Гимнастика-история развития и современное значение.
статья по физкультуре на тему
Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств , направленных на всестороннее физическое развитие человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_statya_-_kopiya.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика-история развития и современное значение.
Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающей широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.
Гимнастика как вид спорта зародилась в Древней Греции, и происхождение этого термина (гимназо) тоже греческое — в переводе может означать «тренировать, обучать». Спортсмены занимались без одежды, поэтому по второй версии происхождение от слова «гимнос» — «обнаженный». Гимнастику в своих сочинениях описывали Гомер, Аристотель, Платон. Эти античные авторы указывали на благотворное влияние спорта на воспитание детей и юношей.
Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали еще в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.
Олимпийские соревнования проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр была военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла нравственное воспитание молодежи.
В средние века гимнастики как таковой не было, однако в воинской подготовки рыцарей несомненно были гимнастические элементы. Например, тамплиерам запрещалось отступать, даже если противников было в три раза больше по численности — поэтому тренировки включали растяжки, изворотливость и акробатические элементы, чтобы устоять в неравном бою.
В позднее средневековье были попытки возродить античный опыт гимнастических упражнений, например Иероним Меркуалис на рубеже 16 и 17 века написал сочинение на тему «Об искусстве гимнастики». Вопросами физического воспитания детей занимались педагоги швейцарец Песталоцци (1746 — 1827) и чех Ян Амос Каменский (1592 — 1670), неоднократно затрагивавшие эту тему. Уже в это время зарождается комплекс упражнений вольжировка — на коне, столе, лазанье по стенке, шесте, упражнения на равновесие на колоде, канате.
Гимнастика была хорошо развита в среде бродячих цирковых артистов, но именно из-за этого она не воспринималась в высшем обществом, считалась уделом простолюдинов. Но с развитием равноправия в обществе все вскоре поменялось, что и покажет реферат в следующем разделе.
На рубеже 18 — 19 веков в Германии в школах филантропистов теоретически разрабатывали спортивную тему, гимнастика появилась как отдельный предмет, на эту тему написали реферат И.Гутс-Мутс и Г.Фит. Педагог Ф.Л.Ян (1778 — 1852) разработал немецкую гимнастическую систему «турнен», включавшую упражнения на коне, брусьях, кольцах и турнике. В 1811 году Ф.Ян открыл возле Берлина гимнастическую школу со снарядами, а в 1816 году издал книгу на эту тему под названием «Немецкая гимнастика» с примерами упражнений и методическими рекомендациями.
Были созданы другие национальные гимнастические системы — француская Ф.Аморосом, шведская П.Лингом, чешская (сокольская) — М.Тыршем. В 1817 году ученики Ф.Амороса провели в Париже первые гимнастические соревнования. Шведская система базировалась на вольных упражнениях, немецкая отдавала предпочтение снарядам. Многочисленные попытки возрождения олимпийских игр закончились в 1896 году их возрождением, гимнастика была включена в эти игры как отдельный вид спорта, до сегодняшнего дня это самая зрелищная часть этого мероприятия.
Сразу в программу были включены все нынешние снаряды, только вольные упражнения были включены в 1932 году на олимпиаде в Лос-Анджелесе. Другие древние виды гимнастики — метание копья, ядра, прыжки, бег стали отдельными дисциплинами. Женщины выступали с 1928 года, а окончательно программа приняла современный вид на ХІ играх в Берлине, 1936 год.
В 1881 году три страны — Голландия, Бельгия и Франция создали ФЕГ — Европейскую гимнастическую федерацию. Идейным вдохновителем, основателем и президентом стал бельгиец Николас Куперус.
В 1921 году эта организация превращается в Международную Федерацию Гимнастики (ФИЖ), которая до сегодняшнего дня объединяет спортивную, художественнную гимнастику, акробатику, спортивную аэробику и прыжки на батуте. В федерацию входят 125 стран, объединение насчитывает 30 000 000 спортсменов и почти 3000 постоянных участников международных соревнований. С 1995 года также в гимнастическую федерацию было создано отделение аэробики, в Российской Федерации есть Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России.
В 1982 году был основан Европейский гимнастический союз, который на сегодняшний день насчитывает 46 стран, он независимо от международной организации проводит чемпионаты Европы. В дальнейшем реферат поведает о оздоровительных типах спорта.
Гимнастика в России
В 1774 году Екатерина Вторая приказала обучать гимнастике кадетов сухомлинского корпуса. В начале 19 века этой дисциплине обучались гвардейцы, а к середине этого века все в армии в обязательном порядке должны обучать элементы гимнастики. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт платный гимнастическо-фехтовальный зал, причем офицеры занимались бесплатно. В конце ХІХ века профессор П.Ф.Лесгафт создает теоретическую основу внедрения гимнастики в физическое воспитание, на базе его курсов в 1918 году был создан современный институт физкультуры.
В 1863 году в Санкт-Петербурге существовало немецкое гимнастическое общество, в которое было запрещено вступление русских, так как власти боялись закрытых кружков, которые могли стать политическими. Однако в 1881 году все же появилось «Русское гимнастическое общество», которое в 1885 году провели первые гимнастические соревнования, принимало участие одиннадцать человек.
В 1897 году было организовано «Санкт-Петербуржское атлетическое общество», в этом же году были проведены соревнования, которые продолжались до 1915 года. Подобные общества появлялись по всей России, например сокольские кружки, которые в 1907 и 1912 году принимали участие в соревнованиях в Праге. В том же 1912 году российская команда гимнастов принимала участие в Стокгольмских V олимпийских играх, но фактически безрезультатно. В 1913 году в Киеве состоялась Российская Олимпиада.
В СССР гимнастика была чрезвычайно развита, на эту тему есть множество публикаций, но достаточно взглянуть на факты — женская команда на олимпиадах была рекордных 10 раз первой, а мужская — пять раз. Лариса Латынина завоевала 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Николай Андрианов завоевал 15 медалей на олимпиадах, из них 7 золотых. А в 1980 году гимнаст Александр Дитятин завоевал восемь медалей из восьми возможных, из них 3 золотых. В 1992 году Виталий Щербо (сборная СНГ) завоевал 6 золотых медалей.
Гимнастика — как вид спорта, а также часть физической культуры , делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой (ЛФК). Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений. Этот реферат даст ответы на вопросы об этом виде спорта.
Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта с 1896 года. Как вид спорта существовал в Древней Греции. Соревнования проходят в опорных прыжках, вольных упражнениях и разных снарядах — брусьях, кольцах, коне, бревне.
Художественная гимнастика — исполнение упражнений (со скакалкой, обручем, лентой, булавами, мячом), которые объединены в музыкальный танец. Есть групповые упражнения, в которых спортсменки используют два вида или один вид предметов.
Командная гимнастика происходит из скандинавских стран, соревнования проводятся с 1996 года. Есть три вида упражнений — вольные, акробатические прыжки и мини-батут. Есть индивидуальный и командный зачеты, занимаются женщины, мужчины или вместе и те и те в одной команде.
Цирковая гимнастика — зрелищные выступления на снарядах, закрепленных на полу (турники, кольца, батуты) или в воздухе, воздушная гимнастика (корд де волане, трапеции, воздушный турник, полотна, кольца и другие).
Акробатическая гимнастика — парные, групповые упражнения, акробатические прыжки.
Спортивная аэробика — вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений с высокой интенсивностью и сложно координированными движениями .В 1995 году аэробика получила признание и вошла в Международую федерацию гимнастики.
Разные виды оздоровительной гимнастики
Оздоровительные виды гимнастики развивают опорно-двигательный аппарат, реакцию, подвижность, гибкость, силу, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы:
- Ритмическая гимнастика состоит из прыжковых, беговых движений, наклонов, приседаний, которые исполняются под быструю, танцевальную музыку.
- Йога — разные позы (асаны), упражнения по дыханию и психорегуляции. Именно особенности психорегуляции приводят к выводам, что йога — не что иное, как своеобразная восточная секта, пагубно влияющая на психику, так как в основе лежат религиозные индийские практики. Асаны приводят к чрезмерным нагрузкам и ненужным растяжениям, оздоровительный эффект возможен в основном посредством самовнушения. Вред йоги еще не до конца изучен. Поскольку гимнастика связана с подвижностью, а йога в основном статическая, гимнастическими здесь можно назвать только методы растяжек.
- Оздоровительная ходьба практикуется в ускоренном режиме, скорость более семи километров в час. Поскольку при таких темпах бежать легче, чем ходить, это гимнастический вид рекомендуется только при отсутствии противопоказаний, например болезней сердца. Практикуется на занятиях по физкультуре.
- Производственная гимнастика также относится к физкультуре. Принцип — активизация мышц, нужных для отдельного вида работы, а также усиление кровообращения при сидячей работе, где от физического самочувствия зависит производительность труда.
- Утренняя гимнастика имеет гигиенические цели, тренировка организма после пробуждения.
- Женская гимнастика предназначена для облегчения материнства, развивается выносливость мышц живота, спины, ног, таза. Гимнастика для беременных, после родов также относятся к этому виду.
- Профессиональная гимнастика повышает возможности организма для определенного направления физической деятельности, улучшения профессионального мастерства.
- Атлетическая гимнастика направлена на рост мышечной массы, выносливости, силы. К увеличению мышц нужно относится осторожно, так как оно может приводить к сердечно-сосудистым заболеваниям. Развиваться нужно гармонично — улучшать дыхательную систему, укреплять сосуды.
- Лечебная физкультура (ЛФК) — вид простых гимнастических упражнений, которые помогают преодолевать последствия разных болезней, в основном ортопедического характера.
Значение современной гимнастики.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.
Источник
История олимпийской гимнастики
Всемирные федерации, объединяющие любителей различных спортивных дисциплин, и (в их числе) Международная федерация гимнастики (FIG, она же ФИЖ), которая возникла самой первой, в 1881 году (правда, вначале она родилась как европейская организация, включающая только гимнастов Бельгии, Франции и Голландии, к которым тут же присоединилась Германия), имеют много общего.
Мотивом, причиной, побудившей спортсменов разных стран к объединению усилий, были идеи олимпизма, которые уже несколько десятилетий проповедовались передовыми людьми века как достойные возрождения в современном мире. За возвращение миру Олимпийских игр выступили многие педагоги, философы, врачи, и все эти действия возглавлял самый страстный пропагандист олимпизма, отец современных Игр Пьер де Кубертен.
Гимнастика едва ли не старейшая спортивная дисциплина. Как и бег, как и плавание, как и прыжки — это один из самых естественных видов физической деятельности человека. У гимнастики богатейшая история, однако, цель статьи не рассказывать о всех перипетиях становления нашего вида спорта. Задача проще — история олимпийской гимнастики.
Стоит напомнить, что у нас в России, в Петербурге, первая гимнастическая школа была создана в 1832 году, и именно с тех пор начинается распространение «Сокольской» гимнастики, основателем которой был Мирослав Тырш. Вслед за чешскими «соколами» популярность приобретают немецкие «турнены» — другая разновидность гимнастических клубов.
В 1883 году в Москве создается гимнастическое общество, которым руководит известный литератор Владимир Гиляровский. Бывает там и Антон Павлович Чехов.
В 1897 году Гиляровский участвует в Сербии в международном турнире славянских «соколов» и получает там грамоту — награду и звание «наибольшего витязя».
В 1879 году в Копенгагене Нахтигелем было организовано первое европейское гимнастическое общество. Но это еще не международный союз, до возникновения которого остается всего два года. Им же был вскоре создан частный гимнастический институт, в котором готовились будущие преподаватели. Рождалась система преподавания гимнастики. В этом институте работал и шведский профессор Линг, впоследствии разработавший свою систему гимнастики, «систему Линга», которая пользовалась большой популярностью в Скандинавии.
Почти одновременно с линговской школой, нацеленной прежде всего на развитие силы, возникает и французская система, основателем которой был полковник Аморос: занятия по разработанной им методике носили военно-прикладной характер.
Мирослав Тырш, создатель «Сокольского» движения, обращал внимание в своей системе и на эстетическое начало, что, разумеется, понятно, поскольку он был профессором эстетики Пражского университета. Красота и элегантность движений должны, считал он, сопутствовать мощи и красоте человеческого тела. И потому-то внешний вид, внешнее выражение движений считалось в «Сокольской» гимнастике едва ли не самым важным. Оттянутые носки ног, сомкнутые пальцы ладони, прямые ноги во время исполнения упражнений на снарядах рассматривались как основополагающие условия работы гимнастов. И та ходульность, которая все еще порой проскальзывает в выступлениях спортсменов вследствие не меняющихся десятилетиями установок и требований, объясняется во многом именно теми критериями, которые разработаны сто с лишним лет назад Мирославом Тыршем.
В гимнастике древнего мира, в состязаниях эллинов, гимнастических снарядов, строго говоря, еще не было. Пожалуй, в то время существовал только один условный аналог бревна — туго натянутый канат. Упражнения на нем назывались кубистикой. Популярны были и акробатические упражнения, называемые в ту пору орхестрикой.
Самый древний гимнастический снаряд — деревянный конь: о нем упоминает римский ученый и философ Флавий.
Но уже в системе Фридриха Яна появились многие современные снаряды — гимнасты выполняли упражнения на деревянном коне, на жестких, ни в малейшей мере не амортизирующих параллельных брусьях и на бревне.
В систему гимнастики на рубеже XIX и XX веков включаются легкая атлетика, танцы, фехтование, упражнения с предметами. Распространены и упражнения на лестницах, с шестами.
В тех системах, что были ориентированы на подготовку воинов, традиционно большое место занимали многочисленные групповые упражнения, особенно важные для действия бойцов в строю. А поскольку Мирослав Тырш заботился и о спортивном костюме, о внешнем виде «соколов», то в его гимнастике спортсмены, одетые в единую форму и выступающие коллективом, производили на зрителя немалое впечатление: их работа носила характер концертного, как определили бы мы сегодня, выступления.
В «сокольской» гимнастике Тыргна уже четко определены снаряды — перекладина, брусья, кольца, конь, бревно, гимнастическая лестница, прыжки через различные препятствия.
Вольные упражнения обязательно оформлялись в целостные комбинации.
В наиболее популярных гимнастических школах, кроме учебных занятий, были и экзамены, которые впоследствии превратились в гимнастические соревнования.
Тырш важное значение придавал крупным празднествам, «сокольским слетам», которые позже переросли в так называемые гимнастрады.
Ныне стабилизировавшиеся шесть снарядов у мужчин и четыре у женщин имеют любопытнейшее соотношение в системе гимнастики. По данным кандидата педагогических наук Юрия Говердовского, специалиста из ГЦОЛИФКа, во всей системе упражнений на снарядах сложилось определенное соотношение комплекса упражнений, а значит, и удельный вес каждого вида многоборья в гимнастике. Если взять опорные прыжки женщин за единицу, то количество упражнений на других снарядах выглядит следующим образом: мужские опорные прыжки — 1,7, женские вольные — 2,7, мужские — 3,4, кольца — 4,3, брусья — 5,4, количество упражнений на бревне — 6,0, то есть арсенал упражнений уже в шесть раз больше, чем в прыжках. Но и это не предел: на коне — 7,1, на разновысоких брусьях — 10,3 и, наконец, на перекладине — 31,0.
Олимпийские ступени гимнастики.
Но вернемся к истории. В Олимпийские игры гимнастика не сразу вошла со стабильной программой. Пьер де Кубертен, который по поручению правительства занимался разработкой программ физического обучения, преследовал между прочим и такие цели: во-первых, уничтожить вражду между отдельными видами спорта, появившуюся в конце прошлого века (гребцы воевали с теннисистами, гимнасты с пловцами, причем каждый доказывал, что не «его» вид спорта вреден для человека, не приносит никакой пользы), найти общие критерии и принципы для развития каждой спортивной дисциплины и, во-вторых — борьбу против профессионализма.
Роль Олимпийских игр в развитии спорта, в установлении дружеских отношений спортсменов разных стран, в организации спорта переоценить решительно невозможно.
Поначалу гимнастические программы включали в себя бег, прыжки, лазание по канату на скорость.
До возрождения Олимпийских игр современности в каждой стране были свои условия соревнований, поскольку не было координирующих центров (роль европейского союза была тогда не слишком велика).
Программа олимпийских состязаний меняется с каждым очередным четырехлетием, причем, как правило, в зависимости от пожеланий организаторов Игр.
Мировые первенства в гимнастике начали проходить позже, чем Олимпиады, и потому программа Игр 1896 года была в сущности первой международной программой состязаний по гимнастике. Чемпионаты мира начали проводиться с 1903 года раз в два года.
Так продолжалось до первой мировой войны. После нее эти чемпионаты стали проходить раз в четыре года. Очередной чемпионат прошел в четном, 1922 году, через два года после одних Игр и за два — до следующих.
В программу I Олимпийских игр в Афинах в 1896 году были включены брусья и перекладина, на которых разыгрывались командное и личное первенство (в команде было десять гимнастов). Командный зачет велся не в многоборье, а только на этих двух снарядах. На коне, на кольцах, прыжке через коня и в лазании по канату на скорость разыгрывалось только личное первенство.
На Олимпийских играх в Афинах в командном зачете победу одержали немцы. Они доминировали на брусьях и на перекладине. Их соперники успеха добились на других снарядах. В лазании по канату золотую медаль завоевал греческий спортсмен Николаос Андрикопулос. Это была единственная в истории Олимпиад победа греческого гимнаста. Хорошо выступил в Афинах и швейцарский гимнаст Луси Путтер. Он стал чемпионом на коне-махах, был вторым в опорных прыжках и на параллельных брусьях.
Итак, на I Играх не разыгрывается командное первенство в многоборье, нет пока вольных упражнений, не проводится личное первенство по многоборью. Не приглашены на Игры и женщины-гимнастки.
На II Играх в Париже гимнасты выявляют сильнейшего по сумме баллов, по итогам выступлений на разных снарядах. Но и здесь в программу включены четыре вида, которые сегодняшним гимнастам показались бы по меньшей мере странными — прыжки в длину, прыжки в высоту, прыжки с шестом и. перетягивание каната. Спортсмены не соревнуются в лазании по канату, но не состязаются на этот раз и в прыжках через коня. По-прежнему в программу Игр не включены вольные упражнения.
Страна-организатор в значительной мере влияла на составление программы, в многоборье включаются те виды состязаний, в которых особенно преуспевают ее гимнасты. Такой подход к программе, конечно же, сказывался на результатах Игр. Вот и в Париже первые три места заняли гимнасты Франции.
Но самая запутанная система определения победителей в соревнованиях по гимнастике в истории Олимпиад была, несомненно, в Сент-Луисе, на III Играх. И личные, и командные соревнования (в составе каждой сборной — шесть спортсменов) проводились на шести снарядах: перекладина, брусья, конь, толкание ядра, прыжки в длину и бег на сто ярдов. Здесь первенствовали спортсмены США. При подсчете очков, набранных в этом шестиборье, выяснилось, что победил американец Джулиус Ленхардт.
Но были на III Играх и другие виды многоборья. Спортсмены соревновались на семи снарядах — исполнялись упражнения с булавами, упражнения на коне-махах, кольцах, брусьях, на перекладине, были прыжки через коня и лазание по канату. Вы, очевидно, обратили внимание, что здесь есть три снаряда, которые не входили в программу шестиборья. Разыгрывались не только семь отдельных наград, но подсчитывалась и сумма в семиборье, по которой определялся победитель. И здесь первенствовали спортсмены США.
Но победители определялись не только в семиборье и шестиборье. Разыгрывались награды еще и в двух троеборьях. Одно — чисто гимнастическое. На подведении отдельных итогов настаивали спортсмены Германии. По их предложению учитывались только результаты выступлений на перекладине, коне-махах и брусьях. Тремя призерами стали немцы, а чемпионом, как свидетельствуют архивы, Адольф Шпинлер. Выделили специально и второе троеборье — чисто легкоатлетическое. Очевидно, на подсчете очков по этой схеме настаивали хозяева Игр. В этой программе — прыжки в длину, бег на сто ярдов и толкание ядра, и по сию пору мало кто может объяснить толком, почему чемпион в этом троеборье, а им был американец М. Эммерич, считался гимнастом.
Чехарда с программой объясняется тем, что в ту пору не было еще единого представления о содержании гимнастики, о ее сути, не было единого подхода к этой спортивной дисциплине, и именно поэтому все организаторы Игр исходили из собственных понятий о том, что нужно, что необходимо и целесообразно включать в гимнастическое многоборье. Исходили из традиций спорта в своей стране и включали то, что было более всего популярно, даже если речь шла о толкании ядра или перетягивании каната.
Интересно, что на всемирных турнирах (так назывались в то время чемпионаты мира) программа была несколько иной. В многоборье, кроме перекладины, коня и брусьев, включались еще и два вида из сегодняшней легкой атлетики — бег и прыжки в длину. Этого, видимо, казалось мало, и в гимнастику включили штангу, позаимствованную из тяжелой атлетики.
Легкоатлетические дисциплины и штанга остаются в программе чемпионатов мира вплоть до 1950 года, до первенства, проходившего в Базеле.
За поражение на III Играх, которые проводились в Сент-Луисе, европейцы с лихвой рассчитались спустя четыре года, на Олимпиаде в Лондоне в 1908 году. Здесь программа была ближе к той, к которой привыкли европейцы.
Пять видов многоборья принесли победу шведам, вторыми были норвежцы и третьими оказались финны: скандинавы были выше всех соперников в командном зачете.
Весьма оригинальным было истолкование сути и возможностей, заложенных в противоборстве спортивных коллективов. На этот раз сборные были уж слишком разными. Не только по мастерству гимнастов, но и по числу участников, выступающих в команде той или иной страны. Дело в том, что по условиям соревнований количество спортсменов, ехавших на Игры, было неограниченно, и на каждом снаряде мог выступать новый спортсмен, тот, кому более всего давался именно этот вид многоборья.
Команда-победитель состояла из. шестидесяти гимнастов. У второго призера, норвежцев, было всего тридцать два спортсмена, а у финнов и того меньше — двадцать семь.
Чемпионы брали не столько качеством работы на снарядах, сколько количеством спортсменов, которых они могли привезти на Игры.
Личное первенство в многоборье выиграл итальянец Альберто Бралья.
Представьте себе, как трудно было определить сильнейшего. Ведь критерии оставались запутанными и неясными. Первые записанные, зафиксированные в документах международные правила по гимнастике были составлены лишь в 1949 году, этот кодекс отличался лаконичностью и умещался на двенадцати страницах. Для сравнения скажу, что нынешние правила по судейству только состязаний мужчин имеют сто сорок восемь страниц текста. Но ведь, помимо этого, есть отдельный кодекс для прекрасного пола, где изложены во многом другие требования.
Тогда же, в 1949 году впервые было обусловлено, что судят состязания гимнастов четыре арбитра, оценка выводится средняя из того, что показывают судьи, причем самый низкий и самый высший балл в расчет не берутся.
В 1954 году правила уточнялись и перерабатывались. Был составлен список элементов, которые делились по степени трудности на группы «А», «В» и «С».
В 1956 году появляется еще одно новшество — вводятся финалы по отдельным видам многоборья, а в 1972 году, в Мюнхене, впервые разыгрываются финалы «номер два» по многоборью. Дабы унифицировать требования к исполнению программ, ФИЖ провела в 1964 году первые курсы судей. В заключение им устроили экзамены, по результатам которых были выданы удостоверения международного судьи.
А пока — возвращаемся к началу века — соревнования проводятся каждый раз по-новому.
Нет стабильности и определенности ни в оценках, ни в критериях.
Сначала максимальной оценкой считается «пятерка», потом «двадцатка», затем появляется и нынешняя «десятка».
На V Играх в Стокгольме в 1912 году в командном первенстве в составе каждой команды выступало более двадцати человек. Кроме того, отдельно проводились соревнования сборных по обязательной программе на трех снарядах и отдельно по произвольной на этих же трех снарядах. В обязательной программе торжествуют итальянцы, в состязаниях по произвольной — норвежцы. Личное первенство включало четыре снаряда — кольца, коня, брусья и перекладину, и итоги подводились только в многоборье, на отдельных видах победители не определялись. По сумме баллов, набранных на всех четырех снарядах, чемпионом снова стал итальянец Альберто Бралья, во второй раз провозглашенный абсолютным победителем и предвосхитивший тем самым будущие рекорды и достижения Виктора Чукарина и Савао Като.
Начиная с V Олимпиады, гимнасты соревнуются не только по обязательной, но и по произвольной программе, дающей право на творчество.
VI Игр не было. Год 1916-й, год VI Олимпиады — время сражений на полях первой мировой войны.
Олимпиады, однако, как известно, получают свой номер и в случаях, когда из-за войн Игры не проходят, и потому следующим Играм, в Антверпене, присваивается порядковый номер VII.
Соревнования в Антверпене проводятся по двум системам — по европейской и по шведской. По шведской побеждают, естественно, шведы, а по европейской — итальянцы. Следующим в истории нашего вида спорта абсолютным олимпийским чемпионом снова становится итальянец, Джорджо Дзампори.
С 1924 года, с VIII Игр, которые проходили в Париже, начинают понемногу просматриваться контуры современной гимнастической программы. Есть, правда, еще лазание по канату на скорость, сохраняются и два вида прыжков — прыжки через коня поперек и прыжки через коня в длину. Но сохраняются и утвердившиеся в программе состязания на кольцах, коне, брусьях, перекладине. В команде могут выступать восемь спортсменов. Разыгрывается личное первенство как по многоборью, так и на отдельных снарядах.
Чемпионом стал Леон Штукель из Югославии.
Женщины на Игры все еще не приглашаются. Для девушек по-прежнему нет никаких состязаний и в рамках Международной федерации гимнастики.
Здесь стоит заметить, вспоминая о женщинах, что Олимпийские игры всегда несколько опережали международные турниры: как Игры были впервые проведены на семь лет раньше чемпионатов мира, так и приглашение женщинам на Игры тоже было «послано» на шесть лет раньше, чем на чемпионаты мира. На первенствах мира прекрасный пол дебютировал в 1934-м, а на Играх — в 1928 году. В Амстердаме, на IX Олимпиаде женщины соревновались только командами, личного зачета не было.
Мужчины мерились силами на пяти снарядах, существующих и сегодня — на перекладине, коне, брусьях, кольцах, в прыжках через коня. Не было только вольных упражнений.
В Амстердаме абсолютным чемпионом стал Жорж Миз из Швейцарии. Выиграла и команда Швейцарии. На втором месте — Чехословакия. У женщин побеждает сборная Голландии.
В европейской гимнастике происходит временная перестановка сил. Итальянцы отходят на второй план, уступая в командном зачете, где они были первыми с 1908 года, сразу пяти сборным — Швейцарии, Чехословакии, Югославии, Франции и Финляндии.
Но спортсменам Италии удается восстановить свое преимущество уже на следующей, X Олимпиаде, в 1932 году в Лос-Анджелесе (США), причем и абсолютным чемпионом в многоборье становится итальянец Ромео Нери. Команда на X Играх состоит всего лишь из пяти спортсменов, в многоборье нет коня-махов, но есть прыжки через коня как в длину, так и поперек. Впервые меряются гимнасты силами в вольных упражнениях, и первая победа на этом снаряде достается Иштвану Пелле из Венгрии. В программу включены акробатика и упражнения с предметом. Снова возвращается в программу Игр, кажется, неистребимое лазание по канату.
Женщины-гимнастки на этот раз на Олимпийские игры не приглашены.
Любопытно, что в команде США выступал Френк Комиски, который и сегодня активно работает в гимнастике: он арбитр крупнейших соревнований.
Олимпийские игры в 1936 году, состоявшиеся в Берлине, стали временем утверждения той программы, похожей на сегодняшнее шестиборье — перекладина, кольца, конь, вольные упражнения, брусья, прыжок, проводятся личный и командный зачеты, причем в команде, как и сегодня, шесть гимнастов.
У женщин есть новый снаряд — разновысокие брусья, но разыгрывается, как и в год дебюта женской олимпийской гимнастики, только командное первенство.
У мужчин побеждает сборная Германии. Вторыми призерами становятся спортсмены Швейцарии, на третьем — команда Финляндии, гимнасты которой снова набирают силы. В личном первенстве первым немец Альфред Шварцман.
И среди женщин побеждают спортсменки Германии, на втором месте команда Чехословакии, на третьем Венгрии.
В упорядочении гимнастических программ Олимпиады снова опережают чемпионаты мира. В 1936 году на XI Играх спортсмены уже соревнуются по классическому шестиборью, а на первенстве мира легкоатлетические виды присутствуют и в 1938 году на турнире в Праге и даже в 1950-м в Базеле.
В Советском Союзе гимнастика развивается быстрыми темпами. Ее становлению особое внимание было уделено еще в 1918 году: в программе Всевобуча гимнастика, как средство физического воспитания, занимала едва ли не центральное место. Были потом уклоны, были трудности, в какое-то время спортсмены отходили от снарядов: считалось, что они в гимнастике не очень важны, но уже в 1928 году на первой Спартакиаде наш вид спорта занимал достойное место, и в дальнейшем, с 1930 года, соревнования начинают проводиться регулярно. В программу, кроме шестиборья, включены еще и бег на сто метров, военизированный кросс и метание гранаты.
Специалисты отмечают, что трудность программ наших спортсменов на отдельных снарядах в тридцать втором и в тридцать шестом годах превышает по сложности то, что показывали олимпийцы. Это, видимо, и создало предпосылки будущих побед: наши спортсмены были подготовлены к времени своего олимпийского дебюта значительно лучше зарубежных соперников.
Интересно припомнить, что если на первенстве мира женщины впервые выступали в 1934 году, то у нас в стране они дебютировали на Спартакиаде в 1932-м.
В Советском Союзе в то время женщины состязаются на тех же снарядах, что и мужчины, в том числе и на перекладине, на коне-махах, на параллельных брусьях.
На третьей Международной олимпиаде рабочего спорта в Антверпене и в общекомандном и в личном первенстве успешно выступали наши гимнасты и гимнастки. В личном зачете победили Николай Серый и Мария Тышко.
Послевоенные Олимпийские игры опять приносят некоторые изменения в программу соревнований, команда снова состоит из восьми человек — как у мужчин, так и у женщин. В 1952 и 1956 годах в программах женщин были предусмотрены состязания и в групповых выступлениях с предметом.
В Советском Союзе постепенно отменяются упражнения женщин на коне и на перекладине. Затем прекращаются и соревнования на кольцах в каче, которые были очень интересными, но требовали слишком большой выносливости и силы.
Программы меняются, как меняются и условия соревнований.
В 1973 году ФИЖ по настоянию Артура Гандера, бывшего в ту пору президентом Международной федерации гимнастики, ограничивает допуск в финалы «номер два» по многоборью — от одной страны могут бороться за медали не более трех спортсменов. В финалах «помер три» — в соревнованиях на отдельных снарядах — это ограничение еще более ужесточается — в шестерку сильнейших допускается не более чем два спортсмена от одной страны.
Все это направлено против гимнастов социалистических стран, которые, по мнению реакционных сил прежнего руководства ФИЖ, завоевывали слишком много медалей на Играх. Такое искусственное ограничение — явное отступление от спортивных принципов, явная дискриминация атлетов, олимпийцев, в честной спортивной борьбе завоевавших право бороться за медали.
Вероятно, программа будет меняться и в дальнейшем, хотя, видимо, не столь кардинально, как случалось это на первых Олимпиадах, а вот система определения сильнейших может, на мой взгляд, претерпевать решительные изменения, и хотелось бы надеяться, что они не пойдут во вред мастерам, олимпийцам разных стран.
Время диктует необходимость более четко оценивать не только выступления спортсменов на тех или иных соревнованиях, но и прогресс в гимнастике. Ведь если гимнаст достиг сегодня тех высот, которые пока не по плечу его коллегам, то усилия этого мастера должны быть оценены выше.
Пути прогресса должны быть одинаково ясны и тренерам, и спортсменам, и судьям, чтобы при оценке выступлений гимнастов не возникала возможность разночтений.
Гимнастика развивается стремительно, она буквально бросилась в погоню за временем. Класс многих спортсменов сейчас настолько высок, что достаточно одному показать что-то новое, как это новое вскоре становится достоянием десятков мастеров, и гимнаст, первым освоивший новый элемент, не успевает заработать на нем повышенный балл.
Едва ли не каждая новинка современной гимнастики тотчас же разрабатывается далее, уточняется, обогащается. Припомним как иллюстрацию хотя бы историю прыжка, названного по имени Мицуо Цукахары, в женской гимнастике. Сначала девушки прыгали «цукахару» в группировке, спустя какое-то время — согнувшись, затем с поворотом на 360 градусов (я рассказывал в главе об Играх в Монреале, что Нелли Ким заработала там за такой прыжок 10 баллов). Потом стали прыгать «цукахару» прогнувшись, и нетрудно догадаться, что в ближайшее время мы увидим новый, еще более сложный вариант исполнения этого прыжка.
В Мюнхене двойное сальто на вольных исполняли только два спортсмена, а спустя какое-то время его показывали уже шесть гимнастов. Корбут в 1972 году привела всех в восторг знаменитой «петлей Корбут» на брусьях, а четыре года спустя Елена Мухина добавила в этом элементе еще и пируэт.
Меняется содержание гимнастики. Меняется ее облик.
Теперь и телезритель диктует формы и особенно темп проведения соревнований: прямой репортаж в эфир вынуждает организаторов турнира думать о том, чтобы не было пауз, чтобы соревнования шли непрерывно, дабы удержать телезрителя у экрана приемника.
Меняется содержание гимнастики.
Сложность упражнений и количество сложных элементов — первый кит гимнастики. Второй — композиционное построение всей комбинации. И третий — исполнительское мастерство, индивидуальный почерк. Вот главное «троеборье» современной гимнастики, на каких бы снарядах ни выступали спортсмены, причем постоянное обновление программы — первый конь в упряжке.
И если стоит задача рассказать о том, что приносили мировой гимнастике Олимпийские игры, то, в первую очередь, на первые роли необходимо вывести лидеров — советских и японских гимнастов, советских, чехословацких, румынских спортсменок, их подруг из ГДР. Курс определяют чемпионы, и те, кто хотят сравняться с ними, опередить их, должны превзойти чемпионов, победителей Игр и чемпионатов мира. Должны превысить результаты, показываемые лидерами.
Источник