Комплекс ОРУ с фитболами для старшей группы
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)
Данный материал можно использовать на занятиях физкультурой, используя фитболы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oru_s_fitbolami.docx | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс ОРУ с фитболами для старшей группы
1. «Потянемся к солнышку»
И.П. – сидя на мяче, руки на бедрах;
1-2 – руки вверх, потянуться;
Мяч является опорой.
2. «Теплый дождь» (смочил землю, освежил траву и листья, поиграем с дождевыми каплями)
И. п. – сидя на мяче, руки на пояс;
1, 2, 3 вынести вперед прямую правую (левую) руку ладонью вниз, потрясти руками;
Мяч является опорой.
3.«Красочная радуга» (засияла, разными цветами радуга).
И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки в стороны, ладонями.
1 – наклон туловища вправо, левую руку поднять через сторону вверх и опустить ладонью на ладонь.
То же в левую сторону
Мяч является опорой.
4.«Растения оживают» (деревья, трава, цветы потянулись к солнышку).
И. п.: лежа (на спине) на мяче, руки опустить.
1-2 — сгибая ноги в коленном суставе, покачаться на мяче вперед-назад; 3 — и. п.
5. «Звери просыпаются» (потягиваются от долгого сна и стряхивают его остатки).
И.п. – стойка на коленях перед мячом;
руки на мяче 1-2-3 прокатиться на мяч, руки поставить перед мячом прогнуть спину;
4 – вернуться в и.п.
Мяч является препятствием.
6.«Нам весело» (выполняются прыжки).
И.П.- сидя на мяче, ноги врозь ;
легкие подпрыгивания на мяче с движениями рук в стороны — вверх с хлопком, с подъемом поочередно колен;
Мяч является опорой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека комплексов утренней гимнастики на весь учебный год. Один комплекс утренней гимнастики на неделю.
Комплекс 11. Ходьба и бег в колонне по одному на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег в рассыпную; Ходьба в колонне по одному. Упражнения без предметов 2. И. п.
Предлагаемые комплексы помогут детворе в короткий срок укрепить костно-мышечный корсет, и улучшить осанку. Разнообразные предметы оживят сам процесс выполнения.Непременное условие для достижения полож.
1.ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ.2.КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ.
Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы.
В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно ув.
Конспект по физической культуре с использованием фитболовв старшей группе: «Веселая тренировка».
Источник
Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом
Комплекс упражнений с мячом
1.
И.П.- стойка ноги врозь средняя, мяч перед грудью.
- наклон вперед, положить мяч на пол;
- выпрямиться, развести руки в стороны;
- наклон вперед, взять мяч;
- вернуться в И.П.
Выполнить 10 раз
Задание выполняется не сгибая колени при наклонах.
2.
И.П.: стойка, мяч вниз;
- мяч вверх, правая нога назад на носок;
- вернуться в И.П.;
- мяч вверх, левая нога назад на носок;
- вернуться в И.П.
Выполнить 8 раз
Задание выполняется с вытянутым носком при движении назад, руки прямые.
3.
И.П.: ноги врозь, мяч внизу.
- поворот вправо, одновременно ударить мячом о землю, поймать отскочивший мяч;
- вернуться в И.П.;
- поворот влево, одновременно ударить мячом о землю, поймать отскочивший мяч;
- вернуться в И.П.
Выполнить 5 раз в каждую сторону.
Задание выполняется с ударом мяча у пятки правой ноги.
4.
И.П.: широкая стойка ноги врозь, мяч вверх;
- наклон вперёд – вправо, положить мяч;
- стойка ноги врозь, руки вверх;
- наклон вперёд – вправо, взять мяч;
- вернуться в И.П.;
- наклон вперёд – влево, положить мяч;
- стойка ноги врозь, руки вверх;
- наклон вперёд – влево, взять мяч;
- вернуться в И.П.
Выполнить 8 раз.
Задание выполняется не сгибая колени при наклонах.
5.
И.П.: ноги на ширине ступни, мяч в одной руке.
Отбивать мяч об пол то правой, то левой рукой.
При выполнении задания не смотреть на мяч.
6.
И.П.: стойка, мяч вниз;
- выпад правой в сторону, мяч на грудь;
- вернуться в И.П.;
- выпад левой в сторону, мяч на грудь;
- вернуться в И.П.
Выполнить 12 раз
При выполнении задание туловище тела не сгибать, выпады делать глубже.
7.
И.П.: стоять боком к мячу, руки внизу.
- одновременно 2-мя ногами перепрыгнуть через мяч боком;
- то же самое, в другую сторону.
При выполнении прыжка ноги не сгибать.
8.
И.П.: стойка ноги на ширине плеч, мяч у груди.
- наклон вперёд;
- коснуться мячом правой ноги;
- коснуться мячом пола;
- коснуться мячомлевой ноги;
- вернуться в И.П.
Выполнить 5 раз
Задание выполняется не сгибая колени при наклонах.
9.
И.П.: узкая стойка ноги врозь, мяч вверх;
- мяч вперёд и махом правой коснуться носком мяча;
- вернуться в И.П.;
- мяч вперёд и махом левой коснуться носком мяча;
- вернуться в И.П.
Выполнить 8 раз
При выполнении задания мах выполняется прямой ногой, ногу опускать спокойно на пол.
Источник
Методическая разработка «Фитбол гимнастика для дошкольников»
Фитбол — гимнастика в физическом воспитании детей
Инструктор по физической культуре НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон», г. Москва
Сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе дошкольных образовательных учреждений. Ее успешное решение во многом зависит от внедрения современных средств оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним относится упражнения с применением физкультурного оборудования и инвентаря нового поколения, в том числе и с большими гимнастическими мячами – фитболами.
Разнообразные упражнения с фитболами обеспечивают целенаправленное и комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач .
Оздоровительные задачи занятий фитбол – гимнастикой направлены на следующее:
Формирование навыка правильной осанки.
Увеличение амплитуды движений в суставах и позвоночнике.
Укрепление крупных и мелких мышечных групп туловища и конечностей.
Расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.
Повышение активности сенсорных систем.
Тренировка вестибулярного аппарата.
Нормализация психоэмоционального состояния.
Наряду с оздоровительными задачами занятия фитбол- гимнастикой решают следующие образовательные задачи:
Обучение двигательным действиям с мячом.
Воспитание физических качеств.
Совершенствование координационных способностей и равновесия.
Целенаправленное воздействие на личность ребенка в процессе занятий фитбол – гимнастикой обеспечивает осуществление следующих разносторонних воспитательных задач:
Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.
Воспитание целенаправленной двигательной активности.
Развитие творческих способностей, грациозности и выразительности движений.
Средства фитбол-гимнастики, используемые в физическом воспитании детей
Гимнастические упражнения: — общеразвивающие упражнения — (это специально разработанные движения для рук, ног, шеи, туловища и других частей тела, которые выполняется с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме, темпе. )
— музыкально – ритмические упражнения – (это комплексы фитбол – аэробики, танцевальные движения и импривизации, элементы ритмики, хореографии, спортивных танцев. Структуру комплекса фитбол-аэробики составляют несложные физические упражнения, которые выполняются из разных исходных положений (стоя возде мяча, сидя и лежа на мяче, с мячом в руках и др.) без пауз для отдыха, в умеренном темпе, определяемом звучащей музыкой).
— динамические упражнения – ( сюда входит разновидности передвижений с мячом (ходьба, бег, прыжки и др.), специальные упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совершенствование двигательных способностей (силы, гибкости, координации, равновесия и др.))
Подвижные игры — ценнейшее средство разностороннего воспитания личности. В структуре занятий фитбол-гимнастикой занимает существенное место. К ним относится подвижные игры с мячом высокой и малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры-эстафеты.
подвижные игры высокой интенсивности сюжетного и бессюжетного характера с разнообразным двигательным содержанием: прыжками на фитболах, бегом, ходьбой и другими перемещениями с мячами и без них.
подвижные игры малой интенсивности: основное предназначение – восстановление пульса и дыхания после физической нагрузки. В их содержание включаются малоподвижные двигательные действия, связанные с упражнением равновесия или определенной позы в разных исходных положениях (сидя, лежа на мяче, с мячом в руках и др.), неактивные перемещения с мячом, игровые упражнения на дыхание и расслабления.
игры соревновательной направленности и игры – эстафеты предполагают выполнение индивидуальных или командных соревновательных действий с фитболом: бег и прыжки наперегонки, преодоление препятствий с мячом, ориентировка в пространстве и во времени и др. Такие игры совершенствуют приобретенные двигательные умения с фитболом в условиях состязаний, воспитывают волевые и нравственные качества детей – целеустремленность, настойчивость, чувство ответственности.
Музыкальное сопровождение стимулирует интерес к содержанию обучения, улучшает их эмоциональное состояние, способствует повышению работоспособности, а также более быстрому и точному овладению двигательными действиями. При выполнении упражнений с фитболами, музыка определяет темп и ритм, содействует грациозности и согласованности движений, положительно влияет на развитие слуха,
Освобождает педагога от счета. С помощью музыки при обучении двигательным упражнениям с фитболами можно ускорить процессы усвоения и закрепления двигательных умений, совершенствовать технику движений, оптимизировать физическую нагрузку посредством методического регулирования продолжительности нагрузки и отдыха. Воспитывают у детей временную ориентировку – способность двигаться в рамках определенного времени, соблюдать правила игры, согласовывая свои действия с музыкой и другими детьми.
Виды гимнастических мячей
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие виды гимнастических мячей, различающиеся по форме, диаметру, упругости, цвету:
фитболы с ручками (рожками) наиболее подходящие для занятий, так как они позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячами;
круглый гладкий мяч предназначен для обучения разнообразным гимнастическим упражнениям и подвижным играм, за исключением прыжковых движений;
овальный фитбол характеризует те же функциональные свойства, что и круглый, но он является более устойчивым за счет увеличенной площади поверхности касания с полом. Такие мячи подойдут для детей с недостаточным уровнем развития координации и функции равновесия;
фитболы в форме животных (дельфины, лошадок, оленей и др.) отличаются повышенной устойчивостью и безопасностью даже при выполнении прыжковых движений, рекомендуется детям раннего возраста;
массажные гимнастические мячи имеют неровную, в форме пупырышек, поверхность, поэтому, кроме нагрузки на мышцы, обеспечивают массажный эффект, улучшают обмен веществ и кровообращения.
Этапы обучения упражнениям с фитболами
1-й этап – элементарный
1)Познание ребенком физических свойств фитбола (упругость, масса, форма, цвет и др.) постепенно подготовить к обучению разнообразным по своим техническим особенностям гимнастическим упражнениям и подвижным играм с мячом
2)Прежде чем использовать мяч как динамическую опору, необходимо научить воспитанников принимать и сохранять оптимальное положение всех звеньев тела в исходное положении, сидя на неподвижном фитболе. Посадка считается правильной, если центр тяжести ребенка совпадает с центром тяжести мяча, спина прямая, ноги врозь, стопы параллельны и прижаты к полу. Немаловажное значение имеет соответствие диаметра мяча росту ребенка.
3)Простейшие динамические упражнения в исходных положениях сидя, лежа на мяче будут доступны и безопасны при условии достаточного уровня сформированности вестибулярной устойчивости и функции равновесия. Выполнение этих упражнений не создаст особых трудностей в том случае, если дети уже освоили посадку на неподвижном фитболе, сохраняя правильную осанку и не отрывая ног от пола.
4)Индивидуальная страховка предусматривает вариативное применение приемов поддержки и помощи со стороны педагога с целью предотвращения падения ребенка с фитбола. При организации коллективных занятий фитбол-гимнастикой приемы индивидуальной страховки ограничены по причине одновременного выполнения тех или иных физических упражнений группой детей. Поэтому большое значение имеет формирование у воспитанников с самых первых занятий навыков самостраховки.
5)Прыжковые упражнения основаны на правильной посадке на мяче и умение удерживать динамическое равновесие во всех фазах прыжка (отталкивании, полете, приземлении).
Средства фитбол-гимнастики: игровые предметно-манипулятивные действия с мячом (индивидуальные, парные) – прокатывание ,отбивание об пол, бросание, подбрасывание и др.; ходьба и передвижения с мячом из разных исходных положений; динамические упражнение в исходном положении сидя и лежа на неподвижном и подвижном мяче, прыжки на мяче; сюжетные подвижные игры для закрепления разученных движений и др.
1)Постепенное усложнение техники двигательных действий с мячом на основе разученных ранее простейших физических упражнений способствует эффективному освоению новых элементов фитбол-гимнастики, воспитанию физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости).
2)Покачивания на мяче из разных исходных положений, повороты и перевороты, изменения направления и скорости передвижения, выполнение комбинированных по своей структуре сложнокоординационных упражнений развивает способность ребенка свободно управлять отдельными частями своего тела и перемещать их в пространстве, согласовывать движения во времени и контролировать степень их правильности.
3)Коллективная согласованность двигательных действий при выполнении общеразвивающих или музыкально-ритмичных упражнений с фитболами обеспечивается в первую очередь четким и правильным выполнением движений в заданном темпе, ритме и направлении. Согласованность движений каждого ребенка с музыкой, с действиями всего коллектива обусловливается базовыми двигательными умениями и навыками, освоенными на второй этапе обучения.
Средства фитбол-гимнастики: индивидуальные и коллективные игровые упражнения и подвижные игры с использованием фитбола как предмета, который перемещают (прокатывают, подбрасывают, переносят и др.); как препятствия, которое преодолевают (обегают, перелезают, перешагивают и др.); как опоры, на которой прыгают, сидят, лежат и др.
1)Двигательные умения решается путем увеличения количества повторений знакомых детям упражнений с фитболами и доведения до необходимой степени совершенства индивидуальных особенностей техники.
2)Выполнение освоенных ранее физических упражнений в новых, непривычных условиях способствует выработке гибкого навыка. Применение таких методических приемов таких, как увеличение амплитуды и скорости движения, поточное выполнение упражнений с фитболами в различных связках и комбинациях, использование дополнительных предметов для усложнения техники двигательных действий с фитболами (набивных мешочков, мячей, лент и лр.), сочетание средств фитбол-гимнастики с элементами спортивных упражнений и спортивных игр (спортивной и художественной гимнастик, волейбол, футбол, баскетбол и др.), увеличивает вариативность гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами.
3)Как правило, богатый двигательный опыт ребенка запускает механизм его саморазвития, которые появляются в самостоятельном придумывании новых упражнений с фитболами, в умении гибко использовать приобретенные знания и умения, творчески применять их в зависимости от конкретных условий. Поэтому следует предоставлять каждому воспитаннику возможность самовыражения в двигательной деятельности, поддерживать и поощрять изобретение детьми интересных, порой оригинальных гимнастических и игровых упражнений с фитболами.
Средства фитбол-гимнастики: динамические упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совершенствование двигательных способностей ребенка; комплексы фитбол-аэробики и общеразвивающих упражнений, музыкально-ритмичные импровизации с мячами, подвижные игры с фитболами творческой направленности, креативные двигательные задания и др.
Рассмотренные этапы обучения дошкольников упражнениям с фитболами (элементарный, базовый, творческий) позволят специалистов грамотно определить эффективные средства и методы при организации физкультурно-физкультурных мероприятий с элементами фитбол-гимнастики.
Правила безопасности на занятиях фитбол- гимнастикой
В целях профилактики и травматизма, охраны жизни и здоровья детей на занятиях фитбол – гимнастикой рекомендуется соблюдать правила безопасности.
1.Грамотно планировать физкультурные занятия с элементами фитбол – гимнастики.
При планировании занятий необходимо предусмотреть: — схему расстановки фитболов с соблюдением необходимых зон безопасности; при поточном или фронтальном выполнении гимнастических упражнений с мячами рекомендуемое расстояние между занимающимися – не менее 1 – 1,5м;
— соответствие габаритов фитболов антропометрическим показателям детей; подбирать мяч каждому ребенку нужно по росту так, чтобы обеспечить при посадке на него угол не менее 90 между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой.
Условно, для детей 3-4 лет подойдут мячи диаметром 40-45 см, для детей 4-5лет – 45 -50 см, для детей 5-6лет — 50 – 55 см.
— качество спортивного инвентаря и оборудования, используемого на занятиях, в том числе и фитболов; выполнение гимнастических и прыжковых упражнений на плохо накаченном фитболе может привести к травмам. Оптимально накаченный фитбол сохраняет вибрационные свойства, имеет упругую плверхность, хорошо пружинит и не дает усадку.
2 . Проверить перед занятием отсутствие предметов, которые могут создать травм опасные ситуации.
Неровности пола, выбоины в паркете, расщепленные половицы могут повредить мяч. Не удовлетворяют требованиям безопасности при организации занятий фитбол – гимнастикой колонны и выступы, не обитые мягким материалом, излишне скученная расстановка оборудования в физкультурном зале.
3. Допускать к занятиям детей в облегченной, не стесняющей движений одежде, соответствующей температурному режиму помещения, и в спортивной обуви.
Отсутствие удобной нескользящей обуви может стать причиной падения с мяча, а в прыжковых движениях вызвать чрезмерную нагрузку на неокрепший свод стопы ребенка.
4. Осуществлять систематический инструктаж воспитанников по поводу правильной техники и мер безопасности при выполнении гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами.
Проводить такой инструктаж нужно непосредственно в процессе объяснения техники гимнастических упражнений и правил подвижных игр с мячами. Нелишним будет заранее предупредить детей о возможных падениях, столкновениях, травмах головы и конечностей в случае невыполнения ими инструкций педагога. Такие меры сконцентрируют внимание дошкольников, повысят их осторожность, а маси упражнения с фитболами принесут им только положительные эмоции.
5.Соблюдать методику проведения занятий с элементами фитбол – гимнастики и последовательность обучения упражнениям с фитболами.
Ошибки в методике проведения занятий связаны с нарушением их трехчастной структуры, отсутствием вводной или заключительной частей, неправильным обучением технике физических упражнений с фитболами. Строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения.
6.Обеспечить личную и взаимную страховку, учить детей приемам сам страховки, начиная с первых занятий.
Индивидуальная страховка очень важна, особенно при обучении сложно координационным упражнениям с фитболами. Не менее важно научить детей приемам безопасного падения с мяча из разных исходных положений:
— из исходного положения лежа на мяче на животе падать на бок, согнув ноги в тазобедренных и коленных суставах, а руки в локтях, приблизив их к туловищу, голову отклонить в сторону, противоположную падению;
— из исходного положения лежа на мяче на спине падать, взмахом руки разворачивая корпус вправо или влево, приземляясь сбоку от мяча в упор на полусогнутые руки и ноги.
— из исходного положения сидя на мяче падать на бок или вперед на руки, согнутые в локтевых суставах.
7. Определить объем и продолжительность физической нагрузки с фитболами в соответствии с интенсивностью выполняемых гимнастических упражнений и подвижных игр, индивидуальными и возрастными особенностями детей, их физическим состоянием.
Дозировка гимнастических упражнений с фитболами зависит от их сложности, от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Условное количество повторений для младшего дошкольного возраста – 3-4 раза, среднего – 4-5 раза, старшего – 5-6 раз.
При проведении подвижных игр высокой интенсивности с мячом очень важно грамотно регулировать физическую нагрузку, особенно прыжковую, вызывающую у детей на фоне эмоционального всплеска значительный прирост пульса. Следует помнить, что игровые действия с прыжками на мячах должны занимать в два – три раза меньше времени, чем в других подвижных играх с фитболами. Соответственно, интервалы отдыха между повторениями игр прыжкового характера необходимо увеличить.
8. Следить за тем, чтобы на одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорт.
Отрицательные эмоции при выполнении упражнений с фитболами (страх, тревога, неуверенность и др.) является причиной чрезмерного напряжения мускулатуры и ограничения амплитуды движения, что в свою очередь становится дополнительной
Предпосылкой к возникновению травматической ситуации. Поэтому одна из важных педагогических задач – вызвать у воспитанников повышенный интерес и положительные эмоции посредством увлекательной двигательной деятельности с мячами.
Методика проведения физкультурных занятий с элементами фитбол-гимнастики
Занятия с элементами фитбол-гимнастики отличаются от традиционных физкультурных спецификой применения ее средств. В этой связи целесообразно выделить следующие варианты провения физкультурных занятий с элементами фитбол –гимнастики.
1-й вариант занятий (с включением средств фитбол-гимнастики во вводную и основную части) предусматривает во вводной части использование фитболов в различных вариантах ходьбы и бега, музыкально-ритмичных движениях, несложных игровых упражнениях на внимание, подвижных игр малой и средней интенсивности. Размещение мячей на площадке (по кругу или периметр зала, в шахматном порядке и др.) обусловлено логикой их дальнейшего применения.
Не следует давать в разминке прыжки на мячах, так как физиологически организм детей еще не подготовлен к интенсивной физической нагрузке.
2-й вариант занятий (с включением средств фитбол – гимнастики в основную часть или основную и заключительную ) проводится с применением разных видов ходьбы и бега, динамических дыхательных упражнений во водной части; ору с предметами или без них в основной части. Далее в основной части можно использовать гимнастические упражнения с фитболами, а также совмещать их с другими двигательными действиями ( лазанием, прыжками, метанием и др.). Завершить основную часть занятия целесообразно подвижной игрой высокой интенсивности или игрой соревновательной направленности с фитболами. В заключительной части делается акцент на подвижных играх и игровых упражнениях малой интенсивности, упражнениях в расслабленной сидя, лежа на фитболе или без мяча.
3-й вариант занятий (с включением средств фитбол-гимнастики в содержание всех трех частей) опирается на комплексное применение гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами на протяжении всего занятия. Вводной части используются строевые, циклические упражнения, подвижные игры малой и средней интенсивности и другие с фитболами; в основной – комплексы фитбол –гимнастики или ОРУ, динамические упражнения на укрепление разных мышечных групп; в заключительной – упражнения с мячами на растягивание, расслабление, дыхательная гимнастика и др.
При подготовке к занятиям следует тщательно продумать способы организации детей (фронтальный, групповой, посменный, индивидуальный) в зависимости от решаемых задач, возраста и уровня физической подготовленности детей, а также от количества фитболов.
Таким образом, методика проведения занятий с элементами фитбол-гимнастики отличается от традиционных физкультурных спецификой применения ее средств, включающих гимнастические упражнения и подвижные игры с мячами.
1.Власенко Н.Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста. С-П., ДЕТСТВА-ПРЕСС, 2015.
Источник