- Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям
- Принципы обучения в физическом воспитании
- Понятие общих принципов
- Готовые работы на аналогичную тему
- Характеристика методических принципов
- Особенности специфических принципов
- 10.Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям.
- 11.Физические упражнения как специфические средства физического воспитания; содержание и форма.
Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям
Обучение в процессе физического воспитания основы-вается на следующих дидактических принципах: соз-нательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.
Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, разви-тие физических качеств во многом зависит от сознатель-ного отношения детей к занятиям.
Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения твор-чески решать поставленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.
Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.
Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнооб-разные наглядные приемы: показ упражнений, исполь-зование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.
Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий.. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий.
В процессе обучения и воспитания следует придержи-ваться правил: от известного к неизвестному, от просто-го к более сложному, от освоенного к неосвоенному. Индивидуальный подход, необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия.
Принцип систематичности. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.
Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспита-ния постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.
Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям.
Источник
Принципы обучения в физическом воспитании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Физическое воспитание – это одно из важнейших направлений обучения и воспитания детей, направленное на гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Реализация физического воспитания детей осуществляется на основании ряда педагогических принципов. Выделяют общие, методические (дидактические) и специфические принципы физического воспитания детей.
Принципы обучения в физическом воспитании – это базовые положения, которые регламентируют организацию и реализацию педагогического процесса, направленного на всестороннее физическое воспитание ребенка.
Понятие общих принципов
Общие принципы обучения в физическом воспитании отражают методику учебного процесса. К общим принципам относятсяследующие положения.
Всестороннее и гармоничное развитие личности. Данный принцип предполагает сочетание физического воспитания и обучения детей с задачами умственного, трудового и эстетического воспитания. То есть осуществление полноценного развития личности каждого ребенка в процессе физического воспитания.
Связь физического обучения и воспитания с жизненной практикой. Согласно данному принципу, физическое обучение и воспитание должно осуществлять подготовку детей к продуктивному труду, защите Родине, умению применять физические знания и навыки в повседневной жизни. Связь физического обучения с реальной жизнью – это не просто подготовка физически развитого члена общества, но и воспитание сильного и выносливого человека. В процессе физического воспитания педагог не просто развивает физические качества ребенка, но и формирует у него положительное отношение к занятиям физической культурой и спорту, тем самым вырабатывает потребность в ежедневных физических занятиях.
Готовые работы на аналогичную тему
Оздоровительная направленность физического воспитания и обучения. Данный принцип подразумевает, что физическая нагрузка в процессе физического воспитания детей, устанавливается в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. То есть занятия физической культурой должны быть направлены на развитие ребенка и ни в коем случае не навредить ему.
Характеристика методических принципов
Методические принципы обучения в физическом воспитании – это педагогические условия, которые должны соблюдаться педагогом в процессе организации учебной деятельности.
Данные методы определяют методику обучения в физическом воспитании, а также направлены на оптимизацию и эффективность учебного процесса.
К методическим принципам относятся:
- Принцип сознательности и активности. Эффективность занятий по физическому воспитанию и обучению во многом зависит от интереса со стороны детей. Во время занятий физической культурой дети должны не просто механически повторять движения и упражнения за педагогом, а проявлять активность в заучивании и выполнении движений (упражнений). Так же дети должны в полной мере понимать для чего они выполняют упражнения, на развитие каких навыков они направлены. Данный принцип внедряют в процесс физического обучения еще в детском саду.
- Принцип наглядности. Данный принцип направлен на то, что педагог в процессе обучения не просто объясняет последовательность и правильность выполнения упражнений, но и показывает их. Принцип наглядности подразумевает, что не только педагог может показывать правила и последовательность выполнения упражнений, но и сами дети (например, показ ранее изученных упражнений и движений). В таком случае задействованы все сенсорные системы ребенка и процесс физического воспитания и обучения будет более эффективным и плодотворным.
- Принцип доступности и индивидуализации. Согласно данному принципу задачи физического воспитания должны соответствовать возрастным и физическим особенностям детей. В том случае, если педагог дает слишком сложные упражнения, большую нагрузку, то это не просто оттолкнет ребенка от занятий, но и может привести к травматизму. Так же и слишком простые задания и упражнения могут быть не интересны ребенку и способствовать снижению мотивации к физическому воспитанию.
Особенности специфических принципов
Специфические принципы обучения в физическом воспитании выражают закономерности процесса физического воспитания ребенка.
К специфическим принципам относятся:
- Принцип последовательности и постепенности (динамичности). Данный принцип направлен на полноценное физическое развитие ребенка путем постепенной работы. Последовательность и постепенность подразумевают планомерное увеличение и объем нагрузок, усложнение техники упражнений, а также постепенное расширение технического и тактического арсенала. Динамичность предполагает, что увеличение физической нагрузки происходит постепенно, без резкого усложнения.
- Принцип систематичности. Согласно данному принципу физическое воспитание представляет собой непрерывный педагогический процесс, в реализации которого все занятия находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые в рамках детского сада или школы занятия, а также дополнительные тренировки должны осуществляться непрерывно, с учетом закономерности привыкания организма ребенка к нагрузкам. Весь процесс обучения в физическом воспитании – это система занятий, которая регламентируется учебным планом, программой, расписанием и т.д.
- Возрастная адекватность направлений физического воспитания. Данный принцип предусматривает организацию процесса физического воспитания детей с учетом их возрастных и физиологических возможностей. Например, недопустимо реализовать программу физического воспитания, разработанную для детей школьного возраста с детьми дошкольного возраста. То есть, предложенные упражнения и задания, должны быть адекватны возрасту детей и соответствовать возрастным задачам обучения в физическом воспитании.
Таким образом, принципы обучения в физическом воспитании представлены системой принципов, которые находятся между собой во взаимосвязи. Педагог, при организации учебного процесса, направленного на физическое воспитание детей должен опираться на все принципы, так как только в этом случае можно достичь желаемого эффекта.
Источник
10.Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям.
Обучение в процессе физического воспитания основы-вается на следующих дидактических принципах: соз-нательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.
Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, разви-тие физических качеств во многом зависит от сознатель-ного отношения детей к занятиям.
Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения твор-чески решать поставленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.
Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.
Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнооб-разные наглядные приемы: показ упражнений, исполь-зование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.
Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий.. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий.
В процессе обучения и воспитания следует придержи-ваться правил: от известного к неизвестному, от просто-го к более сложному, от освоенного к неосвоенному. Индивидуальный подход, необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия.
Принцип систематичности. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.
Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспита-ния постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.
Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям.
11.Физические упражнения как специфические средства физического воспитания; содержание и форма.
Основным специфическим средством физического вос-питания являются физические упражнения.
Физические упражнения – такие двигательные дейст-вия (и их совокупности), которые направлены на реали-зацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям (физическое – характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени; упражнение – направленная повторность действия с целью воздействия на свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия).
Содержание– целевое назначение упражнения, общая форма движений. Обуславливает их оздоровительное значение (приспособление организма, улучшение показателей здоровья, воспитание физических качеств, что улучшает физическое развитие); образовательную роль (учатся управлять своими движениями, овладевают двигательными умениями и навыками); влияние на личность (морально-волевые качества).
Форма ФУ – определенная упорядоченность и согласованность процессов и элементов содержания физического упражнения. В форме ФУ различают внеш-нюю и внутреннюю структуру. Внутренняя структура ФУ обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организ-ме во время данного упражнения. Внешняя структура ФУ – его видимая форма, характеризующаяся соотно-шением пространственных, временных и динамических параметров движений.
Содержание и форма тесно взаимосвязаны между собой.
Техника физических упражнений — это способ выпол-нения движения, с помощью которого решается двигательная задача. Техника физических упражнений совершенствуется под воздействием систематических тренировок.
В технике физических упражнений выделяют основу, определяющее звено и детали.
Основа техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи.
Определяющее звено техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).
Детали техники — второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники.
Основные виды классификации физических упражнений.
В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.
1.По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным обра-зом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.
2.По их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гомнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.)
3.По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств:
а)скоростно-силовые виды упражнений, характеризу-ющиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания т.п.);б)упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);в)упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках т.п.);г)упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, срортивные игры, борьба, бокс, фехтование).4.По признаку биомеханической структуры движения:а)циклические (бег);б)ациклические;в)смешанные упражнения.5.По признаку физиологических зон мощности:а)максимальной мощности;б)субмаксимальной мощности;в)большой мощности;г)умеренной мощности6.По признаку спортивной специализации:а)соревновательные;б)специально подготовительные;в)общеподготовительные.
Источник