Практика Агни-йога: как появилась и зачем необходима
Агни-йога является мистическим учением, созданным Рерихами во временном промежутке с 1924 по 1938 года. Авторы заверяли, что данное учение они получили от загадочных «Махатмам», проживающих в районе Гималаев в знаменитой «Шамбале».
«Махатма» в агни-йоге – это духовный учитель, который имеет оккультную силу и сознательно участвует в духовной эволюции нашей планеты.
Агни-йога – что же это такое?
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
Агни-йога представляет собой учение живой этики, которое вобрало в себя все знания вековых практик. Полное формирование данного направления, которое синтезирует в себе все религии и йоги, произошло в 20-м столетии.
Примечателен тот факт, что агни-йога имеет в себе очень глубокие осмысленные понятия, но вместе с тем является невероятно простой, понять её может каждый, у кого есть на то желание.
Агни в аюрведе
Аюрведа (древнее учение про здоровую и длинную жизнь) рассматривает понятие «агни» как биологический огонь, принимающий участие в обменных процессах организма, способный заменить в теле и уме более плотные состояния более тонкими.
Под изменениями подобного плана подразумеваются следующие:
- процесс переваривания пищи и усвоения питательных веществ;
- отсеивание ненужной информации, поступающей из органов чувств;
- изменения умственного плана, а также психоэмоциональные переживания;
- изменения на клеточном уровне.
Сила огня агни задействует функцию переваривания пищи, она является её активизатором. Биологический огонь отличается кислой природой. При сбалансированном огне человек будет чувствовать себя здоровым. А появление дисбаланса чревато развитием разных патологий.
Аюрведа рассказывает про то, что ум и тело состоят из тринадцати агни и один из них – джатхарагни, ответственен за процесс переваривания пищи.
Хотя агни способен проявляться в 4-х формах (небесном огне, животном, земном и минеральном), он выполняет одни и те же функции:
- варит, горит, преобразовывает (Пака);
- окрашивает, в основном в оттенки красного (Рага);
- даёт чувство жара (Ушма);
- даёт разум (Медха);
- наполняет человека отвагой и силой (Оджас-Теджас).
В случае гармоничного функционирования агни, если он сбалансирован и его достаточно по количеству, в организме будет всё в норме. Такое состояние известно как агнисамйя.
А с непропорциональным снижением либо увеличением огня как минимум в одном из аспектов наступает агнивайшамйя – дисбаланс биологического огня, который чреват различными заболеваниями.
В общей сложности агни проявляется в 4-х видах состояний: самагни, вишамагни, тикшнагни и мандагни. Первый является полностью сбалансированным нормальным огнём, а оставшиеся три проявлены в разных видах отклонений. Все отклонения соотносятся с определёнными заболеваниями и нарушениями.
Особенности агни-йоги
Учение агни-йоги гласит, что космический огонь, или «агни», представляет собой источник жизни. Огонь находится везде и всюду в каждом из нас. Он способен соединить всё, а если он уходит, начинаются процессы распада и разложения.
Учение живая этика смогло впитать в себя весь опыт и знания, которые накапливались в течение многих веков с помощью опыта разных людей. Если учащийся будет с вдумчивостью и жадностью воспринимать этот многолетний опыт, то сумеет найти ответы даже на самые трудные жизненные вопросы.
В 20-м столетии учение об агни-йоге началось распространяться благодаря усилиям семьи Рерихов. В частности, Еленой Ивановной Рерих были написаны четырнадцать изданий, посвященных учению живой этики. А Николай Константинович Рерих изображал эту философию на своих полотнах. Рерихи старались наполнить умы людей светлыми мыслями и откровениями свыше.
Более детальную информацию об агни-йоге можно получить из книг, написанных С. В. Стульгинскисом и А. И. Клизовским.
«Грани агни-йоги»
«Грани агни-йоги» представляют собой серию изданий, включающих в себя записи Б. Н. Абрамова – самого близкого ученика Н. К. Рериха. Издание будет полезным тем, что хочет отыскать ответы на вопросы, зачем мы живём на свете, а также уровня ответственности человека перед мирозданием. Записи Абрамова представляют собой некое вместилище идей семейства Рерихов касаемо учения живой этики.
Теджас агни – огонь разума
Теджас агни в аюрведе выступает проявлением Бога, тонкой формой агни. Если человек находится в состоянии доброты и благости (саттвы), Создатель доволен им, и его разум является чистым. Он имеет способность к полноценному анализу, игнорированию любого негатива и различию между тем, что помогает достигать духовного благополучия, и тем, что является преградой на пути к этому. Тогда человек не совершает неправильные действия, чреватые страданиями.
В этом случае можно говорить о балансе телесных дош, благодаря чему с ходом времени в тело человека снисходит самагни в виде огня. За счёт всего этого мы получаем нормальное переваривание пищи и обмен веществ и в итоге становимся красивыми, здоровыми и счастливыми.
О сбалансированном агни можно говорить по наличию следующих симптомов:
- человек не чувствует дискомфорт после принятия пищи;
- тело и дыхание имеет приятный запах;
- у человека хороший аппетит;
- отличное состояние иммунной системы;
- человек становится жизнерадостным и активным.
Однако происходит и такое, что людей начинают одолевать страсти (раджаса) либо невежества (тамаса). Это название дош ума согласно аюрведической системе, они выступают низшими модусами природы. Раджаса и тамаса способны привести теджаса в состояние дисбаланса, из-за чего агни или угасает полностью, или, напротив, ярко разгорается. Из-за всего этого происходит следующее:
- начинается накопление продуктов обмена веществ в тканях организма;
- оказывается под угрозой выделительная система;
- появляются разнообразные патологии.
В случае, когда человек столкнулся с разбалансированным агни (его избытком) по причине преобладания раджаса (страсти), на это укажут такие симптомы:
- появление кислой отрыжки, изжоги;
- понос;
- повышенная потливость, жар;
- состояние эмоциональной возбуждённости;
- стремление командовать окружающими;
- ревность;
- зависть;
- нарушения пищевого поведения (злоупотребление едой, употребление в пищу несвежей пищи, поспешность либо медлительность при приёме пищи и так далее).
А тогда, когда агни находится в недостатке из-за воздействия тамаса (невежества), мы отмечаем следующее:
- пищеварение замедляется, появляется затхлая отрыжка, человек чувствует тяжесть после приёма пищи;
- страдает от запоров;
- чувствует себя апатичным и ленивым;
- находится в состоянии эмоциональной заторможенности;
- страдает от лишних килограммов;
- сталкивается с жадностью.
Поэтому каждому из нас необходимо крайне внимательно воспринимать и контролировать свои мысли, слова и действия, а также свой рацион питания.
Чем полезна асана агни стамбхасана и как её выполнить
Данная асана представляет огромную пользу для кровоснабжения органов малого таза, для нормализации состояния тазобедренного и плечевого сустава, способствует устранению поясничных болей и нормализации пищеварения.
Агни стамбхасана выступает позой, усиливающей огонь. Она замечательно подойдёт для медитативных практик, поспособствует восстановлению душевного равновесия при депрессиях и стрессе за счёт действенного успокоения, избавления от эмоциональных проблем.
Асана выполняется так:
- Сперва принимается поза Баддха Конасана 1 (является позой фиксированного угла).
- Затем лодыжки с левой стопой следует перенести на область правого колена. Вместе с этим нужно как можно сильнее раскрыть ступни и упереться ладонями в пол.
- Следует медленно наклониться вперёд, вытягивая при этом позвоночник и делая упор на седалищные кости.
- Если у вас достаточно хорошая растяжка, можете углубиться в эту позу.
- Зафиксируйтесь в подобной позиции на тридцать-шестьдесят секунд, скрестите ноги под другим углом.
Обратите внимание, что агни стамбхасана не рекомендована к выполнению при наличии повреждений колен. Также в процессе её выполнения внимательно следите за своими ощущениями, сильный дискомфорт не является нормой.
В завершение рекомендуем вам также к просмотру информативное видео об агни-йоге:
Источник
Агни Йога о жизни после смерти
Агни Йога о жизни после смерти
Духовные Учителя Востока, видевшие мир иной воочию, так описывают жизнь и законы этого мира в учениях, переданных Ими ученикам:
«(…) окажутся излишними потребности тела в еде и питье и всем прочем. Но ведь и там продолжают курить, правда, призрачно. Следовательно, призрачно продолжают, по невежеству, делать все то, что привыкли делать на Земле. Получается туман или одурь призрачного существования под гнетом утвержденных и вросших привычек. Освобождение от них лежит в духе, но отделить все, что нужно и необходимо на Земле, от того, что не нужно в Мире Надземном, надо уже на Земле. Иначе не вырваться из окружения призраков земных пережитков. Именно хорошо представить себя уже совершенно не нуждающимся в предметах земных. Также полезно понять разницу между одеждой земной и надземной. Надземная одежда одна, запасы ее совершенно излишни, и создается она воображением, и облекает ею себя человек при помощи мысли. Путем яркого представления себя в ней. Голым, даже в Мире Незримом, ходить неприятно. Земные, обычные земные одежды порою смешны, например, фрак с крахмальной сорочкой или пышный придворный мундир, корсет и все прочие крайности моды. Красота облачения духа оправдана и в условиях Тонкого мира. Но красота сочетается с простотою. Толпы астрального плана одеты по сознанию и народности, времени и эпохе. Но есть одеяния универсальные, годные для всех времен и цивилизаций. Облачения Духов Высоких красивы и просты необычайно. Прообраз имеете их на Земле. Жилище не нужно – везде дом. В низших слоях тесно и душно, как и в больших городах. Кто любит природу, с ней и пребудет. Кто – тесноту рукотворных строений и толпы, будет в них и с ними. Кто – притоны – в притонах. Словом, кто чего хочет и стремится к чему или к кому, пребудет в желаемом окружении. Отсюда и потемки низших слоев, и райские сады и красоты Надземного Мира. Все по слоям и по устремлению к ним. И на Земле те же пределы, но редко кто сопоставит красоту гор или рек или морей с городскими трущобами, притонами и прочими условиями земной жизни. По сознанию и окружение. Но на Земле – не всегда. Там же – это закон». («Грани Агни Йоги», т. 4, 250.)
О том, насколько пагубными для духовного развития людей оказываются плохие привычки и насколько они привязывают развоплощенные души к низшим слоям астрала, Е.И. Рерих писала: «Трудно отрывается от Земли дух, отягощенный привычками; не подняться ему в верхние слои. Каждый слагает вокруг себя магнитный вихрь, и этот вихрь несет его на высоту, им сложенную. Никакие вмешательства Высших Сил не могут привлечь его и удержать в верхних сферах, если дух отяжелен, ибо несоответствие высшей сферы с его душевным состоянием отзовется мучительно и разрушительно на его тонкой оболочке. Именно дух, привязанный к Земле привычками, остается надолго прикованным к низшим слоям Астрального Мира, и слои эти ужасны! Потому давно Сказано, что каждый отмерит свой кусок. Нужно понимать это не только в узко земном смысле», – писала о посмертном бытии Е.И. Рерих. (Из письма от 10.10.34.)
О закономерностях существования в мире ином в «Гранях Агни Йоги» говорится: «Для сознания существует только тот план, на котором оно проявляется в соответствующем этому плану проводнике. На плане астральном, когда человек в своем тонком теле, Тот мир заменяет мир этот, а этот перестает существовать. Он есть, в нем живут люди, но для сознания его уже нет, так как он не осознается. Реальность Того мира столь же ярка и убедительна, как и этого, но некоторое время все же должно пройти, прежде чем человек приспособится к новым условиям и особенностям Тонкого пребывания. Лучше всего подготовиться к этому заранее, пока еще на земле, чтобы не впасть в растерянность и смущение при переходе. Размышления на эту тему очень полезны. Материя все та же, как все та же она сверху донизу, но аспект ее несколько иной. Выступает ее энергетическая основа, более подвижная и более пластическая, чем плотные формы этого Мира. Те же горы, реки, поля и леса. Те же города, здания и улицы, те же люди с теми же склонностями и привычками, но все это прошедшее известную трансмутацию и как бы просеивание через фильтры Незримого Мира. Для обычного, непросветленного сознания и жизнь там так же скучна и так же обычна, как и на земле. Многие даже не осознают перемены. Ведь жизнь человека все же идет в его сознании, даже когда он в физическом теле. А там тела нет, а жизнь продолжается, идя по проложенным колеям. Потому-то и говорится так много о расширении сознания, чтобы не было оно ограничено там частоколом невежества или самости. Тому, кто на земле привык к творческому труду, особенно, кто мыслью творил, там возможностей несравненно предоставляется больше. Надо лишь только понять, какое творчество там оправдано новыми изменившимися условиями жизни. Увы! И там продолжают делать все то же, что делали на земле, часто даже не замечая различия тонких условий от условий земных. Строят дома, пилят дрова, воду таскают, пьют и едят и ссорятся так же, как ссорились раньше, не понимая, что все это уже не нужно, что дом – это все пространство Незримого Мира, еда и питье не нужны и строить все можно лишь мыслью, уже не прибегая ни к ручному труду, ни к инструментам, ни к чему из того, чего требовали условия плотного мира. Так же пытаются там говорить, шевеля языком и произнося слова, в то время как нужна только мысль и возможна мысленная передача. Когда твердое сознание сбрасывает с себя всю эту ненужную шелуху земных пережитков, освобождается дух для жизни надземной со всеми ее неисчерпаемыми возможностями. Самость запирает сознание в душные рамки, наполненные осколками земных пережитков, воспоминаний, привычек и чувств. Словно в темнице пребывает человек в этих самовверженных узах, и никто, кроме его самого, не может освободить его от них! Хорошо уже заранее знать, чего не нужно с собою брать в Мир Надземный и как можно жить и действовать там, чтобы не растеряться и равновесие не утерять при переходе и знать, что там делать. Неудовлетворенное здесь может быть удовлетворено там, не достигнутое здесь достигнуто там, неутоленное – утолено, если все это от духа, но не плотного тела и физических чувств. Это мир свободы и радости, света и красок и поле безграничных возможностей для проявления высших способностей духа и его устремлений. Именно там невозможного нет, ибо все там творится и движется мыслью». («Грани Агни Йоги», т. 2, 398.)
Мир иной действительно дает людям неограниченные возможности самосовершенствования. Но здесь есть одно «но»: человек может совершенствоваться, улучшаться в Тонком мире лишь в том случае, если он пытался это сделать, или хотя бы думал об этом на Земле. Недаром в Евангелии говорится: «Какие узлы развяжете на земле, то будет развязано и на небе». В посмертном бытии можно решить лишь те проблемы, о которых человек думал во время земной жизни. В астральном мире практически ничего нельзя начинать – можно лишь продолжать, совершенствуя или, напротив, ухудшая, в зависимости от уровня сознания человека и основного направления его жизненного пути. И души тех, кто в течение своего земного бытия думал лишь о материальных потребностях и примитивных удовольствиях, не интересуясь ни наукой, ни искусством, ни вопросами духовного совершенствования – души этих обокравших самих себя людей будут влачить жалкое «растительное» существование, отгороженные от мира света и гармонии собственными призрачными преградами.
Бывают и еще худшие виды «спячки» при переходе в Тонкий мир. Как писала Е.И. Рерих, помимо сознаний, ведущих полусонное существование, в Тонком мире встречаются индивидуумы, которые при переходе в астрал оказываются вообще бессознательными. Почему так происходит? Потому, что в течение земной жизни они были твердо убеждены, в том, что иного мира не существует и иной жизни, следовательно, тоже. Конечно, не все убежденные материалисты оказываются в таких условиях: многие люди, даже не знающие о возможности сознательного бытия после смерти физического тела, тем не менее после своей смерти понимают свою ошибку и довольно быстро приспосабливаются к жизни в иных условиях. Но все-таки, как писала Е.П. Блаватская, есть тот род абсолютно убежденных материалистов, которые, похоже, считают веру в несуществование души и посмертного бытия своим личным принципом, основной чертой своего мировоззрения. Естественно, что это убеждение автоматически определяет их посмертное существование: после смерти физического тела сознание таких людей, «запрограммированное» на полное прекращение разумного бытия, в самом деле пребывает в соответствующем состоянии. Посмертное бытие этих людей делается бессознательным. Человек находится как бы в состоянии глубокого сна без сновидений, лишаясь активного, творческого существования. Это бессознательное состояние может длиться вплоть до следующего воплощения. Вместо смены ритма, накопления опыта бытия в тонких мирах Вселенной человек словно попадает в безвоздушное пространство – нить сознательного бытия после смерти прерывается, и индивид возвращается к сознательной жизни лишь в очередном воплощении на физическом плане. Между тем смысл человеческой жизни – это быть сознательным, а значит, творчески активным везде, на всех планах Вселенной, во всех формах космической жизни.
Далеко не все люди осознают истинную ценность творческих способностей сознания – эволюционного завоевания человека как мыслящего существа. В течение земной жизни психическая энергия растрачивается на бессмысленную погоню за деньгами, красивыми вещами и примитивными удовольствиями, а после смерти сознание, находящееся во власти земных привычек, уже неспособно обратиться к духовному творчеству и познанию. И в итоге остается лишь сожаление о земных удовольствиях, недоступных в Тонком мире. А духовное творчество, для которого есть в Тонком мире блестящие возможности, таким душам не нужно, потому что их сознание не привыкло к нему и не оценило те дары, которые оно несет человеку.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник