Строение ума
0 Comments
Йога делит органы человека на две большие группы: органы движения и органы чувств, их еще называют органами действия и органами познания. Разум, согласно йоге, делится на такие четыре составные части:
1. Манас – мышление, которое без должного контроля способствует потере энергии. Но если его взять под контроль, манас представляет собой большую силу.
2. Буддхи – воля (в некоторых источниках описывается как интеллект).
3. Ахамкара – представление о себе, эго, отождествление себя с телом.
4. Читта – то ментальное пространство, в котором проявляются все способности. Его еще называют фундаментом разума или морем, где волны – движения мысли.
Задача йоги заключается в том, чтобы оградить читту от колебаний и превращений в разного рода умозаключения и представления. Чистое, красивое отражение луны в море можно увидеть лишь тогда, когда оно спокойно. Точно так и отражение Атмана (высшего «Я») можно узреть лишь тогда, когда энергия внутреннего океана (читта) пребывает в спокойствии.
Ментальная энергия не есть плоть, но она – вещество более тонкого порядка и она не зависит от плоти. Это доказывает тот факт, что иногда мы можем освобождаться от нее. Благодаря контролю над чувствами эта способность легко достигается.
Когда мы полностью реализуем данную способность, мы сможем управлять вселенной, поскольку весь окружающий мир состоит из чувств. Критерием святости и чистоты существа есть его свобода. Духовная жизнь начинается лишь тогда, когда ученик освободился из-под плена чувств.
Условием достижения освобождения есть контроль над умом и это вполне реализуемая задача, поскольку ум не есть раб тела. Только сам человек наделяет тело жизнью и чувствами, а потом грезит, что оно существует. Мы так долго повиновались ему, что забыли о своей истинной природе. Йога – наука, которая поможет вернуть нам понимание, что мы не есть тело, и что тело это только орудие, слуга, но не повелитель.
Вопрос к зашедшим йогину(е):
Понравилась ли вам статья? Что можете добавить?
Источник
Йога и пять состояний ума
Поскольку конечной целью йоги является самопознание, а средством для этого — практика по обузданию собственного ума, то в йоге существует глубоко проработанное учение о состояниях ума.
Ум, согласно учению йоги, представляет собой инструмент, с помощью которого можно познавать самого себя, а также улучшать свою жизнь или, наоборот, вносить в свою жизнь лишения, страдания и сумятицы. И если не всё, то очень многое зависит от состояния ума. Какими же бывают эти состояния?
Первое состояние — это тупое, ленивое, одурманенное состояние ума. Оно характерно для алкоголиков, наркоманов, тунеядцев и прочих людей, которые не сильно желают менять свою жизнь к лучшему и не хотят прикладывать для этого усилия. На санскрите такое состояние ума называется «мудха», что в переводе на русский язык означает «осёл». Люди с таким умонастроением находятся под сильным влиянием гуны невежества (тамаса), поэтому они просто плывут по течению, живут животными инстинктами и стремятся только к чувственным удовольствиям. Для них характерно безразличие к окружающему миру, грубость и агрессивность. Временами такое состояние может возникать и у обычных людей, если они не выспались или заболели. Однако это всё-таки для них не характерно и носит временный эффект.
Второе состояние — это постоянно активное, но при этом беспокойное и рассеянное состояние ума. Оно характерно для людей, вечно куда-то стремящихся, бегущих, суетливых. На санскрите такое состояние ума называется «кшипта», что в переводе на русский язык означает «блуждание» или «беспокойство». Люди с таким умонастроением находятся под смешанным влиянием гуны невежества (тамаса) и гуны страсти (раджаса), поэтому они берутся то за одно дело, то за другое, не успевая доводить их до конца. Их ум постоянно о чём-то беспокоится, переживает и плохо поддаётся успокоению.
Третье состояние — это неустойчивое, слегка беспокойное и рассеянное, при этом довольно активное и бодрое состояние ума, временами впадающее в крайности. Оно характерно для большей части людей и поэтому является нормальным, среднестатистическим состоянием. На санскрите такое состояние ума называется «викшипта», что в переводе на русский язык означает «лёгкая рассеянность» или «встревоженность». Люди с таким умонастроением находятся под влиянием гуны страсти (раджаса), поэтому они всегда чем-то заняты. Но при этом, именно такие люди рано или поздно начинают интересоваться различными духовными практиками, поэтому такое состояние ума — это отправная точка для самосовершенствования в йоге.
Четвёртое состояние — это устойчивое, спокойное, легко контролируемое состояние ума. Такое состояние характерно для образованных, культурных, интеллигентных и разумных людей, а также людей, ведущих аскетичную жизнь или занимающихся какой-либо духовной практикой. Люди с таким умонастроением находятся под смешанным влиянием гуны страсти (раджаса) и гуны благости (саттвы), поэтому они всегда устремлены к какой-то цели, оставаясь при этом спокойными и вежливыми. В таком состоянии ума можно глубоко сконцентрироваться на какой-то идее и долгое время ни на что другое не отвлекаться. Поэтому на санскрите такое состояние ума называется «экагра», что переводится на русский язык как «целенаправленность» или «целеустремлённость».
Пятое состояние — это чистое, просветлённое, полностью контролируемое и обузданное состояние ума, характерное для очень немногих людей, достигших мастерства в йоге или какой-либо другой системе духовного развития. Люди с таким умонастроением находятся под влиянием гуны благости (саттвы), поэтому они любые жизненные ситуации воспринимают как благословение свыше и всегда сохраняют внутри себя тихую радость и умиротворённость. На санскрите такое состояние ума называется «нирудха«, что можно перевести на русский язык как «укоренённость» или «сдержанность».
Именно пятое состояние ума, — нирудха, — является показателем успешности в практике йоги. Естественно, такое состояние возникает только в результате длительной регулярной практики (и далеко не у всех), но именно к этому состоянию ума нужно стремиться.
Источник
Искусство Жить Любовью.
ЭПОХА СВЕТА! ЭПОХА ПРОБУЖДЕНИЯ КАЖДОЙ ДУШИ!
ЭПОХА СВЕТА!
ЭПОХА ПРОБУЖДЕНИЯ КАЖДОЙ ДУШИ!
asato — санскр
Asato ma sad
асато — перевод
пусть будут счастливы
5 состояний ума
Это состояние ума в высшей степени непродуктивное. Обычно это состояние ума охватывает человека где-то после восьми часов вечера, когда человек перед телевизором сидит и хрустит чипсами или еще чем-то там. Это вечернее состояние ума, когда человек хватается за какие-то разные вещи, рассеянное, ненужное, непродуктивное, нежелательное состояние ума. К сожалению наша среда, в которой мы находимся, стимулирует или побуждает человека именно в таком состоянии большую часть времени находиться. Это такое возбужденно-рассеянное состояние, которое характеризуется сочетанием страсти и невежества, тамаса и раджаса. Оно сменяется, соответственно, заторможенным, полусонным состоянием затемненным состоянием, когда преобладает невежество. Речь идет именно о том, что мы можем отслеживать состояние своего ума и смотреть. Когда это состояние нас охватывает, то может быть действительно лучше лечь поспать, это самое хорошее будет.
Потом есть некое состояние, которое называется викшипта или состояние, когда преобладает гуна страсти в человеке. Человек, охваченный страстью может быть достаточно целеустремленным, но эта целеустремленность достигается огромным напряжением сил, тратой энергии и она дает некие проблески состояния, напоминающего скажем так, желательное состояние ума, в котором человек может познать что-то более высокое, но по сути дела это не совсем хорошее состояние, потому что в общем-то человек просто одержим чем-то и эта одержимость все равно оканчивается депрессивным состоянием. Любое возбуждение очень сильное, которое вызвано раджасом, оканчивается торможением. Всегда страсть сменяется тамасом, невежеством.
Поэтому йога говорит, что есть только два состояния ума, которые продуктивны и которые человек должен копить или стараться сохранять в себе. Первое – это экагра: сосредоточенное, сконцентрированное, сфокусированное состояние ума. В сущности, когда психологи рассматривают этот опыт потока, они имеют в виду именно это состояние саттвы.
Наконец, самое высокое состояние, нируддха – это когда человек обретает полный, абсолютный контроль над своим умом. Это состояние доступное только йогам очень высокой квалификации, когда он может сказать себе: «Все!» В сущности, нам очень сложно справляться со своим умом. Если вы не можете заснуть и вас какие-то мысли мучают, можете вы сказать уму: «Спи!» Сказать можно – результат не будет особенно впечатляющий, ум будет находиться в этом своем состоянии. Но нируддха – это когда человек может сказать все то, что хочет, своему уму и ум будет это делать, в сущности. Это состояние полного контроля над собой и которое достигается в результате достаточно осознанной и концентрированной практики йоги. Нам хорошо бы с вами достичь четвертого состояния, это уже будет большим достижением, то есть состояние спокойной, ясной, глубокой сосредоточенности. В сущности, различные методы, о которых я буду говорить – а мой курс будет о разных методах – они направлены на то, каким образом усилить или увеличить вероятность того, что человек войдет в это состояние. Как сделать так, чтобы состояние моего ума было именно таким – спокойным, сосредоточенным, сфокусированным на цели и способным видеть некую целостную единую картину.
Люди, которые достигают успеха в этом, в, скажем так, в йогическом способе познания мира, говорят о том же самом, о чем говорил этот Чиксентмихай, о том, что в этот момент стирается различие между субъектом познания, то есть мной – я хочу что-то понять, увидеть, узнать, почувствовать – и объектом познания, тем, что я познаю, и самим знанием. Это состояние в высшей степени блаженное. Это состояние за пределами своего эго, своего ограниченного эгоистического восприятия мира, когда я сосредоточен на чем-то другом и я начинаю, скажем так, знание, открывающееся мне в этот момент другого, принципиально иного характера. В момент, когда я выхожу за пределы своего эго, используя энергию благости, саттвы, сливаюсь в каком-то смысле с этим объектом и начинаю чувствовать его, знать, ощущать, я одновременно с этим испытываю очень большое блаженство.
На самом деле, любое состояние за пределом эго дает человеку это состояние блаженства и человеку открывается нечто недоступное в обычном состоянии. Все достижения Ведической философии – результат именно такого состояния.
«Основы ведической астрологии»
Бхакти Вигьяна Госвами
Источник
5 слоев ума йога
КОШИ: СТРУКТУРА РАЗУМА
Согласно философии Ананда Марги, разум является чистым сознанием, которое было модифицировано действующим принципом (Пракрити) в три функциональные части: махат («Я существую»), ахам («Я делаю») и читта («Я сделал»). 1 Однако, благодаря дальнейшему воздействию действующего принципа на читту, произошло создание пяти различных слоев, или кош. Для того, чтобы объяснить интеллектуальные и интуитивные способности человека важно понимать как работают эти пять кош. Кроме того, понимание пяти слоев разума также помогает глубже понять и следовательно лучше выполнять различные духовные практики, разработанные для того, чтобы совершенствовать эти слои разума.
Пятислойное строение разума можно сравнить со структурой лука — когда один слой счищается, открывается следующий и так до тех пор пока не откроется самый внутренний слой.
Самым внешним слоем на самом деле является тело, которое можно считать шестым слоем разума. Физическое тело формируется из той пищи, которую мы употребляем и называется на санскрите аннамая коша. Признавая тот факт, что тело представляет собой основу разума, Ананда Марга избегает двойственности тела и разума, которая является проблемой многих философских систем. Считая тело интегральной частью разума, практикующие Тантра Йогу включают в программу своего духовного развития также и работу над телом.
Необходимость включения заботы о теле в полную программу развития разума хорошо продемонстрирована в истории о Гаотама Будде, который в своем стремлении достичь просветления решил медитировать до тех пор, пока он не достигнет своей цели. Несколько дней и ночей он сидел в медитации не прерываясь на сон и еду, но его тело постепенно слабело и в конечном счете у него не осталось сил сохранять медитативную позу. К счастью, его положение в увидела одна молодая женщина и принесла ему чашку с едой. Он поел, и с новой силой продолжил свою духовную практику и спустя несколько дней он постиг свою истинную природу.
Над аннамая кошей находится первый нефизический слой разума, известный как камамая коша. Кама значит желание, камамая коша контролирует и руководит нашими взаимоотношениями с внешним миром. Эта коша управляет работой сенсорных и моторных органов (глаз, ушей, носа, языка, кожи, рук, ног, и т.д.). Именно этот слой разума активен во время нашего обычного бодрствования. Он воспринимает ощущения, идущие из внешнего мира, испытывает желание или отвращение и дает приказ нашими моторными органами действовать в соответствии с этим желанием или отвращением. В западной психологии камамая коша известна как «сознательный ум». Если кто-либо видит кусочек торта и затем желает попробовать его и, в конце концов, начинает выполнять это желание, это является типичным примером действия камамая коши.
Погружаясь глубже в разум, мы обнаруживаем еще один слой, называемый маномая коша или тонкий ум. Этот слой управляет памятью. Здесь хранятся все воспоминания, и мы можем воссоздавать опыты прошлого благодаря способности этого слоя. Кроме того от этого слоя зависит способность разума обрабатывать и использовать полученную прежде информацию.
Пример работы этого слоя разума мы можем встретить в библиотеке, когда студент читает множество разных книг готовясь к экзамену. На экзамене будет один или два вопроса, и именно маномая коша будет вспоминать и обрабатывать разрозненный материал из различных книг и формировать из него один цельный ответ.
В психологии маномая коша известна как «подсознательный разум». Подсознательный разум активен во время сна, тогда как сознательный ум (камамая коша) не активен. Сны происходят на этом уровне. И еще одна функция маномая коши состоит в том, что она переживает боль и удовольствие.
В отличие от многих западных школ психологии, философия Ананда Марги говорит, что разум не заканчивается подсознательным слоем. За маномая кошей лежат три слоя, совместно называющиеся карана манаса, или «причинный разум». Некоторые психологи, в особенности Карл Юнг, называют его «бессознательным умом». Этот причинный разум связан с интуитивными способностями человека , но из-за постоянной активности сознательного и подсознательного ума, большинство людей редко отдают себе отчет в его существовании. Возможно поэтому его изучением пренебрегают в большинстве школ психологии .
Карл Юнг называл этот причинный разум также коллективным бессознательным, потому что в нем находится все знание прошлого, настоящего и будущего. Информация, находящаяся в причинном разуме не ограничена памятью и опытом индивидуума в отличие от информации в подсознательном слое . Именно благодаря существованию бессознательного ума мы можем объяснить экстраординарные переживания пророков, экстрасенсов, провидцев и всех других людей, предсказывающих события будущего или знающие вещи, находящиеся за пределами досягаемости органов чувств.
Примером может служить история создания Менделеевым его периодической таблицы элементов. Когда ученого спросили как он смог создать свою таблицу, он рассказал что он увидел таблицу во сне, а, когда проснулся, просто по памяти восстановил ее.
Американский ясновидящий Эдгар Кайс мог диагностировать людей, находившихся на расстоянии в несколько тысяч километров от него. Это еще один пример экстраординарных способностей причинного разума.
Ветхозаветная история о снах Иосифа, в которых он предсказал несколько лет хорошего урожая и затем несколько лет голода в древнем Египте также может быть примером бесконечного знания, находящегося на более тонких слоях разума.
Также существует индийская история об одном человеке, поклонявшимся богине Кали с целью найти лекарство для своего больного сына, и, в конце концов, увидевшим во сне богиню, сказавшую ему какое лекарство необходимо для исцеления сына. В этих случаях спящие погружаются в глубокий сон, в котором они проникают за пределы маномая коши в причинный разум.
Философия Ананда Марги говорит о трех уровнях причинного ума. Первый слой называется атиманаса коша. Именно здесь возникает желание духовного постижения. Характеристиками этого слоя являются способности ясновидения, интуиции, и художественного творчества.
Второй слой причинного разума называется вигьянамая коша или слой «особого знания». В этом слое находятся два наиболее важных интуитивных качества из тех, которые может развить человек. Вивека, или способность различать — это способность видеть, что является вечным, а что приходящим. Истинный мудрец знает, что преходящее шоу этого материального мира — всего лишь относительная реальность и способен видеть за панорамой физического мира неизменное и абсолютное сознание. Когда развивается вивека, получает выражение второе качество, вайрагья. Вайрагья — это отрешение и непривязанность к преходящим объектам. Это состояние лучше всего выражено в индийской истории о мудреце-короле Джанаке, который однажды сказал: «даже если все мое королевство превратится в прах, я не потеряю ничего.»
Последний уровень причинного ума называется хиранмая коша, или «золотой слой». В этой коше практикующий Тантра Йогу может переживать лучезарное золотое сияние и познать самую тонкую часть субъективного разума — чувство существования. Когда духовный искатель достигает этого слоя, у него возникает чувство, что от чистого сознания (Атмана), находящегося над всеми слоями разума, его отделяет лишь тонкая пелена.
Шри Шри Анандамурти сравнивает разум с зеркалом, способным отражать Космическое Сознание. Он говорит, что если зеркало загрязнено, отражение сознания не будет четким. Мы можем думать о кошах, как о различных слоях «зеркала» нашего разума. Если различные уровни имеют какие-либо несовершенства, невозможно в полной мере воспринимать отражение сознания. По этой причине мы можем оставаться в неведении о том, что за пределами нашего разума находится сознание. Поэтому Тантра Йога, чтобы очищать каждый слой разума, использует все восемь частей Аштанга Йоги.
Развитие разума может происходить как естественный процесс, но может быть и во много раз ускорено использованием определенных практик йоги. Тело, или аннамая коша, развивается естественным образом благодаря физическому труду и различным упражнением, поэтому йога для развития этой коши предписывает асаны и правильную диету. 2
Развитие камамая коши (сознательного ума) в естественном ходе эволюции происходит благодаря физическим трудностям, то есть борьбе за выживание. В Аштанга йоге для развития сознания используется практика Ямы и Ниямы (нравственности). Подсознательный ум (маномая коша) в естественной эволюции развивается также через внешнюю борьбу, а в йоге через процесс пранаямы. Атиманаса коша, или первый слой причинного разума, естественным образом развивается через трудности на психическом плане, борьбу на уровне разума, с которой встречается в своей жизни каждый человек. Йогической практикой развития атиманаса коши является пратьяхара, отключение чувств от привязанности к внешним объектам.
Второй слой причинного разума, вигьянамая коша, во всех людях развивается также через борьбу на уровне разума, а в йоге через технику дхараны (концентрации). И, наконец, развитие последней коши, хиранмая коши, происходит благодаря тоске по Бесконечному. В йоге это последний и наиболее тонкий слой разума развивает дхьяна (медитация).
Коша (слой разума) | Йогические средства развития | Естественные средства развития |
1. Камамая | Яма-Нияма | Физические трудности |
2. Маномая | Пранаяма | Физические трудности |
3. Атиманаса | Пратьяхара | Интеллектуальные трудности |
4. Вигьянамая | Дхарана | Интеллектуальные трудности |
5. Хиранмая | Дхьяна | Тоска по Бесконечному, (духовное желание) |
1. Более полное описание Ахама, Махата и читты есть в главе Брахмачакра: цикл творения
2. См. книгу «Пища для мыслей» Ананда Марга Пабликешнз.
Источник