Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития
Ольга Баржина
Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития
Что такое физминутка?
Физминутка — это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это — “минутка” активного и здорового отдыха.
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию речевых физминуток. Эти упражнения включаются в различных видах деятельности детей. Это занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.
При использовании речевыхигр мы решаем следующие задачи:
• становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
• развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
• воспитание чувства ритма и темпа;
• формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
• развитие физиологического и речевого дыхания;
• активизация речевых процессов;
• воспитание умения работать сообща.
Использование речевых физминуток помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения.
Во время занятия у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности.У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!
Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.
В детском саду на занятиях проводится физминутки с целью эмоциональной разрядки, развития мышечной активности, коррекции недостатков речи, предупреждения переутомления, физминутки включаются в середине занятий и проводятся 1,5 – 2 мин.
Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет — через 10-12 минут, в 7-8 лет — через 12-15 минут.
Следует подчеркнуть, что физкультминутки можно проводить как в положении стоя, так и в движении, когда дети могут ходить друг за другом по кругу то в одном направлении, то в другом направлении или произвольно по всей группе. Это дополнительно развивает координацию движений, внимание, снимает усталость, связанную с сидением за столом. Физкультминутка может повторяться до трех раз за занятие, по желанию детей. Рекомендуется проводить физкультминутки в разных вариантах в зависимости от потребностей детей на определенном занятии.
Существуют разные виды физминуток.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Уже с двух лет рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев («мальчик-пальчик»).
«Вот помощники мои»
Пальцы встали дружно в ряд,
Десять маленьких ребят.
Эти два всему указка
Всё подскажут без подсказки.
Пальцы – два середничка,
Два здоровых добрячка.
Ну а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
При помощи этого стихотворения можно выучить с детьми названия пальцев рук.
Эффективен массаж пальцев, его нужно начинать с большого пальца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.
1. Массаж ладонных поверхностей разными шариками.
2. Массаж шестигранными карандашами.
3. Массаж четками – очень успокаивает и настраивает на гармоничное восприятие окружающего.
2. Координация речи с движением направлена на формирование умений подражательных действий в сочетании с речью, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии; используются на занятиях, как динамическая пауза, а также и в свободной деятельности.
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают
Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.
Дети протягивают по очереди руки вперед.
Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.
Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.
Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.
Дети медленно приседают.
Поднимаются на носочках и тянутся вверх.
3. Ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками.
Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.
Ходят часики — тик-так
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
Гирю оттянули вниз.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет,
Чтобы завести завод.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат.
— Тук-тук-тук, — все говорят.
Вот другое в ход пошло.
Закрутилось до утра. Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично покачиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).
Ритмично хлопают руками.
Ритмично похлопывают по телу сверху вниз.
Ритмично похлопывают по телу снизу вверх.
Ритмично постукивают кулачком о кулачок.
Ритмично «заводят мотор» руками.
И погладило, и погладило! Поглаживающие движения от середины лба к вискам
Вокруг круговых мышц глаз, от переносицы к вискам
По мышцам щек от крыльев носа к вискам;
От середины подбородка к ушам.
5. Фонетико-фонематические физкультминутки. Можно использовать на занятиях по обучению грамоте. Такие физминутки хорошо дают представления об акустико-артикуляторном образе звука. Также их можно использовать, как артикуляционную гимнастику.
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади
ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.
6. Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
7. Упражнения на развитие дыхания и голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Также может применяться в качестве динамической паузы во время образовательной деятельности.
Дети с восклицательной (вопросительной)интонацией договаривают звукоподражания:
Гуси начали опять по-гусиному кричать:
А утята крякают:
Существуют определенные требования к физминуткам:
— должны быть простыми, удобными;
— должны включать движения, вовлекающие все группы мышц;
— должны быть интенсивными;
— должны быть связаны с темой и содержанием занятия;
— движения и тексты должны быть доступными.
Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Консультация «Физминутки как средство развития познавательной активности дошкольников при обучении английскому языку» Наверное, каждый из нас мечтает, чтобы его ребенок был здоровым, смышленым, интеллектуально развитым, общительным и т. д. В наш информационный.
Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической.
Интеграция изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности в процессе творческого развития дошкольников Изобразительная деятельность дошкольников по своей природе многофункциональна, что делает ее универсальной в плане всестороннего развития.
Особенности физического развития ребенка раннего возраста Особенности физического развития детеи раннего возраста Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно.
Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь).
Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является.
Современные подходы к осуществлению физического развития дошкольников в ДО Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без движения. Шумные праздники, интересные аттракционы, веселые состязания, спортивные.
Современные технологии физического развития дошкольников Вступление на семинаре. + презентация! СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В настоящее время одной из наиболее важных.
Технология развития речи детей дошкольного возраста. Речевые игры ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игра на формирование словообразования «Что делают ребята?» Цель: формировать умение понимать.
Источник
Речевые пятиминутки для детей от 3 до 5 лет
Ирина Жураковская
Речевые пятиминутки для детей от 3 до 5 лет
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций.В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.
Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.
Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель.Это:
1. Артикуляционная гимнастика –это упражнения необходимые для того что бы:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.
3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.
4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.
5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса.
6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.
Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.
Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательная гимнастика » Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
3. Развитие мелкой моторики «Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).
4. Координация речи с движением «Мячик»
Раз, два, прыгай, мячик (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)
«Вот она какая – осень золотая!»
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательная гимнастика «Осень»
Подул ветер — «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали — «Ф-ф-ф!» Полетели на землю — «П-п-п!» Зашуршали — «Ш-ш, Ш-ш!».
3. Развитие мелкой моторики «Осенние листья»:
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
4. Координация речи с движением «Листья»
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
«Дары осени. Овощи и фрукты»
1. Артикуляционная гимнастика
Язычок пролезает через щель в заборе в огород. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи и спокойно подержи.
Язык «колышком» потом потянем тонким острием.
2. Дыхательная гимнастика
Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.
3. Развитие мелкой моторики «Засолка капусты».
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки
4. Координация речи с движением » В огород пойдём»
В огород пойдём,
Урожай соберём. (идут по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками – 3 раза)
Щавеля нарвём немножко («рвут»)
И вернёмся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки)
1. Артикуляционная гимнастика
«Чашечка». Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
2. Дыхательная гимнастика
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
3. Развитие мелкой моторики «Повстречались».
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два телёнка,два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
4. Координация речи с движением «Заяц Егорка»
Свалился в озёрко (бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребёнок)
Бегите под горку!
Спасайте Егорку! (дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать)
1. Артикуляционная гимнастика «Блинчик».
Положить «широкий» язык на нижнюю губу так,
чтобы он краями касался углов рта. Удерживать
его в спокойном, расслабленном состоянии под
2. Дыхательная гимнастика.
Бабушка поднимается по лестнице,ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»
3. Развитие мелкой моторики «Моя семья»
Кто ещё радуется солнышку?
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
4. Координация речи с движением «Помощники»
Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре. (встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо, тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)
Наклонились (снова «полощут»)
Хорошо мы потрудились (вытирают руку об руку)
«МОЙ ДОМ. МОЙ ГОРОД»
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательная гимнастика «Дом маленький, дом большой».
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»).
3. Развитие мелкой моторики «Строим дом».
Молотком стучу, стучу, (постукивать кулачком правой ручки по ладошке левой ручки)
Сто гвоздей заколочу. (поменять ручки)
Буду строить дом, дом, (поочередно ставить кулачок на кулачок)
Будем жить в нем, в нем. (над головой изобразить крышу ладонями)
4. Координация речи с движением «Мы по городу шагаем». Импровизация движений.
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем.
Светофоры и машины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты.
«ТРАНСПОРТ НА УЛИЦАХ ГОРОДА»
1. Артикуляционная гимнастика
«Гудит пароход». Рот открыт. Губы в улыбке.
Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад,
спинку выгнуть. Длительно произносить звук «ы».
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы
не натягивались на зубы, кончик
2. Дыхательная гимнастика «Гудит поезд».
Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина.Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
3. Развитие мелкой моторики «Транспорт»
Будем пальчики сгибать,будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
4. Координация речи с движением «Машины»
На улице нашей (двигайтесь из одного конца комнаты в другой, держа в руках воображаемый руль)
Спешат грузовые, (двигайтесь в противоположную сторону)
Как будто живые.
1. Артикуляционная гимнастика
«Гребем веслом». Перемещать язык из
одного угла рта в другой.
2. Дыхательная гимнастика «Трубач».
Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
3. Развитие мелкой моторики «Профессии».
Доктор измерил температуру, Ребенок загибает или разгибает пальцы на руке,
А музыкант на флейте сыграл. перечисляя названия профессий.
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картину нарисовал.
Повар сварил очень вкусные щи.
Скорей пять профессий ты здесь отыщи.
4. Координация речи с движением «Строители»
Мы строгали, мы строгали доски гладенькие стали.
Мы пилили, мы пилили, чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком, прибивали молотком,
Получился птичий дом мы на улицу идем,
Высоко его прибьем, чтобы птички залетали, а котята не достали.
«МАМИНЫ ЗАБОТЫ О ДЕТЯХ»
1. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
— улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот,
облизывать языком верхнюю губу.
2. Дыхательная гимнастика «Каша»
— вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
3. Развитие мелкой моторики «Мамочка»
Мамочка, мамочка, любимая моя,
Ведь ты знаешь, мамочка, как я люблю тебя.
(Поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем то же на левой руке. Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить).
4. Координация речи с движением
Так тебя люблю я!
Я платок тебе дарю,
Вот как я тебя люблю!
Идут по кругу, взявшись за руки.
Останавливаются, прижимают руки к груди.
Протягивают руки вперед.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .
Дидактическая игра «Речевые дорожки» Для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в своей работе я использую игры для формирования слоговой структуры слов, навыка выделения.
Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.
Лета середина — собирай малину! Рецепт варенья — пятиминутки из малины Лета середина — собирай малину! Вот и настала середина лета. Созрела ароматная, яркая, сладкая и полезная ягода — малина. Ягода манит,.
Любимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.
Методическое пособие «Речевые кубики» Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры». Для детей с ОВЗ игровая деятельность.
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.
Рекомендации родителям. Речевые игры по дороге в детский сад Провести время с пользой можно по пути в детский сад. И сделать это можно, используя игры, которые направлены на развитие речи, логического.
Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра» СНЕЖНЫЙ КОМ» -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.
Речевые тренинги как форма работы с родителями ФОТООТЧЕТ На страницах своего блога я уже рассказывала о различных формах работы с родителями (творческая студия «ЛОГО-АРТ», родительские.
Источник