Агни йога тела человека
Пятое тело человека имеет санскритское название Манас, Высший Манас — самоосознание или мыслитель, высший разум. Это та часть разума, которую называют мудростью. Это область высшей мыслительной деятельности, связанной с самоосознанием человека, с осознанием своего иерархического места в Мироздании; с задачами, требующими сложных философских обобщений, крупных образно-символических представлений, начальных проявлений интуиции и тому подобными качествами. Манас, Высший разум — это способность к абстрактным представлениям и размышлениям, это то, посредством чего человек узнает истину пробуждающейся интуицией, а не рассуждением, причем, от низшего разума, ментала, низшего манаса заимствуются его рационалистические методы только для того, чтобы в земном сознании установились абстрактные истины, которые ему самому ведомы непосредственно. Елена Ивановна пишет:
«Интеллект не есть высший Манас, Высший разум есть мудрость, плод многолетних накоплений. Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь великого синтеза, который дает нам прозрение в иную сущность вещей. Часто узкие специалисты особенно блещут интеллектом и полным отсутствием синтеза. Им никакие разъяснения не помогут, ибо ничто так медленно не накопляется, как синтез» (24.06.35.).
«С каждым новым циклом ступень достижения повышается. Так Манас, или высший разум, на нашей Земле получит свое полное развитие в пятом круге и в пятой расе его, пока же мы еще только в четвертом круге и в пятой расе при завершении ее, потому для нашего круга Манас уже достиг апогея своего развития, а с нарождением шестой расы, вернее с ее утверждением, ибо уже немало людей, принадлежащих к шестой расе, мы вступим в эпоху развития духовного сознания, имеющего свое основание в сердце» (23.09.37.).
Пятый принцип, Манас высший питается и развивается абстрактным мышлением, бесстрастием и подчинением разума воле, направляемой на бескорыстное служение, и углубленной сердечной медитацией.
Шестое тело имеет санскритское название Буддхи. Это Вселенская Душа или Вселенский Разум. Также это есть духовная Душа в человеке. Называют этот принцип и разумом сердца, поскольку «именно шестой принцип в своем высшем аспекте будет возглавляться сердцем» — напоминает Е.И. Рерих и подчеркивает его связь именно с сердцем. «…Шестой принцип в сердце и это правильно, ибо ничто не может миновать сердца, все энергии трансмутируются в нем, но многие теософы привыкли соединять шестой принцип — Буддхи — только с питуитарной или мокротной 2 железой…» (30.06.34.).Развитие этого принципа дает человеку свободное владение интуитивными знаниями, тем, что Агни Йога называет чувствознанием. Этот шестой принцип, являясь проводником Атмы, связывает все нижестоящие принципы с высшим седьмым принципом — Атмой. Буддхи питается всеми высокими безличными стремлениями, проникнутыми любовью, чистым состраданием и всеобъемлющей нежностью. Воплощенное в жизнь Единство человека с Миром, Космосом, Иерархией, сознательное следование положениям Космических Законов являются важными предпосылками развития этого принципа человеческого организма.
Седьмой принцип — Атма или Атман — Вселенский Дух, Высшее Огненное Начало, Энергия Бога, Абсолюта, Высшая Первопричина, управляющая Миром. Это высший основной синтетический принцип, огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе.
Итак, Атма, фокусируясь шестым принципом, Буддхи, образует монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Ego. (7 принцип + 6 принцип = монада).
Монада, соединяясь с пятым принципом, Манасом, составляет высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Ego человека, или бессмертную Индивидуальность. (7 + 6 + 5) В Агни Йоге эта высшая триада часто называется зерном духа.
Соединение же первых четырех смертных тел или принципов дают человеческую Личность. (1 + 2 + 3 + 4) Таким образом, человеческая личность — смертна, индивидуальность — бессмертна.
После посмертного разрушения четвертого принципа — ментального — высшая триада, или бессмертная индивидуальность человека попадает в Девачан (аналог христианского Рая) в ожидании последующего очередного воплощения.
Мы говорим о личности и индивидуальности, о смертных и бессмертных телах человека, но что реально можно понимать под бессмертием? Может ли человек после физической смерти ощущать сам себя через свои бессмертные принципы? Елена Ивановна пишет, что «так называемые принципы в нас (исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти) суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на дух, душу, манас высший и низший, по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому для достижения высшей духовности, мы должны трансмутировать и сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так Мир высшей духовности, Мир Огненный, есть Мир сублимированных чувств или сознаний» .
Самоосознание человека и ощущение его собственного бессмертия связывается с сохранением сознания после физической смерти, и вот что пишет об этом Е.И.Рерих:
«Когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно, именно, в физическом теле соединить 4, 5 и 7 принципы и слить их в шестом Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве высокой психической энергии.
На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Еgо, в свою очередь, также передает высшему Еgо все те впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».
Таким образом, истинная индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа в его личности или в сменяющихся земных проявлениях; отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению…
Так личное, или низшее Еgо, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее Еgо, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципа» (11.06.35.).
Высшее духовное тело (атмическое) является тончайшей субстанцией, оболочкой духа, «Богом, ставшим плотью» в совершенно реальном смысле, божественным началом в океане материи, неперестающим быть божественным, хотя и воплощенным. Постепенно в этом высшем теле собираются результаты всех переживаний, всех наиболее ценных знаний и накоплений за бесчисленные воплощения.
Это — те бессмертные тела человека, которые не подвержены ни рождению, ни смерти, они дают непрерывность памяти, которая есть самая суть индивидуальности. Они являются той сокровищницей, в которой сохраняется все, достойное бессмертия. «И не войдет в него ничто нечистое» (Откровение, XXI, 27). Они являются непреходящим местопребыванием духа.
Вопрос семеричного строения человеческого существа далеко не прост для понимания. Знания эти — не пустая формальность, как может кому-то показаться. В глубине нашего существа лежит понимание всего Мира, путь к познанию себя и дорога к реальному бессмертию, к сохранению сознания после неизбежного для всех перехода в иные миры. Лишь глубоко осознав, прочувствовав и проанализировав самого себя, свое поведение и работу каждого из тел-принципов в различных жизненных ситуациях — в физическом и эмоциональном покое, в состояниях радости, стресса или умиротворения, душевного и духовного восторга человек постепенно может прийти к сознательному взаимодействию всех своих структур, то есть стать хозяином своего малого и большого «я», своего Ego.
3 питуитарная железа, мокротная железа — части головного мозга, ответственные за психические и духовные проявления человека.
Источник
Тела человека
Человек состоит из 7 частей материи различной плотности, из семи тел. Из этих семи тел мы видим лишь одно – физическое грубое тело, его мы можем пощупать, погладить. Остальные шесть тел, нашим пяти органам чувств не доступны. Есть, конечно, некоторые люди, которые видят тонкие тела, но, главным образом, лишь наиболее низшие части нашей ауры.
Семь тел человека :
4. Манас низший (ментальное тело) 4_Mentalnoe_Telo.pdf
6. Буддхи и 7. Атма 6__7_Budchi_Atma.pdf
МОНАДА MONADA.pdf
АУРА AURA.pdf
Для того чтобы лучше понять сущность человека необходимо рассмотреть каждое тело подробнее. Надо понять свойства и сущность каждой оболочки, чтобы знать, куда необходимо направлять свою волю с целью работы над определенным качеством характера.
1. Физическое тело — наше грубое тело, которое мы видим, можем его потрогать, осязать. Физическое тело – это инструмент, с помощью которого человек может видеть, слышать, обонять и осязать мир плотный. Именно через физическое тело проявляется дух на Земле. Физическое тело – это футляр для остальных тонких тел. Оно неразрывно связано со своим эфирным энергетическим двойником – эфирным телом.
2. Эфирное тело – энергетический двойник тела физического. Оно состоит из тонкоматериальных флюидов, из тончайшей материи, тоньше аромата, который нельзя потрогать руками, но можно все же вдыхать.
Эфирное тело – тело энергий. Без него физическое тело не может существовать. Эфирное тело – отвечает за все, что происходит в организме человека, запускает все биологические процессы – процесс пищеварения, метаболизма, кровообращения; обеспечивает работу органов дыхания, двигательную работу мышц и т.д. Когда эфирное тело полностью выходит из физического, то в последнем начинается процесс разложения, другими словами, наступает смерть плотного тела.
Эфирное тело является энергетическим проводником и связующим звеном между телами тонкими с грубым физическим телом. Эфирное тело после смерти притягивается к земле и вскоре распадается.
При физическом заболевании в первую очередь очень ослабляется эфирное тело, оно может поправиться лишь благодаря огненным центрам посредством сохранения и активизации психической энергии, поэтому психическая энергия является незаменимым универсальным целебным средством.
3. Астральное тело – тело чувств, эмоций и желаний. Это тело является атавизмом (пережитком) нашего животного существования. Астральное тело, как и физическое, имеет объем и даже минимальный вес. Если физическое тело питается пищей, то астрал – эмоциями и переживаниями. Астральное тело, можно сравнить с непослушным ребенком, который делает что хочет. Все человеческие привычки живут в астральном теле. Это еще больше усиливает его и делает еще более упорным. В момент, когда вы решите избавиться от одной из своих негативных привычек, астрал оказывает упорное сопротивление вашему решению.
«…Астрал надо унять. Астральный вихрь – это воз с пустыми жестянками: шума много, но без толку. Укрощение астрала производится путём выключения этого проводника из жизни сознания… Ненужную одежду выбрасывают и ею перестают пользоваться. Той же участи подлежит и астрал – упраздняется за ненадобностью».(Г.А.Й.1953 г. 482).
Все те чувства, которые роднят человека с животным, сосредоточены в астрале. Все отрицательные качества, такие как, обиды, раздражение, страх, злоба, зависть, ревность, ненависть и так далее – все это, не что иное, как проявления астрального тела, которое может при необходимости легко менять свои маски, и все лишь для единственной цели – «насытить ненасытность свою какой-либо эмоцией… Подавленный в одном, он непременно проявится в чем-либо другом. И он непременно найдет себе оправдание, за которым спрячет свою сущность. Будут приведены все несовершенства окружающих людей или трудных условий, но никогда человек не найдет в себе мужества сознаться, что вспышка случилась не потому, что кто-то и что-то сказал или сделал, а потому, что змий древний (астрал) поднял голову и ужалил носителя своего. Легче спрятаться за других и оправдать свое очередное неистовство». (Г.А.Й.1953 г. 482).
Справиться с астралом, обуздать его может лишь мысль, освобожденная от него хотя бы на время. «Астрал живет вспышками, но спокойна и плавна бесстрастная мысль. В том её сила. Обуздание астрала подготовляется в тишине мыслью спокойной…» (Г.А.Й.1953 г. 482).
4. Ментальное тело – это тело мысли. Оно является срединным промежуточным телом между земными животными оболочками и высшими духовными составляющими частями человека. Поэтому Ментальное тело делят на Манас низший и Манас высший.
Манас низший – низший инстинктивный ум, отвечающий за инстинкты человека; ум желаний. Это, та часть, которая обращена к ее животному началу, к инстинктам, страстям, желаниям. Манас низший – это наследие животного прошлого. В человеке проявляется то, что присуще животным: питание, обогревание, размножение, безопасность.
5 . Манас высший — Каузальное тело, тело причин – духовный разум, самосознание, то, что тяготеет в человеке к божественному и заставляет его духовно развиваться. Эту часть ментального тела относят к высшим бессмертным телам.
6. Буддхи – душа человека, в которой проявляется дух, его божественная частица. Буддхи является сосудом, в который накапливается весь жизненный опыт всех воплощений, начиная с атомистического, вплоть до нынешнего состояния сознания. В нем собираются все наши кармические заслуги и задолженности. Поэтому, буддисты называют его «казуальным телом» — телом причин.
7. Атма – дух, или огненное божественное начало в человеке.
Атма, Буддхи, Манас Высший — образуют Огненное тело, но у человека, на данном этапе его эволюционного развития, Огненное тело практически не развито. Оно находится в зачаточном состоянии, и развито лишь у космических Учителей Человечества и Их ближайших учеников. Задача человечества в данную эпоху – развить в себе Огненное тело.
Физическое, Эфирное, Астральное, Ментальное (Манас низший) тела — это Четыре низших тела, которые составляют «низшуюй четверицу», и являются смертными оболочками.
Манас Высший, Буддхи и Атма — три Высших Бессмертных принципа. Они составляют Бессмертную триаду человека.
Каждый раз человек трижды умирает, сбрасывая физическое тело, астральное тело и ментальное тело, сбрасывает все то, что является личностью человека. Это значит, что личность человека – смерта. Это временная личность, данная, лишь на одно воплощение.
Личностей у нас было много, и будет еще немало. Таким образом, служение, угождение себе, своей личности – это служение тому, что временно и смертно.
Бессмертная триада, три высших принципа, которая составляет Индивидуальность человека – бессмертна!
Источник