Агарвалом йога идеального зрения

Продолжение

Обучая детей системе тренировки зрения, постарайтесь все упражнения превратить в забавные развлечения-игры, чтобы реенок сам стремился к их выполнению. Очень интересные игры для детей, направленные на улучшение зрения, предлагает Р.С.Агарвал в своей книге «Йога идеального зрения» [10, р.146]. Среди них следующие:

1. Различные упражнения располагаются в определенном порядке (карточки с их названиями и необходимые для их выполнения принадлежности) и участники игры переходят от одного упражнения к другому как только прозвучит колокольчик (каждые две-пять минут). Упражнения на выбор: большие повороты, малые повороты, пальминг, шитье, письмо, увеличение насыщенности белых центров букв в газете, то же самое с использованием карточки с сантиметровым отверстием, концентрация на пламени свечи с отсчитыванием 100 дыханий, чтение мелкого шрифта с использованием белых строк, центральная фиксация на Ом-карте.

2. Пять участников игры водят хоровод с песнями вокруг табуреточки, на которой стоит свеча. Затем они садятся и начинают читать мелкий шрифт. После этого все повторяется.

3. Эта игра очень полезна при обучении детей новой терминологии. Каждому из участников игры даются имена, такие как, например, Сетчатка, Миопия, Гиперметропия, Астигматизм, Пресбиопия, Хрусталих, Роговица, Радужка, Макула, Зрачок, Глазное яблоко и т.д. Ведущий рассказывает какую-нибудь историю, в которой содержались бы эти имена. Услышав свое имя, участник игры встает, делает круг и садится.

4. Поставьте стулья, числом на один меньше, чем число участников игры. У каждого стула (рядом, на самом стуле или сбоку) расположены необходимые для выполнения какого-либо упражнения предметы или просто даны названия упражнений. Этими упражнениями могут быть: центральная фиксация на проверочной таблице, чтение «Основных сведений о зрении», чтение мелкого шрифта, моргание на белых строках, чтение при свете свечи, моргание на зеркале, моргание на двух указательных пальцах, чтение проверочной таблицы вдали, мысленное раскачивание и т.д. Участники игры движутся по кругу вокруг стульев, стуча мячами по полу. Когда прозвучит колокольчик, их задача успеть занять места на стулья. После этого они приступают к исполнению упражнений.

Читайте также:  Гимнастика для носа при гайморите дыхательная

Очень подробные рекомендации по улучшению зрения детей содержатся в работе М.Д.Корбетт «Упражнения йоги для зрения» [49, р.168-184]]. В основном это советы, касающиеся своевременного выявления нарушений зрения у новорожденных и малолетних детей (дошкольников, как правило) и их лечению. Приведем здесь основные положения ее рекомендаций и некоторые из разработанных М.Д.Корбетт упражнений.

1. ПЕРВОПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ с момента их поступления в школу, согласно мнения практически всех последователей Бэйтса, заключается в принудительном характере обучения в школе. Это вызывает сильное психическое напряжение у детей. До школы у ребенка никто не спрашивал, видит ли он воздушный змей в небе. Для него это не имело никакого значения. Но с приходом в школу дети вынуждены разглядывать маленькие удаленные, незнакомые им буквы. Их иногда принуждают к этому лио учителя, либо родители.Вблизи же им приходится разглядыать такие же незнакомые буквы и знаки. Ребенок начинает напрягать свои глаза. Зрение постепенно ухудшается. В ряде случаев учитель может выглядеть для детей «злой и нехорошей тетенькой, которая все время ругается». Это влечет за собой дополнительное психическое напряжение. Указанные причины определяют направленность практически любых ваших действий по отношению к ребенку. Не заставляйте его учиться пусть он сам захочет этого. Для этого превратите все занятия с ним в веселые игры, в развлечения. Ребенок не должен испытывать в процессе учебы принуждения.

2. Постарайтесь пораньше выявить ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ у своего ребенка. Обратите внимание, как смотрит ваш ребенок, особенно после обеденного сна (ПРИМ.АВТ.: Корбетт в данном случае ведет речь о детях в возрасте около трех лет, когда у них уже сформировалось бинокулярное зрение). Если один его глаз открывается неполностью, если для того, чтобы посмотреть на вас, он поворачивает голову, если он медленно мигает, прежде чем взять игрушку, которую попросил, ложась спать, у вас есть основания для того, чтобы начать беспокоиться о зрении своего малыша. В теплое время года проследите, с какой стороны лица он загорел больше. Обычно, когда один глаз слабее другого, ребенок с этой стороны чаще подставляет лицо солнцу, и оно больше загорает со стороны слабого глаза. Теперь нарисуйте на листочке в нерегулярном порядке (в беспорядке) разных животных или птиц, знакомых ребенку, например, кур и уток. Теперь пусть он закроет один глаз ладонью, как в пальминге, а другим глазом смотрит на рисунок. Попросите его, указывая сначала на кур, потом на уток, назвать птицу. Сделайте то же самое с другим глазом. Если один глаз слаее, чем другой, то ребенок замешкается на некоторое время, прежде чем назовет правильный ответ. Конечно, в любом случае вам надо проконсультироваться у специалиста.

Читайте также:  Болит грудина посередине после тренировки

3. Что касается грудничков, то Корбетт обращает внимание на то, что современные мамаши совсем мало их укачивают. Если учесть, что это производит большой расслабляющий эффект на детей (подобно «раскачиванию медведя» или большим поворотам для взрослых), то очевидно, что это следует считать одним из неблагоприятных факторов их развития вообще, а не только глаз.

4. Начинайте с возраста около двух лет обучать детей пальмингу и соляризации. Превратите это в игру. Пальминг, например, можно будет «вклинить» в правила гигиены, прививая его вместе с ними в качестве привычки. Приобщите ребенка к его исполнению после пробуждения или, когда сажаете его на горшок. Последнее, кстати, через расслабление будет способстовать лучшему освобождению кишечника.

5. Если у ребенка один глаз слабее, чем другой, и ему врачом прописано ношение повязки поверх сильного глаза, то постарайтесь, чтобы у ребенка не развился комплекс неполноценности. Одевайте ему повязку лишь в определенные часы, кога у вас есть время поиграть с ним и сама игра не требует от него большой остроты зрения. Лучшее время для таких игр после утреннего туалета и после обеденного сна.

6. С трех лет ребенка можно обучить следующему упражнению.

УПРАЖНЕНИЕ N 114 («РАСКАЧИВАНИЕ МАЯТНИКА»)

Если дома есть настенные часы, то поставьте ребенка перед ними, а сами встаньте позади него. Просуньте свои руки под его руками и скрестите их у него на груди. Приподнимите его, не сжимая, над полом на несколько сантиметров и раскачиайте его в ритме маятника, напевая какую-нибудь знакомую ему мелодию или считая считалку. Если у вас нет настенных часов, то скажите ребенку, что он то корзинка для продуктов, и вы идете с ним на рынок. Делайте это упражнение перед окном. Следите за тем, чтобы реенок держал своб голову свободно она должна колебаться в ту же сторону, что и его руки, но в сторону противоположную, колебанию его ног. Это упражнение в последующем перейдет для него в «раскачивание медведя».

7. А это упражнение очень помогает при КОСОГЛАЗИИ и весьма напоминает упражнения N 91 и упражнение N 92 из раздела 4.5. Ознакомьтесь с ними, прежде чем приступите к нему.

УПРАЖНЕНИЕ N 115 («МИШКА В ЗЕРКАЛЕ»)

Поставьте ребенка спиной к зеркалу, например, от платяного шкафа на расстоянии около 1 метра от него таким образом, чтобы он мсог увидеть вас в зеркале, если обернется к нему. Прикройте его прямосмотрящий глаз и спрячьте у себя за спиной игрушку, например, плюшевого мишку. Если у ребенка конвергентное (сходящееся) косоглазие и, например, левый глаз смотрит внутрь, то ребенку надо будет постараться увидеть вас в зеркале, смотря поверх своего левого плеча. Если же у него диергентное (расходящееся) косоглазие и, например, левый глаз косит наружу, то ему надо будет постараться увидеть вас в зеркале через правое плечо. Теперь он, делая повороты тела, типа больших поворотов, должен успеть увидеть игрушку, которую вы буквально на секунду показываете ему в зеркале (показывайте игрушку не при каждом повороте ребенка, а время от времени). При этом ребенок должен объявить: «Мишка!» Когда он раза три, четыре или пять (в зависимости от возраста) праильно заметит игрушку, то он выиграл. С вас конфетка, пирожное или просто поцелуй.

8. Теперь вам надо будет обучить ребенка ПАЛЬМИНГУ. Коретт отмечает, что у ребенка для пальминга слишком мало тем для представлений и воспоминаний и слишком много информации для обмена. Поэтому ребенок редко когда способен заниматься пальмингом более пяти минут подряд. Он начинает вертеться, нервничать и раздражаться гораздо больше, чем взрослый, который провел в темной комнате более часа. Поэтому поступите следующим образом. Пусть ребенок закроет глаза как в пальминге, а вы читайте ему в это время какую-нибудь сказку. Лучше всего приучить ребенка к тому, что сказку он получит только во время пальминга. Сам того не поозревая, ребенок получит от этого двойную пользу, поскольку он сможет (а часто так и бывает) отправиться с героями сказки в мысленное путешествие. Воображение (мысленное представление) ребенка при этом заработает на поную мощь. В хорошую погоду после игры со своими друзьями можно поелать пальминг и на улице, дочитывая ему конец сказки. Если у вас мало времени, то приучайте ребенка делать пальминг во время прослушивания радиопередачи, которая ему интересна.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПАЛЬМИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

2. частая повторяемость;

3. благоприятное время исполнения.

9. Постарайтесь добиться от учителей разрешения делать детям с плохим зрением (да и с хорошим тоже) пальминг во время зачитки какого-нибудь иллюстративного материала. Помимо улучшения зрения это положительно скажется на запоминанииуслышанного и, как следствие, успеваемости учеников.

10. Теперь несколько советов на тему, как повысить результативность ваших упражнений с ребенком. Любая игра должна следовать за выполнением предварительной соляризации (2 минуты) и пальминга (тоже в течение 2-х минут). Если ребенок трет глаза во время выполнения упражнений, то остановите игру и попросите его некоторое время глубоко дышать через нос, сказав, что это отгоняет от его глаз пылинки.

Рекомендации М.Д.Корбетт дополним советами К.Хакетт, которая в своей книге [56, р.554-272] также уделила большое внимание восстановлению зрения детей.

1. Внушите, прежде всего, своему ребенку сильное желание избавиться от очков. Найдите повод, который послужил бы для него стимулом. Например, объясните ему, что летчику нужно острое зрение (если ваш ребенок хочет стать им). Желание ребенка намного ускорит его прогресс.

2. Ваше поведение также должно способствовать улучшению зрения ребенка. Не ждите быстрых результатов. Не принуждайте ребенка ни к чему. Определите, кто в семье лучше справляется с работой ребенка на улучшение зрения. Часто бывает, что один из родителей делает это лучше, чем другой. Хвалите дейте за малейшее продвижение вперед, сколь малым бы оно ни было. Для них подобный стимул имеет гораздо больший вес, чем для взрослых.

3. В зависимости от вида нарушения зрения следуйте соответствующим разделам. При этом учтите все приведенные выше и ниже рекомендации.

4. При обучении ребенка соляризации и пальмингу полезно запомнить, что для его возраста более приемлем определенный порядок (режим) их исполнения, нежели выполнение их в любые свободные моменты времени. Было бы хорошо делать их до или после завтрака, после обеда и непосредственно перед сном. Если ребенку нравится их делать в другое время, то пусть будет так, как он хочет этого. Если ребенку не нравится делать пальминг или соляризацию, то будьте настойчивы, но не заставляйте его делать их, иначе он просто возненавидит свои занятия на улучшение зрения. Лучше найдите какой-нибудь стимул, вознаграждение, форму похвалы своему ребенку.

5. Многим детям нравятся малые и большие повороты, осоенно если делать их под музыку.

6. При тренировке аккомодации маленьких детей используйте вместо букв или цифр карточки с изображениями различных животных, растений, предметов и т.п. Вместо смотрения на удаленные буквы и их называние для них полезнее упражнение по копированию букв, расположенных вдали. При этом ребенок смотрит на удаленные буквы и копирует их у себя на листочек бумаги в том же порядке. Можно также разместить вдали планшет с изображениями различных объектов. Ребенок должен выбрать в колоде уменьшенных копий этих изображений, которую он держит в своей руке (а еще лучше разбросанных по столу, чтобы развить подвижность зрения) карточку с изображением, которое он увидел вдали. Пусть он раскладывает их у себя на столе в том же порядке, что и на планшете.

7. Если вы хотите улучшить зрение своего ребенка, то подберите ему соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и т.д., т.е., игрушка, которая движется. Она будет способствовать развитию подвижности глаз детей. Полезны любые игры с использованием мяча. Они прекрасно развивают подвижность глаз. Целесообразно исключить игры, способствующие пристальному смотрению шашки, шахматы, головоломки и т.д.

8. Попросите учителя посадить своего ребенка достаточно близко, чтобы он мог смотреть без напряжения и, если это возможно, без очков. Пусть он разрешает ему также время от времени выглядывать в окно, чтобы сменить фокусировку глаз, а также разрешит время от времени делать пальминг.

9. Занимайтесь профилактикой неправильных зрительных привычек у своих детей. Учите их периодически моргать, не горбиться, не давайте смотреть пристально, просите чаще менять фокусировку глаз с ближнего на дальний объект и обратно и т.д. Обучите своего ребенка правильным методам просмотра кинофильмов и телепередач (см.главу 5).

10. Пусть ребенок, если у него нормальное зрение, приыкнет делать некоторые из описанных ранее упражнений в качестве профилактических мер. Знать все их ему нет необходимости. Приучите его, например, перемещать время от времени свой взгляд от ближнего объекта к дальнему и обратно. Пусть он периодически делает малые повороты или короткие покачивания. Стимулируйте его делать по несколько минут в день большие повороты после выполнения домашней работы и т.д.

11. Было бы очень хорошо, если в улучшении зрения ваших детей были бы заинтересованы и учителя школы, где они учатся. Пусть они разрешают детям время от времени вставать со своих мест, подходить к окну и делать соляризацию, пальминг и большие повороты. Постоянное принуждение сохранять свое внимание на чем-либо, что является делом обычным для школы, вредно для зрения. Обычно у детей это вызывает пристальное смотрение на объект внимания. Пусть глаза детей научатся перемещаться. Надо также научить детей перемещать свой взгляд вслед за движением кончика ручки или карандаша, которым они рисуют (см.главу 5). Обучайте их потихоньку с помощью учителей правильным приемам чтения (см.главу 5).

Источник

Агарвалом йога идеального зрения

Бэйтс У. — Улучшение зрения без очков по методу Бейтса

2. Все, что дает отдых мозгу, полезно для зрения.

3. Временное улучшение зрения наступает быстро, но время наступления постоянного улучшения будет разным для разных людей.

4. Обычно люди, не носящие очков, излечиваются значительно раньше.

5. Если вы поставили себе целью улучшение зрения, вам надо перестать носить очки.

Если же сделать это невозможно, то их использование можно разрешить, но это сдержит ваш прогресс. Где это возможно, пользуйтесь очками послабее. По мере улучшения зрения меняйте своевременно очки на более слабые (подробнее об очках см.раздел 3.1.).

Во время выполнения всех упражнений снимайте очки.

6. Дети на лечение реагируют обычно много быстрее. Прогресс их более заметен.

7. Не всем людям удастся избавиться от очков, но все они могут получить большую или меньшую пользу от упражнений.

8. Любой метод, который не дает быстрых результатов, должен быть исключен из вашей программы занятий и заменен другим. Бэйтс пишет, что «чтобы достичь непрерывного расслабления, требуется иногда много времени и изобретательности. Один и тот же метод не подходит для всех. Способы, которыми люди напрягаются, чтобы увидеть, бесконечны. Почти в равной мере разнообразными должны быть методы, используемые для уменьшения напряжения. Однако практически всегда метод, который приносит наибольший успех, в конце концов, оказывается одним и тем же, а именно, расслаблением. Постоянным повторением и многократным показом всеми возможными способами следует подчеркивать, что идеальное зрение можно обрести только расслаблением» [16, р.46-47]. Ваша главная цель — это добиться расслабления. Каким методом вы его добьетесь — не имеет значения. Перепробуйте все методы расслабления и выберите самые ээфективные (для вас) из них.

9. Всегда старайтесь ознакомиться с упражнениями, используемыми при лечении других видов нарушения зрения. Модифицировав их и зная, в чем заключается ваша проблема и как с ней бороться, вы расширите свой арсенал упражнений. Особенно это касается таких видов нарушения зрения, как гиперметропия и пресбиопия, которую Бэйтс считал одной из форм гиперметропии, а Г.Пеппард относил к поздней ее стадии. УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ ПРИ ГИПЕРМЕТРОПИИ ПОЛНОСТЬЮ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПРЕСБИОПИИ, И НАОБОРОТ. ПРИ МИОПИЧЕСКОМ ИЛИ ГИПЕРМЕТРОПИЧЕСКОМ АСТИГМАТИЗМЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МИОПИИ И ГИПЕРМЕТРОПИИ.

Кроме того, упражнения для миопиков и гиперметропиков (а значит и для страдаюих пресбиопией) по технике исполнения практически одни и те же. Только все, что касается расстояний вы должны делать наоборот.

10. Чем чаще вы будете делать эти упражнения и чем быстрее, таким образом, вы их превратите в бессознательные привычки, тем быстрее станет нормальным ваше зрение. Помните: ваша задача заключается не в исполнении формальной тренировки, как это бывает в спорте, а в превращении этих упражнений в привычки зрения. Ваше правило — делать упражнения понемногу, но чаще.

11. Если один глаз у вас сильнее, чем другой, то дайте более слабому глазу больше работы, чтобы объединить их потом в одну команду. Делается это прикрытием более сильного глаза повязкой или ширмочкой. Лучше, если эта ширмочка будет иметь выпуклую форму. Ваш глаз должен свободно двигаться, открываться и моргать вместе с другим глазом. Сделать это можно и прикрывая более сильный глаз ладонью руки, придав ей чашеобразную форму.

12. Практически во всех упражнениях надо моргать. Не забывайте об этом. Практически во всех упражнениях надо смотреть способом центральной фиксации. Помните об этом. Практически во всех упражнениях надо заботиться о том, чтобы глаз двигался. Помните об этом. Контролируйте себя везде и всюду с точки зрения соблюдения этих свойств нормального глаза.

13. Помните: восстановление зрения — комплексный процесс. Приведите в соответствие со своим желанием улучшить зрение свой режим, диету, дыхание, позу и т.д.

14. Как минимум, раз в неделю перечитывайте только что приведенные правила и технику исполнения своих упражнений. Очень часто обнаруживается, что вроде все это вы и знаете, однако делаете все совершенно неправильно.

15. По возможности, воспользуйтесь помощью врача-энтузиаста, который будет регулярно консультировать вас и наблюдать за вашим зрением.

16. Бэйтс рекомендует во избежание рецидива продолжать тренироваться и после восстановления зрения по несколько минут ежедневно. «Поскольку,- говорит Бэйтс,- любой знакомый объект способен снимать усилие увидеть, ежедневное чтение проверочной таблицы обычно достаточно для этой цели. Полезно также (особенно, когда несовершенно зрение вблизи) читать ежедневно мелкий шрифт, держа его так близко и глазам, как это только может быть сделано» [16, р.48-49]. Это необходимо и для защиты глаз в случае, если они подвергнутся неожиданным сильным воздействиям (что может случиться с каждым), например, неожиданному ослеплению фарами встречных автомобилей. Глаза в таких случаях всегда должны быть в форме.

17. Вы можете и ДОЛЖНЫ делать любые упражнения из главы 3 «Базовые принципы лечения для всех», если на то нет специальной оговорки, рекомендующей данное упражнение только для конкретного вида нарушения зрения.

Выберите из всех упражнений те, которые дают в вашем случае более быстрый эффект, и делайте их чаще. Чаще, но понемногу — вот ваш принцип. При выборе упражнений соблюдайте и следующие принципы:

старайтесь, чтобы в ваш личный комплес входили упражнения всех типов — пальминг, воспоминание, мысленное представление, соляризация, промывание глаз, повороты и т.д.; составляйте себе комплексы на каждую неделю и меняйте их по прошествии 7 дней, чтобы избежать скуки. Старайтесь, чтобы комплексы различались составом используемых упражнений, сохраняя при этом «представительство» всех их типов; не смотрите на приведенные здесь упражнения как на догму. Фантазируйте! Соблюдая принципы, заложенные в них, вы можете придумать себе не менее полезные упражнения (а может и более).

18. Чем больше времени вы будете уделять своим тренировкам, тем быстрее вы вернете себе зрение. Обычно для достижения быстрого и ощутимого прогресса требуется довести время тренировки (имеется в виду, суммарное время) до 1-2 часов в день. Для самостимулирования к занятиям и контроля затраченного в ходе дня времени на тренировку заведите, как советует К.Хакетт, специальную карточку [56, р.273-275].

Возьмите обыкновенную тетрадку в клеточку и, отступив от левого края вправо на 10 сантиметров, проведите вертикальную линию. Следующие вертикальные линии проводите через каждые 7 клеток (т.е. через 3,5 см.). Теперь отступите от верха тетради на 2 сантиметра и проведите горизонтальную линию. Над ней в каждой клетке получившихся 3,5-й сантиметровых вертикальных полосок вы записываете начальные буквы дней недели: «пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс», в следующей полоске опять «пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс» и т.д. В левой 10-ти сантиметровой полоске по горизонталям запишите сначала фразу «Время, проведенное без очков», а ниже — названия всех упражнений из всех ваших комплексов подряд (можно по алфавиту). Если упражнение не имеет названия, то просто напишите его номер и номер варианта. У вас получатся примерно такие записи в левой вертикальной полоске (сверху вниз): «Время, проведенное без очков; Большие повороты; Меткий стрелок; Пальминг; Соляризация (вариант 1); Соляризация (вариант 2);. Упражнение N 1; Упражнение N 2 (вариант 1); Упражнение N 2 (вариант 2)» и т.д.

Теперь, каждый день проставляйте в клеточке перед названием выполненного вами упражнения и под днем, когда вы его делали (например, в среду или четверг), время, в течение которого вы его делали, либо число повторений упражнения, либо же просто галочку, свидетельствующую о его выполнении.

Время, проведенное вами без очков день ото дня должно увеличиваться.

19. Следуйте также рекомендациям главы 5.

Таким образом, вы ознакомились с тем, как вам предстоит работать. Теперь расскажем, что еще надо делать вам в вашем конкретном случае.

4.1. Для близоруких (миопиков)

Миопия, или близорукость является одной из форм аномалий рефракции. При близорукости человек обычно довольно хорошо видит объекты, расположенные в сантиметрах двадцати-сорока от себя и ближе, и весьма расплывчато объекты, расположенные в метрах трех и дальше от глаз. Глазное яблоко при близорукости имеет удлиненную форму, что не позволяет глазу точно сфокусироваться на удаленных объектах. Чтобы компенсировать этот недостаток, врачами прописываются очки с вогнутыми линзами.

Причиной появления миопии, по Бэйтсу, является усилие увидеть удаленные объекты. Усвоить твердо этот факт — вот первое, что надо сделать близорукому человеку. Усилие увидеть прикладывают обычно люди, привыкшие длительное время делать работу на близком расстоянии. Если в последующем у них возникает потребность в зрении вдаль, они не могут сразу правильно сфокусироваться на удаленных объектах. Тогда они начинают пристально смотреть на них, пытаясь их разглядеть. При этом нервные импульсы от мозга в первую очередь напрягают косые мышцы глаза, что в последующем приводит к деформации глазного яблока и ухудшению зрения. Другим же удается избежать этого, поскольку они при переводе взгляда с ближнего объекта на дальний тут же расслабляются (или продолжают сохранять расслабление). Если же удаленный объект не виден четко, то они перемещают свой взгляд на другие, как правило, расположенные ближе объекты.

Отметим, что лечение миопии, как и лечение других видов нарушения зрения требует внимательного отношения ко всему организму в целом, его урепления через диету, дыхание и т.д. Специфические рекомендации на этот счет приведены в соответствующих разделах книги. Иногда связь между состоянием зрения и деятельностью других органов человека носит скрытый характер. Мысль о такой связи и в голову не может прийти ортодоксальным врачам. Между тем, многовековой опыт индийской народной системы лечения Аюрведы раскрывает некоторые такие «секретные» связи. Так, Аюрведа утверждает, что люди, страдающие хронической простудой и запорами оказываются более предрасположеннами к миопии [52, р.126]. Для лечения рекомендуются слабительные, приготовленные из специальных трав (при запорах), капли в нос (при простуде), растворы для промывания глаз, также приготовленные из трав, соляризация, пальминг, чтение при свете свечи, большие повороты, игры с использованием мяча, холодные примочки на глаза и т.д. Соляризация обычно делается с предварительным закапыванием в глаза особых противовоспалительных средств, приготовленных с использованием меда и некоторых трав.

Аюрведа также дает некоторые указания по диете для близоруких. Рекомендуется избегать кислого, острых блюд, маринадов (рассолов, пикулей), творога, картофеля и других продуктов, которые могут привести к образованию газов в животе, запоров и закупорке носа. Лучшим лекарством в этом случае считается коровье молоко с коровьим топленым маслом.

Среди других рекомендаций, обращающих на себя внимание, — не бодрствовать в ночное время [52, р.128].

Близорукому надо твердо усвоить следующие «правила поведения» глаз [8, р.122]:

1. Научитесь периодически моргать и держать глаза в расслабленной манере. При этом глаза обычно бывают полузакрыты, но не путайте это с прищуриванием глаз. Прищуривание -это всегда напряжение. Избегайте напряжения глаз.

2. Практикуйте центральную фиксацию на Ом-карте и проверочной таблице Сивцева на дистанциях от 30 сантиметров до полутора метров.

3. Читайте с некоторым напряжением мелкий шрифт при слабом освещении (например, при свете свечи). Как известно, напряжение в ближней точке приводит к гиперметропии. Таким образом, при напряжении в ближней точке происходит либо снижение, либо исчезновение миопии. Чтение мелкого шрифта при тусклом освещении в течение достаточно долгого времени с небольшим напряжением приносит определенное улучшение в зрении вдаль у миопиков [8, р.131].

Р.С.Агарвал приводит в своей книге историю одного мальчика, который мог с 6 метров разглядеть лишь пятую строку в проверочной таблице, которую человек с нормальным зрением видел с в 2,5 раз большего расстояния. Занятие пальмингом принесло ему незначительное облегчение, поскольку он так толком и не смог научиться мысленному представлению. Тогда ему посоветовали читать мелкий шрифт по 10-15 минут подряд при тусклом освещении, а затем бросать быстрые непродолжительные взгляды на белые центры букв на проверочной таблице в 6 метрах от него. Наступило быстрое улучшение зрения. Он смог при этом легко прочитать те же строки, что читал человек с нормальным зрением. Повторные тренировки привели к постоянному улучшению зрения [10, р.81].

Полезность чтения мелкого шрифта столь очевидна, что Агарвал рекомендует заниматься этим при свете свечи или при другом тусклом освещении в течение даже нескольких часов ежедневно [8, р.205]. Однако чаще встречается рекомендация делать это упражнение от нескольких минут до получаса в день, в среднем же 10-15 минут [10, р.73,81]. Часто при этом указывается на необходимость читать «достаточное время», имея в виду, скорее всего, время, достаточное, чтобы возникло усилие увидеть в ближней точке, что ведет к производству гиперметропии, нейтрализующей миопию.

Отмечается также, что если при чтении на тусклом свету мелкого шрифта используется центральная фиксация, улучшение зрения длится дольше [10, р.75].

Практически все вышеперечисленные советы нашли свое воплощение в упражнении для близоруких, рекомендованных Р.С.Агарвалом в своей книге «Йога идеального зрения» [10, р.145].

УПРАЖНЕНИЕ N 83

Практикуйте центральную фиксацию с помощью проверочной таблицы ручного формата, держа ее в руке или на расстоянии до 90 сантиметров при хорошем освещении. Потом прочитайте 3 страницы текста из какой-нибудь книги, держа ее при тусклом освещении на таком расстоянии, чтобы читать было трудно, т.е. надо было читать с напряжением. Чередуйте центральную фиксацию на таблице и чтение при тусклом свете.

Чтобы создать себе «тусклое освещение», вы можете укрыться покрывалом темного цвета таким образом, чтобы свет под ним позволял осуществлять чтение мелкого шрифта, расположенного на расстоянии около 25 сантиметров с некоторым трудом.

4. Каждый день почаще читайте проверочную таблицу с расстояния от трех до шести метров при хорошем освещении, не забывая о мягком моргании. Начинать лучше с метров трех, постепенно увеличивая дистанцию. Сочетайте чтение таблицы с пальмингом, делая его и как отдельное упражнение. При чтении таблицы можно делать различные покачивания (повороты), постепенно сокращая их амплитуду и обращая внимание на движение таблицы в сторону, противоположную вашему повороту [10, р.63].

5. Избегайте усилий при взгляде на удаленные объекты.

6. Наблюдайте за движением объектов по сторонам от вас во время прогулки или вождения машины.

При работе с проверочной таблицей вам надо обратить особое внимание на то, чтобы вы не пользовались ею, как пишет М.Д.Корбетт, с целью убедиться, «сколько же строк вы на ней сможете увидеть» [47, р.38]. Если вы будете пытаться это делать, вы неизбежно начнете напрягать зрение. Поэтому, рекомендует М.Д.Корбетт, вам надо добиться чувства безразличия к тому, что вы хотите увидеть. Тогда к вам придет ощущение освобожденного зрения.

Однако, некоторым людям, у которых проверочная таблица ассоциацируется с проверкой зрения, так и не смогут на первых порах избавиться от этого чувства. Прогресс их замедлится, что, конечно, нежелательно. Поэтому вместо проверочной таблицы желательно воспользоваться чем-нибудь другим аналогичным, но повеселей. Вы можете последовать совету М.Д.Корбетт и изготовить самодельную таблицу для тренировки [47, р.39-51]. Описание процесса изготовления таблицы здесь приведено с учетом принципа, заложенного Корбетт в упражнения с ней. Этот принцип — принцип знакомства с объектом зрения — потребовал адаптации порядка изготовления таблицы к русскому алфавиту (поскольку не все занимающиеся владеют английским языком), а также всех последующих упражнений с ней, которые будут приведены нами ниже.

Достаньте лист ватмана длиной около 1 метра и несколько старых журналов, которые можно пустить на разрезание. В верхней части листа бумаги приклейте какое-нибудь слово размером с заглавие журнала «Огонек», «Здоровье» и т.п. Под ним, отступив на сантиметра 2,5, приклейте следующее слово или фразу с буквами поменьше, размером, например, с заглавие журналов «Вьетнам», «Наука и религия» и другие. Под ним приклейте слово или фразу c еще более маленькими буквами, продолжая этот процесс и уменьшая высоту букв до тех пор, пока в высота букв в словах или фразах в самом низу листа не не составит около сантиметра. Всего сделайте строк 20-25. В каждой строке, поскольку они равны по ширине, а размер шрифта уменьшается сверху вниз, будет разное количество слов. Верхняя строка будет состоять всего из одного-двух слов, самая нижняя — это уже целые предложения. При подборе журналов для таблицы учтите, что слова из них, которые вы будете приклеивать к ватману, должны иметь черный цвет.

Таким образом, вы сотворили объект более интересный для рассматривания, нежели простая проверочная таблица.

После этого на карточке ручного формата напечатайте содержание всех наклеенных на лист строк в том же порядке. Подставьте свои глаза солнцу во время выполнения больших поворотов, а затем сделайте пальминг. Повесьте свое произведение искусства на хорошем освещении и сядьте в 2 метрах или меньше от него. Теперь вы готовы к работе. На этой таблице вам надо делать следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ N 84

Поднесите карточку ручного формата так близко к глазам, как это только можно, чтобы вы могли еще ее видеть. Прочитайте верхнюю строку на ней с этого расстояния, потом прочитайте ее на расстоянии вытянутой руки, чередуя такое чтение на близком и более далеком расстоянии 2-3 раза. Затем быстро посмотрите на верхнее слово на дальнем листе бумаги. Оно должно стать четче. Закройте глаза и сделайте малые повороты головой, глубоко дыша. Затем посмотрите несколько раз на вторую строку карточки ручного формата на близком расстоянии, потом на расстоянии вытянутой руки и, наконец, посмотрите на вторую строку вдали. Теперь закройте глаза и «напишите носом» (см.раздел 3.7) то, что вы видели, но буквы при этом представляйте в более четком виде, чем вы их видели на самом деле. Вновь взгляните на ту же строку вдали. Она должна быть видна лучше.

Продолжайте процесс чтения вниз до тех пор пока это возможно без каких-либо дискомфортных ощущений: сначала читаем карточку ручного формата вблизи, потом ее же на расстоянии вытянутой руки и, наконец, бросаем взгляд на лист с наклеенными фразами вдали. Не забывайте о необходимости глубоко дышать и всегда отдыхать (чтобы поддерживать глаза во время их работы в расслабленном состоянии) при переходе от одной строки к другой, делая повороты головой, а затем и «письмо носом» между строками. Этого достаточно для вашего первого занятия. На следующем занятии с этой же дистанции вы сможете продвинуться немного дальше вниз по строкам шрифта. Наступит день, когда с этой же дистанции вы увидите их все. Тогда вы сможете отодвинуть свой стул на полметра назад. Не двигайтесь назад слишком быстро (раньше времени), иначе вас подстережет усилие, которое помешает работе. Это упражнение на безусильное видение, возможно, является вашим первым опытом подобного смотрения, поскольку даже в очках глаза прикладывают усилие, чтобы увидеть. Лучших результатов с этой же дистанции можно достичь, если вы представите, что ваши глаза — это кисти художника и вы проводите ими линию белой краски под словами. Это позволяет сосредотачивать внимание на чистом (пустом) фоне, что не влечет за собой никакого усилия.

Причиной, по которой используется карточка ручного формата, смотря сначала на строку на ней на таком близком расстоянии, какое это только возможно, а затем на ту же строку вдали, является то, что в этом случае все это осуществляется без психического напряжения, что позволяет и в процессе зрения избежать напряжения. Глаз будет, таким образом, запоминать чувство расслабленного видения, и в вас начнет формироваться привычка правильного зрения. Всякую тренировку глаз будет добиваться проблесков хорошего зрения. В следующий раз оно дастся вам легче. С каждым разом длительность проблесков будет возрастать, пока они, слившись вместе, не превратятся в один сплошной проблеск — нормальное зрение.

Источник

Оцените статью