5 состояний ума йога

Искусство Жить Любовью.

ЭПОХА СВЕТА! ЭПОХА ПРОБУЖДЕНИЯ КАЖДОЙ ДУШИ!

ЭПОХА СВЕТА!
ЭПОХА ПРОБУЖДЕНИЯ КАЖДОЙ ДУШИ!

asato — санскр

Asato ma sad

асато — перевод

пусть будут счастливы

5 состояний ума

Это состояние ума в высшей степени непродуктивное. Обычно это состояние ума охватывает человека где-то после восьми часов вечера, когда человек перед телевизором сидит и хрустит чипсами или еще чем-то там. Это вечернее состояние ума, когда человек хватается за какие-то разные вещи, рассеянное, ненужное, непродуктивное, нежелательное состояние ума. К сожалению наша среда, в которой мы находимся, стимулирует или побуждает человека именно в таком состоянии большую часть времени находиться. Это такое возбужденно-рассеянное состояние, которое характеризуется сочетанием страсти и невежества, тамаса и раджаса. Оно сменяется, соответственно, заторможенным, полусонным состоянием затемненным состоянием, когда преобладает невежество. Речь идет именно о том, что мы можем отслеживать состояние своего ума и смотреть. Когда это состояние нас охватывает, то может быть действительно лучше лечь поспать, это самое хорошее будет.

Потом есть некое состояние, которое называется викшипта или состояние, когда преобладает гуна страсти в человеке. Человек, охваченный страстью может быть достаточно целеустремленным, но эта целеустремленность достигается огромным напряжением сил, тратой энергии и она дает некие проблески состояния, напоминающего скажем так, желательное состояние ума, в котором человек может познать что-то более высокое, но по сути дела это не совсем хорошее состояние, потому что в общем-то человек просто одержим чем-то и эта одержимость все равно оканчивается депрессивным состоянием. Любое возбуждение очень сильное, которое вызвано раджасом, оканчивается торможением. Всегда страсть сменяется тамасом, невежеством.

Поэтому йога говорит, что есть только два состояния ума, которые продуктивны и которые человек должен копить или стараться сохранять в себе. Первое – это экагра: сосредоточенное, сконцентрированное, сфокусированное состояние ума. В сущности, когда психологи рассматривают этот опыт потока, они имеют в виду именно это состояние саттвы.

Наконец, самое высокое состояние, нируддха – это когда человек обретает полный, абсолютный контроль над своим умом. Это состояние доступное только йогам очень высокой квалификации, когда он может сказать себе: «Все!» В сущности, нам очень сложно справляться со своим умом. Если вы не можете заснуть и вас какие-то мысли мучают, можете вы сказать уму: «Спи!» Сказать можно – результат не будет особенно впечатляющий, ум будет находиться в этом своем состоянии. Но нируддха – это когда человек может сказать все то, что хочет, своему уму и ум будет это делать, в сущности. Это состояние полного контроля над собой и которое достигается в результате достаточно осознанной и концентрированной практики йоги. Нам хорошо бы с вами достичь четвертого состояния, это уже будет большим достижением, то есть состояние спокойной, ясной, глубокой сосредоточенности. В сущности, различные методы, о которых я буду говорить – а мой курс будет о разных методах – они направлены на то, каким образом усилить или увеличить вероятность того, что человек войдет в это состояние. Как сделать так, чтобы состояние моего ума было именно таким – спокойным, сосредоточенным, сфокусированным на цели и способным видеть некую целостную единую картину.

Люди, которые достигают успеха в этом, в, скажем так, в йогическом способе познания мира, говорят о том же самом, о чем говорил этот Чиксентмихай, о том, что в этот момент стирается различие между субъектом познания, то есть мной – я хочу что-то понять, увидеть, узнать, почувствовать – и объектом познания, тем, что я познаю, и самим знанием. Это состояние в высшей степени блаженное. Это состояние за пределами своего эго, своего ограниченного эгоистического восприятия мира, когда я сосредоточен на чем-то другом и я начинаю, скажем так, знание, открывающееся мне в этот момент другого, принципиально иного характера. В момент, когда я выхожу за пределы своего эго, используя энергию благости, саттвы, сливаюсь в каком-то смысле с этим объектом и начинаю чувствовать его, знать, ощущать, я одновременно с этим испытываю очень большое блаженство.

На самом деле, любое состояние за пределом эго дает человеку это состояние блаженства и человеку открывается нечто недоступное в обычном состоянии. Все достижения Ведической философии – результат именно такого состояния.

«Основы ведической астрологии»
Бхакти Вигьяна Госвами

Источник

Йога и пять состояний ума

Поскольку конечной целью йоги является самопознание, а средством для этого — практика по обузданию собственного ума, то в йоге существует глубоко проработанное учение о состояниях ума.

Ум, согласно учению йоги, представляет собой инструмент, с помощью которого можно познавать самого себя, а также улучшать свою жизнь или, наоборот, вносить в свою жизнь лишения, страдания и сумятицы. И если не всё, то очень многое зависит от состояния ума. Какими же бывают эти состояния?

Первое состояние — это тупое, ленивое, одурманенное состояние ума. Оно характерно для алкоголиков, наркоманов, тунеядцев и прочих людей, которые не сильно желают менять свою жизнь к лучшему и не хотят прикладывать для этого усилия. На санскрите такое состояние ума называется «мудха», что в переводе на русский язык означает «осёл». Люди с таким умонастроением находятся под сильным влиянием гуны невежества (тамаса), поэтому они просто плывут по течению, живут животными инстинктами и стремятся только к чувственным удовольствиям. Для них характерно безразличие к окружающему миру, грубость и агрессивность. Временами такое состояние может возникать и у обычных людей, если они не выспались или заболели. Однако это всё-таки для них не характерно и носит временный эффект.

Второе состояние — это постоянно активное, но при этом беспокойное и рассеянное состояние ума. Оно характерно для людей, вечно куда-то стремящихся, бегущих, суетливых. На санскрите такое состояние ума называется «кшипта», что в переводе на русский язык означает «блуждание» или «беспокойство». Люди с таким умонастроением находятся под смешанным влиянием гуны невежества (тамаса) и гуны страсти (раджаса), поэтому они берутся то за одно дело, то за другое, не успевая доводить их до конца. Их ум постоянно о чём-то беспокоится, переживает и плохо поддаётся успокоению.

Третье состояние — это неустойчивое, слегка беспокойное и рассеянное, при этом довольно активное и бодрое состояние ума, временами впадающее в крайности. Оно характерно для большей части людей и поэтому является нормальным, среднестатистическим состоянием. На санскрите такое состояние ума называется «викшипта», что в переводе на русский язык означает «лёгкая рассеянность» или «встревоженность». Люди с таким умонастроением находятся под влиянием гуны страсти (раджаса), поэтому они всегда чем-то заняты. Но при этом, именно такие люди рано или поздно начинают интересоваться различными духовными практиками, поэтому такое состояние ума — это отправная точка для самосовершенствования в йоге.

Четвёртое состояние — это устойчивое, спокойное, легко контролируемое состояние ума. Такое состояние характерно для образованных, культурных, интеллигентных и разумных людей, а также людей, ведущих аскетичную жизнь или занимающихся какой-либо духовной практикой. Люди с таким умонастроением находятся под смешанным влиянием гуны страсти (раджаса) и гуны благости (саттвы), поэтому они всегда устремлены к какой-то цели, оставаясь при этом спокойными и вежливыми. В таком состоянии ума можно глубоко сконцентрироваться на какой-то идее и долгое время ни на что другое не отвлекаться. Поэтому на санскрите такое состояние ума называется «экагра», что переводится на русский язык как «целенаправленность» или «целеустремлённость».

Пятое состояние — это чистое, просветлённое, полностью контролируемое и обузданное состояние ума, характерное для очень немногих людей, достигших мастерства в йоге или какой-либо другой системе духовного развития. Люди с таким умонастроением находятся под влиянием гуны благости (саттвы), поэтому они любые жизненные ситуации воспринимают как благословение свыше и всегда сохраняют внутри себя тихую радость и умиротворённость. На санскрите такое состояние ума называется «нирудха«, что можно перевести на русский язык как «укоренённость» или «сдержанность».

Именно пятое состояние ума, — нирудха, — является показателем успешности в практике йоги. Естественно, такое состояние возникает только в результате длительной регулярной практики (и далеко не у всех), но именно к этому состоянию ума нужно стремиться.

Источник

В каком из пяти состояний сейчас находится ваш разум?

Из Йога-сутры 1.1 : Первая сутра Йога-сутр гласит: «Теперь, после предварительной подготовки благодаря жизненному опыту и другим практикам, начинается изучение и практика йоги» (атха йога анушасанам). Слово атха используется в данный момент, и это конкретное слово подразумевает процесс подготовки, или стадии, через которые нужно пройти, прежде чем можно будет практиковать йогическую медитацию на самом полном уровне. Мудрец Вьяса описывает пять состояний ума, которые варьируются от сильно обеспокоенного ума до полностью подчиненного ума. Очень полезно знать об этих этапах, как в конкретный нужный момент, так и в качестве общего ежедневного функционирования ума. Это показывает глубину практики, которую можно практиковать в настоящее время. Некоторые аспекты йога-медитации применимы к каждому человеку, хотя мы должны помнить, что наиболее подходит и эффективно для человека с тем или иным состоянием ума.

Желательные два состояния: Из пяти состояний ума (описанных ниже), два последних из них желательны для более глубокой практики медитации йоги. Для большинства людей наш разум обычно находится в одном из первых трех состояний.

Устойчивость ума в однонаправленности : Зная это, мы можем иметь дело с нашим разумом, чтобы постепенно стабилизировать ум в четвертом состоянии однонаправленности. Это состояние ума, которое готовит нас к пятому состоянию, в котором присуствует власть над своим умом (Первые два состояния также могут быть доминирующими или достаточно интенсивными, проявленные как психические заболевания.)

Знание того, где сейчас находится ваш ум, говорит вам, как добраться туда, куда вы идете.

1. Кшипта / встревоженный : Ум кшипты беспокойный, неугамонный, встревоженный, блуждающий. Это наименее желательное состояние ума, в котором разум обеспокоен. Это может быть серьезное нарушение, умеренное нарушение или легкое нарушение работы ума. Это может быть встревоженность, беспокойство или хаотичность. Это не просто отвлеченный ум (викшипта), но имеет дополнительную особенность более интенсивного, негативного, эмоционального участия.

2. Мудха / вялый: Ум мудхи тупой, скучный, тяжелый, забывчивый. В этом состоянием ума, происходит минимум мыслительной работы. Это унылое или сонное состояние, похожее на переживание депрессии, хотя мы не собираемся здесь подразумевать только клиническую депрессию. Это тот тяжелый настрой, в который мы можем войти, когда мы не хотим ничего делать, и становимся вялыми, становимся диваном.

Ум Мудха находится чуть выше Кшипты, беспокойного ума, только потому, что активное беспокойство немного улеглось, и ум может быть чуть легче обучен из этого состояния. Постепенно ум можно обучить быть немного устойчивее в позитивном ключе, лишь изредка отвлекаясь, что является состоянием Викшипта. Затем ум может перейти к обучению в состояниях экагра и нирруда.

3. Викшипта / рассеяный : Ум викшипта рассеянный, иногда устойчивый или сосредоточенный. Об этом состоянии ума часто сообщают ученики медитации, когда они бодрствуют и бдительны, ни заметно, ни замечая беспокойства, ни вялости, ни сонливости. Тем не менее, в этом состоянии ума внимание можно легко направить и туда и сюда. Это обезьяний или шумливый ум, о котором люди часто говорят как о беспокойной медитации. Ум может концентрироваться в течение коротких периодов времени, а затем отвлекается на нечто притягательное или отталкивающие. Затем ум возвращается, чтобы после опять отвлечься.

Разум Викшипты в повседневной жизни может сосредоточиться на том или ином проекте, хотя он может блуждать здесь или там или сбиваться с намеченной цели каким-то другим человеком, влиянием извне или растущей памятью. Ум Викшипты — это позиция, которую каждый хочет достичь с помощью основополагающих практик йоги, чтобы затем можно было стремиться к однонаправленности Экагра и к мастерству, которое приходит с состоянием Нирруды.

4. Экагра / однонаправленный : Ум экагра однонаправлен, сфокусирован, сконцентрирован (Йога-сутра 1.32). Когда ум достиг способности быть однонаправленным, начинается настоящая практика медитации йоги. Это означает, что можно сосредоточиться на повседневных задачах, занимаясь карма-йогой, йогой действия, памятуя о ментальном процессе и сознательно служа другим. Когда ум однонаправлен, другие внутренние и внешние действия просто не отвлекают.

Способность фокусировать внимание — основной навык для медитации и самадхи.

Человек с однонаправленным умом просто продолжает заниматься своими делами, без тревожности, без беспокойства не отвлекаясь на другие раздражители. Важно отметить, что этот процесс рассматривается в позитивном ключе, а не в негативном смысле невнимания к другим людям или другим внутренним приоритетам. Однонаправленный ум полностью присутствует в данный момент и способен по желанию обслуживать людей, мысли и эмоции.

Однонаправленный ум способен выполнять практики концентрации и медитации, ведя человека вперед к самадхи. Эта способность фокусировать внимание — основной навык, который обучаемый хочет развить для медитации и самадхи.

5. Нирудда / Овладевший : Ум нирудды полностью подчинен, контролируется, регулируется, сдерживается (Йога Сутра 1.2). Человеку очень трудно уловить смысл состояния Нирруда, читая лишь текстовые описания. Реальное понимание этого состояния ума приходит только через практику медитации и созерцания. Когда слово Нирруда переводится как контролируемое, регулируемое или сдержанное, его легко можно спутать с подавлением мыслей и эмоций.

Подавлять мысли и эмоции вредно, и это не то, что тут подразумевается. Скорее, это связано с тем естественным процессом, когда ум однонаправлен и становится все более неподвижным по мере углубления медитации. Дело не в том, что шаблоны мышления отсутствуют или подавлены, а в том, что внимание перемещается внутрь или за пределы потока внутренних впечатлений. В этой глубокой неподвижности есть мастерство над умственными процессами. Это то мастерство, которое подразумевает Нирруда.

Во второй сутре Йога-сутр Йога определяется как «Йогаш Читта Вритти Нирруда», что примерно переводится как «Йога — это контроль [Нирруда] мыслительных образцов поля ума». Таким образом, это состояние ума Нирруда является целью и определением йоги. Это дверь, через которую мы выходим за пределы ума.

Что делать:

Будьте осведомлены о своём состоянии ума: Будьте осведомлены о своём общем состоянии ума. Какое ваше состояние ума в повседневной жизни из пяти? Идентификация вашего типичного состояния ума очень полезно для продвижения этого состояния ума дальше по пути медитации йоги.

Если ум кшипта или мудха : Если ваш ум в основном находится в первых двух состояниях (кшипта или мудха), как вы можете использовать широкий спектр практик йоги, чтобы привести ум в простое отвлеченное (викшипта) состояние, а затем в однонаправленность (экагра)? Как вы можете использовать другие дополнительные практики или методы лечения, чтобы помочь в этом процессе?

Если ум викшипта : Если ваш ум в основном находится в отвлеченном состоянии (викшипта), как вы можете работать со своими практиками концентрации, чтобы полноценно привести ум к однонаправленности экагра?

Если ум экагра : Если вы способны тренировать свой ум, чтобы быть в однонаправленном (экагра) состоянии, то как вы можете усилить свои практики, чтобы достичь проблесков мастерства над умом, называемого Нирруда?

Источник

Читайте также:  Йога это не закинутая за голову нога
Оцените статью