Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники
Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Техника физических упражнений –наиболее эффективный способ выполнения физических упражнений (Л.Т. Ромашова, 1995).
Техника физических упражнений –способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П. Матвеев, 1976; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений (движения, которые обязательны для выполнения техники).
Основное (ведущее) звено техники– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи (решающая часть упражнения, влияющая на результат).
Детали техники– это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждым занимающимся характеризует его индивидуальную технику.
Основные характеристики техники физических упражнений:
· пространственные характеристики (положение тела, траектория (путь) движения);
· временные характеристики (длительность и темп движения);
· пространственно-временные (скорость движения);
· силовые характеристики (сила движения);
· ритмическая характеристика (ритм).
Краткая характеристика методов физического воспитания
Метод —это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Под методамифизического воспитания понимаются способы применения физических упражнений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Методика – это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определенного конечного результата в процессе физического воспитания (В.П. Лукьяненко, 2003).
Методический подходпредставляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
Методическое направление– это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.
В физическом воспитании различают следующие группы методов:
· организации занимающихся в процессе физического воспитания;
· обучения двигательным действиям;
· развития физических качеств;
· воспитания нравственных и морально – волевых качеств;
· научных исследований в физической культуре и спорте.
Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании
К методам организации занимающихся в процессе физического воспитания относятся следующие:
· фронтальный метод (всеучащиесяпод руководством учителя выполняют одно и то же задание в общем построении, в одном ритме);
· поточный метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим);
· посменный метод(посменное выполнениеупражнений понесколько человек);
· групповой метод(применяется при большом количествеучащихся основной части урока: учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свое определенное задание; по сигналу педагога происходит смена мест занятий);
· индивидуальный метод (каждый ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль его выполнения.Данный метод применяется при работе с учащимися с низким уровнем развития и подготовленности, в подготовительной медицинской группе, со спортсменами высокой квалификации);
· круговой метод (выполнение разных понаправленностиупражнений на «станциях», расположенных по кругу).
Характеристика методов обучения двигательному действию
Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических(общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания,– это словесные и наглядные методы), так и специфических(характерных только для процесса физического воспитания).
Методы обучения двигательным действиям делятся на следующие группы:
Методы словесного воздействия по назначению можно условно объединить в следующие группы:
· методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;
· методы команды, распоряжения, приказа (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);
· методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.
Источник
3. Общее понятие о технике физических упражнений
В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача (т.е. осознаваемая конкретная цель движения) и способ, каким данная задача решается. Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими способами (например, преодолеть высоту можно и с прямого, и с косого разбега, отталкиваясь ближней к планке или дальней от нее ногой и т.д.), причем среди них существуют, как правило, относительно менее эффективные и более эффективные.
Те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений (от греческого корня «техн» – искусность, искусство).
Таким образом, термин «техника» относится не ко всяким, а лишь к относительно эффективным формам физических упражнений, рационально сформированным с учетом закономерностей движений.
Степень эффективности техники физических упражнений не остается неизменной. Она беспрерывно совершенствуется и обновляется за счет физического совершенствования самого человека, общественной практики физического воспитания, а также инвентаря и оборудования. (например, техника прыжка в высоту, приземляясь в яму с песком – один способ, приземляясь в поролоновую яму — другой]
Различают основу техники движений, и ее определяющее звено и детали.
Основа техники – это совокупность тех звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры движения, какие необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (необходимая последовательность в проявлении мышечных сил; необходимый состав движений, согласованных в пространстве и во времени). Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двигательной задачи.
Определяющее звено техники – это наиболее решающая, важная часть данного способа выполнения двигательной задачи. (В прыжках – отталкивание; в метании – финальные усилия).
Детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма. Детали техники могут быть различными у разных людей и в большинстве случаев зависят от их индивидуальных морфологических и функциональных особенностей (например, в беге с барьерами одни перепрыгивают барьеры, а другие – наступают на них).
4. Характеристики движений
К пространственным характеристикам техники физических упражнений относятся положение тела и траектория (путь) движения частей тела.
Необходимость выделения в течение физических упражнений «положения тела» как самостоятельного компонента объясняется его большим и многообразным значением в рациональной организации движений, которое достигается:
— правильным исходным положением, предшествующим началу движения;
— сохранением нужной позы в процессе самого движения.
Исходное положение принимают с целью создать наиболее выгодные условия для начала движения.
Эффективность многих физических упражнений часто зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движения, но и от определенной, наиболее выгодной позы в процессе движений (горизонтальное положение пловца, низкая посадка конькобежца и т.д.).
Траектория движения (путь). В самой траектории выделяют: форму, направление и амплитуду.
По форме траектории различают прямолинейные и криволинейные.
Направление движения определяются по отношению к собственному туловищу (руки вверх, вперед и т.д.) или внешними ориентирами (метание через веревку, кусты). Различают основные (вверх-вниз, вперед-назад, влево, вправо), вращательные (вперед, назад, влево, вправо) и промежуточные (вполоборота направо и т.д.) направления.
Амплитуда движения – это размах движения. Движения слишком большой амплитуды называют – размашистыми, движения с малой величиной пути – называют мелкими.
К временным характеристикам относятся длительность и темп движений.
Длительность. Длительность положений и движений играет существенную роль в изменении деятельности организма. Изменяя длительность выполнения упражнений (время бега, продолжительность статистических напряжений и др.), можно регулировать общий объем нагрузки.
Темп движений. Под темпом понимают частоту повторения циклов движений или количество движений в единицу времени. (например, темп ходьбы – 120-140 шагов в мин., и др.) Темп движений зависит от массы движущейся части (например, темп движения пальцев рук и туловища).
Скорость движения – характеризует быстроту перемещения тела (или точки, например, ОЦТ) в пространстве в единицу времени.
Определяется скорость отношением длины пути ко времени, затраченному на преодоление этого пути.
Ускорением называют изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным и отрицательным.
Движения, совершаемые без резких изменений скорости, называют плавными.
Движения, которые начинаются сразу с больших скоростей, и движения неравномерно-ускоренные и неравномерно-замедленные называются резкими.
Силы, влияющие на движение тела человека, можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним силам относятся:
а) активные силы двигательного аппарата – силы тяги мышц;
б) пассивные силы ОДА – эластичные силы мышц;
в) реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорениями (Положение натянутого «лука» при метаниях).
К внешним относятся силы, действующие на тело человека извне. При выполнении физических упражнений внешними силами являются:
а) сила тяжести собственного тела;
б) силы реакции опоры;
в) силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха) и физических тел (противник в борьбе, партнер по акробатике).
Ритм движений – временная мера соотношения длительности частей движений и акцентированных усилий.
Обязательным условием ритма являются наличие в данном движении сильных, акцентированных в каком-либо отношении моментов, и смена, чередование различных интервалов времени. Таким образом, ритм является комплексной характеристикой движений, выражающей соразмерность их элементов по усилиям, по времени и в пространстве.
Для двигательного ритма характерно различное время соотношения сильных, акцентированных частей движения, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, пассивных фаз движения.
Источник
Техника физических упражнений: общее понятие, основа техники, главное звено, детали.
Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно с относительно большей эффективностью.
В любом физическом упражнении выделяют три части: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).
Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).
В практике физической куьтуры, для конкретизации частей упражнения по их выделяют следующие характеристики и элементы двигательных действий: основы техники, основное звено, детали.
К основе техники относятся главные элементы упражнения, без которых оно не может быть выполнено или будет искажено. Например, «прыжок в длину с разбега»: разбег, отталкивание, полет, приземление.
Основное звено (базовое звено) — это наиболее важный элемент основы техники, например: отталкивание в прыжках, беге иди ходьбе; положение руки при броске мяча от плеча сверху.
Детали техники — к ним относят второстепенные элементы не влияющие на конечный результат (в беге — движение рук, кисти, характер выноса ноги и пр.).
Техника упражнений зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, таких как антропометрические показатели (рост, вес и др.), от двигательных способностей (уровень развития гибкости, силы, быстроты, выносливости), от психики (особенности восприятия, темперамента и др.) и особенностей обучения (школа движений).
Для сопоставительной характеристики техники упражнений определяют «эталон техники физических упражнений» — т. е. образец техники, принятый к образцу обучению. Как правило, это техника лучших спортсменов, которая служит для данного периода эталоном подражания.
Различают также «стандарт техники физических упражнений» — это образцы техники, которая, как правило, описана в учебниках, и которой учат всех.
«Индивидуальная техника физических упражнений» — это техника проявляющаяся в деталях для данного конкретного спортсмена. Это грамотное использование индивидуальных особенностей спортсменом для более эффективного или удобного выполнения заданного упражнения. Выдающиеся спортсмены часто имеют индивидуальный (неповторимый) стиль выполнения соревновательных упражнений.
Критерии оценки качества техники.
Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.
Существует образцовая (эталонная) техника выполнения упражнений. Но практика показывает, что техника всегда индивидуальна, так как отражает особенности физического развития каждого атлета (его антропометрические данные, уровень развития физических качеств).
Технику двигательного действия принято отражать в описательных (визуальных, словесных) и биомеханических характеристиках. Во втором случае возможно посредством соответствующих количественных показателей точно указать, как движения совершаются в пространстве и во времени (кинематические характеристики), а также какие при этом взаимодействуют силы и их величины (динамические характеристики).
Особое значение имеют такие показатели как ритм и темп двигательного действия.
Ритм — обобщенная характеристика техники. В ней отражается не только строго определенная длительность движений и их фаз, но и распределение во времени акцентированных мышечных усилий.
Концентрация же усилий в активных фазах движений с повышением их мощности ведет к увеличению продолжительности пассивных фаз. Такая соразмерность движений придает двигательному действию слаженность, гармоничность, определяет его экономичность и высокую результативность.
Темп — частота или количество движений в единицу времени. Выделяют типичные темпы, максимальный, субмаксимальный, большой и умеренный. Большое значение придаётся и конкретным темпам, к которым можно отнести различные варианты и их сочетания. Нередко темп разбирается в сопоставлении со скоростью. В этом случае, отмечается их родство, проявляющееся в высокой двигательной активности организма. Последнее состоит в том, что при одной и той же скорости темп может быть различным, если отличается длина и амплитуда движения. Особо важную роль темп играет в тех видах упражнений, в которых итоговый показатель оценивается эффективностью каждой из серии движений (бокс, хоккей и прочие).
Качественные характеристики движений. Они представляют собой комплекс частичных признаков в их единстве. Качественные характеристики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.
Эффективность движения — спортивная результативность данного варианта технической подготовки
Точность движения — это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.
Экономичность движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.
Простота упражнения — время, необходимое для обучения данному упражнению.
Энергичность движения — движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.
Пластичность движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений.
Плавные движения характерны для художественной гимнастики.
Выразительность движения — выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.
Опираясь на свойства процесса адаптации, можно, как мы теперь видим, целенаправленно подбирать те или иные варианты выполнение упражнений, регулируя их частоту, интенсивность, длительность и качественные характеристики повторений, сознательно формировать новые качественные признаки двигательной функции занимающихся, т.е. программировать и осуществлять её развитие в заданном направлении и с намеченными промежуточными и конечными ориентирами.
Источник