Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Зверинцева Мария
Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья не должны быть социально изолированными. Они имеют право участвовать во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. То же относится и к образованию.
Инклюзивное образование ставит своей целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Основной вопрос в том, как сделать так, что бы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, и что бы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
При подборе содержания уроков для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принципы доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Я не буду сейчас говорить об нормативно-правовой основе инклюзивного образования. Ну и понятно, что на детей с ОВЗ необходимо писать адаптированные рабочие программы.
Думаю, что лучше сделать акцент, на самих детях с ОВЗ. А точнее на детях с нарушением речи, с нарушением интеллекта и дети с задержкой психического развития.
Именно эти дети встречаются чаще всего.
Дети с нарушением речи:
Одним их симптомов речевых нарушений является двигательная недостаточность. Это приводит к затруднению в овладении ребенком предметным миром. У многих детей с нарушением речи недостаточно развития крупная моторика. Это проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, в их недостаточной точности и четкости.
Так же возникает затруднения при выполнении физических упражнений, как по наглядному методу, так и по словесному. Несовершенство мелкой моторики и кистей у детей с нарушением речи обнаруживается в плохой сформированности навыков самообслуживания. Особенно это заметно в дошкольном возрасте и в начальной школе.
Дети с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития, не наблюдается тяжелых двигательных отставаний. Но все же присутствует отставание в физическом развитии, несформированность техники выполнения мелкой моторики рук, соответственно, у таких детей недостаточное формирование навыков самообслуживания. У таких детей нарушена концентрация внимания, избыточная, порой патологическая, активность, примитивная игровая деятельность.
Дети с нарушением интеллекта (У. О).
Что касается детей с нарушением интеллекта. У них недостаточная психологическая организация движений, особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности.
Так же, нарушена регуляция мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве.
Как мы можем помочь детям с ОВЗ?
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.
Регулярные занятия для таких детей являются необходимыми. Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекционно-компенсаторную сторону в том числе и на процесс физического воспитания. Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности.
При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.
Помимо физического развития и активности детям с ОВЗ важно получить навыки поведения в социуме.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности. Большое внимание необходимо уделять знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.
Особенно эффективным в работе с детьми с ОВЗ является метод имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.
Имитационно-ролевая игра — это особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков.
Участвуя в игре (школьники и с ОВЗ и с нормой вместе) ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации.
Условия игры имитируют конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила для ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.
На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи.
На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.
При подведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях.
При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т. п.
Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
Источник
Физкультура для детей с ОВЗ
Значение и особенности АФК
Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.
Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.
В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:
1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.
2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».
3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .
4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.
многообразие упражнений и условий их выполнения
разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)
разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние
развитие речи (подвижные игры с речетативами)
развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)
развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)
7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.
Рекомендации по преподаванию физкультуры
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.
Рассмотрим два метода.
«Эволюционный метод двигательной реабилитации».(автор Н.Н Ефименко)
Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или » 8 золотых формул«. Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.
1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.
2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.
3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.
4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.
в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками
в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами
5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). «Ползанье по-пластунски»→ «Ползанье на нижних четвереньках»→ «Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».
6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).
7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).
8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.
Метод предполагает «Большое планирование» — стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.
Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.
Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:
перед изучением нового материала для закрепления разученных движений
после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.
Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:
проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия
бег с перепрыгиванием препятствий
ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах
ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов
бег с ведением мяча
передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах
бег змейкой между предетами
ходьба с перешагиванием предметов
передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам
акробатические кувырки вперед и назад
бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)
лазанье по канату
бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)
В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.
Противопоказания к АФК
Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания
Нарушения спинального кровообращения
Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки
Осложненный сахарный диабет
Остеохондроз позвоночника с осложнениями
В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.
Источник
Научная электронная библиотека
Фирилёва Ж. Е., Загрядская О. В.,
4.2. Адаптивная гимнастика
Адаптивная гимнастика рассматривается как часть адаптивной физической культуры, направленной на восстановление, укрепление и поддержание здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения адаптации организма человека, социализации и интеграции его в общество. В домашней реабилитации адаптивная гимнастика играет немаловажную роль. Она способствует формированию двигательной сферы пациента, восстановлению утраченных бытовых навыков движений, что улучшает оздоровление, формирует интересы, мотивы, потребности, развивает высшие психические функции, самореализацию и индивидуальные способности человека.
Методика адаптивной гимнастики базируется на социально-методических принципах адаптивной физической культуры, обусловленных типичными и специфичными нарушениями двигательной сферы людей, перенёсших инсульт. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий – основа частных методик адаптивной физической культуры. Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-х гг. ХХ столетия, этот принцип и сегодня остаётся ведущим в отечественной дефектологии (Л.В. Шапкова, 2004). Суть принципа заключается в том, что педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических недостатков, но и на активное самосознание, мотивацию для преодоления трудностей на пути восстановления утраченных функций.
Коррекционно-развивающая направленность характерна для всей восстановительной работы постинсультных осложнений. Корреционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического выздоровления, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений.
Устойчивость позы стояния, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соразмерять и регулировать движения ногами, руками, туловищем и головой в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий – это те свойства, которые необходимы людям, перенёсшим инсульт, для нормальной жизнедеятельности. Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств.
Постоянно действующей задачей на каждом занятии является восстановление основных локомоций – позы сидения, позы стояния, движений рук и ног, ходьбы и других естественных движений.
Коррекционно-развивающее направление гимнастики имеет широкий диапазон решения основных педагогических задач:
1. Коррекция основных движений руками, ногами, туловищем, головой, позы сидения, позы стояния, ходьбы.
2. Коррекция основных социально-бытовых движений – хватания, застёгивания, удержания и манипулирования различными бытовыми предметами.
3. Коррекция и развитие функции равновесия.
4. Коррекция и развитие координации движений
5. Коррекция и развитие общей физической подготовленности.
6. Коррекция и профилактика соматических нарушений.
7. Развитие психических процессов – память, внимание, быстрота реагирования и др.
Специалист по адаптивной физической культуре самостоятельно проводит педагогическую диагностику по состоянию отдельных двигательных функций. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать способы, методы и приёмы коррекции и развития утраченных двигательных функций у лиц, перенёсших инсульт.
При работе специалист-педагог опирается на следующие принципы (по Л.В. Шапковой, 2004), которые мы модернизировали к постинсультным больным:
- Принцип дифференциации и индивидуализации направлен на объединение пациентов в относительно однородные группы. Индивидуальный подход учитывает особенности, присущие одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, особенностей утраченных двигательных функций и состояние сохранённых функций – двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных.
- Принцип компенсаторной направленности педагогического воздействия направлен на возмещение нарушенных или утраченных функций за счёт реабилитации (перевоспитания, восстановления) сохранных функций и формирования новых двигательных связей.
- Принцип учёта возрастных особенностей. Чем моложе человек, перенёсший инсульт, тем реальнее возможности восстановления движений за счёт замещения утраченных функций на не пострадавшие функции центральной нервной системы в целом и головного мозга в частности.
- Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию одной из важнейших закономерностей процесса восстановления – подбор средств, методов, методических приёмов должен соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям пациента.
- Принцип оптимизации педагогических воздействий означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целенаправленную стимуляцию адаптивных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. Это физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности. В то же время, физическая нагрузка должна соответствовать оптимальным реакциям организма человека.
- Принцип вариативности педагогических воздействий – это многообразие физических упражнений и особенно условий их выполнения. Это касается способов регулирования эмоциональных состояний, воздействия на различные сенсорные функции (зрительную, тактильную, слуховую), на развитие речи (проговаривание текстов, речитативов, скороговорок), мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), интеллекта (задания со счётом, выстраиванием слов и т.п.).
- Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве восстановительной работы с пациентом и его окружением, прежде всего, с семьёй.
Одной из форм организации адаптивной гимнастики в постинсультном периоде является физическая реабилитация. Физическая реабилитация может реализовываться в форме занятий в лечебных учреждениях и в форме самостоятельных занятий дома, на улице или в специальном помещении. На занятиях применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (гимнастическая палка, мячи различных размеров и предназначений, кубики и др.). Могут быть использованы гимнастические снаряды (гимнастическая скамейка и стенка, фитболы, стул и др.).
Большое внимание уделяется на разработку ограниченных движений, с успехом применяется суставная гимнастика. Поскольку движение руками поддаётся коррекции с большим трудом, применяются упражнения мелкой моторики и манипулятивной функции рук. Манипулятивная функция нужна для самообслуживания, для овладения профессиональными навыками.
Самым важным является оппозиционный хват большого пальца. существуют следующие виды хвата кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевый и оппозиционный. В занятиях адаптивной гимнастикой необходимо отрабатывать все виды хватов.
В тренировку навыков самообслуживания входят: захваты ложки, вилки, застёгивание пуговиц, кнопок, молний, складывание кубиков, мозаики, рисование, набор номеров телефона, закрывание-открывание кранов, причёсывание волос и т.п. В занятиях можно использовать шитьё, склеивание, резание ножницами, печатание на клавиатуре, а также восстановление навыков письма.
Аномальное распределение мышечного тонуса после последствий инсульта быстро приводит к развитию контрактур и деформации, что тормозит формирование произвольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить с помощью физических упражнений и вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразными являются упражнения на расслабление, на растягивание, с потряхиванием мышц. К вспомогательным упражнениям можно отнести:
- упражнения, способствующие сохранению правильного положения различных звеньев тела;
- упражнения с использованием иммобилизаторов: лангеты, шины, туторы, воротнички, валики, грузы и др.
Иммобилизаторы используют как для разгрузки (воротнички, корсеты, валики), так и для коррекции патологических зон (лангеты, шины, аппараты). Указанные средства используют 3–4 раза в день. Длительность процедуры зависит от тяжести поражения и переносимости аппаратов пациентом, но не более чем 30 минут.
При изучении деятельности человеческого мозга и психики учёные отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Существует мнение, что рука человека является как бы выходом из головного мозга и исполняет его функции. На этом основано много научных исследований, указывающих на то, что при развитии мелкой моторики ребёнка развивается речь, мышление, а в дальнейшем и формируются умения и навыки письма (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1983; С.О. Филиппова, 2000).
Так, выдающийся невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. М.М. Кольцова (1998) указывает на то, что у ребёнка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляции слогов, и всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренированности движений пальцев. М.С. Рузина (1998), рассматривая привычный набор занятий по развитию мелкой моторики (плетение, лепка, нанизывание бусинок и колец, рисование узоров) указывает, что пальчиковый игротренинг может оказывать воздействие на развитие всех пальцев рук, также улучшить речь и мышление.
Пальчиковую гимнастику (упражнения мелкой моторики) на начальном этапе обучения лучше проводить с опорой руками о стол или другую поверхность, потом уже в положении, согнув руки перед собой на уровне груди. По мере освоения упражнений в дальнейшем пальцы рук выполняют упражнения в любом направлении при различном исходном положении пациента.
Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно разделить (классифицировать) по следующим признакам (Ж.Е. Фирилёва, 2006):
- по направленности работы мышц пальцев рук;
- на координацию движений;
- работа пальцев по различным поверхностям;
- упражнения с предметами;
- образное выполнение (речитативы, стихи, рассказы, сказки, игры);
- упражнения под музыку;
- самомассаж пальчиками.
Упражнения по направленности работы мышц пальцев рук можно выполнять двумя руками одновременно, раздельно каждой кистью и чередуя выполнение упражнения каждой рукой.
Упражнения с проявлением мышечной силы:
- сгибание и разгибание пальцев в кулак:
- поочерёдное сгибание и разгибание правой, затем левой кисти в кулак («фонарики»)»
- поочерёдное сгибание пальцев правой руки, начиная с большого; то же, начиная с мизинца; повторить это упражнение («прятки») левой рукой;
- ладони на столе, пальцы в стороны – согнуть пальцы, подушечки пальцев на столе, мышцы напряжены («грабли»), затем разогнуть пальцы, кисть расслабить;
- приведение и отведение пальцев врозь: пальцы в стороны-вместе («заборчик»).
Упражнения на растягивание мышц и связок пальцев рук (гибкость):
- ладони на столе – поднять основание ладоней от стола, растянуть мышцы ладоней, затем опустить основание ладоней, кисти расслабить;
- левая ладонь на столе – правой рукой поднять вверх указательный палец левой руки, растягивая мышцы, затем опустить его на стол; то же выполнить с другими пальцами и после этого поменять и.п. рук; в конце руки расслабить.
Упражнения на подвижность в суставах:
- вращательные движения кистью и каждым пальцем вправо и влево;
- волнообразные движения кистью вправо-влево – выполнить каждой рукой;
- кисти на уровне груди, пальцы переплетены (в замок) – правое предплечье поднимать вверх, опуская левое вниз – выполнять поочерёдно и волнообразно;
- указательный палец правой руки разогнут вперёд, остальные пальцы в кулак – вращательные движения вправо и влево указательным пальцем; повторить движения другими пальцами и другой рукой;
- руки полусогнуты в стороны-вперёд, локти приближены к туловищу – взмахи кистями вверх-вниз;
- ладонь правой руки вертикально – волнообразное движение, имитирующее продвижение змеи; то же повторить другой рукой; выполнить обеими руками.
Упражнения на координацию движений:
- кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков других пальцев («колечки»); то же выполнить левой рукой и одновременно двумя руками;
- пальчики правой руки поочерёдно касаются пальчиков левой руки («пальчики здороваются»);
- указательные пальцы сцепить, остальные пальцы в кулаки («крючки»); то же выполнить другими пальцами; менять положение рук – правая сверху, левая снизу и наоборот;
- большой и указательный палец каждой руки соединяются между собой, и «кольца» обеих рук сцепляются («цепочка»); упражнение повторяется большими пальцами со средними, безымянными и мизинцами своей руки;
- пальцы в кулак, указательный и мизинец разогнуть вперёд-в стороны и шевелить ими («жук»);
- ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести и перебирать ими («замок»);
- ладони повернуть к себе, скрестив предплечья и сцепив большие пальцы – остальные пальцы выполняют махи как крыльями («птичка»);
- указательный палец правой руки касается большого пальца левой руки и наоборот – поменять и.п., последовательно переставляя пальцы (не отрывая одновременно); то же выполнить с касанием больших пальцев со средними, затем безымянными и мизинцами.
Работа пальцев по различным поверхностям:
- указательный и средний пальцы «стоят» на столе, остальные пальцы в кулак – маршировать пальчиками одной руки и двух рук одновременно («солдатики»);
- руки внизу – перебирать пальцами по боковым поверхностям бёдер, туловища и головы до «встречи» кистей на голове, затем руки расслабленно опустить вниз;
- перебирать пальцами по столу и ударять кончиками пальцев одновременно, изображая игру на пианино.
Упражнения пальцами с предметами:
- складывание фигурок из палочек: квадрат, треугольник, мельница, звёздочка, флажок, лодка, рыбка, солнце и др.;
- складывание цифр из палочек: 1, 4, 0, 11 и т.д.;
- складывание букв из палочек: А, У, И, Ш и т.д.;
- складывание букв и слов из мозаики, камешков, листиков, кубиков и другого материала;
- гимнастика и игры с учебными предметами: карандаш, ручка, линейка – с одним и двумя предметами;
- изображение цифр, букв пальцами: 1, 0, 8, М, Л и др.;
- упражнения пальчиками с гимнастическими предметами: мяч (перекаты, броски, ловля, удары об пол, о стену, перекаты и ловля с партнёрами), гимнастическая палка (перекаты, подбрасывание и ловля, вертикальное балансирование на ладони и одном пальце, работа в парах), лента (взмахи, круги, змейки, спирали);
- упражнения пальчиками с нестандартными предметами: платок, шарф, косынка (взмахи, перекладывание из руки в руку, выполнение общеразвивающих упражнений), шары, мячи с резиновыми шипами (катание по ладони, полу, столу, частям тела), кукольный театр пальчиками (одевание на пальчики колпачков, шапочек, ленточек, изображение героев рассказов, сказок).
Образное выполнение упражнений пальчиками:
- с жестикуляцией пальцами при речитативе, стихах, рассказах, сказках, играх;
- большие пальцы соединяются с другими сомкнутыми пальцами своей руки, образуя круги каждой рукой – поднести их к глазам («очки»);
- обе ладони поставлены на ребро и внизу соединены («лодочка»);
- положение рук как для «лодочки», но большие пальцы подняты вверх («пароход»);
- левая кисть в кулак, сверху приставить правую руку раскрытой ладонью книзу («стол»).
Упражнения пальчиками под музыку.
Выполняются любые упражнения и комплексы упражнений пальчиками под специально подобранную музыку.
Самомассаж пальчиками:
- тереть ладони друг о друга;
- круговыми движениями правой руки массировать тыльную сторону левой руки, положив её на солнечное сплетение; то же, поменяв положение рук;
- скручивающими движениями от основания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый палец на каждой руке;
- выполнить встряхивающие движения кистями, расслабить пальцы рук.
Источник