Адаптационная гимнастика что это такое

Адаптивная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в ДОУ

Светлана Наумова
Адаптивная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в ДОУ

Оздоровление детей средствами физической культуры – одна из самых важных проблем современной медицины и педагогики. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на нее в период бурного роста детей (5-7 лет). Предупреждение развития нарушений, а также их устранение должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физической культуре и медицинских работников ДОУ. Для профилактики подобных нарушений большое значение имеют мероприятия, улучшающие физическое развитие.

Адаптивная гимнастика рекомендована к применению с целью профилактики и лечения нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия, улучшения пищеварения, развития координации движений, нормализации нервно-психической среды, укрепления дыхательной мускулатуры и защитных сил организма.

Адаптивная гимнастика включает в себя специальные упражнения, направленные на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса, формирование правильной осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие координации движений и тренировку вестибулярного аппарата. Специальные упражнения необходимо сочетать с общеукрепляющими с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма.

Читайте также:  Йога для беременных асаны 2 триместр

Одним из нарушений опорно-двигательного аппарата является плоскостопие.

Стопа- опора нашего тела, и любой дефект ее развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитии многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для оздоровления.

Плоскостопие – часто встречающаяся деформация нижних конечностей детей. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками, а след лишен внутренней выемки. Различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Врожденное плоскостопие наблюдается редко, приобретенное очень часто. Из-за плоскостопия резко снижается опорная функция ног, изменяется положение таза, нарушается правильное положение позвоночника (может возникнуть его искривление, затрудняется движение (ходьба, бег). Все это отрицательно влияет на общее физическое развитие ребенка и снижает его работоспособность.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы. Это достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим недостатки конфигурации, но и резко повышающим функциональные возможности стопы.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, следует включать в занятия утренней гигиенической гимнастикой, а также использовать на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Главное назначение корригирующих упражнений – активное положение стоп на наружном крае, укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые прикладные двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы:

1) ходьба на носках в среднем темпе (1-3 мин);

2) ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе (2-5 мин);

3) ходьба на носках по наклонной плоскости в медленном темпе (5-10 раз);

4) ходьба по палке;

5) катание мяча поочередно одной и другой ногой (2-5 раз);

6) катание обруча пальцами обеих ног поочередно (2-4 мин);

7) приседание на гимнастической палке, находящейся под поперечным сводом стопы, в медленном темпе, с опорой на стул (3-8 раз);

8) приседание на мяче, в медленном темпе, с опорой на стул или балансируя разведенными в стороны руками (8-10 раз);

9) сгибание и разгибание стоп сидя на стуле, в среднем темпе (10-30 раз);

10) захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног (1-3 мин); выполнять упражнение поочередно обеими ногами.

Занятия адаптивной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений во всех случаях лечения и профилактики плоскостопия дают прекрасные результаты, улучшая связочный свод, форму и функцию стопы.

В работе с детьми всегда следует поддерживать их интерес к проводимым занятиям, профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Этому способствуют положительные эмоции, создаваемые во время занятий с ребенком.

Для полноценного физического развития детей, имеющих нарушения функции опорно-двигательного аппарата, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в ДОУ в целом, так и в спортивном зале. Созданная нами в спортивном зале предметно-развивающая среда включает зоны для выполнения различных видов прыжков, метания, лазания и других видов двигательной деятельности, что позволяет более эффективно осуществлять коррекцию и компенсацию нарушений в развитии детей.

При проведении физкультурных занятий широко используются разнообразные игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь.

Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата «Формирование поисково-исследовательской деятельности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста».

Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата) Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, II младшие и средние группы. МУЗЫКАЛЬНЫЙ.

Конспект занятия по лечебному плаванию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Конспект по лечебному плаванию (с нарушением опорно – двигательного аппарата) Подготовила и провела Инструктор физкультуры МБДОУ «Детский.

Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь.

Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс «Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс» Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты.

Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях Учитывая, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учереждения, в основу музыкальных занятий наряду.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.

Источник

Адаптационная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
консультация по физкультуре

Адаптационная гимнастика для детей дошкольного возраста это комплекс упражнений, разработанных специалистами по лечебной физкультуре и традиционной пластике, остеопатии, неврологии. Состоит из 21 упражнения.

Скачать:

Вложение Размер
Адаптационная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста 19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационная гимнастика для детей дошкольного возраста это комплекс упражнений, разработанных специалистами по лечебной физкультуре и традиционной пластике, остеопатии, неврологии. Состоит из 21 упражнения.

Адаптационная гимнастика восстанавливает системы адаптации организма (иммунную, эндокринную, нервную), способствует нормализации обмена веществ и повышению жизненного тонуса.

Адаптационная гимнастика проводится целенаправленно перед завтраком в течении 15 минут. До начала гимнастики необходимо вымыть руки. Особым преимуществом адаптационной гимнастики является наличие элементов саморегуляции, представление красивых образов. Необходимыми условиями для правильного проведения адаптационной гимнастики и достижения максимального эффекта являются:

1. Обязательной освоение комплекса педагогом, который проводит занятие с детьми. Очень важно не только правильно показывать упражнения, но и находиться в хорошем настроении.

2. Обязательное сопровождение психотерапевтической саморегуляции словесными формулировками.

3. Музыка является фактором, усиливающим эффективность комплекса, но она не должна быть громкой.

4. Следует обращать внимание на положение стоп, на сохранение правильной осанки, на положение рук.

Как проводить адаптационную гимнастику для детей дошкольного возраста?

Данный комплекс физических упражнений выполняется в любое время дня, не менее трех раз в неделю, желательно каждый день.

На странице сайта proroditelstvo.ru можно прослушать или скачать специально подобранное музыкальное сопровождение для упражнений комплекса Адаптационной гимнастики. Классическая музыка в обработке Лондонского симфонического оркестра создает радостное уравновешенное настроение детей, приучает их к восприятию мировых шедевров классической музыки, помогает быстрее запомнить последовательность и длительность упражнений.

Адаптационная гимнастика для детей дошкольного возраста подходит для детей старше 3х лет и взрослых.

Адаптационный гимнастический комплекс

1. Потягивание «Проснулись»

Продолжительность выполнения: 25 сек.

ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз.

Выдох – скрестить руки на уровне пояса (левая кисть на правом боку, правая – на левом, как будто держим края майки). ВДОХ – медленно поднимая руки вверх и выпрямляя их над головой, максимально потянуться вверх, не поднимаясь на носках, ВЫДОХ – подтягиваясь в стороны медленно опустить прямые руки (ладонями вниз) в стороны и вниз, возвращаясь в ИП. Повторить 3 раза.

2. Потягивание «РУКА — НОГА»

Продолжительность выполнения: 30 сек.

ИП: стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.

ВДОХ – переносим тяжесть тела и слегка приседаем на праву. Ногу, а правой рукой тянемся вверх вправо – ВЫДОХ – потягиваясь от левой пятки к правой кисти (на выдохе). Перенести центр тяжести тела и слегка присесть на левую ногу, потягиваясь от правой пятки к левой кисти на выдохе. Голова поворачивается в сторону поднятой руки. Повторить упражнение 2 раза.

Продолжительность выполнения: 25 сек.

ИП: (см. упр. 2) ВДОХ – вытягиваем руки в одну линию (как будто через руки проходит не сгибаемый стержень), кисти разогнуть в лучезапястном суставе пальцами вверх – ВДОХ – и вращать руки в плечевых суставах, совершая поворот тела, касаясь опускаемой рукой одновременно выпрямляемой в колене одноименной ноги – ВЫДОХ. Следить глазами за пальцами рук. Когда рука проходит вниз у колена – ВЫДОХ.

Сделать 4 круга правой и 4 круга левой рукой.

Продолжительность выполнения: 56 сек.

ИП: (см. упр. 2) Повернуть стопы вправо, сделав упор вперед на согнутую в колене правую ногу, пятка прижата к полу, руки в стороны, согнуты в локтях, кисти вверх развернуты как крылья бабочки, грудь вперед «колесом» — ВДОХ. Не разворачиваясь присесть на левую ногу – спину согнуть «кошечкой» — руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти почти касаются грудины, сложены тыльными сторонами – ВЫДОХ. Вниз не нагибаться.

Повторить 4 раза.

Продолжительность выполнения: 1м45с.

Упражнение выполнять на месте – на носках, бесшумно, пятками касаясь ягодиц. Туловище слегка наклонено вперед. Дыхание через нос.

Продолжительность выполнения:14 сек.

ИП: (см. упр. 2) Руки в стороны, горизонтально на уровне плеч, согнуть в локтях, предплечья и кисти опустить вниз. Быстрые незначительные вращательные движения верней части туловища, голова на месте, приводить в движение висящие на локтях расслабленные предплечья и кисти (ладонями назад), одновременно двигаться в тазовом поясе на встречу к кистям.

Продолжительность выполнения:25 сек.

ИП: (см. упр. 2) Руки согнуть в локтевых суставах вперед параллельно полу ладонями вниз. Согнуть правую ногу в колене и повернуть во внутрь до хлопка по левой ладони внутренней стороной лодыжки, опустить ногу. вновь согнуть правую ногу в колене и повернуть наружу до хлопка по правой ладони наружной стороны лодыжки, опустить ногу. повторить движения внутрь и наружу по 10 раз, затем поменять ногу.

Продолжительность выполнения:37 сек.

ИП: (см. упр. 2) Правая нога «в сапоге и завязла в болоте», ее медленно вытянуть, сгибая колено, вверх и затем резко выпрямить ее в коленном суставе, стопа вверх до уровня плеч («скидываем сапог с ноги высоко вверх») — ВЫДОХ.

Левой ногой тоже движение.

Продолжительность выполнения:28 сек.

ИП: (см. упр. 2) Руки прямы вытянуть вперед параллельно полу (не сгибая в локтях), правое плечо вперед, затем левое плечо вперед (синхронные помогающие движения в тазовом поясе). Попеременно одна рука становится длиннее другой. Затем постепенно переводим руки вертикально вверх, движение продолжаем. Глазами следить за движением кистей. ВДОХ – короткий, ВЫДОХ – длинный.

Продолжительность выполнения: 26 сек.

ИП: (см. упр. 2) выполнить массаж ушных раковин:

Снаружи – движением пальцев, перебирающих край уха, сверху вниз и снизу вверх;

Внутри – указательными пальцами кругообразно растереть внутреннюю поверхность ушной раковины. Вставить указательные пальцы в оба слуховых прохода, массировать их, вращая вперед, затем назад.

«Вилочки» – пальцы «вилочкой»: ухо находится между раздвинутыми указательным и средним пальцами.

«Лопатки» — растирать поверхность уха движением вверх – вниз всей поверхностью ладони.

11. Массаж кистей и пальцев.

Продолжительность выполнения: 45 сек.

Правой и левой рукой поочередно делать легкие массажные движения словно «Моем» предплечья, запястья, кисти. Растереть зону позвоночника на тыльной стороне ладони от гороховидной кости к мизинцу. На тыльной поверхности кисти выполнить массаж межпальцевых промежутков. Затем с силой захватывать в кулак каждый палец по очереди и вращательным движением «Тянуть» палец (как бы очищаем его). Вновь «моем» кисти.

12. Потягивание «Просыпаюсь»

Продолжительность выполнения: 25 сек.

См. упр. 1. Выполнить 3 раза

Продолжительность выполнения: 2м. 30 сек.

ИП: (см. упр. 2) руки произвольно.

А. Свободным движением вперед прямая нога «всплывает на поверхность озера» — ВДОХ.

Движением «по поверхности воды» вбок и назад перевести прямую ногу в положение «ласточка», прогнуть спину, потянуться пяткой назад – ВЫДОХ. Опустить ногу в ИП. Движение выполнить 10 раз.

Б. Свободным движением поднять прямую ногу назад в положение «ласточка» — ВДОХ. Движением «по поверхности воды» вбок и назад перевести прямую ногу вперед — ВЫДОХ. Опустить ногу в ИП. Движение выполнить 10 раз.

Упражнение А и Б повторить с другой ногой.

14. «Мишка нюхает цветок»

Продолжительность выполнения: 13сек.

ИП: стоя, ноги на ширине плеч, носки внутрь, колени полусогнуты, спина прямая, руки прямые вытянуты вперед (ладонями вниз).

Движением в лучезапястном суставе максимально поднять (разогнуть)кисти пальцами вверх – ВДОХ, энергичный с о звуком.

Опустить кисти вниз в ИП строго горизонтально – ВЫДОХ резкий.

15. «Потягивание в стороны»

Продолжительность выполнения: 55 сек.

ИП: (см. упр. 8) руки прямы, вытянуты в стороны, кисти повернуты ладонями вверх, большой палец прижат к ладони.

Вытягивающим, распрямляющим движением локтевых суставов кончиками пальцев стараться дотянуться до «вертикальных стен» с обеих сторон – ВЛДОХ.

Расслабить руки в локтевых суставах – ВЫДОХ.

16. «Разноцветные мячи под водой»

Продолжительность выполнения: 12 сек.

ИП: (см. упр. 8) руки прямые вдоль туловища, кисти максимально разогнуты в лучезапястных суставах ладонями вниз – «ладони опираются на мяч, погружаемые в воду».

Только движением плеч, не сгибая локтевых суставов, с силой опустить плечи вниз – «погрузить мяч в воду» — ВЫДОХ.

С движением мяча, «всплывающего на поверхность», вернуться в ИП – ВДОХ.

17. «Разноцветные мячи над головой»

Продолжительность выполнения: 14 сек.

ИП: (см. упр. 8): руки над головой образуют полукруг, кисти повернуты ладонями вверх.

Только движением плеч, не меняя положения рук, поднять плечи вверх – «толкаем мяч» — ВЫДОХ.

Опустить плечи вниз – ВДОХ.

18. «Гибкая спинка»

Продолжительность выполнения: 40 сек.

ИП: стоя, руки свободно вдоль туловища.

Согнуть левую ногу в колене, прямую правую ногу отвести назад. Туловище слегка наклонить вперед, руки вдоль туловища – ВЫДОХ.

Поднять руки вперед до линии, продолжающей линию правой ноги, отведённой назад – ВДОХ.

Правую ногу подтянуть вперед, руки опустить вдоль туловища (как будто умываясь сверху вниз).

Обе ноги выпрямлены, правая нога немного сзади. Тяжесть тела перенести на правую ногу – часть ВЫДОХА.

Упражнение выполнять с правой ноги.

Повторить для каждой ноги 3 раза.

19. «Дыхание животом»

Продолжительность выполнения: 12 сек.

ИП: (см. упр. 2) руки свободно вдоль туловища.

Втянуть живот, через нос выпустить воздух – ВЫДОХ. Дыхание не задерживать.

Надуть живот, как5 мяч, — ВДОХ носом и потянуться макушкой вверх. ЗАДЕРЖАТЬ ДЫХАНИЕ.

Начинать упражнение необходимо с 3-4 дыханий, каждую неделю добавляя 1-2 ВЫДОХА — ВДОХА.

Максимальное количество в одном упражнении для детей – 9 раз.

20. «Массаж косточки» — массаж ECIWO.

Продолжительность выполнения: 30 сек.

Зона массажа ECIWO располагается на тыльной стороне кисти в области лучевой стороны 2-й пястной кости, являющейся продолжением указательного пальца.

Ладонью одной руки массировать зону ECIWO до ощущения разливающегося тепла.

Продолжительность массажа каждой руки – 25 сек.

21. Потягивание «Просыпаюсь»

Продолжительность выполнения: 25 сек.

ИП: см. упр.1. Повторить 3 раза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребенка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога и для этого он должен использовать все возможные средст.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах вос.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, «Современная логопедия: от теории к практике» 18 .

Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Образовательная деятел.

Источник

Оцените статью