Секта ли йога? Или чего боятся ваши близкие?
Представим: новоиспечённый адепт йоги возвращается домой после занятия, семинара или йога-тура и с горящими глазами начинает пламенную риторику среди домочадцев, котов и грязных кастрюль, проповедуя высокие идеалы духовного самосовершенствовании. Кастрюли остаются невымытыми, коты голодными, а близкие и родственники крутят пальцем у виска и на всякий случай запоминают телефон ближайшей психиатрической клиники наизусть.
Чего же хотят все эти люди от адепта и чего они боятся?
Хотят они большой любви, ни с кем, кроме них, не разделённой. Еще они хотят стабильного, предсказуемого будущего, полного финансового благополучия. Это всё понятно, такова природа человека, а объяснять прелести плодов духовного развития на отдельно взятой кухне следует все-таки не так самоотверженно и безоглядно. Всему свое время и место.
Боятся эти люди неопределённости своего будущего в связи с новым увлечением адепта, боятся возможного ухудшения условий своего существования, потери кормильца или защитника для себя или своих детей. Любой мало-мальски грамотный психолог вам это подтвердит.
Страхи эти реальные, т.е. не беспочвенные. И история знает тому множество подтверждений. Следовательно, для обеспечения себе возможности практиковать «свою йогу» адепт не должен активно наступать на больные мозоли общества, а именно:
— не надо резко менять сложившийся ритм и стиль жизни как свой (это вредно для здоровья), так и людей вокруг (они не поймут, обеспокоятся и возмутятся);
— надо продолжать давать нуждающимся людям вокруг любовь, заботу, стабильность и т.п.;
Иными словами, как раз здесь, в реальной обстановке повседневной жизни, в социуме новоиспечённому адепту и предстоит лучше усвоить и отпрактиковать первые две ступени йоги: яму и нияму, прежде чем углубляться уже в асаны или пранаямы.
Так как же объяснить своему окружению, что йога – это не секта? Самое лучшее объяснение – продолжать свою адекватную жизнь в социуме и уверенно двигаться по пути самосовершенствования. Со временем ваши успехи на этом пути станут настолько очевидны окружающим вас людям, что и объяснять уже ничего не надо будет. «Нужные» люди увидят и поймут, «ненужные» — отвалятся сами, как ступени ракетоносителя при старте в стратосферу.
А для особо обеспокоенных «неадекватностью» йога граждан, навскидку, можно предложить поставить галочки напротив трёх основных отличительных признаков тоталитарной секты:
1. Беспрекословный авторитет лидера или основателя секты.
2. Постоянный отъём денег у адептов.
3. Попасть в секту очень легко, выйти из секты значительно труднее.
Теперь рассмотрим каждый пункт подробнее. Представьте себе: заходите вы в йога-клуб OUM.RU, а там на входе потрет Андрея Вербы, большой такой, весь в гирляндах из праздничных цветов. Под портретом разложены подношения, рядом на пьедестале – книга крылатых изречений того же автора в переплёте с золотым тиснением… Книг других авторов поблизости нет. После ваших слов: «А вот мой учитель говорит, что …», вас предают анафеме с публичным избиением возле позорного столба, потом снисходительно разрешают остаться, чтобы вы смогли вымолить прощенье. Ставим минус напротив первого пункта и двигаемся дальше.
Отъём денег. За занятия все платят, везде, и это норма в нашу эпоху. Размер оплаты адекватный. Принуждают ли тебя дополнительно что-то отдавать? Нет. Стоит ящик для сбора средств: захотел – опусти купюру и иди дальше. Никто не стоит возле этого ящика, не объявляет громогласно, что вот, дескать, слава очередному агнцу, принёсшему свои кровные для процветания нашего клуба. Никто не угрожает муками ада, если до конца месяца не завещаешь всё своё имущество клубу. Платить или не платить – добровольный выбор каждого. Видишь потребность клуба, имеешь желание помочь финансово, тогда можешь заплатить. Если не видишь или не имеешь – никто тебя не четвертует. Ставим минус напротив второго пункта и идём дальше.
Попасть в клуб действительно легко, т.к. рекламы достаточно много, помещения чистые и светлые, люди приветливые, преподаватели отзывчивые, сама йога адекватная. Люди приходят, им нравится, они остаются. В клубе представлены разные стили и направления йоги, нет узкой зазомбированности на чём-то одном, нет ортодоксальности: хочешь получить свой опыт — пожалуйста, получай, это твой выбор. Это радует. Уйти из клуба еще легче, чем попасть сюда. Никто тебя не будет держать, если ты не хочешь развиваться внутри парадигмы клуба. Никто здесь не говорит, что другие йога-студии плохие. Здесь делают акценты на различиях в подходах и предоставляют тебе самому подумать и сделать свой выбор. В общем, я и здесь ставлю минус.
Из вышесказанного следует вывод, что йога в исполнении клуба OUM.RU — это не секта, а вполне себе достойный способ развития человека, вобравший в себя многие передовые методики. Способ этот, безусловно, не для всех, но ведь и волшебной таблетки для всех не существует.
Все вышеописанное для меня лично очевидно и может служить ответом «обеспокоенным» людям. А теперь посмотрим на вопрос «Секта ли йога?» глубже.
Начнём опять сначала: чего боятся люди вокруг на самом деле при встрече с йогом? Они боятся вероятности прекращения привычной жизни среди стереотипов и клише, жизни уютной и предсказуемой: «Украл, выпил, в тюрьму! Украл, выпил, в тюрьму! Романтика!» То есть они боятся периода нестабильности (вспоминаем проклятие китайцев: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!»). Нормальный йог для таких людей, как красная тряпка для быка на корриде. Они начинают обороняться, даже если ты просто существуешь рядом. Им не комфортно, потому что твоё счастливое лицо им смутно что-то напоминает: то ли позабытый опыт их прошлых жизней, то ли их душа узнаёт себя в тебе и просыпается навстречу новой жизни, а кругом-то ведь Кали-юга!
Они боятся, что ты не вернёшься к ним из своего «прекрасного далёко» и своим уходом уничтожишь их надежду на освобождение. Они ведь надеются, их душа, еле живая, трепыхается где-то глубоко под тяжестью быта, норм общественной морали и пр. Душа-то ведь еще живая, а живая душа тоскует, когда человек идет не туда.
И тут рядом появляется «йог — без головы, без ног». Это же чистой воды провокация! Он идет навстречу своей свободе. Он продирается через то, что останавливает многих. Он откуда-то черпает силы, когда другие обескровлены междоусобицей. Он ищет пути, а не оправдания, находит силы, а не отговорки и возрождает себя всеми доступными способами. Возрождает регулярной и осознанной практикой йоги: на коврике, во время мыть посуды или унитаза, возрождает, когда нянчит детей или закупает продукты в супермаркете. Всё является практикой. Его душа вспоминает дорогу, ведущую к Дому, а другие души беспризорничают. И этот путь домой, он, конечно, трудный, но у йога есть средства для его преодоления: аскезы в одной руке, яма и нияма — в другой, и много еще чего в заплечном рюкзаке.
У обычного человека всего этого нет. Обычный человек боится, что ты уйдешь и оставишь его совсем одного. Что впереди у такого (обычного) человека нашего возраста? Ничего хорошего: ну еще максимум 30 – 40 лет мучений и страха, а потом Старуха с косой в конце тоннеля. Представьте себе только состояние человека вне Йоги: ты вынужден идти совсем один, понуро, по дороге, с которой не свернуть, а впереди у тебя только смерть и ничего за ней. Пустота. Хотя пустота, это уже что-то… У тебя Небытие, отсутствие чего бы то ни было вообще! В общем, мрак и ужас!
А куда идёт йог?
Он возвращается домой. Йог возрождается к жизни.
Источник
Практика йоги для опытных учеников
Постижение Учения Йоги
Есть определенный круг практикующих йогу людей, которых условно можно назвать «адептами Йоги», теми кто осознали себя духовными подвижниками йоги, кто чувствует что изучение и практика йоги является необходимостью и призванием, целью и смыслом жизни.
Кто стремится постигнуть всю глубину Учения, реализовать высшую цель Йоги — достижение Освобождения.
Возможно, для начинающих, часть информации будет сложна для понимания, но лишь до тех пор пока не будет наработана определённая база знаний по философии йоги и не будет получен практический опыт. Но пусть это не становится препятствием, а лишь потенциальной возможностью развиваться дальше. Всё в Ваших руках.
Расширение сознания методами йоги
Очень часто адепты йоги многие годы пытаются открыть Путь к Истине, добиться духовной реализации любой ценой, но Путь постоянно ускользает от них. Тонкую нить Знания, выводящую за пределы сансары, может прозреть только проницательный ум. Поэтому следует постоянно оттачивать «остриё» различения и концентрации. Процесс расширения сознания, изменения видения вещей и явлений, является сутью всего Учения. Не развитие тела, ни «игры с энергией», ни уход от мира, ни достижение сверхсил не имеют истинной ценности если ум по-прежнему зависит от стереотипов и иллюзий двойственного восприятия.
Адвайта Веданта — философия йоги
Погрузиться в природу сознания, для того чтобы освободить разум от накопленных, за эту жизнь и многие прошлые воплощения, негативных переживаний и травмирующего опыта поможет совершенное учение Адвайта Веданты — философия недвойственности.
Размышляйте над темами философских афоризмов, исследуйте тайное знание заключенное в махавакьях — великих ведических изречениях, которые могут расширить горизонты вашего сознания. Пусть аналитическая медитация захватит Вас и раскроет силу сознания. Постепенно ум углубится и станет открываться понимание сути. Это тайная дверь Йоги Знания (Джнаны) в безграничный мир Вашего Ума и Вашей собственной Души.
Йога Шанкары — духовный путь
Методология практики, такой непростой системы как Адвайта, получила условное название «Йога Шанкары» — в честь основателя этой традиции великого мудреца и мистика — Ади Шанкарачарьи, одного из выдающихся мастеров и учителей в парампаре нашей Школы.
Изучение Адвайта Веданты углубленно проходит на регулярных семинарах Лесной Школы Йоги в Крыму.
Личные ритриты — система тренингов практики в уединении
Особенности индивидуальной практики йоги в уединении — необходимость ритрита и препятствия духовному росту
Тантрические ритриты для адептов — специальные семинары для опытных практиков .
Афоризмы Шамбху — медитативные формулы для анализа и размышления по философии йоги
Беседы с практикующими — диалоги об Учении
Священный Кайлас
Вершиной упираясь в небеса, всегда покрытый льдом и снегом, стоит Он неподвижно молчаливый.
Как образ Вечности и чистого покоя, из Бесконечности взирающий на мир.
Когда пред ним, очистившись от суеты ума и беспокойства чувств, ты погрузишься в глубину души — Источник жажду Жизни утолит.
Приблизившись к нему, в прозрачности сознанья, тебе предельно ясен станет Жизни смысл.