гимнастики и акробатики. Началом истории возникновения и развития спортивной гимнастики можно считать первые в мире Олимпийские игры, которые впервые проводились в 776 году до нашей эры.
Различные гимнастические упражнения были составной частью народных праздников и в Древней Руси. Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и Александр Васильевич Суворов («Полковое учреждение», 1768 г.).
Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е годы связано, прежде всего, с осуществлением Всеобуча. Первый чемпионат страны прошел в 1928 г. В программу включались не только «классические» дисциплины гимнастики, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.
Дебют советских гимнастов на международной арене состоялся в 1937 г. — на 3-й Рабочей Олимпиаде в Антверпене.
В 1952 г. советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. Наши спортсмены стали чемпионами в командном и личном зачете.
Акробатика — это разновидность гимнастики.
В Древней Греции проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения. В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты «циркуляторы». Имеются сведения об акробатах, выполнявших сложные упражнения на гибкость и различные упражнения на шесте, который держался на лбу.
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т.е. построения акробатических пирамид.
На Руси акробатика пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла часть увеселительных зрелищ. В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. Наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.
Спортивное направление в развитии акробатики связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России).
Значение занятий гимнастикой и акробатикой для укрепления здоровья и развития физических качеств. Гимнастические упражнения делятся на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические.
Основные виды гимнастики: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, акробатика.
Перечень гимнастических упражнений с основами акробатики, организующих команд и приемов для учеников 5 классов.
Перечень гимнастических упражнений:
кувырок вперёд в группировке;
кувырок вперёд ноги скрестно;
кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат;
комплексы стилизованных общеразвивающих упражнений ритмической гимнастики под музыку;
опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь (для мальчиков);
опорный прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием (для девочек);
упражнения на низком гимнастическом бревне (на полу);
упражнения на наклонной гимнастической скамейке.
Обучение технике выполнения упражнений включает 3 основных этапа: ознакомление, разучивание и тренировку.
Выполнение гимнастических упражнений начинается с исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение — ПРИНЯТЬ». Упражнение под счет учителя выполняется по команде «Упражнение начи-НАЙ» или «К выполнению упражнения ПРИСТУПИТЬ», если упражнение выполняется без счета. Для окончания выполнения упражнения вместо последнего счета подается команда «СТОЙ» или (если упражнение выполняется без счета) «Упражнение ЗАКОНЧИТЬ». Показ упражнений производится учителем стоя лицом (зеркально) или боком к ученикам.
Сложные упражнения выполняются по разделениям. Например «Кувырок вперёд в группировке»: «Исходное положение — строевая стойка у края мата», «Исходное положение — ПРИНЯТЬ», «Упор присев — делай РАЗ», «Перенести тяжесть тела на руки, прижать подбородок к груди — делай ДВА», «Оттолкнуться ногами и перевернуться вперёд через голову в момент касания плечами мата обхватить голени руками (сгруппироваться) и закончить движение перекатом вперёд в группировке в упор присев — делай ТРИ», «Строевая стойка — делай ЧЕТЫРЕ».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста:
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
Информация о тестовом вопросе:
Вставьте пропущенные слова:
«Спортивная гимнастика — это вид __________, включающий соревнования на гимнастических ___________, в вольных ___________________ и в опорных _______________.»
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
«Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках».
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными
Выберите тип интерактивного теста:
10. Подчеркивания/зачеркивания элементов;
Информация о тестовом вопросе:
Подчеркните основные физические качества, которые развивают гимнастика и акробатика:
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные комбинации ответов являются неправильными
Источник
Акробатическая гимнастика — Acrobatic gymnastics
Акробатическая гимнастика — это соревновательная гимнастическая дисциплина, где гимнастки работают вместе и выполняют фигуры, состоящие из акробатических движений, танца и акробатики, настроенных на музыку. Есть три типа процедур; программа «равновесие» (в классе FIG 5 и выше), в которой основное внимание уделяется силе, уравновешенности и гибкости; «динамическое» упражнение (также уровень 5 и выше по FIG), которое включает в себя броски, сальто и ловля, и (для класса 6 и выше по FIG, а также для класса 4 и ниже) «комбинированное» упражнение, которое включает элементы как баланса, так и динамический.
Этот вид спорта регулируется Международной федерацией гимнастики (FIG). На международном уровне существуют четыре категории соревнований ФИЖ, определяемые возрастом; 11–16, 12–18, 13–19 и 15+ (старший). Существуют также классы 1–6, при этом 5 класс соответствует той же сложности, что и 11–16, а 6 класс — той же сложности, что и 12–18.
Акробатические гимнасты выступают в парах или группах и попадают в категорию определенного уровня или возрастной группы и оцениваются по ней. В каждом партнерстве разные размеры и способности гимнасток будут сбалансированы, чтобы дополнять друг друга для выполнения сложных движений. Некоторые будут в основном выполнять роли поддержки и качки, и их называют базами. Затем они уравновешиваются с обычно более маленькими гимнастками, которые становятся «вершинами». В мужских и женских группах также есть один или два «середнячка», которые похожи на другую базу, которые обычно поддерживают верхушку, балансируя на базе. В соревновании видны следующие партнерские отношения:
- женская пара (две самки)
- мужская пара (двое мужчин)
- смешанная пара (мужская база и женский топ)
- женская группа (три девушки)
- мужская группа (четыре мужчины)
Кроме того, в 1–2 классах могут быть смешанные группы (по 3 или 4 человека обоих полов). На соревнованиях партнеры исполняют музыку под музыку, которая обычно ставится специально для них. Гимнастки выполняют свои акробатические движения и сочетают их с танцем в соответствии со стилем музыки. Партнерские отношения оцениваются по артистизму / танцу (оценивается 10,0 балла из 31,5), выполнению навыков (оценивается из 10 и удваивается, чтобы дать 20,0 балла из 31,5) и сложности навыков (оценка 1,5 из 31,5).
Правила этого вида спорта, известные как Свод правил, регулируются Международной федерацией гимнастики . Эти правила могут меняться каждые четыре года в соответствии с олимпийским циклом, как и в других дисциплинах гимнастики.
СОДЕРЖАНИЕ
Соревнования
Акробатическая гимнастика является частью Всемирных игр и также включена в Европейские игры, а также имеет специальные чемпионаты мира по акробатической гимнастике, проводимые в четные годы (известные как чемпионаты мира по спортивной акробатике до 2006 года), а также континентальные или региональные чемпионаты в нечетные годы. Так , например, 28 — Акробатические Чемпионат Европы по спортивной гимнастике прошли в Жешув , Польша в октябре 2017 года.
В каждой стране также проводятся многочисленные национальные, государственные и региональные соревнования. Местные и региональные соревнования часто являются квалификационными этапами, необходимыми для участия в национальных чемпионатах. ФИЖ не требует, чтобы гимнасты прошли квалификацию через свои национальные чемпионаты для участия в международных соревнованиях, но местные руководящие органы часто выбирают свои национальные команды на основе результатов национальных соревнований.
Мероприятия по акробатической гимнастике часто привлекают значительную аудиторию, потому что они занимательны, волнуют и вызывают напряжение из-за кажущихся рискованными или смелыми движениями. На Олимпийских играх 2012 года в Лондоне акробатические товарищества были замечены перед олимпийскими гимнастическими соревнованиями, а также во время церемоний открытия и закрытия. Было сказано, что его внешний вид, несмотря на то, что он не является олимпийской дисциплиной, свидетельствует о его способности развлекать.
Золотые, серебряные и бронзовые медали обычно вручаются обычным образом; хотя в некоторых соревнованиях для получения медалей требуется минимальный балл.
Рутины
Количество обязательных упражнений на соревновании зависит от уровня, на котором соревнуются гимнастки. На младшем и старшем уровнях требуются все три процедуры, упомянутые ниже. В более младшем возрасте требуется только один более простой распорядок дня. Каждый из типов упражнений имеет разные акценты, но все они включают акробатику и танец как элементы. К различным типам рутинных занятий относятся следующие:
- Баланс (ранее известный как статический) — процедура баланса требует определенных поз или «балансов» и должна оставаться статичной в течение определенного времени. Эти движения требуют силы, уравновешенности, элегантности и гибкости. Гимнасты объединяются в башни или пирамиды, вершины которых удерживают определенное положение, сбалансированное на своих основаниях. Традиционно упражнения на баланс часто выполнялись под более медленную музыку, но не только так. Процедура балансировки длится примерно две минуты тридцать секунд.
- Динамический (ранее известный как Темп) — эти упражнения демонстрируют мощь, силу и грацию посредством выполнения акробатических движений, включающих фазы пружины, полета, вращения и приземления. Это часто включает в себя основание или основы в партнерстве, продвигающие вершину в воздухе и через серию сальто или поворотов. Вершина обычно захватывается или поддерживается на площадке их основанием (ями). Динамические процедуры длятся примерно две минуты.
- Комбинированный — на более высоких уровнях соревнований (от 12-18 до старшего уровня) необходимо выполнять третье упражнение, которое сочетает в себе баланс и динамические движения, наряду с обычными акробатическими упражнениями и танцами (акробатика не требуется от спортсменов старшего уровня). Обычно это упражнение проводится в финале, продолжительность которого, в зависимости от уровня соревнования, составляет примерно 2 минуты 30 секунд.
Подсчет очков
Соревнования по акробатической гимнастике оцениваются по шкале от 30,00. Ниже приведены категории, в которых оцениваются спортсмены.
- художественный компонент, оценивающий выступление акробатов с точки зрения хореографии, разнообразия и способности исполнять музыку; (оценка из 10)
- компонент исполнения, который оценивает сбавки, понесенные акробатами при выполнении партнерских и индивидуальных навыков упражнения (например, согнутые ноги или незакрытые пальцы ног). Он оценивается по 10-балльной шкале, но позже удваивается, чтобы подчеркнуть его важность.
- компонент сложности, который представляет собой общий эквивалентный балл, основанный на степени сложности и количестве навыков (оценка сложности определяется значением, присвоенным навыкам в соответствии с Кодексом баллов ).
Нередко набирает больше тридцати, так как количество очков сложности не ограничено.
Судить
Судейские бригады по акробатической гимнастике аналогичны другим дисциплинам гимнастики, где разные бригады судей контролируются главным судьей, и в каждой бригаде есть «председатель судейской бригады» (CJP), который наблюдает за деятельностью этой бригады. В акробатической гимнастике есть судьи по сложности (DJ), которые оценивают только сложность элементов в программе; артистические судьи (AJ), которые оценивают только исполнение и художественные достоинства номера; и судьи по исполнению (EJ), которые решают только, какие баллы должны быть вычтены на основании несовершенного исполнения отдельных элементов в программе. Количество судей каждого типа в акробатической бригаде зависит от уровня соревнований и может варьироваться от одного до многих (за исключением председателя, так как на бригаду приходится только один CJP).
История
Впервые акробатика как особый вид спорта была использована в Советском Союзе в 1930-х годах, а первые чемпионаты мира прошли в 1974 году.
В дополнение к текущим пяти категориям, две дополнительные категории для акробатики (мужская и женская) были включены до чемпионата мира 1999 года, хотя некоторые группы все еще включают акробатические упражнения.
В Соединенных Штатах первая национальная организация спортивной акробатики была названа Федерацией спортивной акробатики США (USSAF). Основанный в 1975 году, его название было изменено на Спортивная акробатика США (USSA) в 1990-х годах. В 2002 году USSA объединилась с гимнастикой США, и теперь акробатическая гимнастика является одной из дисциплин.
Источник